« Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)»
Характеристика группы
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
3. Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно и количественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
4. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается :
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами.
в) трудности формирования в формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы.
III. Психологические особенности:
1. Неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость (п/о).
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно – логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
· Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
· узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
· отличать нормированное произнесение от ненормированного;
· осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
· принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
· варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
2. Развитие и совершенствование лексического запаса и грамматического строя речи:
· уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
· уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями , связью слов в предложении, моделями предложений различных грамматических конструкций.
3. Формирование связной речи:
· развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
· установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мыслей в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
· устойчивости внимания;
· наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
· способности к запоминанию;
· способности к переключению;
· навыков и приёмов самоконтроля;
· познавательной активности;
· произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
· планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
· контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
· работа в определённом темпе (умения быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
· применение знаний в новых ситуациях;
· анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
· умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; починять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
· умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
· умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
· умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
· ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
· ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
· ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
· применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
· употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
· обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;
· пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
· развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
· проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
· соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т. п.);
· составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Тематическое планирование логопедических занятий
Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.