Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 « Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)»

Характеристика группы

       Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

  1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
    1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искажённых звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
    2. Недостаточная сформированность (в более тяжёлых случаях – несформированность) фонематических процессов.

· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

  II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

3. Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно и количественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

4. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается :

       а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.

       б) трудности овладения учебными понятиями, терминами.

       в) трудности формирования в формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы.

III. Психологические особенности:

1. Неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость (п/о).

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно – логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. 

· Следствие:

                   а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

                   б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).

 

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:

· узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

· отличать нормированное произнесение от ненормированного;

· осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

· принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

· варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

2. Развитие и совершенствование лексического запаса и грамматического строя речи:

· уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

· уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями , связью слов в предложении, моделями предложений различных грамматических конструкций.

3. Формирование связной речи:

· развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и  смысловой культуры высказывания;

· установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мыслей в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

· устойчивости внимания;

· наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

· способности к запоминанию;

· способности к переключению;

· навыков и приёмов самоконтроля;

· познавательной активности;

· произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

· планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

· контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

· работа в определённом темпе (умения быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

· применение знаний в новых ситуациях;

· анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

· умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; починять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

· умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

· умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

· умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

· ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

· ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

· ответы двумя – тремя  фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

· применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

· употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

· обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;

· пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

· развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

· проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

· соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т. п.);

· составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

 

 

Тематическое планирование логопедических занятий

Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.