Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз

«Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) или общим недоразвитием

 речи (ОНР)»

Характеристика группы

       Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

  1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
    1. Дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющиеся на одну - две фонетические группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших коррекционное обучение в дошкольном возрасте или в 1 классе, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
    2. Недостаточная сформированность фонетико-фонеиатических процессов.

· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

  II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно и количественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

       а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.

       б) трудности овладения учебными понятиями, терминами.

       в) трудности формирования в формулировании собственных мыслей в процессе    учебной работы.

III. Психологические особенности:

1. Неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость (п/о).

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно – логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. 

· Следствие:

                   а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

                   б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).

 

 

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие и совершенствование лексического запаса и грамматического строя речи:

· уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

· уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных грамматических конструкций.

3. Формирование связной речи:

· развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и  смысловой культуры высказывания;

· установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мыслей в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

· устойчивости внимания;

· наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

· способности к запоминанию;

· способности к переключению;

· навыков и приёмов самоконтроля;

· познавательной активности;

· произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

· планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

· контроль  за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

· работа в определённом темпе (умения быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

· применение знаний в новых ситуациях;

· анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

· умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; починять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

· умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

· умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

· умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

· ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

· ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

· ответы 2 – 3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

· применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

· употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

· обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;

· пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

· развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

· проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

· соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т. п.);

· составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

 

 

Характеристика группы

       Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

  1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
    1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искажённых звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
    2. Недостаточная сформированность (в более тяжёлых случаях – несформированность) фонематических процессов.

· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

  II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

3. Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно и количественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

4. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается :

       а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.

       б) трудности овладения учебными понятиями, терминами.

       в) трудности формирования в формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы.

III. Психологические особенности:

1. Неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость (п/о).

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно – логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. 

· Следствие:

                   а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

                   б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).

 

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:

· узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

· отличать нормированное произнесение от ненормированного;

· осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

· принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

· варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

2. Развитие и совершенствование лексического запаса и грамматического строя речи:

· уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

· уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями , связью слов в предложении, моделями предложений различных грамматических конструкций.

3. Формирование связной речи:

· развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и  смысловой культуры высказывания;

· установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мыслей в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

· устойчивости внимания;

· наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

· способности к запоминанию;

· способности к переключению;

· навыков и приёмов самоконтроля;

· познавательной активности;

· произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

· планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

· контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

· работа в определённом темпе (умения быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

· применение знаний в новых ситуациях;

· анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

· умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; починять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

· умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

· умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

· умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

· ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

· ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

· ответы двумя – тремя  фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

· применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

· употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

· обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;

· пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

· развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

· проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

· соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т. п.);

· составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

 

 

Тематическое планирование логопедических занятий

Группы № 6 А, 6 Б.

Общее количество занятий:

Количество занятий в неделю: 2

 

Задачи коррекционной работы:

 

v преодоление отклонений в речевом развитии (формирование и упорядочивание языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

v восполнение пробелов в знаниях программного материала по русскому языку, обусловленных отставанием в развитии устной речи;

v осуществление коррекционно-воспитательного воздействия с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе;

v уточнение, активизация и обогащение словаря новой лексикой, включающей в себя различные части речи, уяснение семантики слова, его конкретного и обобщающего значения, овладение способами словообразования и словоизменения;

v восполнение пробелов в формировании грамматического строя речи;

v формирование полноценных фонематических представлений;

v овладение навыками языкового анализа и синтеза слов (звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов);

v развитие связной речи;

v овладение определёнными моделями синтаксических конструкций;

v развитие зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти, наблюдательности по отношению к языковым явлениям;

v развитие пальцевой и артикуляционной моторики;

v совершенствование словесно-логического мышления, умения мыслить, сравнивать и обобщать;

v обучение умению контролировать свою и чужую речь;

v развитие способности к переключению, умению работать в определённом темпе;

v развитие способности к запоминанию;

v воспитание аккуратности при работе в тетради;

v поощрение и развитие умения работать в коллективе, уважения к своим товарищам;

v формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.

 

 

Тематическое планирование логопедических занятий

Группа № 7А, 7 Б.

Общее количество занятий:

Количество занятий в неделю: 3

 

Задачи коррекционной работы:

 

v преодоление отклонений в речевом развитии (формирование и упорядочивание языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

v восполнение пробелов в знаниях программного материала по русскому языку, обусловленных отставанием в развитии устной речи;

v осуществление коррекционно-воспитательного воздействия с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе;

v уточнение, активизация и обогащение словаря новой лексикой, включающей в себя различные части речи, уяснение семантики слова, его конкретного и обобщающего значения, овладение способами словообразования и словоизменения;

v восполнение пробелов в формировании грамматического строя речи;

v формирование полноценных фонематических представлений;

v овладение навыками языкового анализа и синтеза слов (звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов);

v развитие связной речи;

v овладение определёнными моделями синтаксических конструкций;

v развитие зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти, наблюдательности по отношению к языковым явлениям;

v развитие пальцевой и артикуляционной моторики;

v совершенствование словесно-логического мышления, умения мыслить, сравнивать и обобщать;

v обучение умению контролировать свою и чужую речь;

v развитие способности к переключению, умению работать в определённом темпе;

v развитие способности к запоминанию;

v воспитание аккуратности при работе в тетради;

v поощрение и развитие умения работать в коллективе, уважения к своим товарищам;

v формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.

 

 

Тематическое планирование

У учащихся 1-х классов.

Группа № 1-2 А, 1-2 Б

Общее количество занятий:

Количество занятий в неделю: 2

 

Задачи коррекционной работы:

v Сформировать у детей-логопатов полноценные предпосылки к овладению ими правильным произношением;

v Осуществлять коррекционно-воспитательное воздействие в соответствии индивидуальных особенностей ребёнка;

v Формировать полноценные фонетические представления;

v Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

v Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;

v Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи;

v Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас;

v Развивать связную речь (умение пересказывать услышанное, прочитанное, диалогическая речь, составление рассказов по сюжетным картинкам и др.).

v Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

v Развивать пальцевую (мелкую) моторику;

v Совершенствовать словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать;

v Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе;

v Развивать способность к запоминанию;

v Прививать навыки контроля за своей и чужой  речью;

v Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

 

 

Тематическое планирование

Группа № 3А, 3Б.

Общее количество занятий:

Количество занятий в неделю: 2

 

Задачи коррекционной работы:

v Сформировать у детей-логопатов полноценные предпосылки к овладению ими правильным произношением;

v Осуществлять коррекционно-воспитательное воздействие в соответствии индивидуальных особенностей ребёнка;

v Формировать полноценные фонетические представления;

v Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

v Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;

v Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи;

v Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас;

v Развивать связную речь (умение пересказывать услышанное, прочитанное, диалогическая речь, составление рассказов по сюжетным картинкам и др.).

v Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

v Развивать пальцевую (мелкую) моторику;

v Совершенствовать словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать;

v Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе;

v Развивать способность к запоминанию;

v Прививать навыки контроля за своей и чужой  речью;

v Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

 

 

Тематическое планирование

Группа № 4 А, 4 Б.

Количество занятий в неделю: 1 - 2

 

Задачи коррекционной работы:

v Сформировать у детей-логопатов полноценные предпосылки к овладению ими правильным произношением;

v Осуществлять коррекционно-воспитательное воздействие в соответствии индивидуальных особенностей ребёнка;

v Формировать полноценные фонетические представления;

v Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

v Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;

v Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи;

v Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас;

v Развивать связную речь (умение пересказывать услышанное, прочитанное, диалогическая речь, составление рассказов по сюжетным картинкам и др.).

v Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

v Развивать пальцевую (мелкую) моторику;

v Совершенствовать словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать;

v Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе;

v Развивать способность к запоминанию;

v Прививать навыки контроля за своей и чужой  речью;

v Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

 

Тематическое планирование

Группа № 5А, 5 Б.

Общее количество занятий:

Количество занятий в неделю: 2

 

Задачи коррекционной работы:

v Осуществлять коррекционно-воспитательное воздействие, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка;

v Сформировать у детей-логопатов полноценные предпосылки к овладению ими правильным произношением;

v Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи детей;

v Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

v Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;

v Развивать связную речь (умение строить правильные предложения, давать полные ответы, пересказывать услышанное, прочитанное, развитие умения строить диалог, составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картин и др.).

v Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас, развивать практическое умение пользоваться им, учить способам образования новых слов при помощи приставок и суффиксов, учить подбору однокоренных слов, синонимов, антонимов, знакомить с явлениями омонимии и многозначности слов и др.;

v Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

v Совершенствовать словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать;

v Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе;

v Развивать способность к запоминанию;

v Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев, ручную умелость;

v Прививать навыки работы в коллективе, развивать дисциплинированность и аккуратность;

v Прививать навыки контроля за своей и чужой  речью;

v Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

 

Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз

«Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) или общим недоразвитием

 речи (ОНР)»

Характеристика группы

       Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

  1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
    1. Дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющиеся на одну - две фонетические группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших коррекционное обучение в дошкольном возрасте или в 1 классе, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
    2. Недостаточная сформированность фонетико-фонеиатических процессов.

· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

  II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно и количественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

· Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

       а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.

       б) трудности овладения учебными понятиями, терминами.

       в) трудности формирования в формулировании собственных мыслей в процессе    учебной работы.

III. Психологические особенности:

1. Неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость (п/о).

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно – логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. 

· Следствие:

                   а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

                   б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).

 

 

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие и совершенствование лексического запаса и грамматического строя речи:

· уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

· уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных грамматических конструкций.

3. Формирование связной речи:

· развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и  смысловой культуры высказывания;

· установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мыслей в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

· устойчивости внимания;

· наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

· способности к запоминанию;

· способности к переключению;

· навыков и приёмов самоконтроля;

· познавательной активности;

· произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

· планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

· контроль  за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

· работа в определённом темпе (умения быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

· применение знаний в новых ситуациях;

· анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

· умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; починять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

· умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

· умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

· умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

· ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

· ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

· ответы 2 – 3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

· применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

· употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

· обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;

· пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

· развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

· проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

· соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т. п.);

· составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.