Заметно изменилась и политика по отношению к Русской Православной церкви. Некоторое смягчение репрессий против духовенства и верующих произошло еще в 1939–1941 гг. в связи с начавшимся поворотом к национально-патриотическим традициям. Отказ от курса на окончательное уничтожение церкви был связан также с вхождением в состав СССР новых территорий. В Прибалтике и западных районах Украины и Белоруссии преобладали верующие, которых Советская власть в условиях военной опасности не хотела раздражать[353]. Кроме того, сотрудники НКВД сообщали, что преследования ведут не к изживанию религии, а лишь к распространению подпольных религиозных общин, контролировать которые было труднее, чем легальную церковь[354]. Однако в целом антирелигиозный курс сохранялся: продолжались, хотя и не так активно, как прежде, закрытие церквей и аресты священников, усиливалась атеистическая пропаганда в школах и вузах.
С началом Великой Отечественной войны церковь заняла патриотическую позицию. В проповедях и посланиях церковные иерархи призывали верующих защищать Родину, осуждали сотрудничество с оккупантами. Многие священники помогали партизанам. С другой стороны, лишения, потеря близких, опасность собственной гибели вызвали рост религиозности в стране. Власти не могли не учитывать, что на оккупированной немцами территории происходило массовое открытие ранее закрытых церквей.
В связи с этим в 1941 г. постепенно прекратились аресты духовных лиц, несколько десятков ранее репрессированных священников и архиереев были освобождены. Церкви возвратили несколько ранее закрытых храмов. Но решающие изменения произошли в 1943 г. В сентябре Сталин и Молотов приняли в Кремле трех митрополитов во главе с Местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским). Сталин дал согласие на избрание патриарха, издание церковного журнала, восстановление церковных учебных заведений, открытие приходов. При правительстве был создан Совет по делам Русской Православной церкви[355]. Через несколько дней в Москве состоялся епископский собор, избравший митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси[356]. Началось возрождение церкви. Были рукоположены новые архиереи, стали открываться приходы. Правда, государство стремилось сдерживать этот процесс. Из почти 13 тыс. ходатайств об открытии приходов в 1944–1945 гг. было удовлетворено лишь немногим более 700. Однако церкви пришлось дорого заплатить за относительную благосклонность режима.
Из заявления Поместного Собора Русской Православной церкви (1945 г.)
«Никогда в России православие не подвергалось систематическим преследованиям, никогда не было убийств христиан… Ничего этого не было… Антирелигиозная работа никогда не получала непосредственной поддержки правительства… Говорить о нетерпимости и преследованиях религии в СССР — это значит идти против истины».
Эта явная ложь (хотя и во спасение) предназначалась для заграницы. Власть, отнюдь не прекратившая подавление свободы совести, начала использовать патриархию как орудие государственной пропаганды.
Национальная политика
Обратившись к национальным ценностям и традициям, сталинский режим интерпретировал их в державно-имперском духе и не удержался от перехода к откровенному национализму и шовинизму. Подчеркивалось величие только русского прошлого. Упоминания о героических предках других народов многонационального Советского Союза объявлялись националистическими извращениями. Учебник «История Казахской СССР», вышедший в 1943 г., был назван «антирусским», а его авторы подверглись травле за критику колониальной политики царизма.
Киноповесть А. Довженко «Победа» была запрещена только потому, что все военнослужащие изображенной знаменитым режиссером и сценаристом воинской части оказались украинцами.
В 1942 г. Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) направило в Секретариат ЦК докладную записку, в которой отмечалось, что «в течение ряда лет во всех учреждениях искусства извращалась национальная политика партии», что выразилось в том, что «во главе учреждений русского искусства оказались нерусские люди (преимущественно евреи)…». Партийные пропагандисты возмущались также обилием статей о творчестве артистов-евреев, например Д. Ойстраха. Они настаивали на немедленном «частичном обновлении руководящих кадров в ряде учреждений искусства». В результате были смещены с должностей директор Московской консерватории А. Гольденвейзер, главный дирижер Большого театра С. Самосуд. Подобное же «обновление» коснулось редакций газет и киностудий. Так внимание к развитию русских национальных традиций обернулось чисткой по национальному признаку.
Коллективы Малого и Большого театров были обвинены в излишнем внимании к западному репертуару и недооценке отечественных пьес и опер. Их художественные руководители лишились своих постов. В главном идеологическом органе партии — журнале «Большевик» — в 1943 г. появилась статья, отрицающая влияние литературы, философии, искусства Западной Европы на русскую культуру.
В конце мая 1945 г. на приеме в честь советских военачальников Сталин провозгласил тост за русский народ, назвав его «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза», «руководящей силой в великом Советском Союзе». Сталину принадлежит и авторство формулировки «великий русский народ — старший брат всех народов СССР». Фактически уже в конце войны сталинский режим подчеркнуто противопоставлял русский народ другим народам страны, не сознавая, что тем самым он обостряет национальные отношения в стране и закладывает мину под единство государства.
Репрессированные народы
Высшим проявлением государственного шовинизма стали репрессии против целых народов. В 1941 г. была ликвидирована автономная республика немцев Поволжья. Все проживавшие в СССР немцы (1,5 млн. чел.) были выселены в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Большая их часть оказалась в лагерях и спецпоселениях так называемой трудовой армии.
В 1943–1944 гг. поголовному выселению в Казахстан и Среднюю Азию подверглись калмыки, карачаевцы, чеченцы и ингуши, балкарцы, крымские татары. Соответствующие автономные республики были ликвидированы. Из Крыма и Абхазии выселили болгар, греков, армян, турок, из Грузии — курдов и турок-месхетинцев. В общей сложности было выселено более миллиона человек. Власти не остановились даже перед тем, чтобы оторвать для массового переселения 40 тыс. столь необходимых фронту вагонов. Депортации подверглись в основном старики, женщины и дети, поскольку большинство мужчин было на фронте.
Выселение производилось варварски: ночью или на рассвете части НКВД окружали селение, и, дав на сборы час-два, грузили испуганных, растерянных людей в грузовики, или гнали пешком к железнодорожной станции, где уже стояли товарные поезда. Трагедия чеченского аула Хайбах до боли напоминает гибель Хатыни: 600 стариков, больных, беременных женщин и матерей с грудными детьми, которым было не дойти по горной дороге до станции, сотрудники НКВД загнали в старую конюшню и сожгли живьем. Многие жители, отказавшись бросить родственников, вошли в конюшню добровольно. Тех, кто пытался вырваться из огня, расстреливали из пулеметов. Такая же участь постигла село Зумсой.
По подсчетам специалистов во время депортации от голода, антисанитарии, болезней погибли 22% чеченцев, 30% карачаевцев, 26% балкарцев, 15% калмыков, 9% ингушей, почти 46% крымских татар. Быстрее других погибали дети и старики. На новых местах депортированные направлялись в спецпоселения, где трудились в каторжных условиях. Мужчин увольняли из армии, лишали заслуженных наград и направляли в трудовую армию. За побег полагалось 25 лет заключения. Именно тогда были заложены предпосылки многих кровавых конфликтов, потрясающих современную Россию.
Война и авторитет режима
Великую Отечественную войну выиграл советский народ, принесший на алтарь Победы неисчислимые жертвы. Но плодами Победы воспользовались, в первую очередь, Сталин и его режим. Мудрое сталинское руководство было объявлено главной причиной победы СССР. Сталин превратился в великого полководца, автора и вдохновителя всех побед Красной Армии. Одержанная победа стала самым главным, самым устойчивым основанием культа личности вождя. Писатель-фронтовик Ф. Абрамов с горечью констатировал: «Опьяненные победой, зазнавшиеся, мы решили, что наша система идеальная… и не только не стали улучшать ее, а, наоборот, стали еще больше догматизировать».
Должно было пройти еще очень много времени, чтобы смог прозвучать жесткий приговор: победа в войне была одержана не благодаря, а вопреки Сталину и сталинизму.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем заключались и чем были вызваны происшедшие во время войны изменения в официальной идеологии?
2. Охарактеризуйте взаимоотношения Советского государства и Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны.
3. Как вы считаете: можно ли было избежать обострения межнациональных отношений, одновременно усиливая внимание к национально-патриотическим традициям? Что для этого нужно было сделать?
АПОГЕЙ СТАЛИНИЗМА
Нету в этом мире виноватых:
Тьма находит вдруг на государство,
И ликуют орды бесноватых,
И бессильно всякое лекарство.
И. Губерман
§55. Международные отношения и внешняя политика СССР после войны[357]
Поворот к «холодной войне»
В ходе Великой Отечественной войны Советский Союз понес колоссальные людские и экономические потери, но его военное и политическое могущество, авторитет в мире неизмеримо увеличились. Коммунистические партии в ряде западноевропейских стран вошли в правительства.
Если во время войны союзники старались преодолевать разногласия во имя общей борьбы с фашизмом, то после крушения гитлеризма основа для единства стран — участниц антигитлеровской коалиции исчезла, сменившись взаимным недоверием и подозрительностью.
Противостояние Советского Союза и западных держав проявилось уже в сентябре 1945 г. Англия и Америка отказались обсуждать мирные договоры с бывшими союзниками Германии — Румынией и Болгарией, пока там не будут проведены свободные выборы и сформированы демократические правительства. СССР расценил эти требования как стремление Лондона и Вашингтона привести к власти в Восточной Европе антисоветские силы. Столкновение из-за Болгарии и Румынии и стремление Советского Союза установить коммунистический режим в Польше окончательно убедило Запад в том, что Москва считает Восточную Европу сферой своего господства.
· Почему вопрос о свободных выборах в странах Восточной Европы вызвал столь резкие разногласия между недавними союзниками?
Крайнее недовольство западных политиков вызвала и советская политика на Ближнем и Среднем Востоке. На Потсдамской конференции Сталин предъявил территориальные претензии к Турции[358] и настаивал на совместной советско-турецкой обороне черноморских проливов. Даже Молотов признавал впоследствии, что «это было несвоевременное, неосуществимое дело». По его словам, «в последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал — Дарданеллы!». Попытки нажима на Турцию продолжались до 1947 г. Не меньшее раздражение Запада вызвала помощь СССР коммунистическим повстанцам в Греции.
В Потсдаме Сталин предложил также ввести режим опеки над колониальными владениями Италии. Получив мандат на управление частью итальянских владений, СССР смог бы создать плацдарм на Средиземном море и в Восточной Африке.
Другой конфликт возник вокруг Ирана. В то время, как английские войска покинули эту страну по окончании войны, вывод советских войск задерживался. В иранском Азербайджане и Курдистане при поддержке СССР были провозглашены автономии, отказавшиеся подчиняться тегеранским властям, начался раздел земли между крестьянами. Великобритания и США усмотрели в этих событиях подготовку СССР к разделу Ирана и захвату позиций на нефтеносном Среднем Востоке. Запад даже вынес иранский вопрос на рассмотрение ООН. Со стороны США последовала негласная угроза применить ядерное оружие, если СССР не будет уважать территориальную целостность Ирана. (В то время США были единственной страной, располагавшей ядерным оружием).
· О чем свидетельствует политика СССР в Средиземноморье и на Ближнем Востоке?
В разгар иранского кризиса в марте 1946 г. бывший английский премьер-министр У. Черчилль выступил в американском городе Фултоне с речью, утверждая, что Советский Союз насаждает в Восточной Европе прокоммунистические тоталитарные режимы. В присущей ему образной манере Черчилль заявил, что Москва перегородила Европу «железным занавесом». Он говорил: «Я не верю в то, что Советская Россия жаждет войны. То, чего они хотят,— это плодов войны и безграничного распространения своей власти и своих доктрин».
Для противодействия этому Черчилль призывал установить прочный союз Великобритании и США: «Если население Содружества наций, говорящее на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил».
В дальнейшем, считал Черчилль, угрозе советской экспансии следовало противопоставить общеевропейское единство, «от которого не может быть отлучена ни одна страна». Это означало призыв включить Германию в западную систему безопасности.
Конечно, речь отставного политика не могла считаться выражением официальной позиции Лондона и Вашингтона, тем более, что и президент Трумэн, и лейбористское правительство Англии отмежевались от заявлений Черчилля. Тем не менее, Сталин реагировал весьма болезненно. Он утверждал, что «установка г. Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР». Впоследствии советские авторы рассматривали речь Черчилля в Фултоне как объявление «холодной войны» Советскому Союзу.
· Согласны ли вы с тем, что речь Черчилля означала призыв к войне против СССР?
Угрозу применения атомного оружия Сталин комментировал внешне спокойно, заявив, что атомные бомбы «предназначены для устрашения слабонервных». Тем не менее, в 1946 г. советские войска были выведены из Ирана и Маньчжурии. При этом Тегерану были навязаны соглашения об автономии иранского Азербайджана и о совместной с СССР разработке нефтяных месторождений в северном Иране. В ответ вдоль ирано-иракской границы развернулись британские части. В конце 1946 г. иранские власти ввели войска в Курдистан и иранский Азербайджан и ликвидировали автономии. Вслед за тем было расторгнуто советско-иранское соглашение по добыче нефти.
· Оцените исход иранского кризиса. Как вы думаете, почему он оказался именно таким?
В Америке на протяжении 1946–1947 гг. постепенно складывалось убеждение, что политика СССР носит агрессивный и экспансионистский характер, причем враждебность к демократическим странам стала рассматриваться как неотъемлемое свойство советской политической системы. Отсюда следовал вывод, что Москве следует дать понять «в первую очередь дипломатическими средствами, а если придется, то и при помощи военной силы, что ее нынешний внешнеполитический курс может привести Советский Союз только к катастрофе».
· Насколько обоснованной была, по-вашему, такая оценка советской внешней политики?
В марте 1947 г. Трумэн обратился к Конгрессу с просьбой санкционировать американскую помощь Греции и Турции. В своем выступлении президент США провозгласил так называемую «доктрину сдерживания». «Холодная война» между недавними союзниками стала свершившимся фактом.
· Как вы считаете: можно ли было избежать развязывания «холодной войны» во второй половине 40-х гг.? Если нет, то почему? Если да, то что для этого нужно было сделать?
План Маршалла
В июне 1947 г. государственный секретарь США Дж. Маршалл выдвинул план оказания экономической помощи (кредитами и товарами) пострадавшим от войны странам Европы[359]. Страны, принимающие помощь, должны были сообщить данные о состоянии своей экономики, валютных резервах, планах использования получаемых средств. На основании этих сведений Конгресс США принимал решение о масштабах помощи. Распределением помощи должен был ведать специальный комитет во главе с американским администратором. Маршалл утверждал: «Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса».
С просьбой о предоставлении помощи по плану Маршалла обратились не только западноевропейские государства, но и ряд стран Восточной Европы. Советский Союз первоначально также проявил заинтересованность в получении кредитов. Однако советское руководство не устроили предложенные условия. Ввиду того, что Москва объявила о положительном балансе советского бюджета[360], американцы склонны были в обмен на кредиты потребовать от СССР помощи восточноевропейским странам сырьем и продовольствием. Но главное, Кремль отвергал передачу США информации о ресурсах получателей помощи или составление каких-либо экономических программ для стран, участвующих в плане Маршалла. По мнению советского руководства, американская помощь должна была предоставляться на основе заявок самих европейских стран[361].
ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ МОЛОТОВА НА СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН (лето 1947 г.):
«Становится все более очевидным для всех, что проведение в жизнь «плана Маршалла» будет означать подчинение европейских стран экономическому и политическому контролю со стороны США и прямое вмешательство последних во внутренние дела этих стран. Этот план является попыткой расколоть Европу на два лагеря и завершить… образование блока ряда европейских стран, враждебного интересам демократических стран Восточной Европы, и в первую очередь Советского Союза».
· Согласны ли вы с такой оценкой плана Маршалла?
В результате СССР отказался от участия в плане Маршалла и вынудил принять такое же решение Албанию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Финляндию, Чехословакию и Югославию. Особенно жесткое давление было при этом оказано на чехословацкое правительство, включавшее тогда не только коммунистов, но и представителей буржуазных партий. Вернувшись из СССР, глава внешнеполитического ведомства Чехословакии Я. Масарик, сын первого президента Чехословакии, с горечью сказал: «Я ехал в Москву как свободный министр, а вернулся как сталинский лакей». Западу не удалось с помощью плана Маршалла ослабить влияние СССР на его соседей. Но рухнули и надежды восточноевропейских стран укрепить свою экономику. Разрыв в уровне жизни между Западной и Восточной Европой стал быстро увеличиваться.
· Как вы считаете: главные причины отказа СССР от плана Маршалла связана с конкретными особенностями американских предложений или со стратегическими целями советской внешней политики?
Отказ СССР от участия в плане Маршалла стал еще одним крупным шагом на пути к расколу Европы и затяжной холодной войне[362], свидетельством советского стремления превратить страны Восточной Европы в своих сателлитов.
В сентябре 1947 г. на совещании представителей ряда зарубежных компартий секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов заявил, что в итоге Второй Мировой войны возникла новая расстановка сил на международной арене и сложились два лагеря: империалистический антидемократический во главе с США и антиимпериалистический, демократический во главе с СССР. Противостояние двух систем было закреплено официально.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.