МБУ ДОЛ «Чайка» Светлоярского муниципального района Волгоградской области¹
Муниципальное бюджетное учреждение детский оздоровительный лагерь «Чайка» Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Автор: Сержантова Олеся Анатольевна, заместитель директора МБУ ДОЛ «Чайка».
Сюда приходили люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно.
А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Введение
Детский оздоровительный лагерь «Чайка» Светлоярского района проводит обучающие занятия (занятия «Школы вожатых») для вожатых с 2011 года. Традиционно в феврале мы организуем на базе Светлоярского молодёжного центра «Электроник» торжественное мероприятие, посвященное открытию очередного учебного года в «Школе вожатых», на котором собираются друзья лагеря «Чайка» - активные дети, опытные вожатые и воспитатели, партнёры лагеря по воспитательной работе, представители власти. Учениками «Школы вожатых» становятся вожатые-новички, а также активные подростки 14-17 лет, планирующие в дальнейшем стать вожатыми. Занятия проходят два-три раза в месяц и заканчиваются вожатским обучающим сбором в последних числах мая, на которых собираются не только вожатые, но и воспитатели, а также другие педагоги лагеря. В сборах обязательно принимает участие организация-партнёр с лицензией на право ведения образовательной деятельности. В 2017 году впервые сбор стал двухдневным. Программу этого сбора мы представляем вашему вниманию.
Цель сбора: методическая и практическая подготовка вожатых к организации работы по воспитанию и оздоровлению детей и подростков в условиях лагеря.
Задачи:
- Разработать основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления детей в отряде.
- Способствовать развитию навыков работы с методической литературой.
- Развивать навыки игровой, спортивно-оздоровительной и оформительской деятельности.
- Подготовить к стрессовым ситуациям, к решению различных проблем.
________________
¹ © Сержантова О.А.
- Сплотить вожатский коллектив каждой смены.
- Помочь раскрыть каждому участнику творческие и организаторские способности.
- Познакомить с основными педагогическими принципами работы педотряда «Феникс».
- Познакомить с территорией лагеря, правилами и традициями, режимом дня, санитарными правилами и нормами.
Продолжительность сбора: 2 дня.
Участники сбора: вожатые и воспитатели, еще не имеющие опыта работы в ДОЛ «Чайка» или имеющие небольшой опыт работы (1-3 смены). Участниками сбора становятся как ученики «Школы вожатых», так и вожатые, и воспитатели, недавно написавшие заявление о приёме на работу в МБУ ДОЛ «Чайка».
Организаторы сбора:
- администрация МБУ ДОЛ «Чайка»;
- опытные участники педотряда «Феникс».
Всего участников и организаторов: 80 человек.
Приглашенные участники мероприятия: методист ГБДОУ «Зелёная волна» Е.А. Егорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ВГСПУ Н.И. Тихоненков, специалисты МУ "Городской оздоровительный центр для детей и молодежи "Орлёнок" - организация-партнёр с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Содержание программы. Этапы реализации
1. Подготовительный этап: апрель-май 2017 г. На этом этапе формируется группа «Организаторов», включающая в себя помимо представителей администрации лагеря также старших вожатых летнего сезона 2017 г., старшего воспитателя, опытных вожатых, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, звукооператора. Предполагается, что старший вожатый смены и 2 опытных вожатых становятся «вожатыми» для своего «отряда» - педагогического состава 1,2,3,4 смены. Так как в летнем сезоне 2017 г. в ДОЛ «Чайка» в каждой смене планировался свой старший вожатый, то такое деление было практически оправданным. Также из «Организаторов» выделялись «Педагоги» - те члены педагогического отряда, которые готовили практические и теоретические занятия для участников сбора на следующие темы:
- Наша миссия. Педагогические принципы и основные направления воспитательной работы ДОЛ «Чайка».
- Организация дня в ДОЛ «Чайка»
- Правила пребывания работников в ДОЛ «Чайка». Трудовая дисциплина. Этические правила общения педагогов. Нормы и требования техники безопасности.
- Особенности работы с родителями.
- Практикум для звукооператоров, ранее не работавших в ДОЛ «Чайка»: знакомство с аудио- и видеоаппаратурой лагеря.
- Подготовка творческого номера к общелагерному мероприятию.
- Технология проведения «Свечки».
- Практикум «Подвижные игры».
- Практикум «Устройство отрядного уголка».
- Механизм позиционирования вожатого.
- Обеспечение безопасности детей в детском оздоровительном лагере.
- Разрешение конфликтов в детском коллективе.
Инструкция для старших вожатых: Ваша задача - встретить вожатых и воспитателей своей смены, провести игры на знакомство, на создание комфортной обстановки, на раскрытие творческого потенциала, подготовить номер к вечернему мероприятию, провести свечку, провести отрядное дело, рассказать идею своей смены и объяснить мероприятия план-сетки. Сценарий отрядного дела, разработки свечек и игр на знакомство выложить в нашей группе «Школа вожатых» в соцсети «Вонтакте». Вечернее мероприятие планируем на тему "Вот оно какое, наше лето!". Идея для вечерки: инсценировать песню по теме смены. Еще обязательно готовим игры для костра и дискотеки. Какие еще интересные вещи можно рассказать новеньким вожатым? Какие флеш-мобы, фотоакции, игры провести? Ориентация всего сбора - в первую очередь на отрядные дела.
2. Основной этап. Проведение сбора.
Участники сбора становятся «детьми» и объединяются в отряды – четыре отряда по количеству смен – под руководством «вожатых» - старших вожатых и опытных членов педотряда.
План сбора
№ п/п | Время | Наименование мероприятия | Ответственный | Место проведения | Примечания |
Мая
Мая
По итогам сборов каждый участник получает: копилка форм отрядных дел (распечатка), «Вожатская копилка» на DWD-диске, памятки для трудоустройства и прохождения медицинского осмотра.
3. Заключительный этап. На этом этапе организаторы проводят анализ сбора. Вожатые отмечают, как отряд принимал участие в ходе сбора, активность каждого, выполнение поставленных целей и задач.
- Что удалось сделать?
- Каков результат совместной работы? Достигли ли поставленных целей и задач?
- Что не получилось и почему?
- Кому скажем «спасибо»?
- Что изменим и что добавим при организации и проведении вожатского сбора – 2018?
- Что или кто привлекли внимание?
- С какими проблемами можем столкнуться в работе летом? Как это предотвратить?
Ожидаемые результаты:
Участники сбора познакомься друг с другом, с территорией лагеря, с правилами, педагогическими принципами и традициями МБУ ДОЛ «Чайка». Почувствуют себя увереннее, раскроют свой творческий потенциал, получат возможность проявить свои организаторские способности. Смогут подготовиться к будущим сложным и проблемным ситуациям. Получат конкретные знания и умения, которые будут необходимы им в работе с детьми. Познакомятся с план - сеткой смены и получат необходимые объяснения старшего вожатого, смогут спланировать отрядные мероприятия. Приобретут практические навыки разных игр – от игр на знакомство до подвижных. Получат информацию, о том, где искать и как использовать методические материалы.
Приложение 1
Дата: 2019-03-05, просмотров: 349.