Развитие материальной и духовной культуры в эпоху палеолита и мезолита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поселения

Поселения состояли из землянок, выявлены остатки кострищ.
Хозяйство - рыболовство, охота, собирательство, разведение домашних животных (бык, свинья), земледелие (отпечатки зерен ячменя на керамике). Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают.
На поселениях днепро-донецкой культуры из Собачек и Среднего Стога выявлен даже домашний конь.



Керамика

К раннему периоду относятся остродонные горшки с растительной примесью в тесте. Поверхность покрыта гребенчатым или линейным штампом. Гребенка формирует горизонтальные ряды, елочные композиции, пунктиры. Венчики прямые или плавно сужаются: некоторые гофрированы, что указывает на принадлежность к развитому этапу этой культуры.
Днепро-донецкая керамика сходна с посудой западных субнеолитических культур: Эртебёлле, Свифтербантской и культур французского субнеолита – и отличается от кухонной утвари культуры линейно-ленточной керамики, распространившейся в ту эпоху по центральной Европе с Балканским неолитом..
Кремневые орудия - микролиты, топоры.

Средний период - расцвет культуры. Горшок приобретает профилированную форму - перегиб в верхней или средней части сосуда, выделяется венчик, появляется плоское дно; в тесте примесь песка; накольчатый орнамент покрывает всю поверхность сосуда (иногда и дно). Бытуют кремневые топоры, ножи, наконечники стрел и копий, сланцевые тесла, топоры, «челноки».



Погребения

Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно.
Появляются большие могильники (Дереивский - 161 погребение, Никольский - 83), не имеющие внешних признаков. Захоронения - коллективные (от 2 до 13 в одной могильной яме). Погребенные лежали в вытянутом положении на спине, засыпанные красной охрой; погребальный инвентарь составляют пронизки из камня, кости и раковин, пластины из клыков кабана, подвески из зубов оленя; в Никольском могильнике - медные изделия: кольцо, пронизки, золотая пластинчатая подвеска, топоры, ножи, наконечники копий, булавы (Нижневолжская культура, Культура боевых топоров, Ямная культура, Катакомбная культура.); керамика в могильниках отсутствует.

В Поднепровье, в области распространения днепро-донецкой культуры, на ряде памятников есть и материалы среднедонской культуры.

Завершающей стадией каменного века стала эпоха неолита (нового каменного века), которая охватывала VI-IV тыс. до. Н X и характеризовалась большими изменениями в экономике, вызванными истощением охотничьих х ресурсов, кризисом присваивающего и зарождением производящего хозяйства. Наряду с традиционными формами хозяйствования - охотой, рыболовством и собирательством - зарождаются и распространяются новые - скотоводство и земледелие. Процесс перехода от присваивающего форм хозяйствования к воспроизводящим был качественно новым этапом в истории человечества, современные ученые называют"неолитической революциейцією".


Энеолит

Качественно новым периодом развития первобытного общества стал медно-каменный век (энеолит), который в пределах Украины датируется IV-III тыс. до. Н X. В это время появляются первые металлические изделия - медные и золотые и. Основными занятиями населения становятся земледелие и скотоводство. Зарождается пашенное земледелие с использованием тягловой силы быка. Было изобретено колесо, а затем появился колесный транснспорт.

Развитие земледелия, скотоводства, ремесла и обмена привело к значительным изменениям в древнем обществе. Выполнять тяжелые физические работы мог преимущественно человек. Поэтому главная роль в семье переходит от м матери к отцу, родственные связи стали вестись по отцовской линии. Вместо матриархата постепенно утверждается патриархат. Родовая организация меняется соседской общиной. Хозяйственной основой ста а патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений родственников по отцовской линиилінії.

Среди энеолитических племен на территории современной Украины ведущее место занимали земледельческие племена трипольской культуры. Распространена на территории от. Верхней. Приднестровья и. Южной. Волыни в. Сере едньои. Приднепровья и. Причерноморья эта культура достигла наивысшего развития в течение IV-III тыс. до. Н X (известный украинский исследователь. М. Видейко, согласно данным радиоуглеродных анализов, датирует пе рший этап трипольской цивилизации 5400-4600pp до. Н X). Она была вершиной развитию энеолитических земледельческих общин в. Европе, мало чем уступая ранним цивилизациям. Древнего. Востока V-IV тыс. до. Н X. Название получила от исследованного конце XIX в украинских археологом. В. Хвойкой поселения вблизи с. Триполье на. Киевщинелля на. Київщині.

Образовалась Трипольская культура на основе древних автохтонных (греч. - местных, коренных) культур и неолитических культур. Балкано-Дунайского региона и несла в себе традиции первых земледельческих о отоцивилизации. Ближнего. Востока и. Южной. Европы. В Украине выявлено более тысячи памятников. Трипольской культуры. Они сгруппированы в трех районах: всего в. Средней. Приднестровье,. Надпрутти и. На дбужжи, меньше в. Приднепровьяині.

Племена трипольской культуры жили в поселениях, застроенных деревянно-глинобитными наземными сооружениями, расположенными преимущественно одним или несколькими концентрическими кругами. В основном это были родовые или племенные длительные поселения, насчитывавшие несколько десятков усадеб. Здания имели форму четырехугольника правильной формы. В землю убивали дубовые столбы, между которыми плели стены из хвороста, который вымазывали глу ной, сверху накрывали соломой или камышом. Крыша была двускатная, с отверстием для дыма, пол мазали глиной, посреди комнаты стояла большая печь, у которой располагали лежанки из глины. Стены и печь др. оде разрисовывалиували.

Известны также поселения-гиганты площадью от 150 до 450 га, которые насчитывали более 2 тыс жилищ. Здесь уже существовала квартальная застройка, многие дома строили двух-и даже трехэтажными. Фактически, это д древние протогорода со значительным количеством жителей, местами достигала 16-20тыс человек. В них сосредоточено экономическую жизнь, они были административными, военными, идеологическими ячейкамдками.

По мнению исследователей, трипольские поселения существовали лишь 50-80 лет, а затем их сжигали в связи с потерей плодородия почв и вырубкой окрестных лесов для нужд строительства и надровий. Поэтому д приходилось искать другой, еще никем не занятую, участок лесостепи и начинать все сначалау.

В основе общественного устройства трипольских племен лежали матриархальные, а впоследствии и патриархальные родовые отношения. Основным звеном трипольского общества была небольшая семья. Семьи объединялись в роды и, несколько родов составляли племя, группа племен образовывала межплеменные объединения, имевшие свои этнографические особенности. По разным подсчетам, численность населения трипольской культуры на территории современной Украины на протяжении IV тыс. до. Н X составляла от 0,4 до 2 млн осин осіб.

Основным занятием трипольцев было земледелие. Сеяли ячмень, просо, пшеницу, выращивали садово-огородные культуры. Пашню спушувалы деревянной мотыгой с каменным или костяным наконечником, позднее - ралом. Во время археологических раскопок трипольских поселений находили деревянные и костяные серпы с кремневыми вкладкой и каменные зернотерткы, на которых терли зерно на мукшно.

Определенного уровня достигло животноводство. Трипольцы разводили преимущественно большой и мелкий рогатый скот, свиней и частично лошадей. Как тягловую силу использовали быков, которыми пахали поля, их запрягали в повозки возможно санни.

Среди ремесел значительного развития достигли кожевничество (выделка кожи животных), кушнирство, прядение, ткачество. Трипольские племена впервые на территории Украины начали пользоваться изделиями из меди, освоили х холодное и горячее ковки и сварки меди. Очень высокого технического и художественного уровня достигло керамическое производство. Местные гончары совершенстве владели сложной технологией изготовления керамики, вж е зная гончарный круг, изготавливали огромное количество разнообразной посуды. Его украшали орнаментом белого, черного, красного и желтого цветов. Наряду с бытовым использовали и культовый по супосуд.

Найдено немало глиняных женских фигурок, создание которых связывали с религиозным культом, который пришел в Украину, очевидно, из. Малой. Азии и стал основой распространенного культа богини-матери. В селе. Кошилевцы эти на. Тернопольщине найдено уникальное изображение головы быка, на лобовой поверхности которого наколами воспроизведен силуэт женщины с поднятыми вверх руками, т.е. в позе, напоминающей изображение богоматери. Оран ты, известной в. Средиземноморье. Имея сложную систему орнаментов и знаков, трипольцы были очень близки к созданию письмма.

По этнографическим признакам трипольская культура очень близка и похожа на украинский частности, много ведущих мотивов трипольского орнамента до сих пор сохранились в украинских народных вышивках коврах, народной керамике, особенно в украинских пасхальных писанках. Жилье трипольской культуры очень напоминает украинскую сельскую хату XIX в. Наконец, основным занятием трипольцев, как и украинский, было земледелие. Все это дает основания утверждать, что население трипольской культуры стало праоснову украинский народроду.

Исследуя памятники трипольской и последующих культур,. В. Хвойка пришел к выводу о автохтонность жителей. Поднепровья. Это позволило выдвинуть и развить идею о поступательном этническое развитие украинской аинцив со времен трипольской культуры через скифские племена современным украинскимів.

Основными причинами упадка. Трипольской культуры, по мнению ученых, были изменение теплого и влажного климата на значительно засушливый, что делало невозможным эксплуатацию остатков экосистемы лесостепи в прежний шних масштабах, общая неразвитость материального производства и разрушительные внешние воздействия, в частности усиление степных племен ямной культуры, лесных племен в. Среднем. Поднепровье, некоторых племен культуры шаровидных амфор на. Волыни. В середине III тыс. до н е с распространением на ее территорию названных племен она прекратила свое существованиеання.

По энеолита воспроизводительное хозяйство получает распространение и в других регионах Украины, в частности. Степи и южной полосе левобережной. Лесостепи, где проживали скотоводческие племена. Наряду со скотоводством они активно занимались и рыболовством, охотой, собирательством, частично земледелием.

Через свой подвижно-оседлый образ жизни скотоводы почти не оставили поселений, поэтому основным источником для изучения их деятельности и быта являются погребальные памятники - многочисленные курганы, например. Мариупольский и могильник, и в настоящее время возвышаются в. Степи. Эти насыпи, отдельные из которых было окружено большими каменными плитами или деревянными бревнами, поставленными вплотную друг к другу по кругу, по мнению исследователей, с имволизувалы связь с предками, а через них - и связь с определенной территорией, прошлого с настоящим, были своеобразными храмами. Яркой особенностью скотоводческой культуры стала также каменная антропоморфная ск ульптура, в частности, менгир - удлиненный и установлен вертикально камень, издали напоминал человеческую фигуру. Со временем появились стелы с едва намеченными головой и плечами, иногда покрытые высеченными символическими знаками, сценами, орнаментомтом.

 

8. Приазовье и Подонцовье перекресток миграционных путей: кочевой мир великой степи

В раннем средневековье территория Подонцовья более, чем когда-либо раньше, напоминала огромный широкий коридор, по которому с IV по XIII в н.э. в Европу систематически двигались племена. Образ жизни и хозяйство этих народов не были одинаковыми. Одни из них только воевали (гунны, авары), другие были больше склонны к хозяйствованию - скотоводчеству, третьи - к оседлости, появлению поселений и даже городов. Наконец, у части кочевых племен возникали недолговременные протогосударства - тюркские каганаты.

Донецким степям всегда был присущ этнокультурный динамизм, но особенно интенсивным он стал с IV в., и связано это со вторжением гуннов. Вслед за гуннами в V-VI вв. в степях остановились кутригуры, оногуры, утигуры, которые в древних источниках называются гуннами (на самом деле это отколовшиеся от гуннов группы тюркоязычных протоболгар (праболгар)).

В VI в. в центральную Европу через этот же степной коридор из Средней Азии прошла аварская орда. В VII в. (635 г.) в Приазовье возникает первое "государство" кочевников Приазовская Булгария со столицей в бывшем античном городе Фанагория. Его возглавил каган Кубрат из рода Дуло. Знак рода Дуло, высеченный на камне, находится в экспозиции музея Луганского педуниверситета.

Одновременно с образованием Приазовской Булгарии на востоке между Доном и Волгой в Прикаспии в VII в. возникает еще одно государственное объединение - Хазарский каганат, во главе которого становится знаменитый род Ашина, враждующий с родом Дуло. Война между ними была неизбежна, и она началась вскоре после смерти кагана Кубрата в середине VII в. Двое из пяти его сыновей, Аспарух и Батбай, возглавили орды, на которые распалось "государство" Кубрата.

Аспарух сражался с хазарами мужественно, но Батбай бездействовал и подчинился воле Хазарии. Наше степное Подонцовье, как и соседние территории Приазовья, Верхнедонечье, вошло в западную часть (периферию) Хазарского каганата. В письме царя Хазарии Иосифа, датируемом X в., в частности, сообщается, что многочисленный народ, проживающий по Донцу, платит ему (царю) дань.

Аспарух, в единоборстве не выдержав натиска хазар и арабов, в 70-х гг. VII в. вместе со своей ордой откочевал на Дунай. Там возникла Дунайская Булгария, сегодняшняя Болгария. Итак, с середины VII в. и до середины X в. территория Подонцовья входила в Хазарский каганат. До VII в. на протяжении 300 лет в степях среднего Подонцовья достаточно часто происходила смена одних кочевых народов другими. Заметим, что здесь нет ни одного славянского поселения или могильника. В течение всего раннего средневековья и даже в поздние периоды (до XIV в.) мы не встречаем свидетельств присутствия славян в Подонцовье.

Среднее и Нижнее Подонцовье, безусловно, входит в великий пояс степей, начало которого в далекой Азии, а завершение - где-то за Днестром. В таком случае наш край мы рассматриваем как степной коридор, соединивший азиатские и европейские степные пространства.

Как и повсюду, в наших степях наблюдается огромное количество археологических памятников, в которых встречаются материалы раннего средневековья. В одних случаях они обнаружены в погребениях, в других - в виде тризны, в третьих - в виде случайных находок. Наш очерк о материалах раннего средневековья начнем с редких находок. В Эрмитаже, в зале "Искусство Древнего Востока", выставлены уникальные художественные произведения, найденные в нашей местности. Например, серебряный кувшин из с.Павловка Белокуракинского района, найденный в 1923 г. К сожалению, обстоятельства и условия его обнаружения не известны. Его высокие, стройные пропорции, широкая подставка, изящно изогнутая петлевидная ручка, барельефный орнамент по тулову, позолота изображений и другие признаки восточного искусства свидетельствуют о том, что сосуд был изготовлен в Иране при правлении династии Сасанидов в V в. н.э.

Второе уникальное художественное изделие Древнего Ирана - кувшин из серебра, датируемый VI в., с изображением четырех танцовщиц, который найден якобы в с.Лимаревка Беловодского района. Обстоятельства этой находки также неизвестны. Место современного хранения кувшина - Эрмитаж. Историки были в недоумении, размышляя, каким образом такие вещи оказались в донецких степях, с каким из кочевых народов шедевры древнего искусства Востока могли попасть в эти края. По нашему мнению, в решении этих вопросов может помочь изучение действующих в раннем средневековье международных торговых путей, в частности, Великий шелковый путь. Как показали исторические исследования, экономические контакты народов Европы и Азии продолжались без малого 1.000 лет. Начальный период действия Великого шелкового пути совпадает с периодом последней трети I в. до н.э. - первой четверти I в. н.э., а затем его функционирование уходит в раннее средневековье, в том числе с ним связана история городов Хазарского каганата, например, такого, как Саркел. Известно, что Великий шелковый путь - не прямая линия, соединившая Китай, Ближний Восток и европейское Средиземноморье. У него были ответвления; так, например, в первых веках нашей эры возникло северное, сарматское ответвление, благодаря которому, возможно, на территорию Подонцовья (с.Ново-светловка Краснодонского района) проникли серебряные монеты римского происхождения, датируемые II в. н.э. (Адриан 117-138 гг., Пий - 138-161 гг.), фалар из Подгоровского клада.

Картографирование подобных находок за пределами Подонцовья показывает, что юг Украины входил в артерию Великого пути, точнее сказать, здесь могло проходить северное по отношению к его южному и центральному участкам ответвление. Уникальные вещи восточного производства появились как результат торгово-обменной деятельности народов, их купцов, участвовавших в международных торговых контактах.

Русь и Хазария

История Хазарии коротка – немногим более трех веков. В середине VII века н. э., когда Русь еще не была единым государством, а представляла из себя совокупность независимых земель и городов (Гардарику), на обломках Тюркского каганата в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа возник Хазарский каганат, просуществовавший до середины X века.

Хазары, потомки древнейшего индоевропейского населения Западной Евразии, представляющего тюркскую и частично финно-угорскую ветвь, до III века обитали в низовьях Терека. В III веке они отвоевали у сарматов берега Каспия (Терская и Волжская Хазарии). Постепенно, в результате многочисленных завоеваний Хазария превратилась в одну из могущественнейших и гигантских держав.

Под ее контролем оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Волжский – «Из Варяг в греки» и «Великий шелковый» – из Азии в Европу. В годы расцвета, в начале VIII века, территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря. Их владения включали Северный Кавказ, Приазовье, большую часть Крыма, южное Поднепровье. Долгие десятилетия хазары воевали с арабами за закавказские земли. Вытесненный оттуда арабами, каганат переместился на Нижнюю Волгу.

Кардинальные политические изменения произошли в Хазарии в результате бегства туда значительного числа иудеев из Сасанидского Ирана и позднее – из Византии. Неожиданно в почти полностью языческом каганате влияние вновь появившихся пришельцев возобладало настолько, что в первой половине VIII века некий знатный вельможа Булан сумел навязать верховной хазарской знати иудейскую веру. Его потомок – богатый и знатный иудей Обадий, совершив в самом начале IX века захват власти, превратил кагана (царя) хазар в послушную марионетку.

Хазары, подверженные древнему сакральному культу кагана, верили в его божественное происхождение. Но при этом и все свои бедствия – военные поражения, засуху, голод и т. д. – они связывали с ослаблением его духовной мощи.

С Обадия пошли 13 хазарских каганов-иудеев династии Ашинов, но иудаизм не стал государственной религией Хазарского каганата. Основная масса племен, населяющих каганат, по-прежнему исповедовала язычество, а также частично ислам и христианство. Каган, бек и знать устоями ортодоксального иудаизма были напрочь отделены от основной массы населения страны.

Реформы Обадия способствовали резкому возрастанию еврейской диаспоры каганата за счет притока мигрантов из Византии и всего Средиземноморья и… ее усугубляющемуся отчуждению от коренных этносов. Право занимать государственные посты могли лишь мужчины, рожденные от матерей-евреек.

Правящая верхушка каганата, состоявшая из нескольких тысяч человек, держала в тайне свою приверженность иудаизму. С этого времени… наступила эпоха посреднической торговли и паразитического обогащения правящей верхушки. Новое правительство справедливо не верило своему народу и держалось на копьях мусульманской гвардии. Иудейская элита проживала в городах Хазарии в роскоши и достатке, под охраной хорошо вооруженной стражи из 12 тысяч наемников – мусульман (арсиев). Хазарам же – язычникам – вменялось пасти скот, но главное – воевать, выбивать дань из покоренных народов, пригонять рабов. Естественно, такое положение вещей не раз вызывало у них протест, нередко приводивший к восстаниям. В начале IX века в Хазарии вспыхнуло всеобщее восстание против господствующей иудейской верхушки.

После его немыслимого по жестокости подавления (с повстанцев сдирали кожу, заливали глотки расплавленной смолой и т. д.) правящая элита уже не скрывала своих верований…

Войска, должностные посты, решение важнейших государственных проблем, включая замену верховного правителя, но главное – финансы, контроль за торговлей, налогами, данью. Хазары брали с проходивших по Волге караванов 1/10 стоимости товара. Хазарский царь Иосиф писал Хасадаи ибн Шафруту, министру при дворе Омейядского халифа Испании Абдаррахмана III: «Я живу у входа в реку и не пускаю руссов». На Дону для контроля за купцами также стояли крепости, главной из которых был Саркел. На Каспии те же функции выполнял Семендер. В таманских и крымских городах торговля находилась под неусыпным наблюдением хазарских «тудунов» (смотрителей).

Колоссальной статьей доходов каганата на протяжении всей его истории оставалась работорговля. Регулярные набеги на соседние земли (преимущественно славянские) давали хазарам большое количество рабов, которых продавали по всему миру. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, евреи добывали из славянских стран не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей.

Именно тогда в европейских языках (английском, французском и немецком) слово «славянин» стало синонимом слова «раб». Племена полян, северян, радимичей, вятичей, попадая после многочисленных войн под власть хазар, облагались данью. Именно при сборе дани для Хазарии в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги. Кроме собственно дани, покоренные князья славянских земель Юга Руси выставляли по первому требованию хазарских правителей войско для участия в войнах в любой точке Евразии. Войны в интересах иудейской верхушки Хазарии. Фактически землю Южной Руси попали в хазарскую кабалу.

Захват новых сфер влияния, рабов Хазария вела частые войны. Но для войн использовались наемные армии различных народов. Хазарские купцы покупали только победы. Если воины терпели поражения, их казнили.Благодаря сложившимся условиям в IХ–Х веках на базе Хазарского каганата был создан мощнейший международный синдикат, сосредоточивший в своих руках значительную часть всей международной торговли и оказавший колоссальное воздействие на всю мировую политику. Под финансовым влиянием хазарских иудеев оказались французские императоры династии Каролингов, испанские Омейяды, династия Саманидов в Центральной Азии, арабские халифы и пр. Разумеется, у финансового благоденствия каганата появилась ущербная черта. В стране не осталось ничего национального: крепости строили византийцы, товары и продукты и даже оружие поступали в виде дани с подвластных народов.

Развитие материальной и духовной культуры в эпоху палеолита и мезолита

Этапы в изобразительном искусстве палеолита следующие:
1) натуральнее творчество. Этот этап основан на создании натуральных макетов. В основном это различные изобразительные композиции из туш убитых животных, их костей и т. д.;
2) искусственно-изобразительная форма. Натуральные макеты уступают место другим природным материалам, в основном это глина. Здесь встречаются скульптуры, профильные контуры, барельефы и другие композиции;
3) верхнепалеолитическое изобразительное творчество. Это различные росписи на стенах пещер, гравировки на костях и т. д.
Натуральное творчество чаще всего сопровождалось совокупностью обрядовых действий. Они проводились с тушей и шкурой убитого животного. Потом делался натуральный макет, когда на природный холмик накидывалась шкура животного, а сверху одевалась звериная голова.
Постепенное накопление творческого опыта привело к тому, что люди начинают использовать искусственные материалы. Это выразилось на следующем этапе, в искусственно-изобразительной форме, когда стали создаваться объемные скульптуры, постепенно упростившиеся до барельефного изображения, когда выпуклое объемное изображение выступает над плоским фоном.
Яркие образы в объемном изображении, уже цветные, появляются на третьем этапе – в верхне палеолитическом изобразительном творчестве.
Главными образцами изобразительного искусства этого периода являются пещерные росписи. Одни из первых таких росписей относятся к позднему палеолиту.
Но изобразительное творчество – это еще не все искусство эпохи палеолита. Одним из ярких примеров служит развитие музыкального искусства.
Здесь также выделяют три основных этапа:
1) имитация звуков природы, когда голосом подражают услышанным мотивам;
2) искусственная интонационная форма, когда исполняются мотивы, при этом высота звука, положение тона остаются зафиксированными;
3) интонационное творчество – многозвучные мотивы (в два или три голоса).
Следует отметить одну важную особенность искусства палеолита. Все культурные памятники этого периода выполняли не только эстетические функции искусства, но и использовались в религиозных и магических обрядах, были для человека неким ориентиром в природе.
В мезолите человек переходит от присваивающего способа добычи средств пропитания к производящему. Он начинает осваивать земледелие и скотоводство. Этому способствовало и появление первых металлических орудий.
Еще одним достижением мезолита является получение огнеупорной глины. Появляются новые виды изобразительного искусства – украшения поверхностей глиняных сосудов. В основном этим стали заниматься земледельцы.

6.Особенности развития неополитической –революции . Днепро –Донейкая архиологическая культура.

На водоразделе между Танаисом (р. Дон) и Борисфеном (р. Днепр), в долинах необыкновенно красивой возвышенности, зародилась и стала быстро развиваться древняя индоевропейская культура - Днепро-Донецкая.
Известный специалист в области первобытной археологии Восточной Европы Д.Я. Телегин считал, что источником культуры был мезолит юга Белоруссии, то есть достаточно вероятна связь с предшествующей Буго-Днестровской культурой. Культура занимала ареал от Вислы до Днепра, но сторонники курганной гипотезы, распространяя его и на родственные культуры, доводят до Волги и Урала и считают, что носители этого культурного комплекса говорили на праиндоевропейском языке.

Вначале эта область состояла из донецкой, кукрекской (днепровского варианта) и яниславской (рудоостровского варианта) культур.В состав области вошли также носители постаренсбургских и постсвидерскихтрадиций (Выжевка, Пустынка 5).
Пришли в упадок донецкая и кукрекская культуры, однако возникли новые культуры (тубинская и киево-черкасская), которые вместе с волынской (керамический этап яниславицкой культуры) создали обновленную днепро-донецкую культурно-историческую область. Общим компонентом материальной культуры на территории всей области стала остродонная керамика с примесью травы с гребенчатой и линейно-накольчатой орнаментацией.

Непосредственными предками днепро-донецких племен были носители днепроприпятской и донецкой культур, которые проживали в Волыни, Полесье, и в лесостепной зоне междуречья Днепра и Сиверского Донца. В раннем неолите они активно продвигались в степное Поднепровье, ассимилируя местное население. Именно в этой зоне Украины, особенно в Надпорожье и Приазовье, исследовано большинство неолитических больших коллективных некрополей: Мариупольский, Вильнянский, Вовнизький, Никопольский, Ясинуватский, Лисогирский но др. Кроме того, они известны в южной части Средней Надднепрянщины (Бузьки, Олександриивский, Осипивка, Засуха и тому подобное) и на севере Крыма (Долинка). Упомянутые памятники, которые извлечены из могильников мариупольского типа, были оставлены людьми трех родственных культур днепро-донецкой общности – надпорожской, киево-черкасской и донецкой. Во время раскопок этих уникальных памятников обнаружено свыше тысячи скелетов, для которых характерно прямое положение на спине.

Создатели Днепро-Донецкой культуры отличались могучим ростом и силой (средний рост 189 см.). Они имели кроманьонский антропологический тип (кроманьонцы «нордического» типа). Они близки с представителями мезолита Северной Европы (Эртебёлле).
Эти исполины занимались охотой и рыбной ловлей и наряду с этим изготовляли керамическую посуду, выращивали культурные растения и выпасали крупный и мелкий рогатый скот.

Днепро-Донецкая культура сходна с соседними культурами, населявшими бассейны Днепра (Трипольская культура, 5400 - 3600 гг. до н. э.) и Волги, в частности, с Самарской культурой (в среднем Поволжье).
9 тыс. лет до н. э. выделение индоевропейского языка из бореального языка. Культуры: МАГЛЕМОЗЕ. ЯНИСЛАВИЦКАЯ КУЛЬТУРА.
1. Трипольско-ямная языковая общность - XXX - XIII вв. до н.э. Трипольские племена входили в число языковых предков (субстрат) славян – древнейшую юго-восточную зону индоевропейского единства – языковую общность, определяемую лингвистами, в составе которой находились и предки индоиранцев и славян.
Носители Днепро-Донецкого культурного комплекса говорили на индоевропейском языке.






















Поселения

Поселения состояли из землянок, выявлены остатки кострищ.
Хозяйство - рыболовство, охота, собирательство, разведение домашних животных (бык, свинья), земледелие (отпечатки зерен ячменя на керамике). Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают.
На поселениях днепро-донецкой культуры из Собачек и Среднего Стога выявлен даже домашний конь.



Керамика

К раннему периоду относятся остродонные горшки с растительной примесью в тесте. Поверхность покрыта гребенчатым или линейным штампом. Гребенка формирует горизонтальные ряды, елочные композиции, пунктиры. Венчики прямые или плавно сужаются: некоторые гофрированы, что указывает на принадлежность к развитому этапу этой культуры.
Днепро-донецкая керамика сходна с посудой западных субнеолитических культур: Эртебёлле, Свифтербантской и культур французского субнеолита – и отличается от кухонной утвари культуры линейно-ленточной керамики, распространившейся в ту эпоху по центральной Европе с Балканским неолитом..
Кремневые орудия - микролиты, топоры.

Средний период - расцвет культуры. Горшок приобретает профилированную форму - перегиб в верхней или средней части сосуда, выделяется венчик, появляется плоское дно; в тесте примесь песка; накольчатый орнамент покрывает всю поверхность сосуда (иногда и дно). Бытуют кремневые топоры, ножи, наконечники стрел и копий, сланцевые тесла, топоры, «челноки».



Погребения

Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно.
Появляются большие могильники (Дереивский - 161 погребение, Никольский - 83), не имеющие внешних признаков. Захоронения - коллективные (от 2 до 13 в одной могильной яме). Погребенные лежали в вытянутом положении на спине, засыпанные красной охрой; погребальный инвентарь составляют пронизки из камня, кости и раковин, пластины из клыков кабана, подвески из зубов оленя; в Никольском могильнике - медные изделия: кольцо, пронизки, золотая пластинчатая подвеска, топоры, ножи, наконечники копий, булавы (Нижневолжская культура, Культура боевых топоров, Ямная культура, Катакомбная культура.); керамика в могильниках отсутствует.

В Поднепровье, в области распространения днепро-донецкой культуры, на ряде памятников есть и материалы среднедонской культуры.

Завершающей стадией каменного века стала эпоха неолита (нового каменного века), которая охватывала VI-IV тыс. до. Н X и характеризовалась большими изменениями в экономике, вызванными истощением охотничьих х ресурсов, кризисом присваивающего и зарождением производящего хозяйства. Наряду с традиционными формами хозяйствования - охотой, рыболовством и собирательством - зарождаются и распространяются новые - скотоводство и земледелие. Процесс перехода от присваивающего форм хозяйствования к воспроизводящим был качественно новым этапом в истории человечества, современные ученые называют"неолитической революциейцією".


Дата: 2019-03-05, просмотров: 1261.