Тема 1. Финансовое право как отрасль права. Финансовые правоотношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридический институт

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

______________ В.Д. Потапов

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Финансовое право

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

 

Сыктывкар – 2018


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

 

 

Автор: Наймушин М.Е. доцент

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол от «9» 09.2018 г. № 1.

 

Заведующего кафедрой ГПД                      _________________ И.С. Чалых

 

 

Руководитель основной профессиональной

образовательной программы,           _________________ О.С. Иванова

1. Цель и задачи учебной дисциплины

В процессе изучения учебной дисциплины «Финансовое право» бакалавры по направлению подготовки «Юриспруденция» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:       правоприменительная; экспертно-консультационная.

Целью освоения учебной дисциплины «Финансовое право» является получение бакалаврами комплексных знаний об основных нормах, понятиях и институтах финансового права, особенностях правового регулирования финансовых отношений, системе действующего законодательства, а также формирования навыков использования положений действующих нормативных правовых актов в области охраны финансовых правоотношений.

Бакалавр по направлению подготовки «Юриспруденция» по результатам изучения дисциплины «Финансовое право» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

правоприменительная деятельность по вопросам финансового права:

-      обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией финансово-правовых норм;

-      составление юридических документов по вопросам финансового права;

экспертно-консультационная деятельность по вопросам использования финансового права:

-      консультирование по вопросам финансовых правоотношений;

-      осуществление правовой экспертизы документов по вопросам финансового права.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

«Финансовое право» относится к дисциплинам базовой части образовательной программы. Ко времени изучения дисциплины «Финансовое право» студенты обладают сформированными знаниями по базовым и отраслевым дисциплинам профессионального цикла ОПОП («Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право» и др.). Знание информатики помогает в овладении традиционными и современными методами правовых исследований и в использовании современных технических средств обучения. Финансовое право совместно с рядом других учебных дисциплин, образуют группу наук, составляющих теоретическую основу профессиональных знаний юриста, что формирует значительный объем понятийного аппарата в теоретической юриспруденции. «Финансовое право», как учебная дисциплина, имея целью формирование, развитие и закрепление у студентов современного юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, изучается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации в соответствии с программой подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция».

3. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Содержание и шифр компетенции

Планируемые результаты обучения

знать уметь владеть
ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию основные требования к изучению курса финансового права; основы образовательной дисциплины обобщать полученные знания в области финансового права; выполнять все задания для самостоятельной работы по курсу навыками самоорганизации и планирования самостоятельной работы по дисциплине «Финансовое право»
ОК-2 – способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации источники финансового права, их соотношение по юридической силе; значение. соотносить нормы финансового  законодательства России и международного права; правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере финансово-правового регулирования общественных отношений навыками принятия правовых решений в соответствии с международными принципами и нормами, законодательством Российской Федерации и ее субъектов, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету финансового права
ОК-3 – способность работать на благо общества и государства особенности правового развития финансового законодательства в России; правильно применять теоретические знания по финансовому праву, в том числе свободно оперировать финансово-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике базовыми принципами анализа, основными подходами к его оценке и разрешению задач на основе достаточного профессионального правосознания и с учетом осознания практической значимости будущей профессии
ПК-4 – способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу специфику финансово-правовых отношений, права и обязанности субъектов финансово-правовых отношений устанавливать профессионально-доверительные отношения с субъектами финансового права и их представителями навыками профессионального взаимодействия с представителями общественных формирований, включая юридическое сообщество
ПК-5 – способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности общие категории и понятия финансового права, а также специальные термины, применяемые в финансово-правовом законодательстве корректно и логично выстраивать устную и письменную коммуникацию в сфере финансовых правоотношений навыками анализа актов, связанных с финансовым правом, а также юридически грамотного изложения содержащихся в них положений
ПК-1 – способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности основные этапы становления и развития финансового права; его основные принципы в современной России; основные стадии его законотворческого процесса в Российской Федерации, их содержание и особенности правильно применять теоретические знания по финансовому праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике базовыми навыками конструирования нормативного правового (законодательного) акта с опорой на общий порядок правотворческой деятельности
ПК-2 –  готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции значение и содержание основ финансового права в России; основы организации и обеспечения функционирования системы органов власти, обеспечивающих правопорядок в финансовой сфере анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету финансового права; анализировать решения Арбитражных судов Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности основными принципами анализа государственно-правовых задач, основными подходами к их оценке и разрешению на основе достаточного уровня профессионального правосознания и с учетом осознания практической значимости будущей профессии; иметь представление о процедурных нормах финансового права, необходимых для реализации полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления
ПК-9 – способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации развитие института финансов Российской Федерации, содержание прав, свобод и обязанностей в области финансового права; способы их защиты применять на практике основные способы защиты прав и свобод  в области финансового права; анализировать решения Арбитражного суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности навыками применения процедурных норм финансового права, необходимых для реализации, охраны и защиты финансовых прав, свобод и обязанностей, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления
ПК-15 – способность толковать нормативные правовые акты общие категории и понятия финансового права, а также специальные термины, применяемые в финансово-правовом законодательстве толковать финансово-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования базовыми навыками специального толкования финансово-правовых норм

4. Объем и содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетных единиц, 144 часа.

4.2. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины «Финансовое право» (программа курса)

Тема 4. Понятие бюджета Бюджетное право. Бюджетные правоотношения.

Понятие и значение федерального бюджета. Виды бюджетов. Признаки бюджета. Бюджетное право и его источники. Понятие и признаки бюджетных правоотношений. Виды бюджетных правоотношений. Структура бюджетных правоотношений.

 

П/п

На именование тем

Неделя семестра

Количество часов по учебному плану

Аудиторная нагрузка

КСР

Контроль самост. работы

Курсовые работы

Самостоятел. работа

Всего

(в т.ч. в интерактивной форме)

В том числе

Лекции (в т.ч. в интерактивной форме) Практ. занятия, семинары (в т.ч. в интерактивной форме) Лабораторная работа

Семестр

№1 Финансовое право как отрасль права. Финансовые правоотношения.     10 (2) 1 2 - ОК-2, ПК-1

 

- 7  Устный опрос        №1 коллоквиум №2 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.   10 (2) 1 2 (2) - ОК-2, ПК-1

 

- 7 Устный опрос №2 коллоквиум   №3 Правовое регулирование финансового контроля.   10 (2) 1 2 (2) - ОК-2, ПК-2

 

- 7 Устный опрос  №3 коллоквиум №4 Понятие бюджета Бюджетное право. Бюджетные правоотношения.   10 (2) 1 2 (2) - ОК-2, ПК-2

 

- 7 Устный опрос №4 коллоквиум №5 Структура и процедура формирования бюджета РФ.   9 (2) 1 2 (2) - ОК-3, ПК-4

 

- 5 Устный опрос №5   коллоквиум  №6 Правовой статус государственных и внебюджетных фондов.   8 (2) 1 2 (2) - ОК-3, ПК-5

 

- 5 Устный опрос №6 коллоквиум №7 Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.   8 (2) 1 2 (2) - ОК-3, ПК-5

 

- 5 Устный опрос №7 коллоквиум №8 Правовые основы государственного и муниципального кредита.   11 (2) 1 2 -   ОК-3, ПК-9

 

- 5 Устный опрос №8 коллоквиум №9 Правовое регулирование организации страхового дела.   8 (2) 1 2 (2) - ОК-3, ПК-15

 

- 5 Устный опрос №9 коллоквиум №10 Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.   8 (2) 1 2 (2) - ОК-2, ПК-5

 

- 5 Устный опрос № 10 коллоквиум №11 Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.   13 (2) 1 2 - ОК-3, ПК-4

 

- 5 Устный опрос № 11 коллоквиум   №12 Правовое регулирование банковского кредитования.   8 (2) 1 2 (1) - ОК-3, ПК-5

 

- 5 Устный опрос        №12 коллоквиум №13 Правовое регулирование денежного обращения и расчетов.   11 (2) 1 2 - ОК-3, ПК-15

 

  5 Устный опрос        №13 коллоквиум №14 Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.   8 (2) 1 2 (1) - ОК-3, ПК-5

 

- 5 Устный опрос № 14 коллоквиум №15 Правовое регулирование международного сотрудничества РФ в сфере международного финансового права.   11 (2) 1 2 - ОК-3, ПК-15

 

- 8 Устный опрос №15 коллоквиум №16 Актуальные проблемы финансового права на современном этапе развития экономики РФ.   13 (2) 1 4 - ОК-3, ПК- 15

 

- 8 Устный опрос №16 коллоквиум

ИТОГО:

144 (32)   16 34 (18) -  

 

- 94 Экзамен                            

4.3.2. Тематический план дисциплины (заочная форма обучения, в т.ч. на базе в/о)

П/п

Наименование тем

Неделя семестра

Количество часов по учебному плану

Аудиторная нагрузка

КСР

Контроль самост. работы

Курсовые работы

Самостоятел. работа

Всего

(в т.ч. в интерактивной форме)

В том числе

Лекции (в т.ч. в интерактивной форме) Практ. занятия, семинары (в т.ч. в интерактивной форме) Лабораторная работа

Семестр

Курсовая работа – для з/о на базе в/о
№1 Финансовое право как отрасль права. Финансовые правоотношения.   10 - 1 2 - ОК-2, ПК-1 - - 8 Устный  опрос, подготовка научных работ по теме  
№2 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.   10 - - - - ОК-2, ПК-1 - - 10 подготовка научных работ по теме  
№3 Правовое регулирование финансового контроля   13 - 1 2 (2) - ОК-2, ПК-2 - - 10 Устный опрос, подготовка научных работ по теме  
№4 Понятие бюджета Бюджетное право. Бюджетные правоотношения.   10 - - - - ОК-2, ПК-2 - - 10   подготовка научных работ по теме  
№5 Структура и процедура формирования бюджета РФ.   8 - - - - ОК-3, ПК-4 - - 8 подготовка научных работ по теме    
№6 Правовой статус государственных и внебюджетных фондов.   8 - - - - ОК-3, ПК-5 - - 8   подготовка научных работ по теме  
№7 Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.   13 - 1 2 (2) - ОК-3, ПК-5 - - 5 Устный опрос, подготовка научных работ по теме  
№8 Правовые основы государственного и муниципального кредита   10         ОК-2, ПК-5     5  подготовка научных работ по теме  
№9 Правовое регулирование организации страхового дела   8 - - - - ОК-2, ПК-5 - - 8 подготовка научных работ по теме  
№10 Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.   8 - - - - ОК-3, ПК-9 - - 8  подготовка научных работ по теме  
№11 Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.   8 - - - - ОК-3, ПК-15 - - 8  подготовка научных работ по теме  
№12 Правовое регулирование банковского кредитования.   8 - - - - ОК-2, ПК-5 - - 8 подготовка научных работ по теме  
№13 Правовые основы денежного обращения и расчетов   7 - - -   ОК-3, ПК-15 -   7 подготовка научных работ по теме  
№14 Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.   9 - - 2 - ОК-3, ПК-9 - - 7 Устный опрос, подготовка научных работ по теме  
№15 Правовое регулирование международного сотрудничества РФ в сфере международного финансового права.   - - - - - ОК-3, ПК-9     5 подготовка научных работ по теме  
№16 Актуальные проблемы финансового права на современном этапе развития экономики РФ.   - - - - - ОК-3, ПК-9     5 подготовка научных работ по теме  

ИТОГО:

144 -   4 10 (6) -   - - 130 Экзамен

5. Оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах:

• опрос;

• проверка выполнения самостоятельных работ;

• подготовка и представление рефератов;

• демонстрация презентаций;

• выполнение контрольных заданий (работ).

Контроль самостоятельной работой студентов и оценка ее результатов может быть осуществлена различными методами. Среди них первое место принадлежит экспертному методу с его классическим подходом, который осуществляется:

•  в устном опросе преподавателем студентов в ходе практического занятия;

•  проверке предложенных студентам контрольных работ;

•  проверке предложенных студентам алгоритмов, схем;

•  оценке докладов, сообщений, с которыми студенты выступают на практических занятиях.

Уровень знаний студентов по подготовленному учебному материалу оценивается по десятибалльной системе (1-10 баллов), студенты, имеющие в завершении изученного курса «Финансовое право» 190 баллов проходят текущую аттестацию по предмету (оценка «отлично»).

Студенты, имеющие по результатам балльно-рейтинговой системы меньше 170 баллов, за изучение государственной программы по курсу «Финансовое право» проходят аттестацию на общих основаниях в соответствии с программой курса (экзамен).

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

1. Финансовое право: учебное пособие / под ред. Н.Д. Эриашвили, И.Ш. Килясханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2015. 479 с.; то же [Электронный ресурс]. URL: http :// biblioclub . ru

2. Финансовое право России [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров / под ред. М.В. Карасевой. М.: Юрайт, 2014.

3. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 5-e изд., перераб. и.доп. М.: Юрайт, 2014. 596 с.

Дополнительная литература:

учебная литература:

1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Т.Б. Поляк. М.: Юнити-Дана, 2015.

2. Запольский С.В. Финансовое право: Учебник. М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2015.

3. Киселева, Е.И. Финансовое право: курс лекций; Министерство образования и науки Российской Федерации, Новосибирский государственный технический университет. Новосибирск: НГТУ, 2015. 131 с.: табл.; то же [Электронный ресурс]. URL:http://biblioclub.ru

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный ресурс]: учебник. М.: Юрайт, 2014.

5. Правовое регулирование финансовой деятельности государства: учебное пособие / под ред. Р.А. Тория. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2015.

6. Финансовое право. Схемы с комментариями. Учебное пособие. М: Норма, 2015.

7. Финансовое право: практикум / под ред. А.Н. Костюкова. Омск: Омский государственный университет, 2014. 140 с.; то же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru

8. Эриашвили Н.Д. Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. 576 с.

периодические издания (основные):

1. Банковское дело

2. Бухгалтерский учет

3. Бухгалтерский учет и налоги

4. Вестник Московского университета. Сер.: Право

5. Вестник Московского университета. Сер.: Экономика

6. Вестник финансовой академии

7. Вопросы налогообложения

8. Вопросы экономики

9. Государство и право

10. Дело и право

11. Деньги и кредит

12. Законодательство и экономика

13. Право и экономика

14. Российский экономический журнал

15. Российский юридический журнал

16. Страховое дело

17. Страховое право

18. Финансовый бизнес

19. Финансовое право

20. Финансы, учет, аудит

21. Хозяйство и право

22. Юридический консультант

23. Юридический мир.

24. СЗ РФ – Собрание законодательства РФ;

25. Нормативные акты по банковской деятельности;

26. Экономика и жизнь.

Нормативные правовые акты:

1.    Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2.    Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. 1998. 12 августа.

3.    Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3340.

4.    Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. 1996. 10 февраля.

5.    Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

6.    Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 3, 18, 20-23, 25, 28) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803; 2000. № 2. Ст. 131 (ст. 2).

7.    Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.

8.    Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

9.    Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

10.  Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. 2003. 17 декабря.

11.  Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 03 декабря.

12.  Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год.

13.  Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 12 января.

14.  Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 22 февраля.

15.  Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. № 863 «Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Российская газета. 2000. 23 ноября.

16.  Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908.

17.  Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

18.  Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 24 апреля 2008 г. № 318-П) // Вестник Банка России. 2008. 06 июня.

7. Методические указания для студентов по изучению учебной дисциплины

Уровень теоретической подготовки студентов при проведении практических занятий по курсу «Финансовое право» оценивается по рейтинговой системе, утвержденной на заседании кафедры Государственно-правовых дисциплин. Рейтинговая система включает в себя следующие структурные элементы, позволяющие объективно определить уровень учебного и нормативного материала:

1) анализ действующего финансового законодательства РФ;

2) анализ научной литературы по теме практического занятия;

3) самостоятельное изложение учебного материала с использованием подготовленного конспекта практического занятия;

4) анализ практики деятельности финансово-кредитных учреждений РФ;

5) самостоятельная постановка проблемы в изучаемой теме практического занятия и предложение по их разрешению;

6) анализ судебной практики в сфере финансового права;

7) участие в студенческих научных конференциях различных уровней.

Общие рекомендации по организации самостоятельной работы

Как и большинство дисциплин, «Финансовое право» невозможно освоить за несколько дней перед экзаменом. Для успешного освоения дисциплины и приобретения, предусмотренных ОПОП компетенций (их элементов) необходима планомерная самостоятельная работа студента. Система получения образования в университете подразумевает самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо правильно организовать и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу, что требует значительных волевых усилий и заинтересованного отношения к изучению дисциплины.

Самостоятельная работа включает в себя:

-подготовку вопросов и выполнение заданий, предусмотренных планом практических занятий;

-решение ситуационных и теоретических задач;

-использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Университете;

-изучение основной и дополнительной литературы, указанной в методических рекомендациях по различным темам курса;

-самостоятельный поиск литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;

-подбор необходимого нормативно-правового материала для подготовки к практическим занятиям;

-анализ финансовых документов по теме курса

-изучение официальной информации, размещенной на Интернет-ресурсах органов публичной власти;

-использование материалов производственной практики для подготовки к практическим занятиям;

-подбор и анализ научного материала при подготовке докладов на студенческих конференциях, при проведении различных форм текущего контроля;

-подготовка и участие в научных студенческих конференциях различных уровней по тематике дисциплины.

В рамках плана практических занятий студентам предложены конкретные виды и задания для самостоятельной работы. Студенты должны выполнить все задания, предложенные в разделе «Самостоятельная работа».

Рекомендации к изучению научной и учебной информации, ее обобщению и систематизации

Самостоятельная работа с учебной, научной литературой, другими источниками информации (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие усвоения знаний.

Ознакомление с научной информации обязательно сопровождается самостоятельной работой с конспектом лекций, систематизацией изученного материала.

При самоподготовке используются различные формы ознакомления с материалом:

· комплексное ознакомление – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы, в результате такого просмотра определяется, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

· ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранного материала, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

· изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

· аналитико-критическое  – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Одним из основных приемов, повышающих эффективность работы с научным текстом, является систематизация изученного материала.

Основными видами систематизированной записи изученного материала являются:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

3. Тестирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание источника.

В зависимости от типа информации можно использовать различные варианты конспекта.

1. конспект изученного материала  выполняется с выделением понятий, категорий, законов, принципов, идей, определений, теорий, гипотез, выводов, фактов.

2. конспект эмпирического материала выполняется с выделением фактов, событий, ситуаций, дат, статистических данных, конкретных свойств и явлений.

В процессе конспектирования можно использовать различные виды и формы конспектирования. Виды конспектирования: выборочное и сквозное. Формы конспектирования: выписки, составление плана, тезисы, аннотация, рецензия; технологические приемы конспектирования: выписки цитат, выделение идей и теорий критические замечания, реконструкция текста в виде описания связей и отношений.

В тексте конспекта студенту желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Рекомендации к самостоятельной подготовке к практическим занятиям

Изучение дисциплины включает в себя и такую форму работы, как практические занятия. Необходимо отметить, что значение практических занятий исключительно высоко. Они, во-первых, помогают студентам более глубоко уяснить лекционный курс, выработать навыки правильного изложения, поиска и анализа нормативного материала и правоприменительной практики, умения правильно задавать вопросы и грамотно, четко отвечать на них, применять свои теоретические знания для решения практических ситуаций. Во-вторых, дают возможность адекватно оценивать работу студента в течение всего периода изучения дисциплины.

При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо:

- ознакомиться с темой и планом практических занятий, с содержанием темы по программе курса;

 - дополнительно изучить нормативный материал и публикации, рекомендуемые преподавателем;

- найти и изучить дополнительные источники информации по теме из нормативных правовых актов, правоприменительной практики, учебной литературы, рекомендуемых Интернет-ресурсов, периодических научных изданий и т.п.

На каждом практическом занятии студент должен быть готов:

- полно ответить на любой вопрос плана практического занятия;

- дать 2-3 определения понятий, изучающихся по теме практического занятия;

- продемонстрировать выполнение заданий для самостоятельной работы.

При подготовке к практическим занятиям студент по согласованию с преподавателем может выбрать тему для составления доклада.

К докладу предъявляются следующие требования:

- он является результатом самостоятельной, творческой, активной работы студента;

- составляется на основе использования нескольких источников: нормативных правовых актов, учебной литературы, научных публикаций;

- студент должен четко и полно раскрыть проблему, проанализировать разные взгляды по проблеме, сделать выводы, отражающие его аргументированную позицию;

- излагается доклад устно (объемом по времени до 10 мин.) с использованием необходимых записей и при необходимости в форме презентаций.

Практические  занятия проводятся в основном в форме обсуждения вынесенных на практическое занятие вопросов, а также подготовленных докладов,  возможно использование информационных ресурсов.

На практическом занятии разрешается пользоваться конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным в рамках самоподготовки к практическому занятию.

Ряд вопросов дисциплины изучается самостоятельно. Это означает, что по ним не будет проводиться практических занятий, но по данным темам студентам могут быть предложены письменные или творческие задания, а также иные формы контроля.

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Официальный сайт Президента РФ // URL: http://www.kremlin.ru

2.Официальный сайт Правительства РФ // URL: http://www.government.ru

3.Официальный сайт Конституционного Суда РФ // URL: http://www.ksrf.ru

4.Официальный сайт Общественной палаты РФ // URL: http://www.oprf.ru

5.Официальный сайт Счетной палаты РФ // URL: http://www.audit.gov.ru

6. Официальный Интернет-портал Республики Коми // URL: http://www.rkomi.ru

7. Официальный сервер органов государственной власти РФ // URL: gov.ru

8. Издательская группа «Юрист» // URL: http://lawinfo.ru/catalog/contents

9. Журналы: «Юрист», «Российская юстиция», «Журнал российского права» // URL: http://www.norma-verlag.com/journal; «Государство и право» // URL: http://www.igpran.ru/journal; «Правоведение» // URL: http://www.jurisprudence-media.ru; «Современно право» // URL: http://info-pravo.com

 

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем

· Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека oнлайн» // URL: http://biblioclub.ru

· Научная электронная библиотека // URL: eLIBRARY.RU

· Учебно-методические материалы дисциплины // URL: http://el-umk.syktsu.ru/www/index.php

· СПС «Консультант-Плюс» // URL: http://www.consultant.ru

· ИПП «Гарант» // URL: http://www.garant.ru

В процессе преподавания дисциплины «Финансовое право» также используются компьютерные программы и ресурсы для обучения и проверки знаний (к примеру, «Интернет-тренажеры в образовании» и «Интернет-экзамен» // URL: http://www.fepo.i-exam.ru), электронная почта, дистанционные технологии обучения с применением ресурсов EFRONT. Обучающимся предоставляется возможность работать в сети Интернет и получать дистанционно консультации преподавателя через систему Интернет.

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Материально-техническое обеспечение учебного процесса составляет наличие аудиторных кабинетов, методического кабинета, мультимедийной техники для обеспечения успешной лекционной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся.

Перечень рекомендуемых средств обучения:

•     мультимедийная установка;

•     слайды;

•     нормативные правовые акты;

•     доска Smart board.

Перечень оборудования для организации образовательного процесса обучающимся с ОВЗ и инвалидностью:

№ п/п Наименование оборудования Количество Примечание
1. Ноутбук 2 Программа синтезатор речи
2. Мультимедийный проектор 2  
3. Переносной экран 2  
4. FM-система со встроенной индукционной петлей (звукоусиливающая аппаратура) 2 2 источника, 12 приемников

В научной библиотеке для студентов с ОВЗ и инвалидностью:

· обеспечено наличие электронных увеличителей, программы синтезатора речи в читальном зале учебного корпуса №1;

· обеспечено наличие в электронно-библиотечной системе «Университетская библиотека on-line» аудиоизданий по гуманитарным направлениям;

· обеспечено наличие клавиатур Брайля в читальных залах учебных корпусов №1, №2, №3, №4, №5.

Обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам, электронной библиотеке, базе периодических изданий в составе электронной информационно-образовательной среды университета.

Кроме того имеется оборудованное место для слабовидящего пользователя в составе:

Ноутбук 15,6” Acer 25110G-53DE;

ПО экранного доступа “JAWS for Windows 16.0 Pro”;

ПО экранный увеличитель “MAGic 13.0 Pro” с речевой поддержкой;

ПО Abyy FineReader 12 Professional Edition;

Портативный тактильный дисплей Брайля “Focus 40 Blue”;

Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля “Index Everest-D V4” (в комплекте с ПО транслятор текст в Брайль «Duxbury Braille Translator (DBT)”);

Портативное устройство для чтения/увеличения “Pearl”, подключаемое к ПК.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ

«Финансовое право»

 

Тема 5. Бюджетное устройство (2 ч)

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Понятие бюджетного устройства и структура бюджетной системы.

2. Принципы бюджетной системы.

3. Структура бюджета. Доходы и расходы бюджетной системы РФ, правовые основы их формирования и разграничение между бюджетами.

4. Понятие и содержание бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Бюджетный федерализм.

Организация самостоятельной работы:

- правильно использовать рекомендованную литературу по вопросам семинарского занятия;

- подготовить конспект обзора научных работ и публикаций по теме;

- использовать компьютерную базу данных по теме семинарского занятия;

- обратить внимание на наиболее сложные вопросы темы занятия по рекомендации преподавателя;

- проанализировать нормативно-правовую базу по вопросам темы занятия;

- подготовить реферативное сообщение по вопросам темы практического занятия (по указанию преподавателя)

- по согласованию с преподавателем студент самостоятельно может выбрать инновационную форму организации самостоятельной работы

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Финансовое право»

1. Понятие финансов и финансовой деятельности.

2. Методы финансовой деятельности

3. Понятие и структура финансовой системы

4. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.

5. Предмет и метод финансового права.

6. Источники финансового права

7. Принципы финансового права.

8. Система финансового права.

9. Признаки, структура и виды финансово-правовых норм.

10. Финансовые правоотношения: понятие, признаки, виды и структура.

11. Понятие и принципы финансового контроля.

12. Виды финансового контроля. Органы финансового контроля.

13. Правовые основы аудита.

14. Формы финансового контроля: понятие и виды.

15. Бюджет: в материальном, экономическом и правовом аспекте.

16. Виды бюджетов.

17. Бюджетное право. Источники бюджетного права.

18. Понятие, признаки, виды и структура бюджетных правоотношений.

19. Понятие бюджетного устройства РФ.

20. Принципы бюджетной системы РФ.

21. Структура бюджета. Доходы и расходы бюджетной системы РФ.

22. Бюджетный федерализм.

23. Бюджетные полномочия РФ.

24. Бюджетные полномочия субъектов РФ.

25. Бюджетные полномочия муниципальных образований.

26. Понятие бюджетного процесса.

27. Принципы бюджетного процесса

28. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета.

29. Стадия исполнения бюджета и осуществления бюджетного учета.

30. Бюджетный контроль: цель и задачи.

31. Объекты бюджетного контроля.

32. Виды и формы и субъекты бюджетного контроля.

33. Внебюджетные фонды: классификация.

34. Пенсионный фонд РФ: функции, источники формирования и расходование средств.

35. Фонд социального страхования РФ: источники формирования и расходования средств фонда.

36. Фонды обязательного медицинского страхования: источники, расходование средств фонда. 

37. Классификация доходов бюджетов. Элементы доходов.

38. Государственный муниципальный кредит: функции, виды.

39. Бюджетный кредит: условия предоставления, способы обеспечения исполнения обязательств по представленным бюджетным кредитам.

40. Государственный (муниципальный) долг: виды, формы и структура.

41. Правовое управление государственным и муниципальным долгом.

42. Страхование как институт финансового права.

43. Страховые правоотношения: субъекты и объекты, виды.

44. Государственное регулирование страховой деятельности.

45. Правовые основы обязательного страхования.

46. Понятие государственных и муниципальных расходов: виды.

47. Банковская система РФ как объект финансово-правового регулирования.

48. Правовое положение Центрального банка РФ: функции, полномочия.

49. Правовое положение кредитных организаций. Виды банков.

50. Лицензирование кредитной организации.

51. Актуальные проблемы финансового права на современном этапе.

52. Банковские операции: понятие и виды.

53. Функции денежного обращения.

54. Финансово-правовое регулирование денежного обращения.

55. Осуществление безналичных расчетов.

56. Формы безналичных расчетов.

57. Межбанковские расчеты в РФ.

58. Порядок осуществления наличных расчетов и ведения кассовых операций.

59. Валютная политика государства.

60. Валютное право как отрасль финансового права.

61. Валютное регулирование.

62. Валютные правоотношения: структура, субъекты, объекты.

63. Валютный контроль: субъекты валютного контроля.

64. Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ.

65. Правовое регулирование международного сотрудничества РФ в сфере международного финансового права.

66. Актуальные проблемы финансового права на современном этапе развития экономики РФ.

Баллов – оценка «хорошо»

Обязательным условием в текущей аттестации при выставлении положительных оценок (отлично, хорошо) является участие в научных конференциях различных уровней в течении учебного года.


ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

 

Оценочные средства – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения степени сформированности результатов обучения студента по конкретной дисциплине.

К оценочным средствам результатов обучения относятся:

Устный опрос (экзамен, теоретический зачет) – диалог преподавателя со студентом, цель которого – систематизация и уточнение имеющихся у студента знаний, проверка его индивидуальных возможностей усвоения материала.

Коллоквиум – способ промежуточной проверки знаний, умений, навыков студента в середине семестра по пройденным темам изучаемого предмета.

Тесты – инструмент, с помощью которого педагог оценивает степень достижения студентом требуемых знаний, умений, навыков. Составление теста включает в себя создание выверенной системы вопросов, собственно процедуру проведения тестирования и способ измерения полученных результатов.

Контрольная работа – средство промежуточного контроля остаточных знаний и умений, обычно состоящее из нескольких вопросов или заданий, которые студент должен решить, выполнить.

Лабораторная работа – оценка способности студента применить полученные ранее знания для проведения анализа, опыта, эксперимента и выполнения последующих расчетов, а также составления выводов.

Курсовая работа – научно-методическая работа, выполняемая студентом самостоятельно, с учетом определенных требований, под руководством выбранного преподавателя, в заданные сроки.

Проектная деятельность – воплощение имеющегося замысла, идеи, образа решения какой-либо проблемы в подходящей для этого форме (описание, обоснование, расчеты, чертежи).

Творческие задания – самостоятельная творческая деятельность студента, в которой он реализует свой личностный потенциал, демонстрирует умение грамотно и ясно выражать свои мысли, идеи.

Презентация – представление студентом наработанной информации по заданной тематике в виде набора слайдов и спецэффектов, подготовленных в выбранной программе.

Деловая игра – средство проверки знаний, умений, навыков студента принимать решения в условиях смоделированной проблемной ситуации.

Кейс-задача – проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Студент самостоятельно формулирует цель, находит и собирает информацию, анализирует ее, выдвигает гипотезы, ищет варианты решения проблемы, формулирует выводы, обосновывает оптимальное решение ситуации.

Интервью – одна из разновидностей разговора между двумя и более собеседниками по заранее обдуманному алгоритму, цель которой – выявить имеющиеся знания, умения, навыки у опрашиваемого/опрашиваемых.

Доклад, сообщение – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемого вопроса, приводит различные точки зрения, а также собственное понимание проблемы.

Эссе – средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Портфолио – конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

 

 

Юридический институт

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

______________ В.Д. Потапов

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Финансовое право

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

 

Сыктывкар – 2018


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

 

 

Автор: Наймушин М.Е. доцент

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол от «9» 09.2018 г. № 1.

 

Заведующего кафедрой ГПД                      _________________ И.С. Чалых

 

 

Руководитель основной профессиональной

образовательной программы,           _________________ О.С. Иванова

1. Цель и задачи учебной дисциплины

В процессе изучения учебной дисциплины «Финансовое право» бакалавры по направлению подготовки «Юриспруденция» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:       правоприменительная; экспертно-консультационная.

Целью освоения учебной дисциплины «Финансовое право» является получение бакалаврами комплексных знаний об основных нормах, понятиях и институтах финансового права, особенностях правового регулирования финансовых отношений, системе действующего законодательства, а также формирования навыков использования положений действующих нормативных правовых актов в области охраны финансовых правоотношений.

Бакалавр по направлению подготовки «Юриспруденция» по результатам изучения дисциплины «Финансовое право» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

правоприменительная деятельность по вопросам финансового права:

-      обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией финансово-правовых норм;

-      составление юридических документов по вопросам финансового права;

экспертно-консультационная деятельность по вопросам использования финансового права:

-      консультирование по вопросам финансовых правоотношений;

-      осуществление правовой экспертизы документов по вопросам финансового права.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

«Финансовое право» относится к дисциплинам базовой части образовательной программы. Ко времени изучения дисциплины «Финансовое право» студенты обладают сформированными знаниями по базовым и отраслевым дисциплинам профессионального цикла ОПОП («Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право» и др.). Знание информатики помогает в овладении традиционными и современными методами правовых исследований и в использовании современных технических средств обучения. Финансовое право совместно с рядом других учебных дисциплин, образуют группу наук, составляющих теоретическую основу профессиональных знаний юриста, что формирует значительный объем понятийного аппарата в теоретической юриспруденции. «Финансовое право», как учебная дисциплина, имея целью формирование, развитие и закрепление у студентов современного юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, изучается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации в соответствии с программой подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция».

3. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Содержание и шифр компетенции

Планируемые результаты обучения

знать уметь владеть
ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию основные требования к изучению курса финансового права; основы образовательной дисциплины обобщать полученные знания в области финансового права; выполнять все задания для самостоятельной работы по курсу навыками самоорганизации и планирования самостоятельной работы по дисциплине «Финансовое право»
ОК-2 – способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации источники финансового права, их соотношение по юридической силе; значение. соотносить нормы финансового  законодательства России и международного права; правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере финансово-правового регулирования общественных отношений навыками принятия правовых решений в соответствии с международными принципами и нормами, законодательством Российской Федерации и ее субъектов, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету финансового права
ОК-3 – способность работать на благо общества и государства особенности правового развития финансового законодательства в России; правильно применять теоретические знания по финансовому праву, в том числе свободно оперировать финансово-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике базовыми принципами анализа, основными подходами к его оценке и разрешению задач на основе достаточного профессионального правосознания и с учетом осознания практической значимости будущей профессии
ПК-4 – способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу специфику финансово-правовых отношений, права и обязанности субъектов финансово-правовых отношений устанавливать профессионально-доверительные отношения с субъектами финансового права и их представителями навыками профессионального взаимодействия с представителями общественных формирований, включая юридическое сообщество
ПК-5 – способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности общие категории и понятия финансового права, а также специальные термины, применяемые в финансово-правовом законодательстве корректно и логично выстраивать устную и письменную коммуникацию в сфере финансовых правоотношений навыками анализа актов, связанных с финансовым правом, а также юридически грамотного изложения содержащихся в них положений
ПК-1 – способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности основные этапы становления и развития финансового права; его основные принципы в современной России; основные стадии его законотворческого процесса в Российской Федерации, их содержание и особенности правильно применять теоретические знания по финансовому праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике базовыми навыками конструирования нормативного правового (законодательного) акта с опорой на общий порядок правотворческой деятельности
ПК-2 –  готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции значение и содержание основ финансового права в России; основы организации и обеспечения функционирования системы органов власти, обеспечивающих правопорядок в финансовой сфере анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету финансового права; анализировать решения Арбитражных судов Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности основными принципами анализа государственно-правовых задач, основными подходами к их оценке и разрешению на основе достаточного уровня профессионального правосознания и с учетом осознания практической значимости будущей профессии; иметь представление о процедурных нормах финансового права, необходимых для реализации полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления
ПК-9 – способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации развитие института финансов Российской Федерации, содержание прав, свобод и обязанностей в области финансового права; способы их защиты применять на практике основные способы защиты прав и свобод  в области финансового права; анализировать решения Арбитражного суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности навыками применения процедурных норм финансового права, необходимых для реализации, охраны и защиты финансовых прав, свобод и обязанностей, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления
ПК-15 – способность толковать нормативные правовые акты общие категории и понятия финансового права, а также специальные термины, применяемые в финансово-правовом законодательстве толковать финансово-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования базовыми навыками специального толкования финансово-правовых норм

4. Объем и содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетных единиц, 144 часа.

4.2. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины «Финансовое право» (программа курса)

Тема 1. Финансовое право как отрасль права. Финансовые правоотношения.

Понятие финансов и финансовой деятельности. Условия существования финансовой деятельности. Методы финансовой деятельности. Понятие и структура финансовой деятельности. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.

 

Тема 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права. Источники финансового права: понятие и виды. Принципы финансового права. Система финансового права. Финансово-правовые нормы: признаки, структура и виды. Финансовые правоотношения: понятие, признаки, виды, структура.

 





Дата: 2019-03-06, просмотров: 223.