Оценивание бизнес-процессов с использованием BPwin
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Добавление оценок к функциональным блокам BPwin обеспечивает задание таких характеристик, как стоимость, время выполнения работы, параметры качества. Рассмотрим два метода задания этой информации:

- задание оценок для функциональных блоков;

- задание свойств блока, определяемых пользователем.

Добавление стоимостных оценок для функциональных блоков основано на применении метода «Activity based costing» (ABC). Основная идея этой технологии состоит в задании оценки отдельных функциональных блоков системы для получения суммарной оценки затрат на работу всей системы (модели). Затраты на работу родительских функциональных блоков, как правило, должны быть идентичны затратам на функционирование всех входящих в них подчиненных блоков. Таким образом, ABC может использоваться для оценки затрат на функционирование системы в целом, например для определения:

- стоимости производимой продукции;

- затрат на сервисные услуги;

- затрат на предполагаемые изменения в технологии производства;

- узких мест технологического процесса, требующих наибольших затрат.

Технология ABC предполагает объединение затрат в «центры затрат» (под которыми понимается любой бизнес-процесс, функциональный блок или состояние системы, влияющие в конечном счете на стоимость функционирования системы) с последующим отнесением стоимостей к объектам модели. Перед началом оценивания затрат необходимо убедиться, что существующая модель полна и устойчива. Оценка функциональных блоков производится в три этапа:

- определение единиц измерения;

- определение «центров затрат»;

- применение ценовых методов к объектам модели.

Выбор единиц измерения предусматривает определение вида валюты, вида представления денежных единиц на экране, а также единиц времени (минуты, часы и т. п.). Эти параметры являются глобальными по отношению к модели и задаются в закладке «АВС costs» диалога задания свойств модели.

Определение «центров затрат» («Cost Centers») – категорий стоимости, которые будут присваиваться функциональным блокам модели. Примеры «центров затрат»:

- маркетинг и реклама;

- закупки комплектующих изделий;

- техническая поддержка.

«Центры затрат» задаются с использованием пункта «Cost Center Editor» меню «Edit».

Ввод информации о затратах. Для каждого функционального блока модели нужно задать стоимость его работы, состоящей из затрат, определенных на предыдущем этапе при задании «центров затрат». Для этого используется команда «Activity cost editor», вызываемая из соответствующего меню при щелчке правой кнопкой мыши на функциональном блоке. Для каждого функционального блока определяется:

- частота его вызова;

- продолжительность работы;

- затраты на работу блока из «центра затрат».

Общие затраты на работу функционального блока вычисляются автоматически, отображаются в левом нижнем углу функционального блока, для которого задана оценка затрат.

Оценка затрат поддерживается с использованием свойств, определяемых пользователем. Свойство, определяемое пользователем (User-Defined Property – UDP), используется для отображения произвольной информации, относящейся к конкретному функциональному блоку или стрелке. BPwin поддерживает различные типы UDP, включая:

- «выпадающие списки», например для хранения информации об организации процесса или оценке его уровня;

- исполнимые UDP, которые содержат ссылки на прикрепленные объекты, обрабатываемые другими программами;

- текстовые списки, используемые, например, для хранения инфор-мации типа «критические параметры работоспособности системы».

UDP могут использоваться для более полной детализации модели и задания, например, таких свойств, как время, стоимость, качество и ответственные лица.

UDP задаются с помощью пункта «User-Defined Property Name Editor» меню «Edit». Для этого нужно:

- именовать свойство;

- установить тип данных свойства;

- уточнить характеристики свойства (это необходимо для некоторых типов данных).

После создания UDP существует возможность присвоения им значений с помощью закладки «UDP values» диалога редактирования свойств функционального блока или стрелки.

 

Печать диаграмм BPwin

 

После того как вы создали модель, BPwin поможет продемонстрировать ее на бумаге с помощью разнообразных опций для печати диаграмм. Некоторые из них:

- выбрать диаграмму или диаграммы, которые необходимо напечатать;

- включить родительскую диаграмму для диаграммы, которая выбрана для печати;

- определить спецификацию диаграммы для печати: цветовая гамма, внешние границы диаграммы;

- отправить диаграмму в файл для последующей печати;

- определить, как печатать диаграммы: каждая диаграмма на одном листе по выбору, пакетная печать всех диаграмм модели с указанием количества их на листе.

Можно печатать диаграммы BPwin из меню печати диаграммы BPwin, которое может быть открыто из меню «File» командой «Print» или нажатием изображения принтера на панели инструментов. Этот режим позволяет определять опции печати, упомянутые ранее.

 

Отчеты по модели

 

BPwin предоставляет набор отчетов для публикации информации, которая помещена в модель. Существуют средства настройки отчетов.

Отчеты BPwin разделяются на стандартные и нестандартные. Отличие их заключается в том, что для получения стандартного отчета не требуется задания никаких дополнительных параметров, а для получения нестандартного отчета необходимо указать объекты, которые должны быть отражены в отчете. Приведем примеры стандартных отчетов BPwin:

- отчет по диаграммам – diagram report (включает информацию об объектах в активной диаграмме BPwin);

- отчет о стрелках – arrow report (включает информацию о стрелках в BPwin-модели);

- отчет о затратах – activity cost report (содержит информацию о затратах функциональных блоков и о «центрах затрат» в BPwin-модели);

- отчет об объектах диаграммы – diagram object report (содержит информацию об объектах, размещенных на диаграмме в BPwin-модели);

- отчет об использовании данных – data usage report (содержит информацию о таблицах базы данных или сущностях и атрибу-тах);

- отчет о целостности модели – model consistency report (содержит информацию о том, насколько активная IDEF0-модель соответ-ствует выбранной IDEF0-методологии);

- отчет о модели – model report (содержит общую информацию относительно BPwin-модели (IDEF0, IDEF3 или DFD)). Коли-чество элементов указывается в диалоге «Model Definition Editor».

Для получения отчета необходимо выполнить следующие основные действия:

- выбрать нужный отчет в меню «Reports»;

- выбрать элементы модели, которые необходимо включить в отчет;

- выбрать, куда нужно вывести сформированный отчет.

Рассмотрим более сложный отчет, например отчет об объектах:

- определить объекты диаграммы и степень детализации отчета;

- выбрать элементы данных, которые нужно включить в отчет (обратите внимание, что можно включать в отчет определяемые пользователем свойства – UDP);

- определить дополнительные параметры форматирования для печати или имена дисковых файлов;

- определить, как данные отчета будут упорядочены.

BPwin устанавливает набор предопределенных отчетов, которые указаны как «стандартные». Это отчеты с заранее выбранными параметрами, подходящими для большинства пользователей.

Не все отчеты BPwin имеют стандартную форму. Стандартные отчеты приведены вверху окна выбора. Нажав на кнопку раскрытия списка, можно увидеть набор имеющихся стандартных отчетов.

В дополнение к имеющимся в BPwin стандартным отчетам, пользователь может определять и сохранять собственные отчеты следующим образом: напечатать название в соответствующем поле, выбрать параметры отчета, нажать кнопку «New». Определение отчета будет сохранено и добавлено к списку для использования в следующий раз.

Кнопки «Update» и «Delete» позволяют изменять существующие параметры отчета или удалять созданные отчеты.

При разработке модели одним из наиболее полезных показателей является отчет о ее целостности. Он содержит информацию о том, как хорошо ваша модель соответствует выбранной IDEF0-методологии. Это помогает следить за соблюдением методологии и выявлять любые нарушения целостности модели.

При выборе отчета о целостности модели из меню «Report» BPwin отображает соответствующий диалог, не имеющий никаких параметров. BPwin автоматически генерирует отчет при нажатии кнопок предварительного просмотра, печати или «Report».

 

Выводы. В этой главе мы познакомились с программным CASE-средством BPwin – наиболее распространенным на сегодняшний день пакетом, поддерживающим создание моделей IDEF0, IDEF3 и DFD. Широкий набор функций этой программы позволяет применять ее как для разработки программного обеспечения корпоративных информационных систем, так и для решения задач по реинжинирингу бизнес-процессов.

 

7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
IDEF-ТЕХНОЛОГИЙ

 

Приступим к практическому изучению моделирования систем. Под словом «система» будем понимать совокупность компонент, взаимодействующих с какой-либо общей целью, и взаимосвязей между ними.

Под термином «моделирование» будем понимать процесс создания точного описания системы. Особенно трудным оказывается описание систем средней сложности, таких как система коммутаций в телефонных сетях, управление авиаперевозками или движением подводной лодки, сборка автомобилей, челночные космические рейсы, функционирование предприятия. С точки зрения человека эти системы описать достаточно трудно, потому что они настолько велики, что практически невозможно перечислить все их компоненты со всеми взаимосвязями, и в то же время недостаточно велики для применения общих упрощающих предположений (как это принято в физике).

Как уже было рассмотрено ранее, SADT – это методология, разработанная специально для того, чтобы облегчить описание и понимание искусственных систем, относящихся к разряду средней сложности. Уже в течение продолжительного времени эта методология успешно применяется для описания большого количества сложных искусственных систем из широкого спектра областей (банковское дело, планирование промышленного производства, организация материально-технического снабжения, методология планирования, технология программирования). Причина такого успеха заключается в том, что SADT является полной методологией для создания описания систем, основанной на концепциях системного моделирования.

В этой главе приведены примеры практического применения IDEF-технологий моделирования для различных предметных областей.

 

7.1. IDEF-моделирование в налогообложении

 

Реализацию задачи построения моделей бизнес-процессов для некоторой предметной области обязательно должно предварять детальное исследование рассматриваемой области. Необходимо на словесном уровне описать проблему, которая должна быть решена методами структурного анализа.

 


Постановка задачи

 

В рыночных условиях налоги становятся практически основным инструментом государственного воздействия на экономику. В первую очередь они являются финансовым фундаментом государства, так как созданы, прежде всего, для финансирования общественно необходимых благ и услуг. Вместе с тем налоги все больше используются в качестве инструмента регулирования и стимулирования. С их помощью государство оказывает влияние на темпы роста и развития отдельных предприятий, отраслей и территориальных образований.

Проблема стабильности налоговых поступлений зависит, прежде всего, от используемого налогового инструментария, слаженности работы налоговой системы, а также множества макроэкономических факторов. Налоги служат индикатором макроэкономических проблем, и поэтому их поступление в бюджетную систему зависит в основном от колебаний экономической конъюнктуры, финансовой политики государства, организационно-правовых проблем. В то же время среди определяющих причин неудовлетворительного поступления налоговых платежей в бюджет страны необходимо выделить несовершенство налогового механизма, нерациональную структуру налоговой системы, недостаточно эффективную работу по планированию налоговых платежей.

Ситуация со сбором налогов нестабильна, даже несмотря на увеличение числа принимаемых нормативных актов и проведенных административных мероприятий. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений показывает, что налоговая система России неэластична по отношению к быстро меняющейся экономической конъюнктуре. Так, например, собираемая в системе МНС РФ налоговая информация не позволяет правильно оценить объем и структуру налоговых платежей.

По всей видимости, в этих фактах кроется не отсутствие практических навыков информационно-аналитической работы у сотрудников финансовых органов, а недостаточность собираемой информации, отсутствие модели функционирования налоговой системы, продуманной системы аналитической обработки данных.

Разработка структурной функциональной модели деятельности инспекции МНС РФ позволит построить модель деятельности, представляющей собой «снимок» технологии функционирования налоговой инспекции на момент исследования. Данная модель позволит как проанализировать бизнес-процессы, происходящие на территориальном уровне с использованием методов системного анализа, так и сформулировать, обобщить подходы по реинжинирингу налогового механизма.

К рассматриваемым объектам моделирования относятся процессы, осуществляемые на уровне налоговой службы на местах в целях контроля своевременности и полноты начисления и уплаты налоговых платежей юридическими и физическими лицами.

 

Основные элементы модели

 

После проведения детального исследования предметной области необходимо четко определить цель будущего проекта, достижение которой позволит создать инструмент для решения рассматриваемой проблемы. Эту цель удобно представить деревом целей, что позволить выявить направления работ проекта.

 Перед началом реализации модели следует выбрать методологию функционального моделирования и точку зрения, в соответствии с которыми будет разрабатываться модель. Модель может быть построена как на бумаге, так и с помощью программного обеспечения, поддерживающего выбранную методологию моделирования, или с помощью графических редакторов.

Перед началом построения необходимо по результатам проведенного исследования предметной области определить перечень функций и список данных, которые будут использованы при реализации модели.

Название проекта: моделирование деятельности инспекции МНС РФ.

Цель проекта: реализация структурной функциональной модели деятельности инспекции МНС РФ.

Точка зрения: руководство налоговой службы.

Технология моделирования: метод функционального моделирования IDEF0.

Инструментарий: программный продукт BPwin.

Список данных:

- методология;

- кадровый состав;

- техническое обеспечение;

- программное обеспечение;

- данные о налогоплательщиках;

- бухгалтерская, налоговая отчетность;

- платежные документы;

- входящие документы;

- отчетность;

- сведения по начислениям;

- сведения о состоянии лицевых счетов;

- выходящие документы;

- налоговые предписания.

При формировании списка данных необходимо проводить группировку понятий в целях повышения читабельности диаграммы модели. Например, управлением рассматриваемой модели могут служить: законодательство, инструктивные материалы МНС РФ, должностные инструкции. Все эти понятия заменяются термином «методология». Примечания к модели содержат раскрытие каждого из понятий для лучшего понимания построенной модели.

Уровень детализации и декомпозиции модели зависит от потребностей пользователя, который будет ее применять. Построение модели является итеративным процессом, то есть первый реализованный вариант модели, скорее всего, не будет окончательным и будет дополняться в дальнейшем.

Перечень функций:

- деятельность инспекции МНС РФ – А0;

- деятельность отдела налогообложения юридических лиц – А:

- регистрация налогоплательщиков – АН,

- камеральные проверки – А12,

- документальные проверки – А13,

- оперативно-бухгалтерский учет – А14,

- анализ состояний предприятий – А15,

- формирование отчетности – А16,

- работа с электронной выпиской по банку – А17;

- деятельность отдела налогообложения физических лиц – А2:

- регистрация налогоплательщиков – А21,

- налогообложение по подоходному налогу – А22,

- налогообложение по имущественным налогам – А23,

- оперативно-бухгалтерский учет – А24:

- ведение лицевых карточек по подоходному налогу, налогу на рекламу, налогу с продаж – А241,

- ведение лицевых карточек по имущественным налогам – А242,

- ведение реестра платежных документов – А243,

- ведение реестра поступлений – А244,

- ведение реестра заключений – А245,

- ведение реестра требований – А246,

- формирование отчетных форм – А247,

- контроль за финансовым состоянием граждан – А25,

- формирование отчетности – А26,

- работа со сведениями взаимодействующих структур – А27;

- деятельность отдела информатизации – A3;

- деятельность отделов административно-хозяйственного обеспече-ния – А4.

 

Словарь

 

Создание словаря необходимо для упрощения понимания реализованной модели пользователем, для которого она предназначается. Кроме того, указанный словарь терминов позволяет исключить возможную неоднозначность трактовки модели в дальнейшем.

Бухгалтерская, налоговая отчетность – данные, предоставляемые налогоплательщиком, на основании которых будет производиться расчет налога.

Входящие документы – данные, получаемые от внешнего источника и связанные с деятельностью налогового органа, например сведения из банков о движении на счетах граждан сумм свыше $ 10 000, запросы налогоплательщика и т. д.

Выходящие документы – данные, предоставляемые внешним источникам налоговым органом, например требования об уплате налога, ответы на запросы и т. д.

Данные о налогоплательщиках – данные, предоставляемые внешними источниками, отражающие информацию о налогоплательщике, например документы, подтверждающие право на пользование льготой, расчетные счета налогоплательщика и т. д.

Кадровый состав – сотрудники инспекции.

Методология – совокупность приемов и методов налогообложения.

Отчетность – стандартная отчетность, предназначенная для передачи в вышестоящие структуры либо для внутреннего пользования.

Платежные документы – данные о налоговых поступлениях.

Программное обеспечение – совокупность программных приложений для автоматизации деятельности сотрудников инспекции.

Сведения о состоянии лицевых счетов – данные, предназначенные для внутренней работы инспекции либо предоставляемые налогоплательщику.

Сведения по начислениям – данные, полученные в результате расчета налога, необходимые для ведения лицевого счета налогоплательщика.

Техническое обеспечение – совокупность аппаратных средств.

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 214.