Контекстная диаграмма – это модель, представляющая систему как набор иерархических действий, в которой каждое действие преобразует некоторый объект или набор объектов. Высшее действие иерархии называется действием контекста – это самый высокий уровень, который непосредственно описывает систему. Уровни ниже называются порожденными декомпозициями и представляют собой декомпозицию родительского действия.
При создании модели сначала необходимо изобразить самый высокий уровень – действие контекста. Наименование действия описывает систему непосредственно и, как правило, состоит из одного активного глагола в сочетании с обобщающим существительным, которое разъясняет цель деятельности с точки зрения самого общего взгляда на систему.
Каждый блок может иметь различные типы связанных с ним стрелок. Стрелки обозначают людей, место, вещи, понятия или события. Стрелки связывают границы диаграммы с блоками, а также действия (блоки) на диаграмме между собой. В диаграммах IDEF0 имеется четыре основных типа стрелок.
Вход блока представляет материал или информацию, которая должна быть использована или преобразована блоком, чтобы произвести продукцию (выпуск). Стрелки входа всегда направляются в левую сторону блока.
Управление всегда входит в вершину блока. Каждый блок должен иметь хотя бы одну стрелку контроля (управления). Управление, как правило, представляется в виде правил, инструкций, политики предприятия, процедур или стандартов. Оно влияет на деятельность без фактического преобразования чего-либо. Управление может также использоваться для описания процедуры начала или окончания выполнения действия.
Стрелки выхода (выпуска) – это материал или информация, произведенная блоком. Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку выхода (выпуска). Процессы, которые не производят продукции (выпуска), лучше не моделировать вообще.
Механизмы исполнения – это те ресурсы, которые обеспечивают выполнение действия. В качестве механизма исполнения могут быть рассмотрены персонал предприятия, машины или оборудование, которые обеспечивают выполнение деятельности. Стрелка механизма может отсутствовать, если определено, что это не является важным для работы функционального блока.
Контекстная диаграмма изображает деятельность самого верхнего уровня и обозначает границу моделирования относительно цели, возможностей и точки зрения. Название контекстной диаграммы находится в дереве модели непосредственно под общим описанием.
Для создания контекстной диаграммы необходимо:
- создать новую модель, выбрав пункт «New» в меню «File»;
- в появившемся диалоге набрать имя модели и выбрать ее тип.
Этот диалог отображается при запуске BPwin. После создания модели можно задать ее параметры. Список свойств модели – это диалог, в котором можно задать такие параметры, как полное наименование модели, ее словесное описание и состояние, в котором находится модель, например «в работе» или «для публикации».
Декомпозиция
Декомпозиция контекстной модели используется в моделировании бизнес-процессов для того, чтобы дать более подробное описание особенностей моделируемого процесса. Любое из рассматриваемых действий может, в свою очередь, быть декомпозировано. При каждой декомпозиции блока создается новая диаграмма. Число декомпозиций не ограничено и полностью зависит от уровня сложности, который необходимо показать в модели.
Как декомпозируются блоки с помощью BPwin? Это можно сделать следующим образом.
1. В диаграмме нужно выбрать действие, которое необходимо декомпозировать. Для этого выберите необходимый инструмент в наборе BPwin или в дереве модели, затем щелкните на действии, которое нужно декомпозировать. Выбранное меню содержит команду декомпозиции. В появившемся диалоге необходимо задать требуемые тип и число рабочих блоков декомпозиции.
2. При декомпозиции блока BPwin создает новую диаграмму, которая является диаграммой разложения родительской диаграммы (диаграмма-потомок). Заметьте, что новые действия не связаны между собой и не поименованы – это следующая задача. Необходимо задать взаимодействие между блоками и «привязать» к новым блокам стрелки, которые автоматически унаследованы от родительской диаграммы.
3. Имя блока и другие его свойства вводятся в закладке «Name» списка свойств блока. Для вывода свойств блока на экран достаточно дважды щелкнуть мышью на блоке.
4. Следующим шагом при создании диаграммы должно быть соединение всех использованных на диаграмме блоков с помощью стрелок, представляющих входы, результаты работы, средства управления и механизмы. Для этого достаточно соединить исходящую точку стыковки с точкой ее окончания. Окончанием стрелки может быть как одна из сторон функциональных блоков, так и граница диаграммы. BPwin автоматически выделяет допустимые окончания для создаваемых стрелок. Для рисования стрелки необходимо выбрать инструмент «стрелка» из комплекта инструментов.
5. Задание имени стрелки производится в закладке «Name» диалога свойств стрелок. Для вызова этого диалога достаточно дважды щелкнуть мышью на нужной стрелке.
6. Если стрелка заканчивается на границе диаграммы BPwin, она помечается туннелем из квадратных скобок. Аналогично помечаются стрелки в родительской диаграмме, если в диаграмме декомпозиции удаляется перенесенная из нее стрелка. Квадратный туннель на начале стрелки указывает, что стрелка «не решена» в пределах иерархии модели (не имеется никакой другой стрелки с таким же именем в любой другой диаграмме модели). Для поддержания целостности модели необходимо корректировать стрелки, помеченные «туннелями» из квадратных скобок, одним из следующих способов:
- преобразованием в туннель из круглых скобок;
- добавлением новой стрелки, соединяющей соответствующий блок с границей диаграммы;
- созданием внешней ссылки (ссылки на объект, не описанный в данной модели) в соответствии с методологией IDEF0;
- созданием ссылки на блок, расположенный на другой диаграмме.
В любой момент работы с диаграммой существует возможность добавления на нее новых блоков с использованием инструмента «Activity box Tool» панели инструментов. Для добавления блока следует щелкнуть на этом инструменте, а затем – на диаграмме в том месте, где необходимо расположить новый блок. После того как дополнительный блок создан, вы можете связать его стрелками с другими блоками и задать его название и другие свойства.
7. Нумерация блоков производится автоматически при их создании. Номера могут быть относительными или постоянными, они отражают иерархическое положение блока в пределах модели. Вы можете управлять нумерацией блоков на диаграмме, используя закладку «Presentation» диалога ввода свойств модели.
8. Перемещение любых объектов на диаграмме осуществляется с помощью их «захвата» мышью и перемещения в новое место. При перемещении блоков одновременно перемещаются и связанные с ними стрелки. Функциональные блоки могут также быть перемещены между диаграммами с использованием команд «Cut/Paste» из меню «Edit». Номера блокам диаграммы BPwin присваиваются автоматически. При изменении взаимного расположения блоков могут меняться и их номера.
9. Изменение размеров объектов диаграммы может быть сделано перемещением их границ. Для запрета изменения размеров объектов используют вкладку «Layout» диалога ввода свойств модели.
10. Если включен просмотр дерева модели, существует возможность просмотра модели как дерева диаграмм или дерева функциональных блоков. Вершина дерева модели имеет кнопку переключения «Diagrams/Activities» для отображения соответственно дерева диаграмм или дерева действий. Дерево диаграмм открывается по умолчанию при запуске BPwin. Дерево моделей BPwin использует специальный набор графических символов для представления диаграмм и действий в пределах дерева объектов. Можно использовать это дерево, чтобы переключиться на соответствующие модель, диаграмму или действие для выполнения редактирования.
Оформление моделей
Использование цветовой палитры. В диаграмме BPwin можно выбрать цветовую гамму для действий, стрелок и текстовых блоков. Использовать цвет на диаграммах необязательно, но это полезно для:
- выделения недостаточно проработанных моментов;
- выделения внесённых изменений;
- отображения похожих по смыслу объектов.
Изменение цвета блоков диаграммы осуществляется с использованием цветового редактора. Чтобы изменить цвет объекта, необходимо:
- щелкнуть правой кнопкой мыши на объекте, выбрать в появившемся меню пункт «Color editor»;
- выбрать необходимый цвет объекта из предложенной палитры.
Выбор атрибутов шрифта. Атрибуты шрифта, такие как тип, размер и стиль, могут использоваться для выделения или группировки функциональных блоков. Для изменения шрифта следует:
- щелкнуть правой кнопкой мыши на объекте, выбрать в появившемся меню пункт «Font editor»;
- выбрать необходимый шрифт и, при необходимости, задать его атрибуты.
Сделанные изменения можно применить и ко всем аналогичным объектам на диаграмме, включив соответствующие опции в левом нижнем углу окна диалога.
Оформление стрелок. Использование стилей применяемых в диаграмме стрелок важно для целостности и удобочитаемости создаваемых диаграмм IDEF0. Вы можете изменять вид стрелок, устанавливая их толщину, форму и цвет. Цвет стрелки выбирается с использованием редактора цветов, как описано выше. Толщина стрелок может быть изменена, что применяется для выделения отдельных элементов модели.
Для изменения толщины стрелки необходимо:
- щелкнуть правой кнопкой мыши на стрелке и выбрать в меню пункт «Style editor»;
- выбрать необходимую толщину стрелки в разделе «Thickness».
Следует обратить внимание на форму стрелки, которая определена в соответствии с используемой методологией. Стрелки типа «Relatioinal» не описаны в методологии IDEF0, но могут использоваться, если строгое следование IDEF0 необязательно.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 247.