Фольклорная основа поэмы «Песнь о Гайавате» Лонгфелло
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор амери­канских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравствен­ным смыслом. Сам автор так сформулиро­вал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о «человеке чудесного проис­хождения, который был послан расчис­тить реки, леса и рыболовные места и на­учить народы мирным искусствам». Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. «Песнь о Гайавате» позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными ев­ропейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представления­ми. Европейцы поняли не только разни­цу, но и родство таких разных культур. Поэма служит сохранению знаний о ми­ре, культуре народа. Цель автора — со­хранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю.

Мифология индейцев Северной Америки отражает сложные процессы перемещения племен,влияние друг на друга оседлых и кочевых племен, земледельческих и охотничьих. Среди них самыми важными были племена ирокезов. В мифах все явления природы наделялись магической силой. Почти у всех племен есть мифы о сотворении мира. Человек в них, приобретая чудесные талисманы и реликвии, становится неуязвимым для сил зла.

Гайавата в мифологии ирокезов — легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых усобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайаваты полна бурь и невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.

В главе «Трубка мира» Гитчи Манито обращается к враждующим племенам с призывом прекратить кровопролитие и остановить взаимную вражду. Великий Дух возложил на Гайавату миссию установить мир и согласие между индейскими племенами. Великий Дух сделал огромную трубку и закурил ее. Дым струился над людьми. Гитчи Манито говорил людям, чтобы они сделали из этого красивого камня трубки мира и никогда больше не поднимали томагавк или нож друг на друга.

При создании образа Гайаваты поэт использовал мифы о Манабозо, наделяя своего героя удивительными качествами этого пророка. Одна из легенд положена в основу главы «Гайавата и Жемчужное Перо». Манабозо сражается с Жемчужным Пером, убившим когда-то его деда, и одерживает победу над чудовищем, который жил среди мрачной трясины, охраняемой огненными змеями. В легенде сказано, что в критический момент дятел помогает Манабозо, говоря, что у врага есть уязвимое место: надо целиться в пучок волос на макушке головы.

Основная мысль поэмы: человек — высшее создание природы. Его невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Он всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы — злодеями и волшебниками. Гайавата в поэме Лонгфелло — это человек, воплощающий честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа.В Гайавате поэт отразил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру.

В центре поэмы — образ народного героя индейца Гайаваты. Гайавата — исто­рическое лицо, он жил в XV веке, проис­ходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказа­ниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под раз­личными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письмен­ности, врачеванию, помогает приручать зверей, открывает пользу растений, сра­жается и побеждает чудовищ — Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами.

Произведение Г. У. Лонгфелло постро­ено на мифологическом сюжете. В нем на­шли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испы­тание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы. Древние люди описывали мир и рассказы­вали об этом своим детям. Для этого каж­дый народ придумывал свои мифы, кото­рые передавались из уст в уста. Поэтому мифы и сказки разных народов схожи между собой.

Мифологические представления индей­цев складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотде­лим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа да­ет ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям — Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу. Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода). В индейском эпосе один из центральных мифологиче­ских мотивов — мотив сотворения мира. Создание Вселенной связано с ее одушев­лением. Не случайно в основе многих ска­заний лежит прием одушевления. Сотво­рение мира — это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса и рыболов­ные места.

Билет 4.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 590.