Государственное управление: понятие, признаки, виды, принципы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Административное право изучает весьма важную и обшир­ную область управленческой деятельности — государственное управление. Государственное управление и является сферой административного права, воздействие субъекта на объект, чтоб получить результат.

Государственное управление является одним из видов социального управления. Главной особенностью со­циального управления (как и государственного) является то, что управленческие связи здесь реализуются через отношения людей, то есть люди управляют людьми. А главным назначени­ем является оказание упорядочивающего воздействия, на учас­тников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

Во всех вариантах социального управления наблюдается навязывание чужой воли, то есть воля управляющего господс­твует над волей управляемого.

Весь процесс управления состоит из трех стадий:

1) подготовка и принятие управленческого решения;

2) исполнение управленческого решения;

3) контроль.

В зависимости от субъекта управления социальное управ­ление делится на:

а) государственное (осуществляется специальными государственными органами);

 б) общественное (это управленческая деятельность общественных объединений и других негосударственных формирований) и семейное.

Административное право занимается изучением только го­сударственного управления. Этот вид управления обладает ря­дом особенностей:

1) в процессе его осуществления реализуются задачи, функ­ции и интересы государства;

2) функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством;

3) эти субъекты действуют по поручению государства;

4) для осуществления своих функций они наделяются необ­ходимыми полномочиями государственно-властного характера;

5) они действуют в рамках, устанавливаемых для них госу­дарством в соответствующих нормах права.

Понятие «государственное управление» существует в широ­ком и в узком смысле слова.

В широком смысле под государственным управлением по­нимается управление делами государства, которое в той или иной степени осуществляется всеми органами государства.

В узком смысле государственное управление — это подза­конная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоя­щая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-по­литической и социально-культурной областями.

  Виды государственного управления:

1) собственно государственное управление;

2) функциональное (надведомственное) управление;

3) внутриорганизационную управленческую деятельность;

4) местное управление;

5) местное самоуправление;

6) хозяйственное управление.

Собственно государственное управление зарождается и исходит из
центра, верхних эшелонов власти. К ним относятся Президент Республики Беларусь, который вправе принимать управленческие правовые акты наиболее высокого ранга, а также совершать иные виды управленческих действий, Совет
Министров Республики Беларусь и республиканские органы государственного управления. Собственно государственное управление предназначено для решения общегосударственных задач, наиболее важных вопросов республиканского значения, вопросов, которые не могут быть решены в процессе осуществления иных видов управления.

Функциональное (надведомственное) управление приближено к собственно государственному управлению. Оно нередко осуществляется из центра министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь, администрацией республиканских государственных организаций и обладает иными его признаками. Отличительная особенность состоит в том, что такое управление профильное, специальное. Например, осуществление безопасности дорожного движения производится органами ГАИ Министерства внутренних дел Республики Беларусь. (Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь).

Внутриорганизационное управление – это вид государственного управления, которое проявляется внутри организации (учреждения) или системы, реализуется в целях придания ей внутреннего единства, целостности, организованности и способности эффективно осуществлять внешнее управление или другой вид государственной деятельности. Специфика внутреннего управления состоит в налаживании внутренней «жизни» системы, организации работы администрации учреждения, предприятия, суда, прокуратуры.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (ст. 1 Закона Республики Беларусь
«О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Хозяйственное управление – это вид деятельности администрации предприятия (организации), учреждения, направленный на организацию производства, на создание наилучших условий для выработки продукции, оказания услуг, подготовки специалистов и т. д.

Принципы государственного управления — это основополож­ные идеи, научные положения данного вида государственной деятельности.

Выделяют группы принципов государственного уп­равления:

а) социально-политические (демократизм, участие насе­ления в управленческой деятельности государства; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет обществен­ного мнения; объективность);

б) организационные принципы построения аппарата госу­дарственного управления (отраслевой, функциональный, тер­риториальный);

в) организационные принципы функционирования (де­ятельности) аппарата государственного управления (норма­тивность деятельности, единоначалие, коллегиальность, де­ление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность).

 

 

7. Система органов государственного управления

Система органов государственного управления Республики Беларусь включает в себя множество структурных элементов, тесно связанных друг с другом. Каждый структурный элемент выполняет свои специфические функции, а все вместе достигают общих целей.

Перечень структурных звеньев системы государственного управления:

1. Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан.

2. Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь: Совет Республики и Палату представителей);

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат:

a) Палаты представителей;

b) Совета Республики.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе:

· всеобщего,

· свободного,

· равного,

· прямого избирательного права
при тайном голосовании.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь является палатой территориального представительства и состоит из 64 членов. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные избираются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании по восемь членов Совета Республики от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска.

 

3. Правительство (Совет Министров Республики Беларусь).

Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

 

 

4. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Она состоит из:

a) Конституционного Суда;

b) Системы судов общей юрисдикции (Верховного Суда Республики Беларусь; областных (Минского городского) судов; экономических судов областей(города Минска); районных (городских) судов)

 

5. Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов . Возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

6. Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом.

 

7. Органы местного управления и самоуправление осуществляется гражданами через:

a) местные Советы депутатов;

b) исполнительные и распорядительные органы;

c) органы территориального общественного самоуправления;

d) местные референдумы;

e) собрания;

f) другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

 





Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.