Административное право изучает весьма важную и обширную область управленческой деятельности — государственное управление. Государственное управление и является сферой административного права, воздействие субъекта на объект, чтоб получить результат.
Государственное управление является одним из видов социального управления. Главной особенностью социального управления (как и государственного) является то, что управленческие связи здесь реализуются через отношения людей, то есть люди управляют людьми. А главным назначением является оказание упорядочивающего воздействия, на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.
Во всех вариантах социального управления наблюдается навязывание чужой воли, то есть воля управляющего господствует над волей управляемого.
Весь процесс управления состоит из трех стадий:
1) подготовка и принятие управленческого решения;
2) исполнение управленческого решения;
3) контроль.
В зависимости от субъекта управления социальное управление делится на:
а) государственное (осуществляется специальными государственными органами);
б) общественное (это управленческая деятельность общественных объединений и других негосударственных формирований) и семейное.
Административное право занимается изучением только государственного управления. Этот вид управления обладает рядом особенностей:
1) в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства;
2) функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством;
3) эти субъекты действуют по поручению государства;
4) для осуществления своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера;
5) они действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права.
Понятие «государственное управление» существует в широком и в узком смысле слова.
В широком смысле под государственным управлением понимается управление делами государства, которое в той или иной степени осуществляется всеми органами государства.
В узком смысле государственное управление — это подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями.
Виды государственного управления:
1) собственно государственное управление;
2) функциональное (надведомственное) управление;
3) внутриорганизационную управленческую деятельность;
4) местное управление;
5) местное самоуправление;
6) хозяйственное управление.
Собственно государственное управление зарождается и исходит из
центра, верхних эшелонов власти. К ним относятся Президент Республики Беларусь, который вправе принимать управленческие правовые акты наиболее высокого ранга, а также совершать иные виды управленческих действий, Совет
Министров Республики Беларусь и республиканские органы государственного управления. Собственно государственное управление предназначено для решения общегосударственных задач, наиболее важных вопросов республиканского значения, вопросов, которые не могут быть решены в процессе осуществления иных видов управления.
Функциональное (надведомственное) управление приближено к собственно государственному управлению. Оно нередко осуществляется из центра министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь, администрацией республиканских государственных организаций и обладает иными его признаками. Отличительная особенность состоит в том, что такое управление профильное, специальное. Например, осуществление безопасности дорожного движения производится органами ГАИ Министерства внутренних дел Республики Беларусь. (Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь).
Внутриорганизационное управление – это вид государственного управления, которое проявляется внутри организации (учреждения) или системы, реализуется в целях придания ей внутреннего единства, целостности, организованности и способности эффективно осуществлять внешнее управление или другой вид государственной деятельности. Специфика внутреннего управления состоит в налаживании внутренней «жизни» системы, организации работы администрации учреждения, предприятия, суда, прокуратуры.
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (ст. 1 Закона Республики Беларусь
«О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
Хозяйственное управление – это вид деятельности администрации предприятия (организации), учреждения, направленный на организацию производства, на создание наилучших условий для выработки продукции, оказания услуг, подготовки специалистов и т. д.
Принципы государственного управления — это основоположные идеи, научные положения данного вида государственной деятельности.
Выделяют группы принципов государственного управления:
а) социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность);
б) организационные принципы построения аппарата государственного управления (отраслевой, функциональный, территориальный);
в) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления (нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность).
7. Система органов государственного управления
Система органов государственного управления Республики Беларусь включает в себя множество структурных элементов, тесно связанных друг с другом. Каждый структурный элемент выполняет свои специфические функции, а все вместе достигают общих целей.
Перечень структурных звеньев системы государственного управления:
1. Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан.
2. Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь: Совет Республики и Палату представителей);
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат:
a) Палаты представителей;
b) Совета Республики.
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе:
· всеобщего,
· свободного,
· равного,
· прямого избирательного права
при тайном голосовании.
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь является палатой территориального представительства и состоит из 64 членов. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные избираются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании по восемь членов Совета Республики от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска.
3. Правительство (Совет Министров Республики Беларусь).
Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.
4. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Она состоит из:
a) Конституционного Суда;
b) Системы судов общей юрисдикции (Верховного Суда Республики Беларусь; областных (Минского городского) судов; экономических судов областей(города Минска); районных (городских) судов)
5. Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов . Возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
6. Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом.
7. Органы местного управления и самоуправление осуществляется гражданами через:
a) местные Советы депутатов;
b) исполнительные и распорядительные органы;
c) органы территориального общественного самоуправления;
d) местные референдумы;
e) собрания;
f) другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.