Административно-правовые отношения: понятие, особенности и виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Административно-правовое отношение - это урегулирован­ное административно-правовой нормой управленческое об­щественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и га­рантированных административно-правовой нормой.

Характерными признаками административно-правовых от­ношений являются:

• они возникают на основе норм административного права;

• они возникают в сфере деятельности исполнительной власти;

• для них характерно наличие обязательного субъекта, на­деленного государственно-властными полномочиями;

• участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;

• правовые отношения имеют много разновидностей;

• реализация субъективных прав и исполнение юридичес­ких обязанностей обеспечены возможностью государственно­го принуждения;

• споры, возникающие между сторонами административ­но-правовых отношений, разрешаются, как правило, в адми­нистративном (внесудебном) порядке.

Предусматривая возможность возникновения администра­тивно-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-правовая норма заранее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма опре­деляет для одной стороны — вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.

Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что у одной стороны имеются только обязаннос­ти, а у другой — только права. Свойственный административ­но-правовому регулированию метод, хотя и предопределяет юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, однако не превращает вторую сторону в пассив­ного их участника, не имеющего соответствующих прав. На­пример, гражданин, подавший жалобу в орган управления, вправе требовать ее рассмотрения в определенные сроки и т. п. Данному праву соответствует обязанность органа управления

принять и зарегистрировать жалобу, рассмотреть ее в установ­ленные сроки и т. п. Налицо, следовательно, взаимные права и обязанности сторон административно-правового отношения. Но при этом у одной из сторон, как правило, есть такие юри­дические полномочия, которых нет у другой стороны, или их объем менее значителен.

  Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

   Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейнобрачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированынормами административного права

Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное

многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником

административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.