Пламенные слова рождаются от больших, глубоких чувств. Чувства рождают слова, которые неразрывны с интонацией. Нельзя пламенно говорить чужие слова.
Так же можно хорошо играть, выполняя все указания автора, если найти в тексте место и для своих высказываний.
Идеомоторика-психомоторика: бессознательными мозговыми импульсами сокращаются и расслабляются различные группы мышц. В мозговом аппарате они обратимы. То есть человек может сознательно говорить слова, которые восстанавливают его жизненный тонус, активность мозга.
«Современной физиологии предстоит немалая задача исследовать, какими путями, какими средствами мысли удается произвести такие же разрушения, как и ядам. Каким образом мысль подтачивает все жизненные функции самого сильного организма».
У. Джейкобсон.
Насколько же сильнее слова, произнесенные вслух.
Ларрей, хирург Наполеона, заметил, что солдаты, даже тяжело раненые в победном бою, выздоравливают скорее, чем раненые в бою, который был проигран.
Французский врач Матье в конце ХIХ века собрал в палате раковых больных, жизнь которых была определена неделями (в то время рак был редким заболеванием).
Он прочитал им о сенсации: в Англии открыто лекарство, излечивающее от рака. В течение полугода он являлся к больным, рассказывая: он послал просьбу приготовить определенное количество лекарства... Он получил письмо, что его предложение принято, ученые приступили к изготовлению препарата... Лекарство упаковано, и группа ученых едет, чтобы самим удостовериться, за какой срок произойдет выздоровление. Опыты их убедили, что выздоравливают все, их интересует время... Пароход прибыл в Марсель, ученые пересели на поезд и едут в Париж. Естественно, никакого лекарства на самом деле не было, однако, только единицы умерли, не дождавшись поезда. Все другие держали себя, не давали себе умереть, силой мысли, что избавление придет.
Симферополь. В больницу на скорой помощи была доставлена девушка в состоянии алкогольного опьянения. Друзья, пировавшие с ней по случаю окончания учебы, сказали, что со стаканом вина она проглотила лягушку, которую ей подложили. У нее началась рвота. Она не прекращалась. Испуганные ее состоянием, они вызвали скорую помощь. Дежурил опытный врач. Он усыпил ее, сделал легкий надрез, зашил его, попросил принести из лаборатории заспиртованную лягушку и поставить ее рядом с постелью. Все шло нормально. Но на "операции" присутствовали несколько студентов старших курсов мединститута. Они удивлялись, разговаривая между собой, как можно было поверить в такую чепуху. Через два дня один из них не выдержал и все ей рассказал. У нее началась безудержная рвота и она умерла в его присутствии, на всю жизнь изменив его отношение к слову и его значению в медицине и в жизни.
Да, мы все знаем, что от слов можно сойти с ума, поседеть, получить язву, инфаркт, умереть. Знаем, что от слов можно обрести крылья, преодолеть себя, решиться на большое дело. МЫ ВСЕ ЗНАЕМ! Но почему же, почему так часто мы говорим слова, которые ранят, задевают, травмируют... Знаем, но делаем, потому что только знаем, но не понимаем. А понять можно только сердцем, душой...
В психоневрологических диспансерах лежат дети. Диагноз "дидактогенное состояние". Дидактогенное – значит, порожденное дидактикой, поучением, наставлением, заболевание от неосторожных слов, которые мы, взрослые, говорим детям. Травмы психогенного происхождения.
Какие же слова "наставлений" и "поучений" надо говорить, чтобы после этого у детей появлялись САХАРНЫЙ ДИАБЕТ, ЯЗВЫ ЖЕЛУДКА ИЛИ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ, ЗАИКАНИЕ, СПАЗМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, ПИЩЕВОДА. Их кормят через фистулу. Месяцы и годы, потому что они возвращаются в ту же атмосферу непонимания. Болезнь возвращается, дети становятся хрониками.
И. П. Павлов назвал слово самым сильным раздражителем. Оно действует не только в данный момент, оно остается в наших воспоминаниях, играя созидательную или разрушительную роль.
Когда гость разливает на скатерть соус, мы делаем вид, что не замечаем (мы же культурные!). Когда это же делает наш ребенок, то про свою культуру мы уже не вспоминаем. Почему?.. Ведь ребенок, как и наш незадачливый гость, сделал это не нарочно!..
Вспомним нашу действительность. Что-то услышали – побежали – рассказали... "А она о тебе говорит... А он о тебе..." Но передать услышанное можно только по просьбе того, кто говорит. Остальное называется сплетня. Почему? Потому что передающий никогда не повторит точно сказанные слова, а главное – интонацию. Говоривший вкладывает в слова СВОИ ЧУВСТВА, которые никто не может повторить.
Педагог говорит:
– Я очень волнуюсь, как сегодня сыграет Лена!
А Лене передают:
– Слушай, у твоей Мариванны пар выходит от волнения, как ты сыграешь!..
– Почему?
– Не верит, наверное...
Мы передаем не слова говорившего, а то, что сами подразумеваем.
Собственные домыслы внесли смятение и... Вряд ли Лена сыграет сегодня хорошо.
– Зачем вы ребенку сказали, что он тупица?..
– Ну и что же. Я же ПРАВДУ сказала
Как мы любим ПРАВДУ! Только кому мы ее говорим?
"Мудрость состоит в пристальном наблюдении за тем, как РАСТУТ ЛЮДИ".
Конфуций.
Будем иметь в виду, что...
Сурикова не приняли в Академию художеств. Инспектор сказал: "За такие рисунки вам мимо Академии надо запретить ходить".
Д. Кабалевского отчислили из детского хора – за полным отсутствием музыкальных способностей.
Г. Уланова при поступлении в училище получила самые низкие отметки по балетной выразительности и мимике.
А. Горького приняли в церковный хор, а Ф. Шаляпину сказали, что непригоден.
Из восьми допущенных к кинопробе провалился один И. Смоктуновский.
А. Чехов числился в гимназии среди двоечников и безобедников.
У. Черчилль – хронически предпоследний в школе.
А. Швейцер – безнадежный в учении.
Дж. Уатт, Свифт были пасынками школы, считались бездарными.
Гельмгольца учителя прозвали слабоумным.
Физики Франклин, Пьер Кюри, изобретатель Морзе, философ Спенсер, писатели Герцен, Байрон, Э. По, Бёрнс, Гоголь и даже Лобачевский считались в школе неспособными.
Эдисон исключен из школы из-за полной бездарности, Эйнштейн отчислен со второго курса университета как абсолютно неспособный к математике. Профессор сказал: "У вас достаточно доброй воли, но недостаточно способностей". В школе он был плохим учеником и часто задавал вопросы, когда, казалось бы, все ясно, как дважды два. Это стремление заглянуть вглубь вещей казалось учителям признаком глупости и тугоумия. Сын Эйнштейна как-то спросил его: "Почему, собственно, ты знаменит?.." – "Видишь ли, когда жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что путь его изогнут. Я же, напротив, имел счастье это заметить".
Лермонтов и Белинский были изгнаны из университета.
Плохие отметки В. И. Вернадского огорчали его родителей. Он не выносил вдалбливания скучных, готовых истин.
Г. Песталоцци, на памятнике которого надпись, сделанная соотечественниками много лет спустя: "Все для других. Ничего для себя!" В школе его ругали за лень, считали тупицей. За все годы он так и не научился писать грамотно. Это не помешало ему стать великим. "Я сам жил, как нищий, для того, чтобы научить нищих жить по-человечески!"
Сейчас известно, что "неграмотность", то есть ошибки, иногда связаны с тем, что мысли, которые надо записать, опережают написание их и поэтому в конец одного слова попадают буквы из следующего.
Ньютону не давалась школьная физика и математика.
Про В. Скотта профессор университета сказал: "Он глуп и останется глупым навсегда".
Юстус Либих бросил школу в 14 лет. Приговор: неспособен к учению. Через семь лет он открыл явление изометрии, в 21 год получил звание профессора в Гессене.
Ю. Никулину при приеме сказали: "Вас никогда не будут снимать!"
В русской истории известны случаи, когда отдельные слова запрещались к употреблению в законодательном порядке.
В 1798 году император Павел издал указ, в котором повелевалось: взамен отечество говорить и писать государство; взамен приверженность – усердие и привязанность. Слово общество запрещалось совсем. Взамен слова гражданин следовало говорить и писать обыватель, житель.
Сейчас говорят не капиталисты, а свободные предприниматели, не прибыль, а сбережения, не безработица, а резерв рабочей силы...
У нас появились "новые должности": не завхоз, а заместитель директора по хозяйственной части, не доярка, а оператор машинного доения...
В микро- и макрокосмосе движение происходит по закону причин и следствий. Следствия становятся причинами других следствий и т.д.
Жизнь человека протекает в атмосфере постоянных отрицательных факторов, которые деформируют психику. А если это ДЕТИ? Следы психических травм, несмотря на механизм "вытеснения" (Фрейд), остаются на всю жизнь в подкорковых отделах головного мозга. Они накапливаются, уродуя душу, изменяя поведение, отношение к окружающему.
Во многом наши отношения друг к другу определяются теми биохимическими изменениями, которые происходят в нашем организме. («Нарушение биохимической энергии» Н.Гумилев).
В обществе наши глаза обязательно выделяют одного человека. Нас привлекает необычное, интересное, неординарное... Никто не может объяснить причину симпатий и антипатий, иногда мгновенных. О человеке, который нам неприятен, наши друзья могут иметь другое мнение: умный, порядочный... Мы можем признавать его достоинства, ум, а все равно сердце против. И наоборот: нам говорят о человеке сплошь отрицательное: характер, поведение, но сердце "за" – и мы в одно ухо впускаем, в другое выпускаем...
Итак, выбор сделан. Начинается близкое знакомство. Рождается дружба или любовь... Но как, с чего начинается охлаждение? Не зря ведь говорят, что наши недостатки – это продолжение наших достоинств. Очень часто та самая неординарность, необычность поведения и суждений уже раздражают. Появляются мягкие советы: "Надо делать... Так все делают". Имеется в виду: "Я" так делаю, подкрепленное словом ВСЕ. Честнее было бы сказать: "А вот я бы так не делал..." Не так ходит, не так размахивает руками – и все "во имя любви!" "Я же хочу, как лучше!" Слово любовь, как козырный туз, постоянно кроет все попытки защитить свои позиции... Вот они, начала всех начал! Слова... Слова... Слова...
Нельзя любить колючую проволоку!
Итак, рецепт. Если вы хотите поссориться с человеком, или если вы хотите, чтобы вас разлюбили, начинайте общение со слов: "Не так! Надо вот так! Ты должен!.. Ты обязан!.. Так делают все умные люди!" Но в запасе еще и «ласковые» козыри: "Только большое уважение заставляет меня говорить тебе... Ради твоего счастья... Мне виднее..."
Время, когда вы добьетесь своего, сугубо индивидуально, но порядок будет сохранен: вначале протест, потом избегание и разрыв.
Биохимики изучают симпатии и антипатии растений для того, чтобы знать, какие растения можно сажать рядом, а какие нельзя. Если посадить рядом растения, которые не выносят друг друга, то они начинают выделять отравляющие вещества. Это приводит к токсикозу почвы. Как это похоже на токсикоз человеческого организма. Только яды другие, а механизм отравления один.
«Область морали имеет свои законы. Они неумолимы, и кара настигает неизбежно тех, кто не хочет с ними считаться. Особенно один закон, которому беспрекословно, и притом всегда, подчиняются даже животные. Этот закон препятствует нам общаться с теми, кто хотя бы раз причинил нам вред – нечаянно или преднамеренно, вольно или невольно. Нужно этому суровому закону подчиниться, так как в основе его лежит социальное начало – инстинкт самосохранения».
Оноре де Бальзак.
В окрестности одной из деревень Индии появился слон, убивающий людей. Это было так невероятно, что вначале немногие этому поверили. Однако случаи убийства людей продолжались, появились очевидцы, которые подтверждали: преступник – слон. Была организована охота на него. Когда его убили, то поняли причину его поведения: в спине у него торчал кинжал.
Читая А. А. Микулина.
Эмоции, как правило, отражаются на лице. При хорошем и плохом настроении мозговыми импульсами сокращаются и расслабляются различные группы мышц. В мозговом аппарате эти функции обратимы. Стоит человеку, у которого неприятности, сделать благодушное лицо, улыбнуться – и группа биотоков рефлекторно вызовет в нейронах мозга изменение настроения.
«Страх, печаль, тоска разрушают тело, угнетают мышечную активность».
Гиппократ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.