Глава 8
ОСТОРОЖНО:
СЛОВО!
Кого не бьет слово,
Того не будет бить и палка.
Сократ
Родители, воспитатели, педагоги,
Напишите на своем словохранилище,
Как на коробке с динамитом:
«ОСТОРОЖНО: СЛОВО!»
В. И. Иоффе
И. Павлов пишет, что если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действий, то раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы – СИГНАЛЫ СИГНАЛОВ.
Явление идеомоторики (психомоторики) было открыто в середине ХIХ века в Англии, немного позже, независимо друг от друга, в лаборатории И. Сеченова.
"Когда мы думаем об определенном движении, мы его невольно, не замечая этого, производим. Каждая мысль сопровождается мышечным движением".
И. Павлов.
Читая Б. Трейси.
Во врачебной практике применение открытия подсознания принадлежит доктору Эмилии Коул (1895 г., Женева).
В ее клинике больные выздоравливали в 5 раз быстрее, чем в любых других клиниках всей Европы. Ее метод был настолько прост, что многие долгое время не принимали его всерьез.
Каждый пациент должен был ежедневно говорить: «Каждый день я чувствую себя все лучше и лучше во всех отношениях». Доктора, медсестры, здороваясь с каждым пациентом, говорили: «Каждый день вы выглядите все лучше и лучше во всех отношениях». Успех доктора Коул был ошеломляющим. Исследуя ее записки, Шульц создал метод аутотренинга, которым пользуются в настоящее время в неврологических клиниках.
Источник возникновения микродвижений – СЛОВО.
После атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки оставшиеся живыми дети не могли учиться. Их лечили рисованием. Вначале рисунки были выполнены одним лишь черным цветом. Проходило время – рисунки светлели. Появление зелени, солнца давало знак о начале выздоровления. В то же время началась разработка тестов для выявления психических травм у детей. Механизм идеомоторики позволяет найти причину заболевания и поставить диагноз.
Сейчас психологам, психиатрам приходится иметь дело с детьми в очень раннем возрасте. Не этично расспрашивать их об условиях жизни, да и что они могут рассказать?..
В. Шефнер.
В 1897 г. в Петербургской филармонии под управлением А. Глазунова исполнялась Первая симфония С. Рахманинова. Провал композитора был полным. Слушатели были невнимательны, многие расходились, не дожидаясь окончания. На следующий день появилась статья Цезаря Кюи, в которой говорилось: «Если бы в аду была консерватория, если бы одному из даровитых музыкантов было задано написать программную симфонию на тему «Семи египетских казней» и если бы он написал симфонию вроде симфонии господина Рахманинова, то он блестяще бы выполнил свою задачу и привел бы в восторг обитателей ада».
Результат – психическая травма у Рахманинова. Его депрессия длилась несколько лет, – ни одной ноты: ни писал, ни играл. Психиатр Н. В. Даль, который хорошо играл на виолончели, попросил Рахманинова аккомпанировать ему «Песни без слов» Ф. Мендельсона. Они играли каждый день в течение полутора месяцев! И только по истечении этого времени Даль увидел слезы, которые медленно текли по впалым щекам Рахманинова. Кризис был преодолен. Второй фортепианный концерт С. Рахманинов посвятил Н. В. Далю.
«Берегитесь усиливать свои беды и ухудшать свое положение жалобами». Сенека.
Госпитализация увеличивает время выздоровления, потому что разговоры о своих болезнях, неудачах в больничных палатах постоянны. Здесь для лечения нужны не капли, а литры микстур и килограммы таблеток. Нам мало говорить о себе, встретив знакомого на работе, приступаем к «оптимизации» настроения: «У моей тети на левом берегу во дворе живет молодой человек, так его сегодня ночью...» Идут сведения одно страшнее другого, о соседе незнакомого молодого человека, живущего рядом с незнакомой тетей, живущей на...
В разговорах о болезнях и неприятностях мы убиваем себя нравственно и физически, точно так же, как убиваем в себе человека, совершая дурные поступки и оправдывая их.
Почему? Потому что если человек думает о плохом, он везде его находит, а думая о хорошем, он находит его всюду.
Совет Б. Шоу (вольный перевод): о своих неприятностях надо рассказывать врагам, это доставит им удовольствие и они выслушают все до конца, не перебивая.
ОПЫТ
В поликлинике записали к врачу-терапевту 9 человек, указав точное время приема (по 20 минут на каждого). Доктор ничего не записывал, а выслушивал, расспрашивал о болезнях детского возраста, о проблемах на работе, дома. Каждому перед уходом были сказаны такие слова: "Как удачно, что именно вчера мы получили лекарство, которое вам необходимо. Оно есть только в нашей аптеке". Следовало приглашение придти через три дня. По договоренности с аптекой, за подписью этого врача по разным рецептам выдали всем дистиллированную воду. Через три дня все почувствовали себя лучше, некоторые выздоровели... И только двое по-прежнему жаловались на недомогание. Одному из них прописали воду повторно (с другим цветом и вкусом), второму необходимо было хирургическое вмешательство. Вывод: большинство наших болезней – от мыслей, которые мы не контролируем. То есть у них – нервно-психическая основа, они – результат не физиологического, а психического неблагополучия.
В институте оккультных наук (США) издавна занимаются изучением воздействия на человека слов, которые мы говорим, слушаем, читаем, используя результаты для составления реклам, выборов сенаторов, президента. Очень известный в 60-х годах журналист Дино Будзати писал о том, что "их дьявольская наука" может заставить человека делать все, что они захотят. Он рассказал об опыте, проделанном в самом этом институте. Был задан каждой группе один из вопросов:
1. Хотите ли вы, чтобы полномочия президента длились 6 лет вместо 4-х?
2. Хотите ли вы изменить закон, чтобы полномочия президента длились 6 лет вместо 4-х?
Первая группа ответила 96% "за".
Во второй группе 82% – "против".
Что повлияло на результат в том и ином случае?..
Повлияло слово "изменить". Оно сразу вызывает протест, негативное отношение. Согласие возможно после некоторого размышления, взвешивания "за" и "против".
Пройдемся по коридорам музыкального колледжа во время очередной сессии. Перед экзаменом студенты похожи на тяжело больных. Около класса ходит молодой человек, судорожно потирает руки, трясет ими, трет лицо, вдруг бежит, открывает пьесу, чтобы посмотреть, с какой ноты начинается произведение, которое он играет УЖЕ ПОЛГОДА. Как пройдет экзамен?..
Сколько талантливых людей не могут заставить себя выйти из этого болезненного состояния. Сколько бросили любимое занятие, потому что не знают искусства управлять собой, своей психикой.
Талантливый спортсмен достигает результатов, которые изменили бы во много раз мировые рекорды. Однако на состязаниях ничего не может показать. Опыты самовнушения в нашей стране начались в спорте. Перед стартом датчики показывают повышенную сердечную деятельность, при которой забег разрешать нельзя. Спортсмену дают несколько раз прочитать текст: "Мне не важен результат. Если я сейчас проиграю, добьюсь победы в следующий раз". Уже во время чтения датчики показывают стабилизацию сердечной деятельности. И спортсмену разрешают участие в соревнованиях.
В космонавтике размеры первых аппаратов не позволяли заниматься физкультурой. Невозможность движений резко снижала мозговую деятельность, ухудшала состояние здоровья. Здесь идеомоторика сыграла большую роль. Еще на предполетных тренировках будущий космонавт должен был находиться продолжительное время в сурдокамере. Проверялась возможность работать в полном одиночестве. Движений почти нет. Как быть?.. Выходом было прочное закрепление УСЛОВНО РЕФЛЕКТОРНЫХ СВЯЗЕЙ.
Готовясь к эксперименту, в течение длительного времени каждый день в определенные часы человек выходил в спортивный зал или на стадион и делал полный комплекс физических упражнений. За время тренировки человек теряет до 600 граммов веса.
Теперь в сурдокамере, в состоянии малоподвижности, он может мысленно "проигрывать" физические упражнения, к которым он привык. Итак, сурдокамера. Космонавт окутан проводами, датчики выведены наружу. Там идут измерения. Как обычно, в определенный момент ему дается команда: выходить на зарядку! Он выполняет МЫСЛЕННО все упражнения, представляя себя в зале или на стадионе. Даже такое начало изменяет показания его состояния: сильнее начинает биться сердце, усиливается прилив крови к ногам.
За время мысленных действий, которые точно повторяют отработанные в действительности, космонавт теряет до 120 – 160 граммов веса.
ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ НУЖНЫ НАМ.
Читая А. А. Микулина.
Эмоции, как правило, отражаются на лице. При хорошем и плохом настроении мозговыми импульсами сокращаются и расслабляются различные группы мышц. В мозговом аппарате эти функции обратимы. Стоит человеку, у которого неприятности, сделать благодушное лицо, улыбнуться – и группа биотоков рефлекторно вызовет в нейронах мозга изменение настроения.
«Страх, печаль, тоска разрушают тело, угнетают мышечную активность».
Гиппократ
8 12 14
L
явно выражена асимметрия микроволн. Пациенту предлагается думать и представлять то, о чем говорит доктор: лес, солнце, синее море, покой, радость, счастье...
Результат:
10 10 10
J
хорошее настроение...
«Жаловаться на неприятности – увеличивать зло, смеяться над ними – уничтожать их».
Конфуций.
«Не надо бояться смерти! Пока мы живем, ее нет. Когда она пришла – нас нет!»
Эпикур.
Знаменитая фраза «Ты меня уважаешь?», отданная застолью, имеет глубокий социальный смысл. Даже выпить не хочется с тем, кто тебя не уважает.
Вспомним еще раз совет С. Соловейчика: не надо бороться со злом в ребенке, а надо замечать его добрые дела и поступки. Почему? Потому что борьба со злом сеет зло! Какие слова мы говорим при этой "борьбе"? Каким голосом, с каким лицом? Мы облучаем ребенка биоэнергетикой, которая приводит к патологии отношений. Когда пытаются улучшить сорт растения, то не поливают его серной кислотой, даже разведенной.
Академик Зурабошвили на съезде невропатологов и психиатров, среди докладов, трудно понимаемых даже специалистами (из-за наукообразного языка), поразил высокое собрание простотой и ясностью своей речи. Он подчеркивал, что в современном человековедении силы улыбки мощнее сил гнева, а несдержанность, раздражительность, особенно – зависть, создают кристаллы самоотравления. Для содержательной и радостной жизни нужны три условия:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Почему в народных сказках всего мира «дурак»
добивается большего, чем его «умные» братья?..
[1] Зависть, как и страх, имеют тенденцию к «расширению поля». Они могут вызвать затяжное, а возможно и хронически стрессовое состояние.
Глава 8
ОСТОРОЖНО:
СЛОВО!
Кого не бьет слово,
Того не будет бить и палка.
Сократ
Родители, воспитатели, педагоги,
Дата: 2019-03-05, просмотров: 178.