Методика изучения мотивации одобрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу)

В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения — стремление заслужить одобрение значимых людей — гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он на нечто весьма важное — на качество взаимоотношений с другими людьми.

Определить уровень мотивации одобрения младших подростков (учителей, родителей) можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны 2 варианта ответа — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.

Ключ теста (код — правильные ответы):

— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;

— ответы «нет» на вопросы 6, 7,9, 10, 11, 12, 16, 17, 18.

Для успешного проведения тестирования необходимо

каждого школьника обеспечить следующими бланками:

Шкала оценки мотивации одобрения Бланк тестируемого

Суждения Да

Нет

 
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.  

 

 
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.  

 

 
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.  

 

 
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.  

 

 
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.  

 

 
6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.  

 

 
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.  

 

 
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

 

 

9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться.

 

 

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

 

 

11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

 

 

12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

 

 

13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

 

 

14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

 

 

15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

 

 

16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

 

 

17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

 

 

18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

 

 

19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

 

 

         

Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»

(Модифицированный вариант методики О.В. Лишина)

Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности, уровень сплоченности классного коллектива и причастности каждого к общему делу.

Инструкция для учащихся

Для проведения анкетирования каждому учащемуся выдается бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

Н — никто; М — меньшинство; П — половина классного коллектива; Б — большинство; В — все.

Содержание опросника

Сколько человек придет на классное собрание

НМПБВ 1

ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

НМПБВ 2

чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников?

НМПБВ 3

потому что собрание будут снимать для телевидения?

НМПБВ 4

потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить общешкольное мероприятие?

НМПБВ 5

если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

НМПБВ 6

если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте

НМПБВ 7

ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

НМПБВ 8

чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

НМПБВ 9

чтобы поддержать честь своего класса, организующего этот десант?

НМПБВ 10

ради денег, которые выплатят каждому участнику?

НМПБВ 11

потому что работа будет интересной?

НМПБВ 12

если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха

НМПБВ 13

чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

НМПБВ 14

чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

НМПБВ 15

ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?

НМПБВ 16

если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

НМПБВ 17

ради интересной жизни в лагере?

НМПБВ 18

если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход

НМПБВ 19

если его цель - сбор краеведческого материала для музея?

НМПБВ 20

ради того, чтобы побыть вместе на природе?

НМПБВ 21

если каждый участник получит памятный значок туриста?

НМПБВ 22

если поход - часть турслета, который организует ваш коллектив?

НМПБВ 23

просто потому, что интересно?

НМПБВ 24

если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни

 
НМПБВ 25 потому что вечер запланирован для ветеранов войны?  
НМПБВ 26 чтобы и после уроков побыть вместе?  
НМПБВ 27 если во время вечера будет устроено чаепитие?  
НМПБВ 28 если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?  
НМПБВ 29 потому что программа вечера очень интересна?  
НМПБВ 30 если явка строго обязательна?  

Большое спасибо за искренние ответы!»

Инструкция для педагога

Учитель (классный руководитель) подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует объяснить еще раз.

Обработка полученных данных

При обработке результатов теста предлагаемый опросник следует разделить на 6 блоков. Каждый из них состоит из 5 вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности.

В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

A) общественно полезная деятельность (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

Б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

B) интерес к общению (2, 8,14, 20, 26);

Г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

Д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17,23,29);

Е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала: В — 4 балла; Б — 3 балла; П — 2 балла; М — 1 балл; Н — 0 баллов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 198.