Диагностическая методика «Космическое путешествие».
Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трех человек. Фамилии детей записать на листе.
Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка».
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в вариантах. Можно на каждом листочке написать обозначение, что подразумевается под значениями «солнце», «тучка» и «дождик». Учащимся предлагается определить самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Каждому из ребят предлагается отметить любым знаком, например, звездочкой, в нужной клетке свое самочувствие. Анкеты могут быть анонимными, или ученики их подписывают — по желанию учителя.
При анализе полученных данных учитель легко делает вывод о самочувствии ребят в классном коллективе.
«Солнце» (Тепло, дружно, уютно) | «Тучка» (Не очень комфортно) | «Дождик» (Скучно, не комфортно) | |
В классе | |||
С друзьями | |||
Дома |
Диагностическая методика «День рождения».
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно подарить пяти лучшим ученикам класса ко дню рождения. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который они хотели бы ему подарить. Это может выглядеть так: Таня И.— кукла, Петя Р. — роликовые коньки, Саша М. — книга и т. д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого каждый ученик называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.
Методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе».
Цель: выявить уровень сплоченности детского коллектива и самочувствия каждого ученика.
Учитель готовит для каждого ученика табличку и предлагает заполнить ее правую сторону (клеточки) цветными карандашами (фломастерами), при этом используя только 3 цвета: красный — очень хорошо; зеленый — проявляется, но слабо; синий — не проявляется, этого нет в нашем классе.
Согласие и взаимопонимание | |
Увлеченность жизнью класса | |
Теплота взаимоотношений | |
Дружба среди ребят | |
Скука |
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения.
Методика «Какой у нас классный коллектив».
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Учащимся предлагаются 6 утверждений, которые записаны на листе бумаги в произвольном виде. Каждому ученику необходимо пронумеровать эти утверждения, т. е. расставить по номерам, которые, по мнению ученика, соответствуют данному классному коллективу. Например, ученик считает, что «Наш класс дружный» и ставит напротив данного утверждения № 1; а утверждение «Наш класс недружный, часто возникают ссоры» он поставит на последнее место под № 6.
• Наш класс очень дружный и сплоченный.
• Наш класс дружный.
• В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
• В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.
• Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
• Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определенных взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как он ощущает себя в системе этих отношений.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 493.