События разворачивались на Балканах и в Закавказье. Русская армия перешла румынскую границу и двинулась к Дунаю.
7 июля русские войска овладели Шипкинским перевалом. Против русских войск была направлена военная группировка под командованием Сулейман-паши.
Противнику удалось сосредоточить крупные силы в крепости Плевна, находившейся на пересечении важнейших дорог. В ноябре 1877 г. Плевна сдалась, что стало важнейшим событием в ходе войны. После взятия русскими войсками Плевны начался завершающий период войны.
3 декабря отряд под командованием генерала И.В. Гурко преодолел Балканы и освободил Софию.
Другой отряд под командованием Ф. Ф.Радецкого через Шипкинский перевал вышел к укрепленному турецкому лагерю Шейново. Здесь противник был разбит. Русские войска двигались к Константинополю.
Успешно развивались события и на Закавказском театре военных действий. В начале мая 1877 г. русские войска успешно овладели крепостями Ардаган и Каре.
Переговоры о мирном договоре с Турцией завершились в феврале 1878 г. в Сан-Стефано, вблизи Константинополя.
Согласно договору Сербия, Румыния и Черногория получали полную независимость.
Провозглашалось создание в Болгарии – автономного княжества, в котором в течение двух лет находились русские войска. Турция обязывалась провести реформы в Боснии и Герцеговине. России возвращалась Южная Бессарабия, отторгнутая по Парижскому договору.
В Азии к России отходили города Ардаган, Карс, Батум, Баязет и большая территория, населенная в основном армянами.
Западные державы не могли смириться с усилением русских позиций на Балканах и Кавказе. Они отказались признать условия Сан-Стефанского договора и потребовали его пересмотра. Россия вынуждена была уступить. В июле 1878 г. в Берлине открылся конгресс, в котором европейские государства, действуя единым фронтом, изменили договор, подписанный в Сан-Стефано.
Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину.
4. 5. Россия на рубеже XIX-XX веков. Реформы С.Ю. Витте.
В начале ХХ в. произошли существенные изменения в экономике страны. Россия вступила в стадию монополистического капитализма, хотя отставание по темпам, объемам производимой продукции и техническим показателям по сравнению со странами Запада сохранялось. Первые монополии в России возникли в конце XIX в. В 1900–1903 гг. начался их бурный рост. В это время окончательно оформились нефтяные тресты, крупнейшие синдикаты в металлургической и угольной промышленности, в транспортном машиностроении, в металлообрабатывающей промышленности.
Начали складываться мощные банковские монополии. Однако в целом условия для развития национальной промышленности в России складывались не очень благоприятно, так как мы не могли успешно конкурировать с промышленностью более развитых стран Запада. Успехи достигались в основном за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышения доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику.
Несмотря на попытки самодержавия приспособиться к развитию капитализма в стране, нарастали противоречия между дворянами и буржуазией, между феодализмом и капитализмом. Буржуазия постепенно становилась ведущей силой в экономике страны, но политическую роль страны определяла не она, а дворянство, представители которого занимали ключевые посты в органах управления, владели большим земельным фондом. Опираясь на дворянство, царь самодержавно правил Россией, сосредоточив в своих руках всю законодательную и исполнительную власть.
В то время во многих странах Европы государственная власть развивалась в направлении парламентаризма, Российская империя оставалась в конце XIX – начале ХХ вв. еще последним оплотом абсолютизма, власть императора не ограничивалась никакими выборными структурами. Незыблемость принципа царской власти была подтверждена новым российским императором Николаем II, взошедшим на престол в 1894 г.
17 января 1895 г., принимая в Зимнем дворце представителей от земства и городов, Николай II сказал: что пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель».
Вся внутренняя политика Николая II состояла в том, чтобы не поступиться основными самодержавными принципами, законсервировать существующие порядки. Но в условиях нарастающего социально-политического кризиса в России снять социальную напряженность такими методами было уже невозможно.
Реформы С. Ю. Витте
В истории России конца XIX – начала XX вв. С. Ю. Витте занимает исключительно важное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета – служебные посты этого политического деятеля, который стал символом государственной системы.
В 1892 г. Витте занял пост министра финансов. Его важнейшей задачей было поощрение развития отечественной промышленности. В своей деятельности Витте опирался на концепцию немецкого экономиста Фридриха Листа, т.е. бедным странам необходимо в целях экономической модернизации добиваться баланса импорта и экспорта с помощью таможенного покровительства.
Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета. Одним из направлений осуществленной им реформы было введение в 1894 г. государственной винной монополии, ставшей основной доходной статьей бюджета. Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные, а также введен золотой стандарт, т. е. свободный размен рубля на золото.
Это позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, так как иностранные инвеститоры могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство.
В годы экономического кризиса (1900–1903) правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система – выдача казенных заказов частным предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все эти меры помогали стимулировать развитие отечественной индустрии.
В то же время процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования почти не затронули государственного сектора в военной экономике, не строились заводы военного значения. И это создавало в стране определенный дисбаланс в экономике.
В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В. К. Плеве. Его курс социальной политики – это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития, сохраняющего привилегии дворянства на власть. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.
Изменения мировой экономической конъюнктуры на рубеже XIX–XX вв. привели к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 1890-е гг.: металлургии, машиностроения, нефте- и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России. Недовольство политикой Витте привело к его отставке в 1903 г.
На политическую арену С. Ю. Витте вернулся осенью 1905 г. в качестве главы Совета министров. В августе 1905 г. ему удалось заключить Портсмутский мир с Японией. За этот дипломатический успех Николай II даровал ему титул графа. Российский реформатор вновь оказался востребованным в политической жизни страны.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 246.