Предпосылки «Великих реформ» Александра II
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отмена крепостного права, итоги значение.

 

В 1855 г. на престол вступил 37-летний Александр II. Свое правление он начал с заключения Парижского мира. Поражение в Крымской войне поставило самодержавие перед выбором: либо России как европейская держава должна восстановить свой престиж свою репутацию в общеевропейском общественном мнении или же остаться отсталой страной. Это вынуждало Александра II и его правительство приступить к преобразованиям в стране.

В 1855 – 1856 гг. государственные деятели опубликовали в Вольной типографии А.И. Герцена Лондоне в журналах «Полярная звезда» (1855), в «Голоса из России» (1856), в «Колокол» (1857) записи, предлагали различные проекты и варианты по выходу страны из кризиса.

Первым документом, с которого начинается отмена крепостного права, было личное письмо царя в 1857 г. виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. В он нем предлагал наделить крестьян правом выкупа только усадеб и пользования полевым наделом за повинности; всю землю оставить в собственности помещиков.

Волнения в 1858 г. в Эстляндии, где крепостное право было отменено 40 лет назад, подтвердили, что вариант освобождения крестьян без земли для крестьян в России был неприемлен.

Подготовку проектов реформы правительство поручило самому дворянству. В феврале 1859 г. были созданы новые редакционные комиссии под председательством Я. И. Ростовцева.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал М анифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»!!

1. Крепостное право на крестьян, находившихся в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке.

2. Вышедшим крестьянам из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьянам крестьянский двор со всеми постройками и огородами и для обеспечения их обязанностей пред правительством и помещиком, количество полевой земли, указанной в местных положениях.

4. Крестьяне за отведенный надел обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях с помещиками, именовались временнообязанными крестьянами.

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья, именуются крестьянами-собственниками.

По «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»:

1. крестьянину предоставлялась личная свобода;

2. помещик сохранял право на все земли, но за пользование крестьянином избой с участком мог выкупить ее у помещика.

3. освобождался в дальнейшем не каждый крестьянин в отдельности, а вся община, которая могла выкупить общинную землю, предоставленную помещиком и оплатив за усадебные участки.

4. Правительство единовременно оплатило помещикам 80% выкупной суммы за землю, и 20% общине с 6% годовым кредитом сроком на 49 лет. Посредником между помещиками и крестьянством выступало государство.

Крестьяне должны были 49 лет выплачивать долг правительству 80 % выкупной суммы за помещичьи земли и 20% отрабатывали на землях общины.

5. За пользование избой с участком земли крестьянин должен был в течение 8 лет выполнять две формы повинности – оброк или барщина перед помещиком. Отсюда и термин «временнообязанные крестьяне».

В 1911 г., в год 50-летия реформы 1861 г., ее назвали Великой. Факт отмены крепостного права считался актом великого прогрессивного значения.

 

4. 2. Реформы (Александра II) 1860 – 1870-х гг.: содержание, итоги, последствия. Контрреформы Александра III.

Земская реформа (1864)

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этим законодательным актом по стране вводилось земство.

Для страны, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от других сословных дворянских организаций. В земствах были представлены различные сословия – дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями земских собраний были предводители дворянства. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Это были новые органы всесословного самоуправления. Их деятельность была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами:

- содержанием местных путей сообщения,

- заботой о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т. д.

Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. В волостях они отсутствовали. Отсутствовало также центральное земское представительство.

Городская реформа (1870)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления.

Распорядительные функции теперь возлагались на представительный орган – Думу. На заседании Думы избирался исполнительный орган общественного управления – управа и руководитель.

Право участия в выборах получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие городу определенные торгово-промышленные сборы.

Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри.

Принимать личное участие в голосовании могли только мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Лишены избирательного права были наемные рабочие, а также представители образованной части населения: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На городские общественные учреждения были возложены функции по управлению муниципальным хозяйством, вопросы городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы.

Городские думы были обязаны заботиться об общественном благосостоянии:

- оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием,

- принимать меры против пожаров и других бедствий,

- способствовать охране «народного здравия» (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий),

- принимать меры против нищенства,

- способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т. д.).

Судебная реформа (1864)

Судебная реформа вводила в России принципиально новую систему судопроизводства. Вводился бессословный характер судебной деятельности, равенство всех сословий перед законом, несменяемость судей, независимость суда от других органов управления. Суд был гласным, была состязательность судопроизводства. При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей.

Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, со сравнительно высоким имущественным цензом.

Произошли изменения в предварительном следствии. Был введен судебный следователь (ранее сам судья или полиция вели предварительное расследование).

Крупнейшим шагом было учреждение института адвокатуры. Были созданы нотариальные конторы.

В уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел создавался Мировой суд. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 рублей, ареста не свыше трех месяцев или тюремного заключения не свыше года.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, которая служила апелляционной инстанцией, пересмотром решений суда для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд, для пересмотра уголовных и гражданских дел.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику.

С ноября 1866 г. было разрешено «во всех изданиях печатать о том, что происходит в судах». Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, стали заметным явлением в прессе.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.