Тема 4. Россия во второй половине XIX – начале XX вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4. Россия во второй половине XIX – начале XX вв.

 

1. Предпосылки «Великих реформ» Александра II. Отмена крепостного права, итоги и значение.

2. Реформы 1860 – 1870-х годов: содержание, итоги, последствия. Контрреформ[1]ы Александра III.

3. Общественно-политические движения в России в 60-х – 90-х годах XIX века (либерализм, народничество, социал-демократия).

4. Особенности пореформенного политического и социально-экономического развития России (60-90-е годы XIX века). Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

5. Россия на рубеже XIX – XX веков. Реформы С.Ю. Витте.

 

Предпосылки «Великих реформ» Александра II.

Земская реформа (1864)

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этим законодательным актом по стране вводилось земство.

Для страны, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от других сословных дворянских организаций. В земствах были представлены различные сословия – дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями земских собраний были предводители дворянства. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Это были новые органы всесословного самоуправления. Их деятельность была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами:

- содержанием местных путей сообщения,

- заботой о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т. д.

Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. В волостях они отсутствовали. Отсутствовало также центральное земское представительство.

Городская реформа (1870)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления.

Распорядительные функции теперь возлагались на представительный орган – Думу. На заседании Думы избирался исполнительный орган общественного управления – управа и руководитель.

Право участия в выборах получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие городу определенные торгово-промышленные сборы.

Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри.

Принимать личное участие в голосовании могли только мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Лишены избирательного права были наемные рабочие, а также представители образованной части населения: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На городские общественные учреждения были возложены функции по управлению муниципальным хозяйством, вопросы городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы.

Городские думы были обязаны заботиться об общественном благосостоянии:

- оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием,

- принимать меры против пожаров и других бедствий,

- способствовать охране «народного здравия» (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий),

- принимать меры против нищенства,

- способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т. д.).

Судебная реформа (1864)

Судебная реформа вводила в России принципиально новую систему судопроизводства. Вводился бессословный характер судебной деятельности, равенство всех сословий перед законом, несменяемость судей, независимость суда от других органов управления. Суд был гласным, была состязательность судопроизводства. При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей.

Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, со сравнительно высоким имущественным цензом.

Произошли изменения в предварительном следствии. Был введен судебный следователь (ранее сам судья или полиция вели предварительное расследование).

Крупнейшим шагом было учреждение института адвокатуры. Были созданы нотариальные конторы.

В уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел создавался Мировой суд. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 рублей, ареста не свыше трех месяцев или тюремного заключения не свыше года.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, которая служила апелляционной инстанцией, пересмотром решений суда для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд, для пересмотра уголовных и гражданских дел.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику.

С ноября 1866 г. было разрешено «во всех изданиях печатать о том, что происходит в судах». Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, стали заметным явлением в прессе.

 

Присоединение Средней Азии.

Во второй половине XIX в. Средняя Азия включала обширные территории Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств, а также Киргизию. Превращая Среднюю Азию в источник сырья, царская администрация стимулировала развитие хлопководства.

К началу ХХ в. Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка для российской промышленности. Присоединение Средней Азии сопровождалось колонизацией земель. В среднем ежегодно сюда переселялось около 50 тыс. человек.

Дальневосточное направление внешней политики России.
Во второй половине XIX в. дальневосточная политика России развивалась на основе взаимоотношений с Японией, Китаем, США и европейскими державами, преследовавшими здесь свои цели.

В середине XIX в. успешно развивались отношения России с Китаем. В 1858 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев подписал с представителями правительства Китая договор о разграничении смежных территорий по реке Амур.

В 1860 г. в Пекине был подписан договор, по окончательному разграничению территорий между Россией и Китаем. По этому договору за Россией закреплялся весь Уссурийский край.

В 1855 г. был заключен первый русско-японский договор. Он предусматривал владение островом Сахалин японцами, который ранее полностью принадлежал России. После этого Япония начала заселять остров. Вопрос о Сахалине стал приобретать спорный характер. В 1875 г. в Петербурге был подписан новый русско-японский договор, по которому Японии передавались принадлежащие России Курильские острова в обмен за отказ от притязаний на южную часть Сахалина.

 


Реформы С. Ю. Витте

В истории России конца XIX – начала XX вв. С. Ю. Витте занимает исключительно важное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета – служебные посты этого политического деятеля, который стал символом государственной системы.

В 1892 г. Витте занял пост министра финансов. Его важнейшей задачей было поощрение развития отечественной промышленности. В своей деятельности Витте опирался на концепцию немецкого экономиста Фридриха Листа, т.е. бедным странам необходимо в целях экономической модернизации добиваться баланса импорта и экспорта с помощью таможенного покровительства.

Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета. Одним из направлений осуществленной им реформы было введение в 1894 г. государственной винной монополии, ставшей основной доходной статьей бюджета. Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные, а также введен золотой стандарт, т. е. свободный размен рубля на золото.

Это позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, так как иностранные инвеститоры могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство.

В годы экономического кризиса (1900–1903) правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система – выдача казенных заказов частным предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все эти меры помогали стимулировать развитие отечественной индустрии.

В то же время процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования почти не затронули государственного сектора в военной экономике, не строились заводы военного значения. И это создавало в стране  определенный дисбаланс в экономике.

В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В. К. Плеве. Его курс социальной политики – это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития, сохраняющего привилегии дворянства на власть. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.

Изменения мировой экономической конъюнктуры на рубеже XIX–XX вв. привели к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 1890-е гг.: металлургии, машиностроения, нефте- и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России. Недовольство политикой Витте привело к его отставке в 1903 г.

На политическую арену С. Ю. Витте вернулся осенью 1905 г. в качестве главы Совета министров. В августе 1905 г. ему удалось заключить Портсмутский мир с Японией. За этот дипломатический успех Николай II даровал ему титул графа. Российский реформатор вновь оказался востребованным в политической жизни страны.

 

Тема 4. Россия во второй половине XIX – начале XX вв.

 

1. Предпосылки «Великих реформ» Александра II. Отмена крепостного права, итоги и значение.

2. Реформы 1860 – 1870-х годов: содержание, итоги, последствия. Контрреформ[1]ы Александра III.

3. Общественно-политические движения в России в 60-х – 90-х годах XIX века (либерализм, народничество, социал-демократия).

4. Особенности пореформенного политического и социально-экономического развития России (60-90-е годы XIX века). Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

5. Россия на рубеже XIX – XX веков. Реформы С.Ю. Витте.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.