Для создания имитационных моделей широко применяется метод статистического моделирования (метод Монте-Карло), позволяющий получать на компьютере выборки псевдослучайных чисел с заданными законами распределения.
При построении имитационных моделей экономических объектов широко используется базовый равномерный закон распределения, с помощью которого затем можно получить любое другое распределение.
Непрерывное равномерное распределение моделирует встроенная функция MS Excel
=СЛЧИС( ) (1)
из категории «Математические», которая возвращает случайное число из интервала [0; 1].
Если требуется получить равномерное дискретное распределение целых чисел в интервале [X, Y], то в MS Excel можно воспользоваться формулой:
=ЦЕЛОЕ(Х+(Y-X+1)*СЛЧИС()). (2)
Здесь X , Y – левая и правая границы диапазона псевдослучайных дискретных чисел. Встроенная функция ЦЕЛОЕ() возвращает целую часть от результата вычисления Х+(Y-X+1)*СЛЧИС().
Например, для получения выборки псевдослучайных целых чисел из интервала [5; 18], необходимо в Excel ввести формулу:
=ЦЕЛОЕ(5+(18-5+1)*СЛЧИС()).
При создании имитационных моделей экономических систем бывает необходимо получить выборки псевдослучайных чисел с различными законами распределения. Из теории вероятности известно фундаментальное соотношение
, (3)
где – случайные числа с заданным законом распределения; – случайные числа с равномерным законом распределения в диапазоне от 0 до 1, которые предварительно генерируются в MS Excel; – плотность вероятности искомых псевдослучайных чисел.
В [ ] на стр. приведены формулы для получения чисел с наиболее часто встречающимися законами распределения.
При построении имитационных моделей систем массового обслуживания (СМО) наиболее часто используется показательный закон распределения, функция плотность вероятности которого имеет вид
. (4)
Экспоненциальная интегральная функция распределения имеет вид
, (5)
где – вероятность того события, что текущее значение переменной Х не превосходит фиксированное число (реализацию) х случайной величины.
Для того, чтобы получить выборку псевдослучайных чисел с заданным законом распределения можно использовать метод обратной функции[1]. Для получения чисел с показательным законом распределения можно использовать формулу
, (6)
где - - случайные числа, имеющие показательный закон распределения, - равномерно распределенные случайные числа.
Некоторые законы распределения можно смоделировать в Excel при помощи встроенных функций. Например, чтобы получить значение случайной величины, распределенной по нормальному закону с математическим ожиданием и стандартным отклонением можно воспользоваться строенной функцией НОРМОБР().
Для получения выборок псевдослучайных чисел в Excel можно воспользоваться инструментом Анализ данных / Генерация случайных чисел (пункт меню Сервис или Данные, в зависимости от версии MS Excel) (см. рисунок 3).
Рис. 3. Вызов модуля "Генерация случайных чисел" в Excel .
На экране появится диалоговое окно модуля "Генерация случайных чисел". В Excel предусмотрена возможность получения выборок псевдослучайных чисел, имеющих различные законы распределения. Пользователю необходимо указать количество случайных величин, объем генерируемой выборки, выбрать нужный закон распределения и указать параметры распределения. На рисунке 4 показан процесс получения выборки случайных чисел с нормальным законом распределения.
Рис. 4. Получение псевдослучайных чисел с нормальным законом распределения.
Более подробно о генерации случайных чисел в Excel можно прочесть в [1] или в литературе, посвященной использованию табличного процессора Excel.
Системы массового обслуживания. Основные понятия и определения.
Cистемой массового обслуживания (СМО), можно считать систему, в которой, с одной стороны, постоянно возникают запросы на выполнение каких-либо работ, а с другой — происходит постоянное удовлетворение этих запросов.
Требованием (клиентом, заявкой) в СМО называется каждый отдельный запрос на выполнение какой-либо работы.
Объект, выполняющий обслуживание требований, называется обслуживающим устройством или каналом обслуживания.
Временем обслуживания называется период, в течение которого удовлетворяется требование на обслуживание, т.е. период от начала обслуживания до его завершения.
Если к моменту поступления очередного требования все каналы обслуживания заняты, то требование попадает в очередь. Общее время пребывания завки в системе складывается из времени обслуживания и времени, проведенного в очереди.
Примеры систем массового обслуживания, встречающиеся нам в повседневной жизни, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Примеры систем массового обслуживанй пе
риод времени EMBED Equation.3 . Время обслуживания EMBED Equation.3 заявок является, как правило, случайной величиной и, следовательно, может быть описано законом распределения. Наибольшее распространение в теории, и особенно в практическ |
Кол-во терминалов, | Вероятность отказа, | Относительная пропускная способность, | Абсолютная пропускная способность, | Среднее число занятых каналов, |
1 | 0,60 | 0,40 | 12,00 | 0,60 |
2 | 0,31 | 0,69 | 20,69 | 1,03 |
3 | 0,13 | 0,87 | 25,97 | 1,30 |
4 | 0,05 | 0,95 | 28,56 | 1,43 |
5 | 0,01 | 0,99 | 29,57 | 1,48 |
6 | 0,00 | 1,00 | 29,89 | 1,49 |
7 | 0,00 | 1,00 | 29,98 | 1,50 |
8 | 0,00 | 1,00 | 30,00 | 1,50 |
9 | 0,00 | 1,00 | 30,00 | 1,50 |
10 | 0,00 | 1,00 | 30,00 | 1,50 |
Рис. 5. График вероятности отказа в обслуживании.
Из таблицы и рисунка видно, что при увеличении числа каналов обслуживания на единицу () вероятность отказа снизится до 0,13, а абсолютная пропускная способность составит , т.е. из 30 заявок, поступающих в течение часа, только 4 получат отказ. Дальнейшее увеличение числа каналов позволит еще сократить количество отказов, однако это связано с дополнительными затратами (покупка новых терминалов). Какое же число каналов будет оптимальным для данной системы?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учесть ряд экономических показателей, таких как стоимость нового терминала, средняя величина потерь, вызванных отказом в обслуживании, срок окупаемости дополнительного оборудования и т. п. При анализе СМО часто используются функции стоимости потерь. Для СМО с отказами:
, (13)
где - функция стоимости потерь за период времени ; - среднее число простаивающих каналов; - стоимость единицы времени простоя канала обслуживания; - величина потерь, вызванных отказом в обслуживании одной заявки; - вероятность отказа в обслуживании (при фиксированном значении ); - интенсивность входящего потока заявок.
Для СМО с очередью:
, (14)
где - оценка величины потерь, вызванных нахождением заявки в очереди в единицу времени; - средняя длина очереди в системе.
Вычислим функцию стоимости потерь для примера 1 по формуле (13). Оценим величину потенциальных убытков, вызванных отказом в обслуживании за 1 год. За единицу времени в задаче принят 1 час. Пусть торговый центр, в котором стоят терминалы, работает без выходных дней, 14 часов в сутки. Тогда интервал рабочих часов в год. Среднее число простаивающих каналов . Потери, связанные с простоем канала обслуживания отсутствуют, т.е. .
Пусть средний платеж на терминале оплаты - 100 руб., при этом комиссия владельца терминала составляет 2%. То есть каждая обслуженная заявка приносит владельцу в среднем 2 руб. Тогда величина потерь, связанная с отказом в обслуживании . Вероятность отказа в обслуживании (для ) равна 0,31, интенсивность потока заявок . Тогда рублей в год.
Предположим, что покупка нового терминала с доставкой и установкой обойдется в 80000 рублей, и аренда места под терминал составит еще 20000 руб. в год. Итого 100000 руб. дополнительных затрат. За какой срок они окупятся? При , вероятность отказа в обслуживании , а значение функции потерь составит рублей. То есть покупка терминала позволит уменьшить потери, вызванные отказом в обслуживании на 95046-39859=55187 руб. в год. Таким образом, затраты на покупку нового терминала окупятся примерно за 2 года.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.