ЕДИНСТВО ЭВОЛЮЦИОННОЙ И РЕВОЛЮЦИОННОЙ ФОРМ РАЗВИТИЯ. СКАЧКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ количественных и качественных изменений предметов показывает, что это два хотя и связанных между собой, но все же различных вида движения, каждый из которых имеет свои особенности. Количественные изменения есть эволюционная85 форма развития. Качественные изменения, напротив, представляют собой революционную форму развития. А так как количественные и качественные изменения взаимно связаны между собой, то необходимо сделать вывод, что развитие есть единство эволюционного и революционного изменения. Это имеет большое принципиальное значение и составляет одну из важнейших сторон диалектической теории развития.

Эволюционным называется такое изменение, при котором происходит постепенное количественное изменение существующего. Революционным считается коренное, качественное изменение существующего. Революционное изменение есть скачок, перерыв в постепенности количественных изменений, переход от одного качества к другому. Всякое качественное изменение осуществляется в форме скачка.

Поскольку развитие, как мы установили, есть переход количественных изменений в качественные и наоборот, оно не может протекать лишь эволюционно или лишь революционно. Между тем в истории философии и науки существовали теории, односторонне признававшие или эволюционную форму развития, или скачкообразную. Такие теории существуют и ныне. Согласно вульгарно-эволюционистской точке зрения, развитие имеет вид сплошной непрерывной линии постепенных количественных изменений без всяких качественных изменений, скачков. Преформистская теория в биологии выражает эту точку зрения. Своеобразным выражением преформизма в современной биологии является вейсманистская теория.

Хорошо показал несостоятельность этого взгляда Г. В. Плеханов. Когда метафизики, писал он,

"говорят о возникновении какого-нибудь явления или общественного учреждения, они представляют дело так, как будто это явление или учреждение было когда-то очень маленьким, совсем незаметным, а потом постепенно подрастало. Когда речь идет об уничтожении того же явления и учреждения, предполагается, наоборот, постепенное его уменьшение, продолжающееся до тех пор, пока явление станет совсем незаметным в силу своих микроскопических размеров. Понимаемое таким образом развитие ровно ничего не объясняет; оно предполагает существование тех самых явлений, которые оно должно объяснить, и считается лишь с совершающимися в них количественными изменениями"86.

Особенно широкое распространение вульгарно-эволюционистские взгляды получили в объяснении общественной жизни. Буржуазная философия использует эти взгляды для защиты капиталистического строя. Она утверждает, что общество развивается лишь эволюционно, без коренных изменений, без революционных потрясений и переворотов. Революционные скачки в развитии она считает противоестественными, нарушениями "нормального" и плавного движения.

На этой же метафизической теории основывается реформизм в рабочем движении, ревизующий марксистский научный социализм. Реформисты считают, что переход от капитализма к социализму может быть достигнут без революции, лишь в результате мелких реформ, не выходя за рамки буржуазного общества и без завоевания пролетариатом политической власти.

"Ревизионисты, – писал Ленин, имея в виду реформистов, – считают фразами все рассуждения о "скачках" и о принципиальной противоположности рабочего движения всему старому обществу. Они принимают реформы за частичное осуществление социализма"87.

Современные ревизионисты, как и во времена Бернштейна, утверждают, что социализм или элементы социализма будто бы растут всюду, в том числе и в капиталистических странах. И эти повторения бернштейнианства они пытаются выдать за новый вклад в марксизм. Ревизионисты смешивают материальные предпосылки социализма, создаваемые и созданные современным капитализмом, с самим социализмом. Реформисты и ревизионисты ведут борьбу против революционного марксизма, раскалывают рабочее движение и сбивают его на путь примирения с буржуазией, с капиталистическим строем.

Таким образом, суть вульгарно-эволюционистской точки зрения заключается в одностороннем выпячивании постепенности, плавности развития и в отказе от признания революционных скачков и их значения в развитии.

Менее широкое распространение получил другой, столь же односторонний и ошибочный взгляд, согласно которому развитие есть цепь одних скачков, переворотов без всякой постепенности. Известное отражение он нашел как в естествознании, так и в общественных теориях. Были, например, попытки объяснить изменения органического мира внезапными катастрофами, время от времени возникавшими и приводившими к изменению флоры и фауны. Такова теория катаклизмов известного французского ученого XIX в. Кювье. Подобных взглядов придерживались и некоторые другие естествоиспытатели. Голландский биолог Гуго де Фриз считал, что растения существуют столетия и тысячелетия в абсолютно неизменном виде, но вдруг благодаря действию какой-то "творческой силы" происходит, как он выражается, "толчок": растение качественно изменяется. Развитие живой природы имеет, с его точки зрения, "толчкообразный" характер. Но откуда эти толчки, чем, какими процессами они подготовлены? Гуго де Фриз отвечает, что они чисто случайны.

Представителями подобного взгляда на развитие общественной жизни являются анархисты, анархо-синдикалисты. Они полагают, что общественные перевороты совершаются неожиданно, без подготовительного периода, без постепенного собирания сил, без медленной эволюции, создающей предпосылки для революции.

Оба эти взгляда односторонни и не соответствуют действительному развитию объективного мира. "Жизнь и развитие в природе, – указывает Ленин, – включают в себя и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности"88. Каждый из этих видов движения есть закономерная и необходимая стадия в развитии всего существующего.

Эволюционное развитие – та стадия, на которой предмет претерпевает постепенные количественные изменения. Эти изменения сами по себе не могут дать нового качества, а лишь подготовляют качественное изменение. Чтобы последнее произошло, требуется перерыв постепенных количественных изменений, скачок, посредством которого и осуществляется переход от старого к новому. Качественные изменения, скачки играют большую роль в развитии. Поэтому необходимо подробнее рассмотреть эту философскую категорию.

Понятие скачок выражает закономерную стадию в процессе развития – стадию перелома в постепенных количественных изменениях, наступление качественных перемен. Скачок завершает эволюционную стадию.

По сравнению с постепенным, эволюционным движением скачок, революционное изменение отличается рядом важных черт. В то время как эволюция вносит в предмет лишь частные изменения, оставляя нетронутыми его качество, его основу, скачок – это форма коренныхизменений предмета, переход предмета из одного качества в другое. Конечно, и эволюция есть форма изменений предмета, но это изменения не коренные, хотя они могут быть и важными. Например, развитие капитализма, особенно в период империализма, подготовляет материальные предпосылки для перехода к социализму. Однако количественный, эволюционный рост этих предпосылок сам по себе не означает перехода к новому обществу, к уничтожению буржуазного строя. К этому может привести только социалистическая революция, революционный скачок.

"Капитализм, – писал Ленин, – сам создает своего могильщика, сам творит элементы нового строя, и в то же время, без "скачка", эти отдельные элементы ничего не изменяют в общем положении вещей, не затрагивают господства капитала"89.

Огромное общественное значение учения диалектики о переходе количественных изменений в качественные состоит в том, что оно обосновывает закономерность, необходимость социальных революций при переходе от отжившего общественного строя к новому, более прогрессивному, например от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму.

Скачок, далее, означает перерыв постепенности количественных изменений, перерыв непрерывности развития. Перерыв непрерывности нужно понимать, конечно, не в том смысле, что прекращается развитие. Прекращается на определенной ступени лишь один вид изменений данного предмета – эволюционный, характеризующийся постепенностью, непрерывностью количественных изменений в пределах старого качества. Скачок есть переход от одного качества к другому. Это и означает, что в развитии произошел "перерыв": возникло нечто новое, старое ушло в небытие, в процессе движения завязался новый "узел", возникла новая веха, новая мера. Скачок поэтому не только не прекращает развития, а, напротив, является формой наиболее интенсивного изменения, высшим, кульминационным моментом развития, когда происходит ломка отжившего, тормозящего дальнейшее движение и расчищается путь более прогрессивным и жизнеспособным формам. Ярким подтверждением великого значения скачка в развитии общества служат социальные революции.

Скачок отличается от постепенности количественных изменений как форма сравнительно более быстрого изменения предметов. Количественные изменения обычно протекают медленно, в то время как скачок осуществляется в значительно более короткие промежутки времени.

Это не означает, будто скачки всегда и во всех случаях происходят мгновенно. Бывают скачки, совершающиеся в течение длительного времени; они могут составлять целую эпоху в развитии общества (например, мировая социалистическая революция).

В отличие от постепенных количественных изменений, часто незаметных, неуловимых и скрытых от взора, скачок – форма открытых изменений.

Но при всех различиях эволюционного и революционного, непрерывного и скачкообразного движения они друг друга обусловливают и представляют собой моменты единого процесса развития: количественные изменения подготовляют скачок, перерыв постепенности количественных изменений, этот последний создает условия для дальнейших количественных изменений.

Вот почему развитие природы, общества и человеческого мышления имеет вид не сплошной непрерывной линии, где одно незаметно, нечувствительно переходит в другое, а линии, в которой постепенные количественные изменения прерываются скачками, узлами, переходами от старого к новому, возникновением качественно новых образований. Крупнейшими скачками, перерывами постепенности в истории развития природы были возникновение жизни, возникновение сознания как свойства высокоорганизованной материи. Периодическая система элементов – яркий пример единства непрерывности и прерывности в развитии природы. Качественное различие между атомами элементов основано на количественном различии зарядов их ядер. Переход от одного элемента к другому совершается скачкообразно. Каждый новый элемент есть качественный узел в цепи развития, качественно новое звено, новая мера. Гегель образно назвал развитие, в процессе которого совершается переход от одной меры к другой, "узловой линией мер". Каждая новая мера представляет собой как бы "узел", новое качественное образование, созданное природой на бесконечном пути ее развития.

Такой же "узловой линией мер", где постепенные изменения прерываются скачком, возникновением качественно новых форм, является органическая жизнь. Когда совершился великий скачок и из неживой материи естественно возникла жизнь, то дальнейшее развитие живой материи не было постепенным количественным нарастанием возникших первоначальных форм. Хорошо по этому поводу писал советский биолог академик В.Л.Комаров:

"Если бы жизнь на земле, раз возникнув, возрастала затем только количественно, то поверхность земли покрылась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амёбы и другие близкие к ним организмы. Но количество имеет свойство переходить в качество. При этом массы вещества, находящиеся в различных взаимоотношениях (химических, физических и пр.) с внешней средой, приобретают различные качества или, как говорят, дифференцируются. Однообразная масса становится разнородной"90.

Виды растений и животных – это и есть качественно различные "узлы", выражающие дифференциацию органической материи, превращение однородного в разнородное, разнообразное. Линия развития растений и животных – не непрерывная цепь, а непрерывность, скачкообразно прерываемая возникновением новых органических форм, видов.

Сказанное о единстве количественной постепенности и качественных скачков в природе целиком относится и к развитию общества. Каждая новая общественно-экономическая формация рождалась в результате предшествующего постепенного количественного развития старой формации и знаменовала собой крупный скачок, перелом в развитии общества.

Развитие человеческих знаний также совершается через перерывы постепенности. Великим открытиям в науке предшествуют периоды медленного накопления фактов, наблюдении, формулирования отдельных частных положений и принципов; все это затем позволяет "вдруг", "внезапно" совершить быстрый скачок вперед. Примером таких скачков в развитии науки являются обоснование Коперником гелиоцентрической системы, открытие законов механики Галилеем и Ньютоном, открытие Ломоносовым закона сохранения вещества и движения, теория происхождения видов Дарвина, возникновение марксизма, явившееся величайшим революционным переворотом в истории человеческого мышления, дальнейшее развитие Лениным марксизма, разработка им теории империализма, новой теории социалистической революции, теории строительства коммунистического общества, многочисленные открытия науки XX в. (теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, мичуринское учение в биологии, открытие эры освоения космоса и т.д.).

Не только вся история мышления, но любой процесс познания является единством непрерывности и прерывности, постепенности и скачков. Требуется постепенное количественное накопление фактов, наблюдений на ступени чувственного познания, чтобы перейти к обобщениям, означающим скачок от одной ступени познания к другой – от живого созерцания к абстрактному мышлению. Этот скачок означает углубление познания, переход от изучения внешних проявлений предметов к их сущности.

Вся система многочисленных наук отражает единство непрерывности и прерывности природы. Каждая из наук – физика, химия, биология, общественные науки – изучает отдельные формы движения, качественно отличающиеся друг от друга. Все науки вместе с тем связаны между собой в единую систему наук, ибо они отражают отдельные стороны единой, бесконечно разнообразной природы, движущейся материи. Подобно тому как природа и непрерывна и дискретна (т.е. прерывна), так и науки едины, непрерывны (т.е. связаны друг с другом) и дискретны (т.е. разделены).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 332.