КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ПЕРЕХОД ИХ ДРУГ В ДРУГА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При изучении природы перед нашим взором раскрывается великое качественное многообразие ее явлений, процессов, предметов.

Уже издавна философия и естественные науки пытались дать ответ на вопрос о том, чем объясняется это качественное многообразие природы, как связаны между собой такие качественно различные явления, как, скажем, неорганическая и органическая (живая) природа, одни виды растений и животных с другими, животные и человек и т.д. Но правильный ответ на этот вопрос не сразу был получен. И это не удивительно, так как неразвитое состояние науки, а также и практической деятельности человека долго не позволяло найти истинный подход к столь сложной и трудной проблеме.

Одни философы и ученые считали, что качественное разнообразие природы есть нечто само собой разумеющееся и его нужно принять как факт. Они или не пытались объяснить этот факт, или полагали, что мир был создан в таком виде высшей "творческой" силой – богом – либо каким-то другим сверхъестественным путем. Другие философы и ученые стали на путь отрицания качественного различия между явлениями природы и сводили все к чисто количественному различию. Они признавали развитие, но понимали его как количественные изменения, как количественную группировку и комбинацию каких-то качественно неизменных тел. Этот взгляд на мир возник еще в древности и наиболее широкое распространение получил в XVII и XVIII вв.

Так, древнегреческий философ Анаксагор (V в. до н. э.) учил, что природа состоит из бесконечного количества качественно различных "семян" (гомеомерий). Развитие он представлял как количественно различное соединение и разъединение гомеомерий. Один предмет отличается от другого тем, что в нем скапливается больше или меньше однокачественных "семян" вещей. Этот наивный взгляд обосновывался тем, что, например, у человека, употребляющего пищу, растут кости, волосы, ногти и т.п.; следовательно, в пище уже в готовом, но малом виде содержатся кости, волосы, ногти и пр.

Французский философ XVIII в. Робинэ, в силу слабого развития биологии не имея возможности научно объяснить переход от неживой материи к жизни, объявил все существующее проявлением органичности, т.е. живого. Он полагал, что между камнем, дубом, лошадью и человеком нет качественного различия. "В камне и в растении, – писал он, – можно найти те же самые существенные для жизни принципы, что и в человеческом организме; вся разница заключается в комбинациях этих признаков, в числе, пропорции, порядке к форме органов"81.

Несомненно, у названных Робинэ предметов есть общее, однако общие свойства не снимают глубокого качественного различия и тех особых законов по которым каждый из этих предметов возникает и существует. Мы ничего не поймем, например, в человеке, в его жизни и деятельности, если возьмем лишь то общее, что объединяет его с камнем или деревом (что они состоят из некоторых общих химических элементов, существуют в пространстве и времени и т.д.). Только выяснение качественных отличий человека от камня, от растения и животного может помочь нам понять его место и роль в общей цепи развития природы.

Количественная теория развития имела свое историческое оправдание в том что в XVII-XVIII вв. из всех наук наиболее разработаны были механика и математика. Механический, количественный подход к природе неизбежно приводил философов, естествоиспытателей К пренебрежению качественными различиями предметов, к сведению всего богатства форм движения к простейшей механической форме, к пониманию развития как чисто количественной комбинации каких-то качественно неизменных "кирпичей" мироздания. Количественная теория тогда имела прогрессивное значение в борьбе с религией, так как в противоположность последней стремилась найти естественное объяснение многообразия мира. Однако сведение качественного разнообразия предметов и развития к чисто количественным различиям и изменениям глубоко ошибочно.

Сложным и противоречивым путем, медленно, но верно шла наука к истине, подготовляя возникновение единственно правильного объяснения качественного многообразия мира, устанавливая действительное отношение между количественной и качественной сторонами явлений, процессов. Развитие физики, химии, биологии и других наук помогло человеку проникнуть в сущность явлений, понять развитие как качественные превращения одних предметов в другие в результате количественных изменений. Особенно большое значение имели в этом отношении успехи химии. Энгельс указывал, что "химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава"82.

Развитие физики за последние десятилетия и открытие превращения элементов, радиоактивности, превращения одних "элементарных" частиц в другие снова и снова подтверждают диалектическое понимание развития в природе и вместе с тем обогащают это понимание новыми знаниями.

Учение марксистской диалектики о переходе количественных изменений в качественные есть обобщение данных наук о природе, обобщение опыта мировой истории человечества, раскрывающее один из важнейших объективных законов развития.

Чтобы лучше понять закон перехода количественных изменений в качественные, необходимо прежде всего разобраться в понятиях качествои количество. Когда мы исследуем какой-нибудь предмет, нам прежде всего бросается в глаза определенность предмета, отличающая его от других предметов. Эта определенность и составляет его качество. Природа представляет собой единство многообразных предметов, явлений, процессов. Это многообразие природы есть выражение качественного различия между предметами. Например, имеется качественное различие между неорганической природой и органической: живое может существовать лишь при условии специфического обмена веществ с окружающей его средой, неживое не нуждается в таком обмене. В свою очередь между различными частями органической природы, например растениями и животными, имеются также качественные различия. А человек по сравнению с ними есть уже иное качество.

Качественная определенность присуща и всем общественным явлениям. Капитализм, например, есть определенное качество, совокупность ряда существенных для него признаков, черт и сторон: наличие класса владельцев средств производства и класса наемных рабочих, эксплуатация капиталистами рабочих и т.д. Социализму как качественно новой общественной формации свойственны другие черты: общественная собственность на средства производства, отсутствие наемного труда и эксплуатации человека человеком.

Приведенные примеры позволяют понять, что качество – это прежде всего определенность предметов и явлений, единство их существенных черт, сторон, делающих их данными предметами и явлениями. Нет явлений и предметов, которые были бы лишены качественной определенности. Бытие, лишенное качественной определенности, невозможно. Луг, озеро, скала, дерево, звезда, животное и т.п. – все это разные явления и предметы благодаря своей качественной определенности.

Но качество есть не просто определенность. Это определенность, внутренне присущая предмету, в силу чего изменение качества означает изменение данного предмета. Если живой организм перестанет осуществлять обмен веществ с окружающей средой, то он погибнет, утратит качество живого организма, так как в обмене веществ состоит сущность его бытия, жизни.

Качество обнаруживается через свойства. Хотя понятия "качество" и "свойство" употребляются часто как равнозначные, между ними имеется различие. Свойство – это качество в одном из его внешних выражений, в отношении данного предмета к другим предметам. О качестве, т.е. о внутренней определенности предмета, мы можем узнать только по тому, как оно проявляется в присущих ему свойствах. Так, о том или ином человеке, о его человеческих качествах мы можем судить лишь на основании его отношения к другим людям, к обществу.

Качественно определенная вещь проявляется во многих свойствах. Например, химический элемент находит свое выражение в таких свойствах, как принадлежность к группе металлов или металлоидов, определенный атомный вес, валентность и т.п. Металл проявляется в таких свойствах, как плотность, сжимаемость, температура плавления, теплопроводность, электропроводность и др.

Вещь характеризуется не одним каким-нибудь свойством, а множеством свойств; однако качество неправильно было бы сводить к простой сумме свойств; качество есть то, что связывает все свойства вещи воедино, что выражает целостность вещи. Различая качество и свойство, было бы неправильно вместе с тем разделять их абсолютной гранью. Качеством вещи можно считать ее наиболее существенные свойства, которые определяют все остальные ее свойства и без которых вещь перестает быть самой собой.

Не все свойства предмета проявляются одновременно. Какие из множества его свойств выступают на первый план, зависит от его конкретных связей с другими предметами. В одних связях проявляются одни свойства предмета, в других связях – иные свойства. Свойства предмета могут меняться в зависимости от изменения его связей с окружающим миром.

Отдельные свойства предмета могут возникать и исчезать без того, чтобы изменилась вещь, ее коренное качество. Изменение отдельных свойств вещи, конечно, означает, что она претерпевает какие-то качественные изменения, но изменения эти не касаются ее коренной качественной определенности, в силу которой она есть данная, а не иная вещь. Это следует иметь в виду, чтобы, с одной стороны, не сложилось неправильное представление, будто на всем протяжении своего существования вещь остается тождественной, не испытывает абсолютно никаких качественных изменений, и, с другой стороны, чтобы изменение отдельных сторон, свойств предмета не принимать за коренное изменение его существа, его качественной определенности. Например, некоторые свойства капитализма на высшей, империалистической стадии его развития изменились: свободная конкуренция превратилась в свою противоположность – в монополию. Без учета этого важнейшего изменения невозможно понять современный капитализм. Но коренное, существенное качество капиталистического строя, в силу которого он является капитализмом, не исчезло, хотя идеологи империализма и ревизионисты стараются выдать современный капитализм за некое новое, не буржуазное общество. Только ликвидация тех главных черт, которые определяют капитализм как определенное социально-экономическое качество (частная собственность на средства производства, система наемного труда, эксплуатация рабочих), может означать его уничтожение, переход в новое качество.

В отличие от свойств, которые в рамках данного предмета могут изменяться, не будучи постоянными, качество выражает относительную устойчивость, постоянство предмета. Благодаря качеству предмет есть то, что он есть. Время существования предмета определяется его бытием как определенного качества. Качественное изменение означает прекращение существования данного предмета, превращение его в иной предмет.

Качество есть, употребляя выражение Гегеля, граница, благодаря которой одни предметы отличаются от других; это граница не внешняя, не пространственная, а внутренняя, выражающая специфику, своеобразие предметов, Эта граница не навязана предметам человеческим сознанием, а объективно присуща самим предметам. Если бы ее не существовало, все слилось бы в одну неразличимую массу.

Таким образом, понятие качества отражает чрезвычайно важную сторону всех предметов, явлений и процессов объективного мира. Подытоживая сказанное, качество можно выразить как неразрывно связанную с самим предметом определенность, как совокупность всех существенных черт, признаков, придающих предмету относительную устойчивость и отличающих его от других предметов.

Качество предметов не существует вне связи с их количественной стороной. Понятие количества есть также всеобщая категория, отражающая одну из важных сторон любого предмета, явления или процесса. Количество также выступает как определенность предмета, но в отличие от качества оно характеризует предмет со стороны степени развития его свойств: величины, объема, числа, скорости движения, интенсивности цвета и т.д. Например, стол может быть большой или маленький, звук может быть продолжительный или короткий, высокий или низкий и т.д.

Количественная определенность общественных явлений не всегда выразима в столь точных величинах, как у явлений неорганической природы, но и здесь каждое явление, каждый процесс имеет не только качественную, но и количественную сторону. Например, уровень развития производительности труда, производительных сил, темпы развития производства и других сторон общественной жизни, количество людей, занятых производительным трудом, степень эксплуатации рабочих капиталистами, размеры национального дохода, его распределение и т.д.

Количество, количественная определенность предмета имеет по сравнению с качеством ряд особенностей, которые очень важно знать, чтобы понять сущность закона перехода количественных изменений в качественные. Предмет перестает быть тем, чем он был, когда он теряет свое качество; следовательно, качество тождественно, т.е. как бы сливается, совпадает с самим предметом. Этого нельзя сказать о количественной стороне предмета. Количество можно увеличивать или уменьшать, но при этом предмет не утрачивает своего качественного состояния. Так, твердая медь не перестанет быть самой собой, если ее температура повысится до 600° или даже до 1000°С. Количество есть более внешняя, на первый взгляд как бы безразличная к качеству предмета определенность, не столь тесно связанная с предметом, как качество. Предмет, количественно изменяясь, до известного предела не перестает быть самим собой.

Но присмотримся ближе к количественным изменениям и их значению в процессе развития. Когда мы утверждали, что нечто можно увеличивать или уменьшать без того, чтобы оно утратило свое качество, то мы не принимали во внимание границы, пределы этого количественного изменения. В действительности же, рассматривая приведенный выше пример, если температуру меди повысить до 1083°, то медь начнет плавиться. Это показывает, что безразличие предмета к количественным изменениям имеет место лишь до известного предела: наступает такой момент, когда дальнейшее изменение числа, величины, объема или иного количества становится совсем небезразличным для судьбы предмета.

Выходит, таким образом, что количество, количественные изменения внутренне связаны с качеством, с предметом, но эта связь не сразу проявляется и обнаруживается. Количественные изменения также имеют определенные границы, пределы. Однако, если "нарушение" качественной границы предмета влечет за собой изменение самого предмета, границы количественных изменений предмета более эластичны: количественные изменения могут колебаться, быть большими или меньшими, и это не сразу влечет за собой изменение качества предмета. Но то, что количественные изменения не столь невинны для предмета, становится очевидно при их нарастании. В процессе количественных изменений закономерно наступает такой момент, когда малейшее изменение количества ведет к коренному, качественному изменению, к возникновению нового качества. Иначе говоря, количественные изменения имеют предел, выход за который уже не остается безнаказанным для предмета, для его качественной определенности.

Таким образом, количество есть такая сторона предметов, явлений, процессов, которая характеризует степень, объем, интенсивность их развития, имеет численное выражение и особенность которой состоит в том, что ее изменения, достигнув известного предела, воздействует на качество предметов.

Наука о природе дает массу доказательств этой взаимосвязи количественных и качественных изменений. Если делить неживое тело на все меньшие частицы, то неизбежно достигается граница, за которой количественные изменения вызывают качественные. Тело делится на молекулы, молекулы – на атомы. Атомы по своему качеству и свойствам отличаются от молекул, а молекулы – от физического тела. Атомы тоже не есть предел делимости, они состоят из других, более малых частиц – протонов, нейтронов и электронов, имеющих свои специфические законы движения. При взаимодействии и столкновении атомов, движущихся с энергией в несколько электроновольт, атомы остаются теми же, не утрачивают своего качества; можно увеличить энергию в тысячи раз – результат будет тот же. Но когда энергия вырастает до миллионов электроновольт, тогда происходят уже качественные изменения ядер атомов, одни атомы превращаются в другие.

Для того чтобы стала возможна цепная реакция расщепления ядер с целью атомного взрыва, требуется количественно определенная масса урана. Минимальное количество урана, необходимое для нормального протекания цепной реакции (около килограмма), называется критической массой. Если количество урана меньше критической массы, то цепной реакции, а стало быть, и взрыва не произойдет.

Яркие примеры того, как количественные изменения, достигая известной границы, превращаются в изменения качественные, дает и химия. Соединяя одни и те же элементы в разных количественных пропорциях, мы получаем качественно различные вещества. На переходе количественных изменений в качественные основан открытый Д. И. Менделеевым периодический закон. Менделеев считал, что свойства химических элементов зависят от величины их атомного веса. Достижения современной науки позволили уточнить это положение и доказать, что место каждого химического элемента в таблице Менделеева определяется величиной заряда его ядра. Количественное изменение этой величины ведет к качественным превращениям элементов. Подобные примеры можно найти в любой области науки.

В этой зависимости качественных изменений предметов от количественных изменений нет ничего таинственного. Количественная сторона вещи не отделена от ее качества. Количество – это количество данного качества: величина, объем, интенсивность, степень развития предмета. Количественные изменения – это лишь относительно самостоятельный процесс: продолжаясь далее определенной для каждого предмета границы, количественные изменения вступают в резкое противоречие с качеством, становятся несовместимыми с ним. И тогда изменяется предмет, его качество.

Итак, качественная и количественная определенности предметов находятся в тесной связи между собой. Изменения одной вызывают закономерные изменения другой. Количественные изменения, достигая определенной для каждой вещи границы, вызывают качественные изменения. Но связь между количеством и качеством не односторонняя. Не только количественные изменения переходят в качественные, но и наоборот. Каждый процесс перехода количественных изменений в качественные означает одновременно и переход качественных изменений в новые количественные изменения. Это и естественно, ибо новое качество органически сочетается с новым количеством, с новыми количественными пропорциями. Проиллюстрируем это на примерах.

Кооперация труда, т.е. объединение разрозненных производителей, есть качественно новая форма производства. Количественные изменения здесь переходят в новое качество. В свою очередь это новое качество, т.е. кооперация труда, создает более высокую производительность труда, чем способны развивать разрозненные работники. Благодаря кооперированию труда повышается также производительная сила каждого отдельного работника, труд которого составляет часть целого. Это значит, что качественные изменения вызывают новые количественные изменения.

Известно, что социалистическая экономика развивается такими темпами, которые не под силу капитализму даже в лучшую пору его истории. Это объясняется преимуществами социализма перед капитализмом. Иначе говоря, переход к качественно новой, социалистической системе хозяйства порождает новые темпы развития: качество переходит в количество.

Значит, не только качественная определенность предметов зависит от количества, но и, напротив, количество, количественная определенность предметов обусловлена их качественной спецификой. Единство, взаимосвязь и взаимозависимость качества и количества выражаются в понятии мера. Каждый предмет есть мера в том смысле, что в основе его качественной особенности лежит определенное количество и, наоборот, его количественная определенность зависит от качественной сущности предмета. Гегель называл меру "качественным количеством". С равным правом меру можно назвать и "количественным качеством". Мера есть единство и взаимодействие качества и количества. Предмет как качественная определенность может существовать в связи не со всяким, а с известным, хотя и колеблющимся в известных границах, количеством, а количественные границы его изменений обусловлены качественной определенностью предмета.

Мера – одна из важных категорий материалистической диалектики. С ее помощью мы схватываем предмет в единстве, синтезе его качества и количества. Мера есть граница бытия предмета. Нарушение меры делает невозможным данное бытие, данный предмет. Поскольку предмет существует, ему присуща своя мера.

Очень важна мера в искусстве. Вне меры невозможно выразить красоту природы и человека. Это относится и к моральным понятиям и принципам. Безобидные в начале проступки против принципов социалистического общежития могут за известной границей перерасти в преступление. Басня Крылова "Демьянова уха" хорошо иллюстрирует необходимость меры и в гостеприимстве.

Из сказанного, однако, не следует, что естественный выход за меру есть нечто противное природе вещей. Речь шла лишь о том, что каждый предмет имеет свои границы связи и взаимообусловленности качественной и количественной определенности, которые нельзя нарушать безболезненно для предмета, ибо за пределами этой границы, за пределами меры он перестает быть данным предметом, превращается в нечто иное. Мера как раз и определяет, до каких пор, до какого предела количественные изменения не ведут к качественным изменениям. Когда же количественные изменения переступают этот предел, мера перестает быть мерой данного предмета, происходит его качественное изменение.

Выход количественных изменений за меру предмета есть закономерное явление и условие развития объективного мира. В силу выхода за меру количественные изменения приводят к коренным, качественным изменениям. Старое качество исчезает, возникает новое качество. Вместе с этим возникает и новая мера. В рамках новой меры опять-таки будут совершаться количественные изменения, которые на определенной ступени приведут к новым качественным изменениям, к смене старых, отживших форм новыми формами. Так происходит бесконечное развитие.

Сказанное выше позволяет сформулировать сущность рассматриваемого закона. Закон перехода количественных изменений в качественные есть закон, в силу которого мелкие, вначале незаметные, количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения, вследствие чего предметы изменяются, старое качество исчезает, возникает новое качество.

Будучи одним из важнейших законов развития и изменения объективного мира, этот закон имеет большое значение для познания. Выше было уже сказано, что законы диалектики являются как законами бытия, так и законами познания. Закон перехода количественных изменений в качественные требует прежде всего изучения качественной специфики, определенности вещей, без чего нельзя ничего узнать о вещи. Изучение качественной определенности той или иной группы или класса явлений есть единственно правильный путь, позволяющий установить особые закономерности развития этих явлений, не сводимые к законам других явлений. Так, только приняв во внимание качественную специфику микрообъектов (протонов, электронов, нейтронов и т.д.), можно понять, почему законы классической механики Ньютона непригодны для объяснения их движения. Здесь действуют законы квантовой механики. Живая природа существует и развивается по своим законам, отличным от законов неорганической природы. Человеческим обществом управляют иные законы, нежели законы природы. Вот почему марксизм ведет борьбу против теорий, стирающих качественное различие между законами общества и законами природы и пытающихся свести первые ко вторым, объяснить жизнь общества биологическими особенностями человеческих рас, борьбой за существование и т.п.

Современные ревизионисты, например, стараются стереть коренное качественное различие между социализмом и капитализмом, чтобы приукрасить капитализм, навязать трудящимся ложный взгляд, будто можно без революционного преобразования капиталистического строя изменить его природу.

Но качество вещи, как мы видели, не существует вне ее количественной стороны. Поэтому изучению количества, количественных отношений вещей диалектика также придает большое значение. Предмет, качество, не может быть понят без учета его количественной определенности.

Изучение количественной определенности вещей – сложный процесс, предполагающий способность абстрагирования от качественной пестроты предметов. Исследование количественной стороны явлений есть ступень углубления познания, способствующая раскрытию их законов. Например, когда физики, разложив белый свет на его составные части, установили, что в основе качественного различия между разными цветами – красным, фиолетовым, зеленым и т.п. – лежат электромагнитные волны разной длины, стал возможным научный анализ света. Выдающийся советский физик С.И.Вавилов писал по этому поводу:

"Прихотливая, субъективная область цветовых явлений, в течение тысячелетий ускользавшая от упорядочивающегося стремления ученых, вдруг обнаружила свою количественную сущность и отныне стала вполне подчиненной точному научному анализу"83.

Известно также, что химия стала прочно на ноги благодаря введению количественного метода изучения вещества; это позволило установить такие важные химические законы, как закон постоянства состава, закон кратных отношений и др. Не случайно в современной науке и общественной практике все большее значение приобретает математический метод познания.

Вместе с тем закон перехода количественных изменений в качественные как закон познания предостерегает от абсолютизирования количественного способа изучения, требует видеть его ограниченность и исследовать количественные процессы в их тесной связи с качественной определенностью вещей. Конечно, в Разных сферах познания дело обстоит по-разному. Например, в математике, имеющей дело с чисто количественными отношениями, мы правомерно отвлекаемся от качества предметов. Но, чем сложнее изучаемая форма материального движения, чем выше на лестнице природы она находится, тем более важно при исследовании количественных отношений не упускать из виду качественной специфики вещей и процессов, брать их в неразрывной связи и взаимодействии. Особенно важное значение это имеет при изучении общественных явлений.

Ленин неоднократно показывал, как буржуазные социологи и экономисты в целях искажения действительности использовали, например, статистику. Статистика изучает количественную сторону общественных процессов. Без нее невозможно исследовать, скажем, экономические явления. Но так как она оперирует количественной стороной сложных общественных явлений, ее при желании можно из орудия научного исследования превратить в орудие доказательства ложных идей. Так, для того, чтобы опровергнуть марксистское положение о том, что и в земледелии при капитализме происходит процесс вытеснения мелких производителей и рост крупного капиталистического хозяйства, чтобы защитить ложную идею об устойчивости мелких хозяйств, буржуазные экономисты и социологи сознательно в своих статистических выкладках классифицировали хозяйства по одному лишь признаку – по количеству земли. При этом они игнорировали такие качественные процессы, как применение наемного труда в земледелии, вложение капиталов в землю и т.п., т.е. то, что характеризует развитие капиталистического по своему качеству земледелия. "Одним учетом количества земли, – писал В.И.Ленин, – всех этих, сложных и разнообразных, процессов нельзя выразить, а именно из этих процессов и складывается общий процесс развития капитализма а земледелии"84.

Руководствуясь диалектическим законом перехода количества в качество и обратно, мы должны в своем познании учитывать как качественные, так и количественные процессы, видеть их связь и взаимообусловленность, их единство и противоречие, переходы друг в друга. Только такой подход составляет одно из важнейших условий истинного познания.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.