I. В ыполните письменно упражнения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Найдите в тексте лекции синонимы.

2. Из  текста  лекции  подберите  гипонимы  к  гиперонимам:

торжественная ситуация – …,

скорбная ситуация – ….

3. Сделайте морфемный анализ слова сопереживание.

Назовите способ образования данного слова.

4. От существительных утешение, сочувствие образуйте глаголы  в  прошедшем,  настоящем  времени.  Запишите  их,

составьте с ними предложения.

5. От существительного приглашение образуйте глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Запишите их, составьте с ними предложения.

 

II. Используя рассмотренные речевые формулы, составьте диалог торжественной ситуации. Поздравьте своего делового партнёра с открытием нового офиса и пригласите его на международную выставку, которая откроется летом в Санкт-Петербурге.


 


ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

 

План

 

1. Обращение и его функции.

2. Формулы обращений различных социальных групп.

 

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Прочитайте лекцию. Сделайте перевод.

2. С помощью двуязычного переводного словаря поставьте ударение.

 

Новые понятия Адресант Адресат Обращение

О бращение  испокон  веков  выполняло  несколько  функций. Главная из них — привлечь внимание собеседника.

Поскольку в качестве обращений используются:

• собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша),

• определения людей по степени родства (отец, дядя, дедушка),

• по  положению  в  обществе,  по  профессии,  должности

( президент, генерал, министр, директор, бухгалтер),

• по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка), обращение также указывает на соответствующий признак.

Наконец, обращения могут быть экспрессивно и

эмоционально-окрашенными,  содержать  оценку:  Л юбочка,


 

Веруся, Любка, болван, остолоп, недотепа, шалопай, умница, красавица.

Особенность  таких  обращений  заключается  в  том,  что  они

характеризуют как адресата, так и самого адресанта, степень его воспитанности, отношение к собеседнику, эмоциональное состояние.

Приведенные   слова-обращения   используются   внеофициальной ситуации, и только некоторые из них, например

собственные имена (в их основной форме), названия профессий, должностей, служат обращениями и в официальной речи.

В России существуют исторически наработанные стереотипы

речевого обращения:

Ø Дамы и господа,

Ø С удари и сударыни.

Их,  к  сожалению,  используют  только  образованные  люди.

Среди других социальных групп подобные обращения широко не приветствуются.

Среди деловых людей и в наше время обращение  господин

имеет право на жизнь. Эта форма обращения подчеркивает независимый статус человека. Она уже много веков используется в России как вежливое обращение к группе лиц или отдельному человеку в привилегированных слоях общества. К тому же, в другом его значении слово господин это «хозяин общества», и в этом — уважительное отношение к человеку.

Обращение  товарищ  продолжают  использовать  военные, члены партий коммунистической ориентации, а также во многих

заводских коллективах.

Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья.

Обращение  уважаемый,  уважаемая  встречается  в  речи

старшего поколения.

На улице, в магазине, в городском транспорте часто слышится обращение:  мужчина,  женщина,  дед,  отец,  бабуля,  парень,


Тетенька, дяденька.


 

Такие обращения могут восприниматься адресатом как неуважение к нему, даже оскорбление, недопустимое фамильярничание. Отсюда возможны грубость в ответ, выражение обиды, ссора.

Слова женщина, мужчина, получившие распространение в роли  обращений,  нарушают  норму  речевого  этикета,

свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без  обращений,

используя этикетные формулы:

Ø будьте любезны...,

Ø будьте добры...,

Ø извините...,

Ø простите...

 


ЛЕКСИКА

 


испокóн  векóв  (фразеол.  –  с давних времён, издавна) наработанный  -  прил.  от  гл. наработать

нарушить норму этикета предпочтение  –  сущ.  от  гл. предпочитать предпочтительнее – сравн. ст. прил. предпочтительный


ориентация обида

привлечь внимание ссора

статус человека старшее поколение

стереотипы

степень воспитанности фамильярничание  –  сущ.  от

прил. фамильяʹрный


 




ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

I. Найдите ответы на вопросы в тексте лекции:

 

1. Какова основная функция обращения?

2. Какие наименования используются в качестве обращений?


 

3. Назовите  известные  Вам  обращения,  используемые  в России.

II. В спомните, как называются слова – адресант-адресат?

Приведите 2-3 примера таких слов.

III. С оставьте со словами адресат-адресант предложения.

IV. С оставьте  монолог  и  диалог.  Используйте  обращения

дамы  и  господа,  коллеги,  товарищ  или  господин.  Не забудьте использовать и другие этикетные формулы.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 350.