1. Найдите в тексте лекции синонимы.
2. Из текста лекции подберите гипонимы к гиперонимам:
торжественная ситуация – …,
скорбная ситуация – ….
3. Сделайте морфемный анализ слова сопереживание.
Назовите способ образования данного слова.
4. От существительных утешение, сочувствие образуйте глаголы в прошедшем, настоящем времени. Запишите их,
составьте с ними предложения.
5. От существительного приглашение образуйте глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Запишите их, составьте с ними предложения.
II. Используя рассмотренные речевые формулы, составьте диалог торжественной ситуации. Поздравьте своего делового партнёра с открытием нового офиса и пригласите его на международную выставку, которая откроется летом в Санкт-Петербурге.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
План
1. Обращение и его функции.
2. Формулы обращений различных социальных групп.
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Прочитайте лекцию. Сделайте перевод.
2. С помощью двуязычного переводного словаря поставьте ударение.
Новые понятия Адресант Адресат Обращение
О бращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них — привлечь внимание собеседника.
Поскольку в качестве обращений используются:
• собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша),
• определения людей по степени родства (отец, дядя, дедушка),
• по положению в обществе, по профессии, должности
( президент, генерал, министр, директор, бухгалтер),
• по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка), обращение также указывает на соответствующий признак.
Наконец, обращения могут быть экспрессивно и
эмоционально-окрашенными, содержать оценку: Л юбочка,
Веруся, Любка, болван, остолоп, недотепа, шалопай, умница, красавица.
Особенность таких обращений заключается в том, что они
характеризуют как адресата, так и самого адресанта, степень его воспитанности, отношение к собеседнику, эмоциональное состояние.
Приведенные слова-обращения используются внеофициальной ситуации, и только некоторые из них, например
собственные имена (в их основной форме), названия профессий, должностей, служат обращениями и в официальной речи.
В России существуют исторически наработанные стереотипы
речевого обращения:
Ø Дамы и господа,
Ø С удари и сударыни.
Их, к сожалению, используют только образованные люди.
Среди других социальных групп подобные обращения широко не приветствуются.
Среди деловых людей и в наше время обращение господин
имеет право на жизнь. Эта форма обращения подчеркивает независимый статус человека. Она уже много веков используется в России как вежливое обращение к группе лиц или отдельному человеку в привилегированных слоях общества. К тому же, в другом его значении слово господин — это «хозяин общества», и в этом — уважительное отношение к человеку.
Обращение товарищ продолжают использовать военные, члены партий коммунистической ориентации, а также во многих
заводских коллективах.
Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья.
Обращение уважаемый, уважаемая встречается в речи
старшего поколения.
На улице, в магазине, в городском транспорте часто слышится обращение: мужчина, женщина, дед, отец, бабуля, парень,
Тетенька, дяденька.
Такие обращения могут восприниматься адресатом как неуважение к нему, даже оскорбление, недопустимое фамильярничание. Отсюда возможны грубость в ответ, выражение обиды, ссора.
Слова женщина, мужчина, получившие распространение в роли обращений, нарушают норму речевого этикета,
свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений,
используя этикетные формулы:
Ø будьте любезны...,
Ø будьте добры...,
Ø извините...,
Ø простите...
ЛЕКСИКА
испокóн векóв (фразеол. – с давних времён, издавна) наработанный - прил. от гл. наработать
нарушить норму этикета предпочтение – сущ. от гл. предпочитать предпочтительнее – сравн. ст. прил. предпочтительный
ориентация обида
привлечь внимание ссора
статус человека старшее поколение
стереотипы
степень воспитанности фамильярничание – сущ. от
прил. фамильяʹрный
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
I. Найдите ответы на вопросы в тексте лекции:
1. Какова основная функция обращения?
2. Какие наименования используются в качестве обращений?
3. Назовите известные Вам обращения, используемые в России.
II. В спомните, как называются слова – адресант-адресат?
Приведите 2-3 примера таких слов.
III. С оставьте со словами адресат-адресант предложения.
IV. С оставьте монолог и диалог. Используйте обращения
дамы и господа, коллеги, товарищ или господин. Не забудьте использовать и другие этикетные формулы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 382.