Невербальным эквивалентом приветствия, когда
встречающиеся отдалены друг от друга, является:
· поклон головой;
· покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед;
· для мужчин — чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.
Речевой этикет приветствий предусматривает и характер, то есть очередность приветствия.
Первыми приветствуют:
ü мужчина — женщину;
ü младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую);
ü младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее;
ü младший по должности — старшего;
ü член делегации — ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).
После приветствия обычно завязывается деловой разговор.
ФОРМУЛЫ ПРОЩАНИЯ
Последнюю группу речевых формул этикета составляют
ф ормулы прощания. Они выражают:
ü пожелание: «Всего вам доброго (хорошего)! До
свидания!»;
ü надежду на новую встречу: «До вечера (завтра, субботы.
Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу»;
ü сомнение в возможности еще раз встретиться, расставание
будет надолго: «Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминайте лихом».
ЛЕКСИКА
брифинг
визитная карточка/визитка (разг.) военнослужащий
восходить = происходить
вслух – нареч. двусторонний односторонний организатор почтение
собравшиеся - прич. от гл. собраться субъект
торжество чиновник эквивалент
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
I. Найдите ответы на вопросы в тексте лекции:
1. Назовите составляющие любого общения.
2. Расскажите о правилах представления по визитной карточке.
3. Назовите формулы приветствия.
4. Как принято обращаться к собеседнику в России?
5. Назовите и покажите невербальные эквиваленты приветствия.
6. Назовите очерёдность приветствия.
7. Назовите формулы прощания.
8. Найдите в тексте лекции синоним к слову разрешите.
9. В тексте лекции найдите антонимы.
II. Вспомните, какие слова называются паронимами.
Подберите пароним к слову адресат, используйте словарь
паронимов. Объясните значение этих слов.
III. Составьте полилог по ситуации (3-4 участника) и инсценируйте его.
Ситуация: Вы встречаете делового партнёра, с которым ранее
были знакомы и не виделись 2 года. Ваш партнёр не один. Он знакомит Вас со своей спутницей. Девушка принимает участие в
беседе.
Будьте внимательны, максимально используйте рассмотренные речевые формулы.
ЭТ ИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕЛОВОЙ СИТУАЦИИ
План
1. Выражение благодарности, замечания и предупреждения.
2. Совет, предложение и просьба.
3. Согласие, разрешение, отказ.
4. Комплимент в деловом общении.
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Прочитайте лекцию. Сделайте перевод.
2. С помощью двуязычного переводного словаря поставьте ударение.
Новые понятия Выражение благодарности Замечание
Комплимент Отказ
Предупреждение Предложение
Просьба Совет
Согласие
В повседневной деловой обстановке (деловая/рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров или участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает
необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.
Речевые клише, которые используются в данных ситуациях.
ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ
Ø Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку.
Ø Ф ирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за...
Ø Д олжен выразить начальнику отдела снабжения (свою)
благодарность за...
Ø Позвольте (разрешите) выразить благодарность...
За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение,
подарок принято благодарить словами:
Ø Я благодарен Вам за то, что...
Ø (Большое, огромное) спасибо Вам за...
Ø (Я) очень (так) благодарен Вам!
Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности
усиливается, если сказать:
Ø Нет слов, чтобы выразить Вам (мою) благодарность!
Ø Я до такой степени благодарен Вам, что мне трудно найти слова!
Ø В ы не можете себе представить, как я благодарен Вам!
Ø Моя благодарность не имеет (не знает) границ!
ЗАМЕЧАНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ø Ф ирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)...
Ø К сожалению, вынужден сделать замечание (вынести порицание)...
С ОВЕТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:
· Вы обязаны (должны)...
· В а м непременно следует поступить так...
· Категорически советую сделать...
· Настойчиво предлагаю сделать …
Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на
приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга.
Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:
ü Разрешите (позвольте) дать Вам совет (посоветовать вам)…
ü Р азрешите предложить Вам...
ü Мне хотелось бы (мне хочется) посоветовать Вам...
ü Я посоветовал бы Вам...
ü Я предлагаю Вам...
Обращение с ПРОСЬБОЙ тоже должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:
ü Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу...
ü Е сли Вам не трудно (вас это не затруднит)...
ü Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите...
ü (Не) могу ли я попросить Вас...
ü (Пожалуйста), (очень Вас прошу) разрешите мне...
Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:
ü Настоятельно (убедительно, очень) прошу Вас ...
С ОГЛАСИЕ, РАЗРЕШЕНИЕ формулируется следующим образом:
ü (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).
ü Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).
ü С огласен отпустить вас.
ü С огласен, поступайте так, как вы считаете нужным…
При ОТКАЗЕ используются выражения:
ü Я не могу оказать содействие.
ü Я не могу выполнить вашу просьбу.
ü В настоящее время это невозможно.
ü Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
ü Простите, но мы не можем выполнить вашу просьбу.
ü Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).
Немаловажным компонентом речевого этикета является КОМПЛИМЕНТ – любезность, лестные слова, содержащие похвалу. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний, чрезмерно восторженный комплимент, комплимент ради комплимента.
Комплимент
Ø относится к внешнему виду адресата,
Ø свидетельствует о его отличных профессиональных способностях, высокой нравственности,
Ø даёт общую положительную оценку:
ü Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.
ü В ы не меняетесь (не изменились, не стареете).
ü В ремя вас щадит (не берет).
ü В ы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).
ü В ы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон).
ü В ы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).
ü В ы умеете хорошо (прекрасно) руководить
(управлять) людьми, организовывать их.
ЛЕКСИКА
восторженный
деликатный итог
любезность
лестные слова неискренний немаловажный обаятельный оппонент похвала результат сослуживец
тактично – нареч. от прилаг. тактичный щадить – глаг.
экспрессивность эмоциональность
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
I. Найдите ответы на вопросы в тексте лекции.
1. Используются ли формулы речевого этикета в деловой обстановке?
2. Перечислите возможные речевые клише, используемые
для выражения благодарности.
3. Назовите ключевое слово в данных речевых клише.
4. В какой форме должно быть выражено побуждение к действию?
5. Эффективно ли высказывать свои предложения, советы в
категорической форме? Поясните почему?
6. Назовите возможные речевые клише, используемые для выражения совета.
7. Что такое комплимент?
8. Какой комплимент настраивает на положительное отношение к оппоненту?
9. Какой комплимент опасен в общении? Поясните почему?
10. По какому поводу (по какой причине) может быть сделан комплимент?
11. Назовите речевые клише, выражающие комплимент.
12. Назовите речевые клише, выражающие просьбу, согласие, отказ.
II. Выполните упражнения.
1. Сделайте морфемный анализ (разбор слова по составу) слова
Немаловажный.
2. Найдите в тексте лекции
Ø антоним к слову порицание,
Ø синонимический ряд с доминантой (главное слово)
Прекрасный.
III. Максимально используя речевые клише, составьте полилог (4-5 участников).
Ситуация: Подведение итогов работы фирмы: Директор
фирмы выражает благодарность сотруднику за отлично организованную презентацию новой продукции. Сотрудник даёт
совет своему коллеге по поводу предстоящей выставки. Коллега
делает комплимент менеджеру фирмы. Директор фирмы делает предупреждение сотруднику за халатное отношение к своим обязанностям.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 295.