В основе анализа и синтеза любых сложных систем лежит моделирование. Анализ в моделировании предусматривает:
- расчленение сложного целого на менее сложные, а в конечном счете простые части, т. е. декомпозицию в целях представления в модели сущности частей системы;
- соединение этих частей в целое с уяснением механизма формирования этой целостности, т. е. агрегирование в модели сущности внутреннего механизма функционирования системы.
Процедура синтеза в широком смысле существенно отличается от анализа. Она предназначена для корректного представления в разрабатываемой модели реальных закономерностей ее внешнего механизма функционирования. Для этого моделируемый объект представляется как часть большего целого, элемент объемлющей системы.
При разработке математической модели обе эти процедуры применяются совместно. Лишь только после этого можно говорить о разработке адекватной реальному системному объекту математической модели. Исторически первым и самым замечательным инструментом моделирования был и остается мозг живого существа. Далее будем все модели, формируемые в голове человека, называть абстрактными (мысленными) моделями. Наибольшего совершенства в голове человека достигает та часть абстрактной модели мира, которая связана с его профессиональной деятельностью - профессиональное абстрактное моделирование.
В связи с этим необходимо глубоко осознать, что мозг командующего (командира) любого уровня всегда является главным инструментом моделирования в целях управления. Абстрактное моделирование в целях управления - по существу, основная функциональная обязанность, должностное профессиональное предназначение лиц, входящих в органы управления любого соединения, объединения, части. Однако исторический опыт развития человечества, практики ведения боевых действий показал, что моделирующих способностей человека становится недостаточно для эффективного управления сложными системами. Вот некоторые причины:
• логика, интуиция, эвристика, творчество у человека необычайно высоки, а вычисляет он очень медленно;
• увязать разнообразные аспекты в анализе системы человек может успешно на качественном уровне, а количественно, практически не в состоянии;
• человек может глубоко осмыслить одну-две сложные системные комбинации, а перебрать большое количество даже простых - не в состоянии;
• интуиция человека при обобщении монотонных параметров разных по величине, но действующих в одну сторону просто великолепна, однако противоречивость действий нескольких параметров быстро ставит его в тупик.
Эти свойства значительно ухудшаются при изменениях психического и физического состояния людей вследствие их усталости, стресса, малого опыта, низкой квалификации и т. д.
Следствием этих трудностей явилась реализация (уже в древности) моделирования на специальных инструментальных средствах, которые в частных аспектах превосходят мозг человека.
В настоящее время различают физические и теоретические модели систем. На кибернетическом уровне они являются важными, но все же дополнительными, способными только в совокупности с абстрактным моделированием позволить эффективно решать современные задачи управления силами флота.
При практическом использовании моделей различают две основные функции - познавательную и прагматическую. Познавательная функция модели заключается в универсальном способе организации и существования знаний в процессе обучения. Проведение научных исследований - это, как правило, получение модели, а затем, путем ее испытания, получение новых знаний о системе и уточнение своей абстрактной модели о ней, передача этих знаний другим.
Прагматическая функция модели определяется тем, что модель выступает как инструмент проведения предварительного эксперимента, испытания для выбора, обоснования и последующей реализации управленческого решения на некоторое действие.Любая модель должна давать дополнительную информацию для принятия решения по отношению к исходной информации. При создании сложных систем, в том числе и АСУ, с помощью моделей производят просчеты разных вариантов и выбирают наилучший. Нетрудно видеть, что в управлении разделение познавательной и прагматической функций весьма условно. Мы всегда познаем в ситуации неизвестное, чтобы выработать наилучшее управленческое решение.
Проблему принятия решения можно сформулировать следующим образом: необходимо таким образом организовать работу командующего и штаба, чтобы за время, не превышающее допустимого для решаемой задачи, при существующем интеллекте командующего (командира) и достигнутом уровне достоверности информации принять решение, обеспечивающее выполнение поставленной задачи с заданной эффективностью.
Известно, что основу процесса принятия решения составляют два крупных этапа: выработка замысла и формулирование решения.
Замысел является абстрактной моделью предстоящих боевых действий (операции) в голове командующего (командира). Она вырабатывается на основе знаний, опыта боевой подготовки и других факторов.
Сформулированное решение - это конкретная модель боевых действий.
Важнейшим при принятии решения является переход от абстрактной модели к конкретной, который предусматривает использование реальных моделей - физических и теоретических (вербальных, математических, алгоритмических, программных и т. д.) (рис. 3.1).
Абстрактные модели - это модели системных объектов действительности в форме идей, т. е. представляемые в голове человека путем их мысленного разделения на отдельные функциональные и логически связанные части. Они являются начальными, односторонними знаниями, дают обобщенную картину системного явления и выступают исходной базой для научно-обоснованного теоретического восхождения к конкретным, целостным, системным знаниям об объекте.
Реальные модели - представление абстрактных моделей не в мысленной форме идей, а в любой другой вещественной, действительной форме (языковой, художественной, технической, программной и т. п.).
Конкретный:
• в быту- «определенный», «один из многих»;
• в философском значении - «единство многообразного», т. е. рассматривая отдельный предмет или процесс человек воспринимает многообразие его свойств, объединение которых приводит к пониманию того, что он видит, - к восприятию предмета (процесса) как целостного, конкретного.
Рис. 3.1. Схема восхождения от абстрактной к конкретной модели операции (боевых действий)
Термин «конкретный» не является синонимом чувственной наглядности знаний о предмете.
Конкретность знаний о предмете неразрывно связана с объемом знаний человека, которые определяют его способность уяснить многообразное в данном предмете. Процесс уяснения конкретного состоит в уяснении связей с окружающими явлениями и процессами.
Если «конкретное» - многообразное знание о единичном, то «абстрактное» - это одностороннее знание о множестве.
«Абстрактное» отражает одно свойство реального мира, которое воспринимается как целостное и неделимое.
Конкретное выступает как объединение множества абстракций. «Абстрактное» и «конкретное» - парная категория.
Если пара «абстрактное - конкретное» отвечает на вопрос, как формируется знание, то другая пара «индукция - дедукция» - как идет развитие этих знаний, каков способ получения новых знаний.
Индукция - метод получения новых знаний путем анализа эмпирических фактов, способ логического вывода от частного к общему.
Дедукция - то же, но от общего к частному.
При дедуктивном подходе категориальная пара делит целостность на части в соответствии с содержанием каждой из них, что делает процесс
анализа целенаправленным и позволяет исследовать процесс (объект) со многих точек зрения.
Существенность (важность) найденных между частями целого границ зависит от объема ранее накопленных знаний об объекте, его частях и свойствах. Чем больше объем этих знаний, тем глубже и полнее анализ процессов, протекающих на границах.
Членение исследуемого объекта заканчивается в двух случаях:
- цель исследований выполнена;
- исчерпан запас знаний коллективного разума, исследователь достиг предела научных знаний.
На этом исчерпываются возможности дедуктивного анализа и завершается первый отрезок восхождения от абстрактного к конкретному, а основой дальнейшего исследования становится индукция. Исследователь приступает к изучению процесса (объекта) с помощью "всех доступных ему средств: наблюдения, сбора и обработки информации, набора статистики, натурного и математического моделирования.
Анализируя уже выделенные части целого и их взаимосвязи, исследователь переходит к синтезу.
В процессе перехода от частного к целому выявляются внутренние закономерности, определяющие свойства и судьбу целого. Результатом этих работ в случае успеха являются новые абстракции, позволяющие расширить зону познанного.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному, объединенный с математическим аппаратом, является основой для исследования и практического использования результатов при управлении силами.
Итак, обобщим вышесказанное.
Командующий (командир) после получения приказания от вышестоящего органа управления на выполнение боевой задачи вырабатывает замысел, который является абстрактной моделью будущей операции (БД). Для перехода от замысла к решению он разделяется на элементы (составные части), к каждому из которых применяются теоретические или физические модели. Таким образом осуществляется дедукция в интересах анализа процесса или объекта со многих точек зрения, выявления основных свойств и существенных связей между элементами замысла. После этого осуществляется синтез решения на операцию (БД) путем индуктивного подхода к исследуемому процессу.
Говоря о работе командующего (командира) и штаба при принятии решения, следует иметь в виду две главные составляющие этого сложного процесса: подготовку исходных данных и формулирование (принятие) решения командующим (командиром).
В подготовке данных для принятия решения участвуют практически все органы управления в соответствии с их функциональным предназначением. Логика принятия решения при управлении силами основывается на строгой последовательности анализа данных обстановки с последующим синтезом отдельных элементов, а затем и решения в целом.
Длительной практикой боевой подготовки флотов установлена определенная логическая последовательность в работе командующего (командира) и штаба по выработке и принятию решения (рис. 3.2).
При планировании операций и боевых действий с помощью абстрактных и теоретических моделей стараются выработать и реализовать наилучшее построение и организацию действия сил для достижения победы в конкретных условиях обстановки. Таким образом, необходимо конструктивное объединение методов, технологий, средств и общей организации абстрактного и теоретического моделирования сложных систем военного назначения. Абстрактное моделирование несет определяющую творческую и волевую составляющую процессов исследования и управления, а теоретическое - формальную научную и технологическую обеспечивающие функции. Необходимость такого объединения объективйо обусловлена и его можно рассматривать как своеобразный методологический принцип абстрактно-теоретического моделирования в исследованиях и управлении сложными военными организационно-техническими системами.
В общем случае под моделированием будем понимать процессы создания модели и ее применения. Исходя из того, что под моделированием понимается как процесс создания моделей, так и их применения, существуют и соответствующие этим процессам методы.
В настоящее время в подавляющем большинстве случаев это ручные методы. Математическую, информационную, алгоритмическую или программную модель системы разрабатывает человек, после чего она вручную или с помощью ЭВМ применяется по назначению.
Наряду с ручными технологиями построения моделей в настоящее время начинают развиваться новые технологии так называемого атома- тизированного моделирования.
Особенность этой технологии создания моделей заключается в том, что в некоторых специальных областях моделирования наиболее сложные, громоздкие и трудоемкие процессы построения модели системы автоматизируются и передаются ЭВМ.В этом случае, при использовании таких систем, человек лишь осуществляет общую формализованную постановку задачи, а формирование требуемой для ее решения математической модели выполняет ЭВМ, В знании и умении применять новые информационные технологии при создании и использовании компьютерных моделей для автоматизации различных процессов управления в целях всестороннего обеспечения эффективной работы органов управления и заключается одно из главных профессиональных назначений специалистов по автоматизации управления. Сложность задач моделирования делает актуальным внедрение форм коллективного труда различных профессиональных разработчиков (поставщиков задач, исследователей операций, математиков, программистов).
Методы применения моделей - второй важный аспект методологии компьютерного моделирования. Он связан с решением той проблемы, которая возникает после создания и внедрения модели в систему управления силами флота. Кто, когда и как должен и будет применять ее в своей работе? Какова эффективность ее применения? Успешное решение этой проблемы зависит от многих факторов: качества модели, ее полезности, профессиональной подготовки пользователей и организации использования модели в системе управления. Имеющийся опыт показывает, что рчень часто созданные модели эффективно используются в основном/лишь их разработчиками. Во многом это связано с быстрым устареванием задач, низким качеством разработки моделей, плохим сервисом, недостаточным учетом потребностей пользователей (заказчиков) разработчиками, плохой документацией.
С другой стороны, становление эффективных методов применения моделей автоматизации процессов управления связано с возможными (неизбежными) существенными изменениями в организации самого процесса управления, а это самая консервативная, болезненная область для прогрессивных преобразований.
И еще один аспект - становление, внедрение и широкое применение эффективных методов использования моделей при автоматизации процессов управления требует специальной подготовки тех, кто разрабатывает и использует такие модели.
В свое время Р. Шеннон справедливо отмечал: «Искусством моделирования могут овладеть те, кто обладает оригинальным мышлением, изобретательностью и находчивостью, равно как и глубокими знаниями систем и физических явлений, которые необходимо моделировать. Не существует твердых и эффективных правил относительно того, как надо формировать задачу в самом начале процесса моделирования, т. е. сразу после первого знакомства с ней. Не существует и магических формул для решения при построении модели таких вопросов, как выбор переменных и параметров, соотношений, описывающих поведение системы, и ограничений, а также критериев оценки эффективности модели. Помните, что никто не решает задачу в чистом виде, каждый оперирует с моделью, которую он построил, исходя из поставленной задачи».
Моделирование - один из наиболее распространенных способов изучения различных явлений, в том числе процессов и систем управления. Суть моделирования заключается в замещении одного объекта (оригинала) другим (моделью) с целью выявления свойств оригинала путем исследования свойств модели.
Молено утверждать, что теория автоматизации управления, -как и каждая наука, является некоторой моделью тех сторон деятельности, которые она изучает.
Таким образом, модель есть мысленно представляемая или материализованная система, которая замещает некоторый объект (оригинал) в смысле определенного сходства, служит средством фиксации известной и получения новой информации об оригинале.
Модели выступают средством познания окружающего нас мира. В самом общем виде процесс познавательной деятельности людей может реализовываться различными способами:
- путем непосредственного взаимодействия объекта и субъекта познания;
- использованием субъектом познания дополнительных средств (приборов) для усиления своих естественных возможностей;
- замещением объекта познания другим, сходным объектом (моделью), дающим определенные преимущества в решении задачи познания;
- путем различного сочетания этих способов.
Между копией и оригиналом должна быть определенная степень подобия. Подобие означает, что данные, полученные по одному из объектов, допустимо распространять на все подобные ему объекты. Возможны различные виды подобия: физическое, структурное, функциональное, геометрическое и другие. Степень подобия может быть различной - от тождества в отдельных аспектах до сходства только в главном. Достижение абсолютного подобия будет означать тождество. В этом случае теряется весь смысл моделирования.Наиболее существенными аспектами исследуемого объекта обычно являются его структура и процесс функционирования.
Для построения моделей сложных систем управления и процессов управления используются положения теории иерархических систем. В соответствии с данной теорией существуют три класса иерархических структур, различающихся различными принципами взаимоотношений элементов, различным правом вмешательства элементов друг в друга. В этих классах используются понятия страт, эшелонов и слоев.
Страт определяет уровень абстрагирования системы или процесса, уровень их рассмотрения, уровень исследования. Такое рассмотрение системы, ее деление на подсистемы называется стратифицированным. Каждый страт рассматривает некоторый аспект, под которым рассматривается система или процесс. Система или процесс управления, таким образом, задается семейством отдельных уровней ее описания - семейством отдельных страт. На рис. 3.3 приведен пример стратифицированного представления системы управления.
На каждом уровне рассматривается один из аспектов: функционирование системы, ее структура, протекающие информационные процессы, цели и задачи системы. Это позволяет найти компромисс между сложностью систем и процессов управления и допустимой простотой их описания. При этом может быть создана иерархическая система страт. Чем ниже в данной иерархии находится страт, тем более детальным становится описание. Чем выше страт, тем более четким становится представление как о едином целом.
Понятие эшелона связано с понятием иерархической структуры системы (процесса) управления, в которой имеется несколько относительно самостоятельных систем (процессов), взаимодействующих между собой. Системы и процессы объединяются в отдельные эшелоны, начиная с нижнего, имеющего первый номер, и заканчивая верхним, имеющим старший номер. Вышестоящие эшелоны имеют право вмешиваться в деятельность нижестоящих эшелонов. При этом нижестоящим эшелонам предоставляется некоторая свобода в реализации своих целей.
Так как сложные системы управления ВМФ, как правило, являются многоцелевыми, то такая иерархия систем в этом случае согласуется с иерархией целей, с существующим деревом целей и задач, а также с организационной структурой системы управления. В самом простом случае иерархия структуры системы управления, иерархия целей и задач, а также иерархия организационной структуры совпадают. Однако это скорее исключение, чем правило. Это приводит к возникновению информационной перегрузки на отдельных эшелонах и в отдельных подсистемах, усложнению организации управления.
Структуризация системы с помощью слоев используется при исследовании сложных задач принятия решений, которые складываются из решения нескольких иерархически упорядоченных задач (проблем). Каждый слой иерархии определяется уровнем сложности решаемой задачи (проблемы) и предназначен для решения отдельной задачи (проблемы). Такая структуризация позволяет уменьшить степень неопределенности при принятии решения путем последовательного уточнения задачи или проблемы и поиска путей решения. Решение вышестоящей задачи или проблемы уменьшает неопределенность для нижестоящей задачи. В частности, при решении задач управления предполагается три уровня (слоя) иерархии: самоорганизация, адаптация, выбор (рис. 3.4).
На уровне самоорганизации производится выбор стратегии управления, формирование замысла решения, закона управления Р, показателей и (или) критерия эффективности управления W . На уровне адаптации производится сужение множества неопределенности управляющих решений U, снижение мощности множества возможных альтернативных решений. На уровне выбора происходит выбор варианта решения т из этого множества в соответствии с показателями или критерием эффективности управления.
Такое послойное построение также согласуется с организационной структурой системы управления. На каждом эшелоне (уровне) иерархии определены полномочия лиц, участвующих в подготовке и принятии решения.
Моделирование целесообразно проводить, когда либо отсутствует возможность прямого исследования оригинала (большие материальные затраты, нежелательные последствия и т. п.), либо имеется возможность исследовать такие характеристики оригинала, которые выявить в реальной системе не удается и которые способствуют изучению существенных свойств исследуемого объекта.
Моделирование является одной из важнейших составных частей системных исследований, где в качестве главного постулируется следующий принцип: система с учетом наперед заданной точности представляется конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.