Механизм государственного регулирования рынка ценных бумаг включает формы и методы регулирования.
Принято выделять две формы государственного регулирования рынка ценных бумаг – прямое (административное) и косвенное (экономическое) регулирование.
Административное регулирование основано на юридических нормах и праве. Оно включает: нормативно-законодательную деятельность; регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.); разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию); поддержание правопорядка на рынке; выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и т.д.
Косвенное регулирование основано на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Это денежно-кредитная политика, политика налогообложения, политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов и т.п., политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.
Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими. Институциональное регулирование направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования.
Институциональное регулирование является основой регулирования банковской деятельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных бумаг.
В отличие от методов институционального регулирования, методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций. Например, законодательство устанавливает обязанность брокера в приоритетном порядке по отношению к собственным операциям исполнять заявки на покупку или продажу ценных бумаг, поступившие от клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельно от своих собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым институтам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги клиентов, и относится к методам функционального регулирования.
Методы функционального регулирования рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом сопряжены с вопросами деловой этики и обычаев делового оборота. По этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов. Совпадение интересов государства и участников рынка существует, прежде всего, в сфере предупреждения и разрешения конфликтов между участниками, улучшения управления рисками, снижения возможностей для мошенничества и других противоправных действий, поддержки ликвидности и стабильности рынка, внедрения лучших стандартов профессиональной деятельности.
Решение указанных задач на базе саморегулируемых организаций требует специализации последних по видам профессиональной деятельности, а характер решаемых задач – формирование стандартов профессиональной деятельности и принуждение к их исполнению – обуславливает необходимость отказа от принципа конкурентности в сфере саморегулирования. Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, оно не является полным, по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование.
Основные методы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
1. Создание нормативно-правовой базы и установление правил работы на фондовом рынке. Создание нормативно-правовой базы является наиболее значимым методом государственного регулирования рынка ценных бумаг, поскольку создает основы регулирования, определяет порядок работы профессиональных участников, устанавливает «правила игры».
Как отмечают специалисты, современная нормативно-правовая база российского рынка ценных бумаг включает три уровня:
1 уровень – федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями). Данный закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, особенности создания и осуществления профессиональной деятельности участниками рынка ценных бумаг, порядок государственного регулирования и саморегулирования на рынке и другие вопросы.
Кроме того, на рынке ценных бумаг действует ряд смежных законов, в т.ч. федеральные законы «Об ипотечных ценных бумагах» (от 11.11.2003 № 152-ФЗ); «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (от 05.03.1999 № 46-ФЗ); «Об инвестиционных фондах» (от 29.11.2001 № 156-ФЗ); «Об акционерных обществах» (от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
2 уровень – нормативно-правовые акты министерств и ведомств (ФСФР России, ЦБ РФ, Минфина РФ и др.). Данный уровень конкретизирует положения, закрепленные в федеральном законе.
3 уровень – инструкции, методики, положения, регламенты, разработанные профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями.
2. Лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ. Банк России выдает следующие виды лицензий:
– лицензия на осуществление брокерской деятельности;
– лицензия на осуществление дилерской деятельности;
– лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами;
– лицензия на осуществление депозитарной деятельности;
– лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг;
– лицензия на осуществление клиринговой деятельности;
– лицензия на осуществление деятельности по организации торговли и/или фондовой биржи.
– лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
– лицензия на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
– лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов;
– лицензия на осуществление деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Для получения соответствующей лицензии организация должна удовлетворять двум типам требований:
– квалификационным требованиям, которые проявляются в наличии в штате аттестованных специалистов по профилю деятельности организации;
– финансовым требованиям, которые заключаются в наличии достаточного собственного капитала компании, обеспечивающего в определенной мере защиту интересов клиентов.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть:
– наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации (в т.ч. в учредительных документах, бухгалтерской отчетности, документах подтверждающих наличие собственных средств заявителя);
– несоответствие заявителя лицензионным требованиям и условиям, установленным порядком лицензирования;
– несоответствие документов, представленных заявителем требованиям законодательства РФ о ценных бумагах, в т.ч. нормативно-правовых актов ФСФР России, включая порядок лицензирования;
– аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной ЦБ РФ (для кредитных организаций).
Если принято положительно решение, то организации – соискателю лицензии выдается сертификат установленной формы, подтверждающий факт лицензирования. После этого данная организация может заниматься соответствующим видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В настоящее время сроки выдачи лицензии не ограничены.
Значимость процедуры лицензирования как метода государственного регулирования РЦБ заключается в контроле допуска на рынок добросовестных участников, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, финансовой устойчивостью и способных осуществлять определенный вид деятельности.
3. Аттестация специалистов рынка ценных бумаг. Данный метод регулирования используется в целях подтверждения квалификации лиц, оказывающих профессиональные услуги на фондовом рынке. Документом, подтверждающим соответствие специалиста установленным требованиям, является квалификационный аттестат.
В настоящее время на российском рынке ценных бумаг аттестация специалистов осуществляется в соответствии с положением «О специалистах финансового рынка», утвержденным приказом ФСФР России 20 апреля 2005 года № 05-17/пз-н. Специалистами рынка ценных бумаг признаются следующие категории руководителей и сотрудников профессионального участника, управляющей компании или специализированного депозитария:
– единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, президент и т.д.);
– заместитель единоличного исполнительного органа, в соответствии со своими должностными обязанностями курирующий сектор, отдел, управление, департамент или иное самостоятельное структурное подразделение, непосредственно обеспечивающее осуществление указанной организацией;
– руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения;
– работник организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, отвечающий за осуществление внутреннего контроля организации;
– работник структурного подразделения, выполняющий функции, непосредственно связанные с осуществлением деятельности организации.
Специалисты РЦБ должны соответствовать следующим требованиям:
– иметь квалификационный аттестат по специализации в области рынка ценных бумаг, соответствующей виду профессиональной деятельности, осуществляемой организацией, в которой работает данное лицо;
– наличие высшего образования;
– отсутствие факта аннулирования квалификационного аттестата, если с даты аннулирования прошло менее трех лет.
Аттестация специалистов проводится аккредитованными организациями. Аттестация проводится в форме приема квалификационных экзаменов, которые включают базовый экзамен и несколько специализированных экзаменов. Специализированный экзамен может быть сдан только после базового. Следует еще раз отметить, что наличие квалификационных аттестатов специалиста РЦБ является обязательным условием для работы в организациях, осуществляющих деятельность на данном рынке.
4. Регистрация выпусков ценных бумаг и проспектов эмиссии. Регистрация выпуска ценных бумаг используется для регулирования и контроля количественных и качественных характеристик эмиссионных ценных бумаг. Законодательством РФ предусмотрена четко определенная процедура эмиссии, которая должна соблюдаться компаниями-эмитентами. В том случае, если порядок эмиссии нарушен, выпуск ценных бумаг признается недобросовестной эмиссией. Это является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска, приостановления эмиссии ценных бумаг и признания выпуска несостоявшимся.
Процедура осуществляется в соответствии с федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н.
Главная задача проспекта эмиссии ценных бумаг и его регистрации – раскрытие полной и достоверной информации, на основании которой инвесторы могут объективно и разумно оценить принимаемые на себя риски и принять взвешенное и обоснованное инвестиционное решение. В этой связи особую роль играют механизмы, обеспечивающие полноту и достоверность информации, раскрываемой инвесторам в проспекте ценных бумаг. Такими механизмами являются утверждение проспекта ценных бумаг уполномоченным органом управления эмитента и подписание проспекта ценных бумаг должностными лицами эмитента и третьими лицами.
Государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и проспекта эмиссии осуществляет Банка России.
5. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг. Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка ценных бумаг были информированы о действиях друг друга, а также принимали решения, основываясь на оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы.
Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а, наоборот, предоставляют ее для того, чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Нет раскрытия информации – нет инвестиций. Поэтому наличие системы раскрытия информации жизненно важно как для формирования внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций.
Система раскрытия информации включает две составляющие:
1. доступ к стандартизированной информации о финансовом состоянии, методах управления и работе эмитентов, ценные бумаги которых продаются на открытом рынке;
2. информация о торговых сделках (котировки, цены и объемы) и степень ее раскрытия широкой публике сразу после выставления котировки или по завершении торговой сделки.
Обязательное раскрытие стандартизированной информации обо всех компаниях, акции которых обращаются на рынке, выполняет следующие функции:
– предоставляет инвесторам информацию, необходимую для принятия взвешенного решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;
– снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте, что также способствует росту эффективности рынка;
– позволяет осуществлять инвестиции тем инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования;
– защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия;
– стимулирует конкуренцию между предприятиями, оценивая их достижения;
– повышает добросовестность и ответственность руководства предприятий.
Раскрытие информации осуществляется в соответствии с положением «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н. В соответствии с данным документом раскрытие информации осуществляется по следующим направлениям:
– раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг (в т.ч. в случае регистрации проспекта ценных бумаг после государственной регистрации отчета об итогах выпуска);
– раскрытие информации в форме ежеквартального отчета;
– раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах;
– обязательное раскрытие информации акционерными обществами (годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, содержания уставов и др. внутренних документов);
– раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества;
– раскрытие информации о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества;
– раскрытие информации иностранными эмитентами, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в РФ;
– раскрытие информации эмитентами облигаций с ипотечным покрытием;
– раскрытие информации эмитентами российских депозитарных расписок.
Положение в виде соответствующих форм отчетности и показателей установлена информация, которая раскрывается в обязательном порядке.
6. Контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг и применение санкций за нарушение порядка работы на фондовом рынке. Контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется в разнообразных формах, в частности путем:
– предоставления профессиональными участниками ежеквартальной отчетности о своей работе в Банк России;
– обязательной ежегодной аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, имеющих лицензии на право работы на фондовом рынке;
– выборочных проверок, которые осуществляют органы Банка России и саморегулируемые организации.
По результатам проведенной проверки могут быть приняты следующие решения:
– о направлении проверяемой организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности;
– о направлении предписания о запрете или ограничении проведения профессиональным участником рынка ценных бумаг отдельных операций на рынке ценных бумаг;
– о направлении в Банк России представления о приостановлении действия или аннулировании лицензии проверяемой организации.
Решение по результатам проверки принимается в форме приказа, предписания или обращения в суд.
Система контроля за деятельностью профессиональных участников направлена на предупреждение нарушений нормативной и законодательной базы и на защиту интересов клиентов. При выявлении нарушений правил работы на фондовом рынке контролирующий орган должен наложить санкции на организацию-нарушителя. Система санкций включает:
1. Административные санкции, которые налагаются в случае незначительных нарушений правил работы на фондовом рынке. Контролирующие органы отмечают выявленные недостатки и дают определенный срок для их устранения, по истечении которого организация должна отчитаться об их устранении;
2. Экономические санкции, которые применяются, как правило, к руководителям компаний за грубые нарушения нормативных и законодательных актов. К экономическим санкциям, прежде всего, относят штрафы. В последние 2-3 года штрафы за нарушение правил работы на российском фондовом рынке выросли значительным образом.
3. Приостановление действия лицензии. Для каждого вида деятельности Банк России приводит подробный перечень нарушений, служащих основанием для приостановления действия лицензии.
Например, для брокеров и дилеров основаниями для временного приостановления действия лицензии являются: нарушение законодательства о ценных бумагах, недостаточность собственного капитала по сравнению с установленными нормами, неосуществление операций с ценными бумагами в течение 6 месяцев, недостоверная отчетность, несвоевременное представление отчетности в Банк России и т.д.
Приостанавливая действие лицензии, контролирующий орган направляет организации уведомление, в котором указываются причины, повлекшие за собой установление таких санкций; перечень мер и сроки, в течение которых нарушения должны быть устранены, а также виды деятельности, которые может осуществлять компания до устранения нарушений. Аннулирование лицензии – это крайняя мера, применение которой вызвано грубейшими и неоднократными нарушениями со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг. Отзыв лицензии по сути дела означает ликвидацию компании, т.к. без лицензии она не может работать на фондовом рынке.
7. Защита прав инвесторов. Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг в Российской Федерации регулируется федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ. Данным нормативным актом установлены следующие гарантии прав инвесторов:
1. Запрет рекламировать и предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги тех эмитентов, которые не раскрывают информацию в полном объеме. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Кроме того, предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, является основанием для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональным участником (эмитентом) по требованию инвестора.
2. В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг Банк России публикует информацию:
– об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
– о саморегулируемых организациях профессиональных участников;
– об административных взысканиях, наложенных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
– о судебных решениях, вынесенных по искам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Банк России обязана вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о санкциях, примененных в отношении лиц, совершивших правонарушения на РЦБ, о лицах, совершивших указанные правонарушения, зарегистрированных выпусках ценных бумаг, выданных лицензиях.
В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, Банк России вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.
3. В сферу компетенции Банка России введено право обращаться в суд с исками и заявлениями с требованиями:
– ликвидации юридических лиц или прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии;
– аннулирования выпуска ценных бумаг;
– признания сделок с ценными бумагами недействительными.
4. Защита прав инвесторов осуществляется и саморегулируемыми организациями участников рынка ценных бумаг – Национальной фондовой ассоциацией, Профессиональной ассоциацией регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев, Национальной лигой управляющих. Эти саморегулируемые организации могут в случае выявления нарушений:
– применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации;
– рекомендовать своему участнику возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке;
– исключить профессионального участника из числа своих участников (членов), после чего обратиться в Банк России с заявлением о том, чтобы лицензия указанного профессионального участника была аннулирована или приостановлена.
При этом саморегулируемая организация обязана сообщить в Банк России об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.
5. Общественные объединения инвесторов - физических лиц вправе:
– обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов – физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ;
– осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов – физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг;
– создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов – физических лиц;
– объединяться в ассоциации и союзы.
В целом надо отметить, что данный метод регулирования наиболее слабо разработан, поскольку в России пока не действуют компенсационные схемы по возврату инвестиций, потерянных в результате банкротства или недобросовестной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Формы и методы государственного регулирования рынка ценных бумаг тесно связаны друг с другом и представляют единый механизм, который используется Банк России.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.