Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в рамках общего управления и регулирования финансового рынка. В экономической литературе прослеживается два подхода к пониманию сущности регулирования рынка ценных бумаг.
Первый подход (Т.Б.Бердникова) рассматривает государственное регулирование рынка ценных бумаг в контексте системы управления. При этом под системой управления РЦБ понимается совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Механизм регулирования включает такие рычаги управления, как правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Согласно данному подходу система управления рынком ценных бумаг включает две подсистемы – управляемую и управляющую. В первую подсистему входят организационная, функциональная и техническая инфраструктура рынка, ко второй – относятся: государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность; нормативно-правовая база; этика фондового рынка; традиции и обычаи.
Второй подход (А.В.Галанов) предполагает, что государство осуществляет именно регулирование рынка ценных бумаг, но никак не управление. Дело в том, что управление предполагает отношения, основанные на подчиненности одних субъектов другим. Регулирование может рассматриваться как особый вид управления, нацеленный на установление пределов (границ, правил) осуществления той или иной деятельности, включая и установление пределов по выбору самих ее целей.
Для рынка ценных бумаг, как и любого финансового рынка, характерно именно регулирование, направленное на установление пределов, ограничений и правил игры, на основе которых осуществляется деятельность участников рынка ценных бумаг и операции с ценными бумагами.
Регулирование рынка ценных бумаг может рассматриваться и как упорядочение деятельности участников и операций между ними со стороны организаций (или органов, институтов), уполномоченных обществом на эти действия. При этом регулирование охватывает всех его участников – эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.
Регулирование деятельности участников рынка может быть как внутренним, так и внешним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
В позиции уполномоченного субъекта различают три вида регулирования рынка ценных бумаг:
1. государственное регулирование, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение определенных регулятивных и надзорных функций;
2. регулирование со стороны профессиональных участников или саморегулирование; при этом государство передает часть своих полномочий саморегулируемым организациям на рынке ценных бумаг – ассоциациям и союзам профессиональных участников рынка;
3. общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; часто именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Тем не менее, несмотря на участие в регулировании рынка ценных бумаг саморегулируемых и общественных организаций, ведущая роль остается именно за государственным регулированием, которое координирует усилия данных организаций.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг можно рассматривать и как процесс, требующий определенных действий со стороны государства:
– создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
– отбор профессиональных участников рынка;
– контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
– установление системы санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг как система включает следующие элементы: цели, функции и принципы государственного регулирования РЦБ, объекты и субъекты регулирования, формы и методы регулирования.
Цели государственного регулирования рынка ценных бумаг:
1. содействие в создании современного рынка ценных бумаг;
2. поддержание эффективности функционирования и дальнейшего развития рынка путем:
– организации порядка на рынке, нормальных условий для работы на нем;
– обеспечения условий для рыночного ценообразования на основе действительного спроса и предложения;
– принятия мер по защите участников рынка от недобросовестной конкуренции, мошенничества и иных противоправных действий;
– разумного налогообложения всей сферы ценных бумаг;
3. защита общественных интересов, недопущение их ущемления при развитии рынка ценных бумаг.
К общим принципам государственного регулирования рынка ценных бумаг следует отнести:
– принцип государственного подхода к системе регулирования; означает, что система регулирования рынка ценных бумаг создается только государством в соответствии с поставленными целями;
– принцип единства; проявляется в обеспечении единства нормативно-правовой базы регулирования во всех аспектах;
– принцип комплексности; предполагает комплексный подход к использованию форм, методов, способов и инструментов регулирования;
– принцип оптимальности; предполагает разумное сочетание государственного регулирования с общественным саморегулированием рынка ценных бумаг;
– принцип равенства участников; связан с равенством всех участников рынка ценных бумаг как частных собственников перед законом и друг другом, не допустимостью привилегий как общем правилом;
– принцип преемственности и учета мирового опыта; с одной стороны, при построении национальной системы государственного регулирования фондового рынка следует учитывать историю и традиции, с другой стороны, зарубежного и международного опыт.
Принципы организации регулирования рынка ценных бумаг, имеющие функционально-практическую направленность:
1. Разделение подходов к регулированию профессиональных и непрофессиональных (эмитентов, инвесторов) участников рынка ценных бумаг.
2. Выделение эмиссионных ценных бумаг как одного из основных объектов регулирования.
3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации.
4. Разделение полномочий между регулирующими органами в части нормотворчества и нормоприменения.
Объектами государственного регулирования рынка ценных бумаг являются:
1. ценные бумаги; с позиции их юридического статуса, выпуска и размещения, обращения, использования в качестве основы для производных финансовых инструментов, налогообложения и т.д.
2. участники рынка ценных бумаг; в отношении их отбора для работы на рынке в том или ином качестве, возможного участия в работе других рынков, защиты в качестве инвесторов от мошенников, налогообложения и т.д.;
3. операции с ценными бумагами; с позиций разрешенных видов финансовых операций, совмещения различных видов профессиональной деятельности, различных видов операций и действий с ценными бумагами, разрешения имущественных споров, налогообложения и т.д.
Субъекты регулирования рынка ценных бумаг представлены соответствующие органами регулирования. Органы регулирования РЦБ представляют собой сложную иерархическую структуру, в которую входят законодательные органы и органы исполнительной власти. Законодательные органы занимаются разработкой и принятием законов, касающихся деятельности на рынке ценных бумаг, внесением соответствующих изменений и поправок. Можно сказать, что они определяют общие правила взаимодействия всех участников РЦБ (Федеральное собрание РФ). Исполнительные органы власти осуществляют общее руководство развитием рынка ценных бумаг, контролируют исполнение законодательной базы, организуют регулирование рынка ценных бумаг (Правительство РФ, Минфин, Банк России).
В настоящее время в мировой практике сложилось две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Первая модель – континентальная, характерна для таких стран, как Германия, Франция, Италия. В этих странах биржи изначально появились как публичные институты, инициатором создания которых выступало государство. В связи с этим ведущую роль в регулирование РЦБ играют государственные органы. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю и установлению правил передается государством саморегулируе-мым организация. Более того, в отдельных странах (например, в Германии) саморегулируемые организации не создаются.
Вторая модель – англосаксонская, предполагает широкое использование саморегулирования деятельности участников фондового рынка. Такая модель характерна для США, Великобритании, Японии. Государство передает саморегулируемым организациям максимально возможный объем полномочий. При этом значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуаль-ные согласования с участниками рынка. Государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.
Статистика свидетельствует о том, что более чем 30 стран с развитыми рынками ценных бумаг и более 50% всех стран в целом имеют самостоятельные ведомства (комиссии, бюро, управления) по ценным бумагам. Примерно в 15% странах за регулирование фондового рынка отвечает Министерство финансов, также 15% стран имеют смешанное управление.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 257.