Процесс возбуждения мышечного волокна предшествующий его сокращению приобретает характеристики, свойственные мышцам взрослых людей не сразу. Например, увеличение содержания внутриклеточных ионов калия происходит до 9 лет, то есть у детей до 9 лет потенциал покоя ниже, чем у взрослых.
Электровозбудимость мышц детей в эмбриональный период и первые месяцы после рождения меньше, чем у взрослых, а это значит, что порог возбуждения более высокий. Чем меньше возраст ребенка, тем ниже хронаксия скелетных мышц. Величина хронаксии мышц новорожденных превосходит хронаксию мышц взрослых людей в 10 раз. Это означает, что мышцы детей имеют более низкую возбудимость и лабильность. Лишь к 17 годам хронаксия всех мышц становится такой, как у взрослых людей.
Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается, так как растет анатомический и физиологический поперечник мышц. Для разных мышц наибольшая величина их силы отмечается в разном возрасте. Большинство мышц верхней конечности и шеи достигает наибольшей силы к 20 –30 годам. В то же время сила мышц разгибающих туловище становится максимальной к 16-ти годам.
Различия между показателями мышечной массы у мальчиков и девочек становятся по мере роста все более выраженными. В младшем школьном возрасте у мальчиков и девочек мышечная сила имеет примерно одинаковую величину. К 10 – 12 годам и абсолютная и относительная мышечная сила больше у девочек. Однако в дальнейшем наблюдается преимущественный рост силы у мальчиков. Особенно интенсивно разница в силе начинает проявляться в период полового созревания, когда увеличивается количество мужских половых гормонов у мальчиков, а у девочек рост этих гормонов незначителен.
Возрастает и выносливость мышц. Однако этот показатель растет медленнее других. Даже в 16 –18 лет величина выносливости мышц составляет 85% выносливости взрослого человека.
Критические периоды в развитии опорно-двигательного аппарата и особенности обучения движениям детей и подростков.
За жизнь человека его тело сильно меняется. Выделяют несколько критических периодов развития опорно-двигательного аппарата, которые соответствуют критическим периодам обучения ребенка определенным движениям.
Первый критический период связан со скачком, который происходит в возрасте 3 лет, когда ребенок овладевает элементарными навыками бега. До этого двигательная деятельность ребенка более хаотична и имеет лишь отдаленное сходство с движениями взрослого человека.
Второй критический период связан с резким увеличением темпов роста ребенка с 5 –7 лет. Ребенок растет на 7 –10 см в год. В этом возрасте начинается интенсивное развитие мелких мышц, модулирующих движения. В результате такого развития движения становятся плавными. Для детей этого возраста вполне доступны элементарные двигательные акты и упражнения. Этот возраст считается благоприятным для начала обучения фигурному катанию, гимнастике, плаванию.
В младшем школьном возрасте дети сравнительно легко адаптируются к новым двигательным ситуациям, требующим быстрого решения и исполнения. Скорость изучения новых движений возрастает и во многом зависит от мастерства педагогов. Однако все успехи, достигнутые в данном возрасте, могут быть сведены на нет в последующем периоде, совпадающем с периодом полового созревания.
Третий критический период у девочек начинается в 11 –12 лет, а у мальчиков 12 –13 лет. Снова резко увеличивается рост тела (8 –10см в год), за которым порой не успевают другие системы организма. Нарушается координация, резко меняется гормональный фон. У подростков наблюдается угловатость и скованность движений, которые исчезают лишь к концу данного периода. Этот период очень сложен для юных спортсменов, особенно успешных, так как результаты становятся нестабильными. Это создает неблагоприятный психологический фон и требует порой огромных усилий от тренера.
После окончания этого периода движения подростка становятся "взрослыми". Вновь улучшается координация
Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.