В годы второй мировой войны был дан мощный толчок междисциплинарным исследованиям, направленным на выявление оптимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Произошло это потому, что сложная военная техника, поступавшая на вооружение армий, зачастую не могла эффективно использоваться, так как предъявляла к обслуживающему персоналу требования, которые превосходили психофизиологические возможности человека. «Быстрое техническое развитие в некоторых областях, таких, как радарная техника, или высокоскоростная авиация,— отмечает австралийский ученый А. Т. Велфорд,— привело к появлению таких ситуаций, в которых никакой отбор и никакая тренировка не гарантируют полного использования оператором всех возможностей оборудования. Поэтому стало необходимым приспособить «работу к человеку», т. е. проектировать такое оборудование, в котором были бы учтены границы человеческих способностей. Для этой цели большое число академических специалистов, занимающихся проблемами, связанными с человеком,— анатомов, физиологов, психологов — пригласили покинуть свои лаборатории и работать вместе с инженерами» [48, с. 275—276].
В годы второй мировой войны психологи впервые в массовом порядке были привлечены к проектированию новой военной техники (радарные установки, сложное приборное оснащение самолетов и т. п.), эксплуатация которой характеризовалась резко возросшими требованиями к психическим свойствам человека. Именно поэтому для проведения исследований, связанных с проектированием сложных систем, в которых человек выполняет функции контроля и управления, больше всего подходили специалисты, имеющие подготовку в области экспериментальной психологии. Методы и результаты исследований экспериментальной психологии явились исходным пунктом становления инженерной психологии. «Цель инженерной психологии,— пишет Е. Поултон,— не простое сравнение двух проектных решений какого-либо элемента оборудования, а точное определение возможностей и ограничений человека, исходя из которых и следует осуществлять выбор оптимального варианта решения. Перед нами картина инженерной психологии как экспериментальной психологии середины двадцатого века. Возможно, она выгодно контрастирует с экспериментальными психологическими исследованиями человека и животных, проводимыми в несколько искусственной среде традиционной психологической лаборатории» [47, с. 178].
В США лаборатории инженерной психологии были организованы в 1945 г. в военно-воздушных и военно-морских силах. В это же время Национальный исследовательский совет по авиационной медицине и Корнеллский университет США проводят инженерно-психологические исследования, связанные с проектированием кабин для пилотов.
Изучение человеческих факторов, от которых существенным образом зависят эффективность и надежность функционирования систем управления и контроля, обусловило постепенное обогащение и расширение области исследований инженерной психологии. В годы второй мировой войны, констатируют О. Едхолм и К. Mapрелл, «физиологи, психологи, анатомы и инженеры или дизайнеры работали вместе с взаимной пользой» [43, с. 83].
Ниже будет дана краткая характеристика развития и состояния эргономики в ряде капиталистических и социалистических стран (Англия, США, Япония, Болгария, Польша, Советский Союз). На примере этих стран можно составить определенное представление о тенденциях и состоянии эргономики в капиталистических и социалистических странах.
Во время второй мировой войны в Англии исследования, в которых совместно принимали участие указанные специалисты, осуществлялись под эгидой Комитета по исследованиям личного состава (Service Personnel Researsch Commitees). Под «исследованием личного состава» («personnel research») понималось, с одной стороны, выявление с помощью физиологических и психологических методов путей повышения эффективности боевой деятельности, безопасности и комфорта солдат, матросов и летчиков в различных условиях окружающей среды; а с другой — приспособление кораблей, боевых транспортных средств, самолетов и вооружения к психофизиологическим возможностям тех, кто должен их использовать, с тем, чтобы обеспечить необходимое удобство пользования указанными техническими средствами. О. Едхолм и К- Маррелл не без оснований отмечают, что подобная общая направленность исследований личного состава, если отвлечься от военных задач, мало чем отличается от целевых установок Эргономического исследовательского общества [43].
В ходе второй мировой войны с особой силой проявилась необходимость привлечения данных медико-биологических, психологических и социально-экономических наук для решения определенных вопросов развития техники. Однако вряд ли следует жестко связывать возникновение эргономики с этой войной. Предпосылки эргономики фактически были заложены еще до войны, а в качестве самостоятельного направления исследований она оформилась после войны.
Термин «эргономика» (греч. ergon — работа+nomos—закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества. О Едхолм и К. Маррелл подчеркивают, «что это было объединение людей, работающих в сфере научных исследований. Вопрос о создании прикладной науки эргономики в это время не рассматривался» [43, с. 78]. Инициаторы создания общества, среди которых называют К. Маррелла, О. Едхолма, П. Рэндла, У. Флойда, У. Хика и других, были единодушны в том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем позволяет добиваться лучших результатов, которые в принципе не могут быть получены в рамках какой-либо одной из этих дисциплин. В этом их, в частности, убеждал опыт успешной совместной работы физиологов, психологов, анатомов, инженеров и дизайнеров в годы второй мировой войны.
Деятельность английского Эргономического исследовательского общества с самого начала привлекла внимание ученых различных стран мира. В 1951 г. в обществе насчитывалось 14 ученых из других стран, в том числе В. Акерблом, Дж. М. Кристенсен (Швеция), П. Фиттс, Л. Мид, К. Морган (США; в 1954 г. количество иностранных членов увеличилось до 51, а к 1957 г. их число составляло одну треть от общего состава общества. Начав с налаживания информационных связей между учеными, изучавшими различные аспекты поведения человека в труде, члены общества впоследствии стали искать пути преодоления неизбежной в рамках отдельных научных дисциплин односторонности решения проблем рациональной организации труда. «Появление эргономики,— констатирует один из инициаторов создания этого общества К. Маррелл,— можно рассматривать как одно из следствий интереса исследователей с широким диапазоном знаний в различных областях к комплексному изучению трудовой деятельности человека, и в этом смысле существование эргономики вполне оправдано» [46, с. 3].
На ежегодные конференции Общества выносились следующие темы: «Человеческие факторы в проектировании оборудования», «Утомление», «Измерение человеческой деятельности», «Научное изучение трудовой деятельности в промышленности» и др.
Эргономика способствовала объединению направлений, развивавшихся прежде независимо друг от друга, содействовала сближению людей с разными уровнями подготовки и разных специальностей. Название «эргономика» было выбрано в связи с тем, что новая область знания не принадлежит полностью ни одной из дисциплин, участвующих в ее разработке; кроме того, как всякий термин, он должен быть кратким, однозначным, определенным и получить распространение в других странах. «Эргономика»,— по определению К. Маррелла,— это научные исследования взаимодействия человека и рабочей среды» [45, с. XIII]. Он поясняет, что имеется в виду не только непосредственное окружение, в котором работает человек, но также станки и материалы, методы и организация индивидуальной и коллективной работы.
В 1960 г. был образован факультет эргономики и кибернетики в английском технологическом колледже в г. Лавбро, который первоначально осуществлял подготовку эргономистов из числа дипломированных специалистов. В настоящее время этот факультет, переименованный в факультет наук о человеке, является ведущим высшим учебным заведением по подготовке специалистов по эргономике. При факультете создан Институт по изучению эргономических проблем товаров массового спроса. Несколько ' позже подготовку эргономистов стали осуществлять факультет прикладной психологии Астонского университета в г. Бирмингаме и факультет промышленного производства Бирмингамского университета, а также некоторые другие высшие учебные заведения. Начиная с 1962 г. в Англии издается серия брошюр для работников промышленности, в которых освещаются методические вопросы использования данных эргономики на практике. В 1969 г. был основан информационный центр по эргономике, одной из задач которого является удовлетворение запросов английской промышленности в области применения данных эргономики. Прикладные эргономические исследования получили широкое развитие на железнодорожном транспорте, в сталелитейной, электронной, стекольной и других отраслях промышленности.
В 1963—1964 гг. формируются исходные положения системного подхода в эргономике; впоследствии они интенсивно разрабатываются У. Синглтоном и другими английскими учеными. В 1965 г. К. Маррелл издает фундаментальный труд «Эргономика».
Размах деятельности Эргономического исследовательского общества способствовал объединению ученых многих стран, о чем свидетельствовали, в частности, проводимые им международные семинары и симпозиумы, на которых глубоко и всесторонне обсуждались эргономические проблемы. Одновременно активизировалась деятельность в различных странах по созданию национальных эргономических ассоциаций. Первые неформальные группы специалистов, обсуждавших проблемы человеческих факторов, возникли в США еще в предвоенный период. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих факторов была создана в Bell Telephone Laboratories.
Как и в Англии, в годы второй мировой войны в США для работы в авиационной промышленности и военных исследовательских организациях были приглашены психологи, антропологи, физиологи, биологи и врачи, которые в тесном содружестве с инженерами решали проблемы обеспечения оптимального взаимодействия людей и сложных технических систем. В 1945 г. П. Фиттс организует лабораторию инженерной психологии в Военно-воздушных силах США, а Ф. Тейлор создает лабораторию человеческой инженерии в Военно-морских силах США.В конце 40-х годов в США в государственном университете в г. Огайо и Иллинойсском университете учреждаются специальные программы для получения ученой степени в области человеческих факторов. Другие университеты вводят курсы по человеческим факторам.
Первый симпозиум по проблемам человеческих факторов на национальном уровне был проведен в США в 1953 г. В 1957 г. образовано Общество инженерных психологов как отдельное подразделение Американской психологической ассоциации. Тем не менее все острее ощущалась необходимость в создании национальной профессиональной организации, объединяющей специалистов в области человеческих факторов, и издании соответствующего научного журнала.
В 1957 г. в США возникло Общество человеческих факторов, в создании которого принимали участие члены английского Эргономического исследовательского общества. В 1958 г. вышел первый номер американского журнала «Человеческие факторы». Кроме того, в США ежемесячно издается «Бюллетень Общества человеческих факторов». Термин «человеческие факторы» возник в результате буквального перевода и сокращения американского выражения «техника человеческих факторов» (human factors engineering) и получил распространение главным образом в США, где он обозначает область знания и новую профессию, которую в Европе определяют термином «эргономика». Человеческие факторы и эргономика как сферы научных исследований имели некоторые различия на первых этапах своего развития, хотя и тогда они представляли одно направление исследований. Тенденция развития такова, что различия между ними все больше нивелируются, а само направление исследований обогащается за счет органического сближения исследования человеческих факторов и эргономики.
Уже к 1970 г. подготовку кадров в области человеческих факторов США на уровне бакалавра, магистра и доктора наук осуществляли соответственно 20, 43 и 42 университета. Одновременно с расширением подготовки кадров в США издаются работы по теоретическим проблемам и методам исследования человеческих факторов, а также руководства для инженеров, дизайнеров, архитекторов и других специалистов.
В 1921 г. японский ученый К. Танака издал книгу «Человеческая инженерия» и тем самым впервые ввел в Японии этот термин. В этом же году был создан частный институт по изучению труда (Institute for Labor Science), с которым связывают первые систематические исследования в области человеческих факторов в Японии. В настоящее время указанный институт является государственной организацией и называется Научно-исследовательский институт труда (Institute for Labor Science Research). Начиная с 1925 г. исследования человеческих факторов в Японии достаточно интенсивно разрабатываются в различных военных организациях. Ускоренное развитие эргономики в Японии отмечается после второй мировой войны, когда в стране происходит бурный рост промышленности и осуществляется перевооружение производства на высоком техническом уровне. Первая национальная конференция по проблемам эргономики состоялась в 1963 г. В 1964 г. было основано Японское научно-исследовательское эргономическое общество, которое издает журнал по проблемам эргономики. Создается множество эргономических групп в различных отраслях промышленности, на транспорте, в университетах и научно-исследовательских организациях. Большое внимание уделяется эргономическим исследованиям в Научно-исследовательском институте промышленной продукции, Научно-исследовательском институте условий труда на железнодорожном транспорте, Научно-исследовательском институте труда, в отделении архитектуры и дизайна университета Чиба и других организациях. Уже к 1970 г. было издано 10 учебников по эргономике, хотя потребность в хорошем учебнике ощущается и по настоящее время. Для студентов технических отделений университетов был введен курс по человеческим факторам в объеме 40—60 учебных часов. «В современном промышленном производстве,— отмечалось уже в 1964 г. в японской «Энциклопедии дизайна»,— потребность в эргономических исследованиях стала до такой степени необходимым и важным делом, что нельзя не признать, что в Японии эргономика превращается сейчас в своего рода фетиш».
Эргономика быстро развивается в ФРГ, Франции, Италии, Швеции и других промышленно развитых странах.
Противоречивость развития эргономики при капитализме проявляется в колоссальном ее всплеске в военном и аэрокосмическом промышленных комплексах при одновременной ограниченности ее развития в гражданской промышленности. Стремление подчинить развитие эргономики целям производственной политики капиталистического менеджемента является еще одним из проявлений указанного противоречия.
Все больший интерес проявляется к эргономическим исследованиям и особенно к использованию их результатов на практике в развивающихся странах. В Индии, например, предпринимаются усилия, направленные на создание единой эргономической службы в промышленности с максимальным учетом особенностей социально-экономического и культурного развития этой страны.
В 1961 г. создана Международная эргономическая ассоциация, согласно решению, принятому в 1959 г. на ежегодной конференции английского эргономического общества. В ассоциации представлены специалисты свыше тридцати стран, и в ее состав входят национальные и несколько международных ассоциаций. К числу последних относятся, например, Эргономическая ассоциация, объединяющая специалистов франкоязычных стран. В 1957 г. в Международной организации по стандартизации создан специальный технический комитет № 159 «Эргономика», в состав которого ужевходят специалисты 37 стран. В Англии издается журнал «Ergonomics» (с 1957 г.), ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации. В Англии издаются также международные журналы: «Applied Ergonomics» (с 1969 г.) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969 г.).
Как самостоятельная научная дисциплина эргономика начала развиваться в социалистических странах в 50-е годы. Ее развитие было обусловлено прежде всего теми изменениями в трудовой деятельности, которые произошли благодаря реконструкции народного хозяйства социалистических стран на базе новой техники, механизации и автоматизации производства. Оно стимулируется задачей создания условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности трудящихся, которая стала настоятельной потребностью самого хозяйственного развития социалистических стран.
В 1963 г. в системе Министерства народного здравоохранения и социального обеспечения Народной Республики Болгарии были организованы первые лаборатории но физиологии и психологии труда и осуществлены некоторые мероприятия по эргономическому контролю над процессами производства. В 1966 г. был организован первый окружной совет эргономики и промышленной эстетики, а в последующие годы такие советы создаются во всех округах (основная административная единица) страны и на многих- промышленных предприятиях.
В 1967 г. при Научно-техническом союзе по машиностроению создается секция антропотехники, которая провела первый в стране симпозиум по эргономическим проблемам машиностроения. В 1970 г. организуется Национальный совет эргономики и промышленной эстетики, который руководит окружными советами по эргономике. По государственной линии руководство эргономики осуществляет Координационный совет эргономики Государственного комитета науки и технического прогресса. В системе Болгарской Академии наук (БАН) организуется Координационный совет фундаментальных исследований в области эргономики при президиуме БАН. В Центре промышленной эстетики и художественного проектирования Государственного комитета по науке и техническому прогрессу функционирует одна из первых лабораторий эргономики, в Научно-исследовательском институте по экономике и организации машиностроения имеется секция по эргономике. Созданы лаборатории эргономики и в ряде других министерств. В 1976 г. организован специализированный Институт охраны труда и эргономики в системе Болгарских профессиональных союзов и Министерства народного здравоохранения. Проблемы эргономики разрабатываются в высших учебных заведениях (Высший медицинский институт в г. Пловдиве, Высший машино-электротехнический институт им. В. И. Ленина, Софийский университет и др.), в которых читаются курсы лекций по эргономике. Введена система повышения квалификации инженеров, экономистов и других специалистов в области эргономики и научной организации труда. Для этих целей в 1972 г. выпущено учебное пособие «Основы эргономики». В 1973 г. издан «Справочник по эргономике». Издается бюллетень «Эргономика».
Существенные успехи в развития эргономики, внедрении ее достижений в народное хозяйство и повышении квалификации в этой области специалистов самого различного профиля достигнуты в Польской Народной Республике. Этому в немалой степени способствует систематическое совершенствование организации указанных работ в масштабе страны. В 1964 г. была организована Эргономическая комиссия при Главной технической организации (НОТ) и Центральном Совете профессиональных союзов Польской Народной Республики. Несколько позже создан Польский Комитет по эргономике и охране труда при Центральном правлении Главной технической организации, который в 1970 г. был принят в члены Международной эргономической ассоциации. В 1972 г. учреждается Эргономическая комиссия Краковского отделения Польской Академии наук, а в 1974 г. организуется Комитет Эргономики при президиуме Польской Академии наук, который с 1978 г. издает специальный научный журнал «Эргономика». В 1977 г. организовано Польское эргономическое общество, являющееся наиболее представительной общественной организацией специалистов указанного профиля и смежных дисциплин и имеющее свои отделения в тринадцати воеводствах ПНР. Комитет эргономики при президиуме Польской Академии наук занимается выявлением потребностей народного хозяйства в эргономических исследованиях, координирует и стимулирует развитие эргономических исследований, анализирует состояние и намечает мероприятия по повышению квалификации в области эргономики. Комитет по эргономике и охране труда сосредоточивает свои усилия на решении вопросов практического использования достижений эргономики в различных сферах народного хозяйства.
Эргономические исследования проводятся в научно-исследовательских институтах, таких, как Институт технической эстетики, Центральный институт охраны труда, Институт обработки металлов резанием и др., а также в отдельных университетах, технических, медицинских, экономических, художественных вузах. Специалисты Центрального конструкторского бюро станкостроительной промышленности осуществили широкие эргономические обследования станочного парка страны.
В 1963 г. в ПНР издается коллективная монография «Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку», а в следующем году П. Красуцкий и Я. Рознер публикуют книгу «Справочное пособие по эргономике». В ряде университетов и Других высших учебных заведениях начинают читаться курсы лекций по эргономике, разрабатываются программы подготовки инженерно-технических работников в области эргономики. Определенным международным признанием достижений эргономикив ПНР является решение о проведении VII конгресса Международной эргономической ассоциации в этой стране в 1979 г.
Разработка эргономической проблематики и решение ее практических задач осуществляются во многих организациях Советского Союза (Институт психологии АН СССР, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР. Центральный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС, Научно-исследовательский институт труда, Институт медико-биологических проблем, Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации, Институт кибернетики АН УССР, Ленинградский, Московский, Тартуский, Харьковский, Тбилисский, Ярославский университеты и др.).
В 1959 г. в Ленинградском университете им. А. А. Жданова была организована первая университетская лаборатория инженерной психологии, а в 1966 г. создана кафедра инженерной психологии и эргономики. Лаборатория явилась инициатором созыва первой ленинградской конференции по инженерной психологии в 1964 г. В 1962 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики создается первый в Советском Союзе отдел эргономики. В 1963 г. Научный совет АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика» совместно с Институтом психологии АПН РСФСР и Институтом автоматики и телемеханики АН СССР провели Всесоюзную конференцию, посвященную системам «человек— автомат». В 1963 г. вышла книга Б. Ф. Ломова «Человек и техника», а в 1964 г. под редакцией А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко и Д. Ю. Панова издана коллективная монография «Инженерная психология». Эти работы сыграли важную роль в систематизации и анализе накопленного инженерной психологией и эргономикой экспериментального материала. В настоящее время в Советском Союзе изданы руководства для инженерно-технических работников, а также учебные пособия по эргономике и инженерной психологии.
Координацию работ в области эргономики осуществляет Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) в Москве, который имеет десять филиалов в столицах союзных республик и крупных городах Советского Союза. В каждом из филиалов имеется отдел или лаборатория эргономики, которые работают по единому плану и под методическим руководством головного отдела эргономики в Москве. Специализация отделов и лабораторий осуществляется в двух направлениях: проблемном и объектном.
Развитие эргономики в СССР характеризуется достаточно интенсивной разработкой теоретических и методологических проблем. Большое внимание уделяется разработке системного подхода в эргономике, который реализуется в теории и прикладных работах. В СССР ведутся исследования по всем основным направлениям эргономики. Большое количество исследований посвящается разработке эргономических проблем проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем контроля и управления. Эргономисты принимают участие в изучении проблем взаимодействия человека с электронно-вычислительными машинами, в том числе в разработке языков диалога.
Все возрастающее значение приобретают эргономические исследования при решении научных и технических задач в области пилотируемых космических полетов. Много общего с космической эргономикой имеет и авиационная эргономика, которая интенсивно развивается в Советском Союзе. Большая роль эргономическим исследованиям отводится при проектировании и эксплуатации систем управления воздушным движением. Проблема учета человеческих факторов при проектировании судов в последние годы стала одной из важнейших проблем судостроения. На достаточно высоком профессиональном уровне выполняются эргономические работы для станкостроительной промышленности. Эргономические разработки осуществляются в радио- и электронной промышленности, на железнодорожном транспорте и автомобильной промышленности, в сельскохозяйственном машиностроении и угольной промышленности, в строительной индустрии и полиграфическом производстве и многих других отраслях промышленности.
С каждым годом увеличивается число специалистов в области эргономики, работающих непосредственно на промышленных предприятиях. Их усилия направлены прежде всего на модернизацию существующей техники и улучшение условий труда с тем, чтобы по возможности устранить или ослабить действие отрицательных явлений, которые на современном этапе развития отдельных отраслей производства обусловлены монотонным и малосодержательным характером труда, а также трудом, связанным с использованием несовершенных автоматических устройств. В Советском Союзе разрабатываются и реализуются программы, цель которых — за счет широкого внедрения результатов эргономических исследований содействовать процессу совершенствования целых отраслей промышленности. Например, в министерствах тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР созданы системы эргономических лабораторий и групп в головных НИИ, проектных организациях и на предприятиях, методическое руководство которыми осуществляет лаборатория эргономики Уральского филиала ВНИИТЭ. Уральский филиал ВНИИТЭ проводит экспертизу изделий отрасли, представленной на высшую категорию качества (государственный Знак качества), с целью определения их соответствия эргономическим, и эстетическим показателям, он принимает также участие в работе отраслевых аттестационных комиссий, проводящих раз в два года аттестацию» всех изделий отрасли; учет требований эргономики и технической эстетики становится неотъемлемой частью проектирования изделий отрасли (пассажирские и багажные вагоны, рудничные электровозы, буровые машины, угольные комбайны, вагоны метрополитена и др.). Уральский филиал ВНИИТЭ поддерживает тесные связи с Уральским заводом тяжелого машиностроения, с его службой НОТ и выполняет для завода эргономические исследования, результаты которых используются при проектировании и создании новой техники.
Всесоюзное объединение «Союзэлектроприбор» Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР совместно с ВНИИТЭ и его филиалами выполняет комплексную художественно-конструкторскую и эргономическую программу, основная цель которой — создание оптимальных условий для качественной работы человека в процессе производства и всестороннее удовлетворение требований потребителя, для которого предназначена производимая продукция. Вся продукция объединения, номенклатура которой составляет 1200 наименований электроизмерительных приборов, приводится в соответствие с требованиями эргономики и художественного конструирования. Осуществляется также разработка эргономических и художественно-конструкторских проектов типовых рабочих мест для заводов объединения с целью улучшения условий труда и повышения его производительности.
Объем эргономических исследований, выполняемых по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями и ведомствами, вырос в Советском Союзе за последние годы в несколько раз. При этом потребность в такого рода исследованиях удовлетворяется далеко не полностью.
Одним из важнейших направлений внедрения достижений эргономики в народное хозяйство является стандартизация эргономических норм требований, а также учет этих требований при аттестации качества промышленной продукции. В СССР введены в действие несколько десятков стандартов и продолжают разрабатываться нормативно-технические документы на эргономические требования к промышленным изделиям, рабочим местам систем управления и другим объектам. Требования эргономики включаются в нормативные материалы по научной организации труда и в стандарты безопасности труда. Учет человеческого фактора стал неотъемлемой частью процесса художественного проектирования промышленных изделий. В классификацию технико-экономических свойств изделий включается новый показатель, отражающий соответствие изделий требованиям эргономики. Экспертиза эргономических свойств привлекает к себе все большее внимание как важный аспект независимой, вневедомственной экспертизы, которая призвана исключить создание машин, приборов, технологических процессов, не отвечающих самым высоким современным требованиям. На очереди — задача создания эргономических паспортов различных видов промышленной продукции. Каждое изделие наряду с техническим паспортом должно иметь и эргономический паспорт, в котором найдут отражение гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические показатели изделия. Возрастающая заинтересованность промышленных: п проектных организаций в эргономических исследованиях в значительной мере стимулируется расширением выпуска изделий для экспорта.
Эргономика быстро развивается в Венгрии, ГДР, Румынии, Чехословакии, Югославии и других социалистических странах. В 1972 г. в Москве была проведена I Международная конференция ученых и специалистов стран — членов СЭВ по вопросам эргономики. Конференция продемонстрировала, что в социалистических странах достигнуты определенные результаты в развитии эргономики как комплексной дисциплины. В ряде социалистических стран были созданы организации, определяющие общее направление исследований и координирующие работы по эргономике.
В 1975 г. в г. Бургасе (НРБ) состоялась II Международная конференция ученых и специалистов стран — членов СЭВ по вопросам эргономики. Основной целью конференции был обмен мнениями между специалистами социалистических стран по вопросам научных исследований в области эргономики и практического внедрения принципов эргономики в сферу производства.
Признавая большое значение для народного хозяйства социадиетических стран исследований в области эргономики, Комитет по научно-техническому сотрудничеству Совета Экономической Взаимопомощи включил проблему «Разработка научных основ эргономических норм и требований» в основные направления, по которым осуществляется многостороннее сотрудничество стран — членов СЭВ. Компетентными органами этих стран в 1974 г. подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве по данной проблеме. Разработана и одобрена программа этого сотрудничества на 1976—1980 гг.; в ее выполнении принимают участие свыше 60 научно-исследовательских и проектных организаций.
В условиях, когда дифференциация различных направлений эргономических исследований и использования их результатов на практике достигла высокого уровня, а материальные затраты на научные исследования значительно возросли, принципиально новые возможности для развития эргономики открываются при концентрации усилий исследовательских и проектных организаций стран — членов СЭВ на решении определенного круга вопросов, при осуществлении оптимальной специализации и координации научных исследований.
Программа научно-технического сотрудничества предусматривает проведение работ по девяти важнейшим направлениям эргономики. Эта программа составлена таким образом, чтобы в максимальной степени использовать возможности каждой из наук о трудовой деятельности и всего комплекса этих наук в решении важнейших народнохозяйственных задач. Разрабатываются научно-технические прогнозы по основным направлениям эргономических исследований. Большое место в программе отведено методологическим проблемам, связанным с синтезом различных аспектов исследования человеко-машинных систем, построением концептуальных схем деятельности, разработкой эргономических классификаций трудовой деятельности и человеко-машиных систем. Одной из важнейших является проблема определения эргономических критериев оптимизации систем «человек — машина — среда». Имеется в виду разработка психологических, физиологических, гигиенических, технико-эстетических и интегральных критериев, которые необходимы для проектирования, создания и эксплуатации машин, технических систем, промышленных изделий и производственной среды. Большое внимание в программе уделено изучению эргономических проблем проектирования, созданию и эксплуатации автоматизированных систем управления. Проводится, например, цикл исследований, имеющий целью определение эргономических требований к техническим средствам представления информации человеку-оператору, включая средства, обеспечивающие общение человека с ЭВМ. Особо выделены в программе эргономические исследования, связанные с проектированием рабочих мест и условий трудовой деятельности для лиц с пониженной трудоспособностью.
В целях повышения эффективности исследований и обеспечения сопоставимости их результатов разрабатывается единый комплекс методов и аппаратуры для эргономических исследований в лабораторных и производственных условиях, включая использование ЭВМ на линии эксперимента, а также осуществляется унификация перечня эргономических показателей. Совместно с экономистами, социологами и другими специалистами проводятся исследования проблем социально-экономической эффективности внедрения достижений эргономики в народное хозяйство.
Названные исследования призваны подвести солидную научную базу под весь комплекс работ, связанных с подготовкой стандартов и других нормативно-технических документов, которые также предусмотрены в указанной программе. На основе результатов исследований намечается подготовить два фундаментальных руководства: одно — по учету человеческих факторов при проектировании, создании и эксплуатации машин, систем и промышленных изделий, а другое—по методам научных исследований для специалистов в области эргономики.
Подписание компетентными органами стран — членов СЭВ Соглашения о научно-техническом сотрудничестве по проблеме «Разработка научных основ эргономических норм и требований» и работы по его осуществлению, отмечалось в Рекомендациях II Международной конференции ученых и специалистов стран — членов СЭВ по вопросам эргономики, знаменуют начало качественно нового этапа в развитии эргономики и использовании ее достижений на практике в социалистических странах. На III Международной конференции стран — членов СЭВ по эргономике (Будапешт, 1978) отмечалось, что научно-техническое сотрудничество позволяет странам — членам СЭВ с меньшими затратами сил и средств и в более короткие сроки решать важные научно-технические проблемы эргономики и использовать полученные результаты в различных сферах народного хозяйства. Ускоренное развитие эргономики позволило получить существенные исследовательские и прикладные результаты, многие из которых имеют важное народнохозяйственное значение. Планомерное и целенаправленное развитие эргономики в масштабах отдельных социалистических государств и социалистического содружества в целом — яркое свидетельство того, что социализм открывает возможности наиболее полного использования достижений эргономики в интересах человека и общества.
Л ИТЕРАТУРА
1. М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 47.
2. Ленин В. И. Поли. собр. соч., Изд. 5-е, т. 36.
3. Б е р к о в и ч Д. М. Формирование науки управления производством. М.,
«Наука», 1973.
4. Бернштейн Н. А. Современная биомеханика и вопросы охраны труда.—
«Гигиена, безопасность и патология труда», 1930, № 2.
5. Б е х т е р е в В. М. Рациональное использование человеческой энергии в труде.— В кн.: Труды Первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, вып. 1. М., 1921.
6. Б е х т е р е в В. М. Что дала инициативная конференция по научной орга-
низации труда.— В кн.: Вопросы изучения труда. Птг., Госиздат, 1922.
7. Выготский Л. С. Проблемы высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования.— «Психотехника и психофизиология
труда», 1930, № 5.
8. Гастев А. К. Как надо работать. М., «Экономика», 1972.
9. Гвишиани Д. М. Организация и управление. Изд. 2-е, доп. М., 1972.
10. Геллер штейн С. Г. Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки.— «Советская психотехника», 1932, № 1—2.
11. Геллерштейн С. Г. Психология труда.— В сб.: Научные основы обучения школьников труду. М., «Педагогика», 1970.
12. Гилбрет Ф. Изучение движений. М.— Л., «Техника управления», 1930.
13. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., «Наука», 1970.
14. Д о б р от в о р с к и й. Н. М. Летный труд. М., 1930.
15. Ершов С. А. Развитие форм и методов капиталистической эксплуатации.
М., «Наука», 1974.
16. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Эргономика и проблемы комплексного подхода к изучению трудовой деятельности.— «Труды ВНИИТЭ. Эргономика», 1976, № 10.
17. Исаков В. В., Халтурина Ю. Н. Изучение производительности и утомляемости при переходе на ткацких фабриках с 2-х на 3 станка. Иваново-Вознесенск, «Основа», 1928.
18. Каплун СВ. Реорганизация Института охраны труда как реализация итогов дискуссий на фронтах гигиены и физиологии труда.— «Гигиена, безопасность и патология труда», 1931, № 12.
19. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
20. Кутта ф. Человек. Труд. Техника. Пер. с чешского. М., «Прогресс», 1970.
21. Леонтьев А. Н. Насущные задачи психологической науки.— «Коммунист», 1968, № 2.22. Мунипов В. М. Из истории эргономики в СССР.—«Техническая эстети-кэ». 1965, № 6.
23. Мунипов В. М. Почему эргономика? (К вопросу о формировании эрго. комического направления исследований).—«Техническая эстетика», 1968
J \2 /-- О .
24. Мунипов В. М. Проблемы изучения истории взаимодействия психологии труда со смежными науками.—В кн.: Методология историко-психологиче-ского исследования. М., Изд-во АПН СССР, 1974.
25. Мунипов В. М. Формирование конценпции эргономики в 20—30-е годы — «1ехническая эстетика», 1975, № 6.
26. М я с и щ е в В. Н. Принципы организации научного изучения труда.— В кн.: Труды Первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, вып. V. М., 1921.
27. Петров-В одкин К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия Л., «Искусство», 1970.
28. Петровский А.В. История советской психологии. М., «Просвещение», 1967.
29. Резолюция Всесоюзной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В. М. Бехтерева,— В кн.: В. М. Бехтерев и современные проблемы строения и функций мозга в норме и паталогии. Л., «Медгиз», 1959
30. С м и р н о в а Г. Е. Критика буржуазной философии техники. Л.', Лениз-дат, 1976.
31. «Советская психотехника», 1933, № 2.
32. Ст р о г а н о в В. Очередные задачи организации научно-исследовательской работы по вопросам охраны труда.—«Гигиена труда и техника безопасности», 1934, X ? 1.
33. Тейлор Ф. У. Научная организация труда. М., 1925.
34. Трудовой метод изучения профессий. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М., изд. НКРКИ СССР. 1925
35. Труды Первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, вып. V. М„ 1921.
36. У в а р о в а Л. И. Научный прогресс и разработка технических средств М «Наука», 1973.
37. Ухтомский А. А. XV Международный конгресс физиологов. М.—Л.,
38. Шпильрейн И.Н. Положение и задачи психотехники на Западе и в РСФСР. - «Вестник сациалистической академии». - Пг., 1923, № 3. РСФСР.—«Вестник социалистической академии». М.—Пг., 1923, № 3
39. Эпштейн С. Индустриальная социология в США. М Изд-во политической литературы, 1972.
40. Эргономика. Проблемы приспособлений условий труда к человеку Сбооник Пер. с польск. М., «Мир», 1971.
41. Яр ош ев ский М. Г. Психофизиология труда и принцип деятельности в советской психологии.— «Вопросы психологии», 1977, № 6
42. Chris tensen J. M. Ergonomics: Where Have We Been and Where Are We Going: II. — «Ergonomics», 1976, vol. 19, N 3, p. 287—288 289—290
43. Ed holm O, G. and Murrell K. F. H. History of the Ergonomics Research Society. — «Ergonomics», Cumulative Index, vol. 1—10, 1957—1967
44. Kotarbinski T. Mlode nauki ergologiczne. — «Przeglad Kulturalny», 1961,
45. Murrell K. F. H. Ergonomics. London, 1965, p. XIII.
46. Murrell K. F. H. Why ergonomics. — «Occupational psychology», 1967 vol. 41, p. 3.
47. P о u 11 о n E. C. Engineering psychology. — «Annual Review of Psvchology» 1966, vol. 17, p. 178.
48. Welford A. T. Ergonomics: Where Have We Been and Where Are We Going:— «Ergonomics», 1976, vol. 19, N 3, p. 275—276.
3
Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.