коммерческой оценки проектов
Анализ чувствительности представляет собой расчёт изменения основных показателей эффективности проекта NPV и IRR при проявлении факторов риска. В результате анализа выявляются «запас прочности», устойчивые и неустойчивые к изменению внешней ситуации проекты. (Разд. 6.2.4. ) В качестве факторов риска при разработке дипломных проектов и магистерских диссертаций без использования программного продукта принимаются:
- возможные изменения объемов реализации продукции по
проекту,
- возможные изменения показателей затрат,
- возможные изменения стоимости используемого по проекту
капитала, т.е. изменения ставки сравнения.
К устойчивым проектам в общем случае относятся нововведения, для которых изменение факторов риска на 20% и более не приводит к их убыточности. Т.е. при снижении плановых объемов реализации продукции по проекту на 20% от расчетной величины из-за уменьшения спроса или других причин, чистая текущая стоимость NPV остается положительной. Или, при увеличении текущих затрат по содержанию проектируемого предприятия на 20% от расчетной величины, также в силу любых причин, чистая текущая стоимость NPV остается больше нуля.
Для неустойчивых проектов характерно появление убыточности уже при незначительном, в пределах до 20% снижении объемов реализации или росте затрат.
В табл.6.18 приведены примеры (Пр6.9) устойчивых и неустойчивых проектов, полученные на основе анализа чувствительности. Проект 5 является высоко устойчивыми, так как при снижении объемов реализации на 30% (до 70% от расчетной величины) NPV у него остается положительным: 12 тыс.у.е. Проекты 1 и 2 – устойчивы, так как при снижении планового объема реализации на 20% NPV остается у них больше нуля – соответственно 8 и 15 тыс.у.е. Проекты 3, 4 и 6 – неустойчивы: при снижении объемов реализации на 10% (проекты 3 и 4) и на 20% (проект 6) чистая текущая стоимость NPV становится отрицательной .
Таблица 6.18 Устойчивые и неустойчивые инвестиционные проекты
тыс.у.е.
| перечень инвестиционных проектов | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плановый объем реализации | 8000 | 9000 | 9500 | 10000 | 10200 | 10500 |
(среднегодовая расчетная величина) |
|
|
|
|
|
|
Чистая текущая стоимость NPV | 224 | 350 | 300 | 400 | 380 | 420 |
|
|
|
|
|
|
|
90% от планового объема | 7200 | 8100 | 8550 | 9000 | 9180 | 9450 |
Чистая текущая стоимость NPV | 105 | 140 | -50 | -14 | 280 | 80 |
|
|
|
|
|
|
|
80% от планового объема | 6400 | 7200 | 7600 | 8000 | 8160 | 8400 |
Чистая текущая стоимость NPV | 8 | 15 | -600 | -550 | 135 | -250 |
|
|
|
|
|
|
|
70% от планового объема | 5600 | 6300 |
|
| 7140 |
|
Чистая текущая стоимость NPV | -111 | -150 |
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для анализа чувствительности проекта строятся специальные таблицы и графики. Рассмотрим порядок анализа на примере проекта (Пр6.8) открытия дочернего предприятия по выполнению автоуслуг в городе N см. табл. 6.16.
В первую очередь необходимо оценить чувствительность проекта к изменению объемов реализации. Если по этому проекту объемы реализации
продукции уменьшить на 10% при сохранении текущих затрат, то проект сразу становится убыточным см. Табл.6.19. Повидимому это не вполне реально. Более реалистичным является предположение, что при сокращении объемов реализации также сократится переменная часть текущих затрат.
Тогда результаты анализа чувствительности по этому проекту, представленные в табл.6.20., показывают, что он достаточно устойчив: при снижении объемов реализации на 20% (до 80% от расчетной величины) чистая текущая стоимость NPV остается положительной – 7,6 тыс.у.е.
Таблица 6.19.
Реализация и прибыль от продаж , тыс.у.е.
| Годы проекта |
|
| |||
|
|
|
|
|
| В среднем |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | за год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объемы реализации | 4500 | 6300 | 7200 | 7200 | 7200 | 6480 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текущие расходы | 4700 | 6600 | 7500 | 7500 | 7500 | 6760 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль от продаж | -200 | -300 | -300 | -300 | -300 | -280 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инвестционные затраты | 200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ставка сравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6.20 Оценка чувствительности
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объемы реализации в тыс.у.е. | 5600 | 6400 | 7200 | 8000 | 8800 |
в %% | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 |
|
|
|
|
|
|
NPV | -111,1 | 7,6 | 104,8 | 223,5 | 342,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Можно представить графически изменение NPV от объёма реализации. На основе данных табл. 6.20. строится график зависимости чистой текущей стоимости от изменения объемов реализации продукции рис.6.4
Аналогично при анализе чувствительности строятся таблицы и графики зависимости NPV или других показателей коммерческой эффективности проекта от вариантов изменения затрат и стоимости капитала. На основе анализа чувствительности делается окончательное заключение о коммерческой эффективности проекта инноваций и развития предприятия и формулируются предложения по дальнейшей работе с этим проектом.
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
тыс.у.е. |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
300 |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
200 |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
100 |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 70 | 80 | 90 | 100 |
| Объем |
| |
|
|
|
|
|
| реализции в % | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 6.4. Чувствительность NPV к изменению объемов
реализации продукции по проекту
Заключение по коммерческой оценке проектов в дипломной работе делается в свободной форме, объемом 1,5 – 2,0 стр. текста. В нем необходимо указать какие были рассмотрены варианты проекта, какой из них оказался самым капиталоемким с максимальной величиной инвестиционных затрат, а какой самым дешевым. В каком варианте проекта и почему получились минимальные среднегодовые текущие затраты. Какие риски по проекту оказались в результате расчетов наиболее весомыми и существенными. Необходимо также указать основные причины и признаки, в соответствии с которыми выбран рекомендуемый для дальнейшей проработки вариант проекта.
ЛИТЕРАТУРА
Рекомендуемая литература к третьему разделу: Комплексный анализ внешней среды организации
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
2. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – 4-е изд. – М.: КНОРУС, 2010. – 680 с.
3. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2010. – 208 с.
4. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
5. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 656 с.
6. Сребник Б.В. Маркетинг: учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2005. – 360 с.
7. Стратегический менеджмент: учебник для ВУЗов / Под ред. А.И. Петрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
8. Фатхудинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
9. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
Рекомендуемая литература к четвертому разделу: Финансовый анализ и диагностика финансового состояния предприятия
10. Антикризисное управление.Учебник под ред.Э.М.Короткова. М: Инфра-
М, 2010. 620 с.
11. Бернстайн Л. Анализ финансовой отчетности.- М, «Финансы и
статистика», 2002. 623 с.
12. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. –
К.:Ника-Центр, Эльга. 2003
13. Бригхам Ю. Эрхард М. Финансовый менеджмент.СПб: Питер,
2009. 960 с.
14. Бриль А.Р., Максимов О.Б. Финансовая диагностика и бюджетирование
кризисного предприятия. СПб Изд-во Политехн.Ун-та. 2007.142 с.
15. Ван Хоpн Дж.,Вахович Дж. Основы финансового менеджмента. М.
ООО"И.Д. Вильямс".2008. 1232 с.
16. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.– М.: Финансы и
статистика, 2007. 768 с.
17.Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник- М.:Эксмо, 2009. 768 с.
18. М.Портер. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов.- М.: Альпина, 2008.452 с.
19. Мастер финансов: Анализ ; Консульт.группа «Воронов и
Максимов».2004
20.Штайнхофф Д., Берджес Д. Основы управления малым бизнесом.
М.Бином, 1997.492 с.
21.Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры. / Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А М. Петрачкова. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 560 с.
Рекомендуемая литература к шестому разделу: Коммерческая оценка проектов в дипломных работах
22. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. / Пер. с англ., перераб. и дополн. изд. - М.: АОЗТ "Интерэксперт", ИНФРА-М, 1995. - 528 с.
23. Асват Д. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки активов. М., Альпина Бизнес Букс, 2008.-1340
24. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Финансовый менеджмент. СПб: Изд. «Лань», 2006. - 736 с.
25. Дж. К. Ван Хорн, Дж.Вахович. Основы финансового менеджмента. М.СПб., 2008. - 1232 с.
26. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. Учебное пособие. - М.: Дело, 2008. - 1104 с.
27. Бриль. А.Р., Горчакова Л.И., Лопатин М.В., Воронов К.И. Коммерческая
оценка инновационных проектов. Учебное пособие. СПб Изд-во
Политехн.Ун-та. 2009.172 с.
28. Бриль А.Р. Экономическая оценка инвестиций в предпринимательской деятельности. СПб, ЛДНТП, 1992.- 32 с.
29. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Изд. «Проспект», 2009. - 1024 с.
30. Лопатин М.В. Управленческий потенциал предприятия. СПб.: «Наука», 2004.- 253 с.
31. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (Вторая редакция). - М.: ОАО "НПО "Изд-во "Экономика", 2000.- 421 с.
32. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин, С.В.Валдайцев, и др. ; под ред. А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. – М.: ЗАО “Издательство “Экономика”, 2004
33. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997. - XII, 1024 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерное содержание дипломных проектов по
основным разделам.
ТЕМА 1
Финансово-экономическая оценка проекта организации производства
новой продукции на действующем предприятии.
1.Предпосылки и цели организации производства новых изделий.
1.1.Современное состояние производства в отрасли (в регионе).
1.2.Характеристика деятельности предприятия (цеха, участка)
1.3.Маркетинговое исследование:
конкурентоспособность новых изделий; рынок и политика продаж;
цены.
2.Технология проекта и расчет затрат.
2.1. Конструкторско-технологическая характеристика изделий и требования к технологии.
2.2. Технология и оборудование; варианты организации производства.
2.3.Расчет себестоимости изделий по вариантам производства.
2.4.Расчет инвестиционных затрат по вариантам производства
§ Инвестиции в основные средства.
§ Инвестиции в оборотные средства ( в запасы сырья, материалов, готовой продукции на складах)
3.Экономическая оценка вариантов организации производства.
3.1.Методы оценки инвестиционных проектов и использование для этого программных продуктов.
3.2.Анализ рисков по вариантам проекта
3.3.Финансирование проекта.
3.4.Оценка эффективности проекта и выбор варианта для внедрения.
Теоретическая часть в проектах такого рода может быть посвящена:
– методологии коммерческой оценки проектов;
– оценке рисков при проектировании новых производств на действующих предприятиях;
– методологии финансирования инвестиций в реальные активы и анализа денежных потоков;
– методам расчета себестоимости продукции на стадии их проектирования;
– методологии исследования конкурентоспособности новой продукции , разработке ценовой политики по вновь осваиваемым изделиям.
ТЕМА 2
Коммерческая оценка проекта развития производства новой
продукции в России ( в С.Петербурге, Северо-западе или
другом регионе).
(например, одного, двух видов бытовой техники или промышленного оборудования, электродвигателей, компрессоров новых конструкций, другого производственного оборудования, различных видов материалов)
1.Анализ рынка новых изделий.
1.1. Классификация рассматриваемой продукции по потребительским свойствам и конструктивно-технологическим признакам.
1.2. Исследование тенденций мирового рынка.
1.3. Рынок в России (С.Петербурга и т.д.): потребители и тенденции
спроса, конкурентоспособность новых изделий, цены.
2.Производственные и экономические возможности по производству новых изделий в России (С.Петербурге или другом регионе)
2.1. Действующие предприятия по производству аналогичной продукции и их производственно-экономические характеристики.
2.2. Варианты размещения производства на действующих предприятиях и возможности нового строительства.
2.3. Анализ рисков по вариантам размещения.
2.4. Технология переоснащения действующего предприятия и расчет себестоимости изделий по вариантам производства.
2.5. Расчет инвестиционных затрат по вариантам производства
2.5.1. Инвестиции в основные средства.
2.5.2. Инвестиции в оборотные средства ( в запасы сырья, материалов, готовой продукции на складах)
3.Экономическая оценка вариантов организации производства.
3.1. Методы оценки инвестиционных проектов и использование для этого программных продуктов.
3.2. Финансирование проекта.
3.3. Оценка эффективности проекта и выбор варианта для внедрения.
Теоретическая часть в проектах такого рода может быть посвящена:
- методологии анализа качества новой продукции, функционально-стоимостного анализа;
- методологии исследования спроса на новые виды изделий (опросный метод), конкурентоспособности новой продукции, разработки ценовой политики по вновь осваиваемым изделиям.
- методологии размещения производства новой продукции (близость к источникам сырья или рынкам сбыта, транспортировка, наличие рабочей силы и т.д.)
- оценке рисков при проектировании размещения новых производств на действующих предприятиях или организации нового строительства;
- методологии финансирования инвестиций в реальные активы и анализа денежных потоков;
- методам расчета себестоимости продукции на стадии их проектирования;
- методологии коммерческой оценки проектов;
ТЕМА 3
Экономическая оценка проекта технологического переоснащения цеха
(участка) на предприятии.
1.Технико-экономическая характеристика действующего производства.
1.1.Современное состояние управления и организации, технологии производства на предприятии и в цехе.
1.2.Финансово-экономическая характеристика деятельности предприятия (цеха, участка) (объемы производства и реализации, издержки и прибыль, финансовые показатели)
1.3.Технологические возможности совершенствования и развития производства в цехе.
2. Технология переоснащения и расчет затрат.
2.1. Конструкторско-технологическая характеристика нового оборудования для замены устаревшего и расширения производства.
2.2. Технология и оборудование; варианты организации производства.
2.3.Расчет изменения себестоимости продукции по вариантам
переоснащения производства.
2.4. Расчет инвестиционных затрат по вариантам технического переоснащения производства
3.Экономическая оценка вариантов технического переоснащения
производства.
3.1.Методы оценки инвестиционных проектов по технологическому переоснащению действующих предприятий.
3.2. Анализ рисков по вариантам проекта переоснащения производства и финансирование проекта.
3.3.Оценка эффективности проекта и выбор варианта для внедрения.
3.4.Изменение финансово-экономических показателей предприятия после технологического переоснащения.
Теоретическая часть в проектах такого рода может быть посвящена:
– методологии анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
– методологии анализа себестоимости продукции;
– оценке рисков при проектировании технологического переоснащения действующего предприятия;
– методологии экономической оценки проектов.
ТЕМА 4
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия « Х»
и планирование его развития.
1.Характеристика структуры и системы управления предприятием «Х».
1.1.Структура управления и организации производства на
рассматриваемом предприятии.
1.2.Финансово-экономическая характеристика деятельности
предприятия (объемы производства и реализации, издержки и
прибыль, финансовые показатели).
1.3.Поставщики и покупатели, схема производства, хранения и
транспортировки продукции, схема организации платежей.
1.4.Постановка задачи финансового анализа на предприятии «Х».
2. Методология и анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия.
2.1. Цели и содержание(виды) финансового анализа.
2.2.Анализ структуры и динамики активов и капитала предприятия.
2.3.Анализ финансовой устойчивости и деловой активности.
2.4. Обобщающая оценка финансового состояния предприятия.
3.Стратегия и планирование развития компании.
3.1.Модели стратегического планирования и стратегия предприятия.
3.2.Предложения и мероприятия по совершенствованию производства и управления .
3.3.Финансово-экономическая оценка основных плановых мероприятий.
Теоретическая часть в проектах такого рода может быть посвящена:
– методологии анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
– методологии стратегического и текущего планирования;
– методологии анализа использования основных и оборотных средств действующего предприятия;
– методологии управления денежными потоками и платежами;
ТЕМА 5
Анализ и обоснование ассортиментной политики предприятия «W»
1.Характеристика структуры и системы управления предприятием «W».
1.1.Структура управления и организации производства на
предприятии.
1.2.Финансово-экономическая характеристика деятельности
предприятия (объемы производства и реализации, издержки и
прибыль, финансовые показатели) за последний отчетный год.
1.3.Постановка задачи анализа и выбора эффективного ассортимента
производства(торговли) продукции на предприятии «W».
2. Теория и практика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.1. Цели и содержание(виды) финансово-экономического анализа.
2.2. Анализ себестоимости продукции по предприятию, его цехам и
переделам.
2.3.Особенности маржинального анализа и его применения для
выбора эффективной номенклатуры продаж.
3.Анализ себестоимости и цен по основной номенклатуре предприятия «W».
3.1.Технологические особенности производства продукции и расчет
прямых(переменных) затрат.
3.2. Анализ соотношения цена/себестоимость и цена/переменные затраты
по основным видам продукции .
3.3.Анализ постоянных затрат и их влияния на полную
себестоимость продукции.
3.4.Рекомендации по изменению ассортимента продукции
предприятия «W».
3.5.Расчет дополнительной прибыли и изменения основных
финансовых показателей предприятия «W» в результате планового
изменения ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции.
Теоретическая часть в проектах такого рода может быть посвящена:
– методологии анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
– методологии анализа себестоимости продукции в многономенклатурном производстве (торговле);
– методологии управления эффективностью производства на базе системы direct-cost.
ТЕМА 6
Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.