РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
_______________________ / Акулич Е.М. /
__________ _____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины | Технологические основы социально-культурной деятельности (рекреативные технологии) |
По направлению подготовки | 071800.62 Социально-культурная деятельность |
По профилю подготовки | менеджмент социально-культурной деятельности |
Институт | социокультурного сервиса и информационных технологий |
Кафедра | культурологии и социально-культурных технологий |
Квалификация (степень) выпускника | бакалавр |
Тюмень — 2014
Разработчик:
Кандидат культурологии, доцент Л.Ю. Антонова
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Культурологии и социально-культурных технологий »
« _____» ____________ 2014., протокол № _____
Зав. кафедрой ________________/ Акулич Е.М. /
Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии _________________________________
« _____» ____________ 2014., протокол № _____
Председатель______________/ Антонова Л.Ю. /
Индекс по учебному плану |
Цикл
Компонент
Форма Обучения |
Курс | семестр | Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма Итогового Контроля | ||||||
Всего часов | Аудиторных часов | Лекции | Семинарские (практически) занятия | Лабораторные занятия | Курсовая, контрольная работа (проект) | Самостоятельная работа | ||||
Очная | 3 | 6 | 108 | 54 | 18 | 36 | 53 | Индивидуальная работа 1, зачет | ||
4 | 7 | 108 | 54 | 18 | 36 | 18 | Экзамен 36, курсовая работа | |||
Заочная | 3 | 6 | 108 | 8 | 4 | 4 | 96 | Зачет 4, контрольная работа | ||
4 | 7 | 108 | 16 | 4 | 12 | 83 | Экзамен 9, курсовая работа |
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель: знакомства будущих бакалавров культуры в области профессиональной деятельности с особенностями рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности, выработки у студентов навыков анализа деятельности и перспектив развития организации отдыха и развлечений для населения.
Задачи:
- Предоставить студенту, обучающемуся специалисту (бакалавру, магистру) в области управления культурой развернутые, системные знания о сущности развлекательных (восстановительных) технологиях и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- Развить у студентов общекультурные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО).
- Ознакомить студентов с динамикой развития рекреационно-развлекательной деятельности, организацией рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
- Рассмотреть рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта.
- Выявить и проанализировать рекреативный потенциал праздников, конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ на конкретного человека, группу людей и общество в целом.
- Сформировать системное представление о технологии организации отдыха и развлечений.
- Проанализировать технологии индивидуального, группового, семейного туризма.
- Ознакомить студентов с психофизиологическими и социокультурными особенностями рекреации.
- Сформировать у студентов социальную значимость будущей профессиональной работы в организациях и учреждениях отрасли культуры и искусства.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина входит в состав в базовой части профессионального цикла дисциплин. Дисциплина «Реклама в социально-культурной сфере» обеспечивает взаимосвязь таких управленческих дисциплин как «Маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере», «Культуротворческие технологии», «Основы культурной политики», «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности». Полученные студентами знания способствуют более глубокому изучению смежных профилирующих дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1);
- быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2);
- быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценического оборудования учреждений культуры (ПК-6);
- быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форма массовой социально-культурной деятельности (ПК-13);
- быть готовым к участию в апробации и внедрении новых технологий социально-культурной деятельности (ПК-23);
- быть способным к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных) (ПК-26);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- понятийный и терминологический аппарат учебной дисциплины;
- зарождение досуговых форм, формы проведения досуга различных сословий российского общества;
- социальную сущность досуга;
- принципы и функции социально-культурной деятельности;
- виды социально-культурных институтов;
- направления и формы взаимодействия социальных институтов в сфере свободного времени;
- виды средств массовой информации и основные сферы их влияния;
- состояние социокультурной ситуации в регионе.
уметь:
- ориентироваться в историко-культурном пространстве, определять цели, задачи, принципы организации различных форм социально-культурной деятельности населения;
- разрабатывать содержание социально-культурных (культурно-просветительных, культуроохранных, культурно-досуговых, рекреативных, реабилитационных) программ;
- определять результативность социально-культурной деятельности.
владеть:
- методами организации социально-культурной деятельности, руководства деятельностью учреждений культуры, методами разработки и реализации социально-культурных программ и технологий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачётных единиц (216 ч.).
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестр | |||
6 | 7 | ||||
Аудиторные занятия (всего) | 108/24 | 54/8 | 54/16 | ||
В том числе: | |||||
Лекции | 36/8 | 18/4 | 18/4 | ||
Практические занятия, мелкогрупповые занятия | |||||
Семинары | 72/16 | 36/4 | 36/12 | ||
Лабораторные работы, индивидуальные занятия | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 71/179 | 53/96 | 18/83 | ||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | /* | /* | |||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Индивидуальная работа | 1/0 | 1/0 | |||
Контрольная работа | /* | /* | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен, контрольная работа) | 36/13 | 0/4 зачет | 36/9 экзамен | ||
Модуль I. Технологии организации отдыха и развлечений в учреждениях социально-культурной сферы | |||||
| Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. | Задачи курса. Понятия отдых (рекреация), рекреативных досуг, рекреативные технологии. Виды деятельности учреждений культуры и искусства в организации отдыха и развлечений. Структура курса. Особенности модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Рекомендуемая литература по курсу. | |||
| Тема 2. Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности | Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности. Психофизиологические и социокультурные особенности рекреации. Потребности в отдыхе и развлечениях. Формирования национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России. Формы деревенского досуга на Руси. Городские вечеринки второй половины XIX века. Перестройки досугово-бытовой сферы городов по европейским образцам во времена Петра I. Массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Отношение к отдыху и развлечению в советский период. Досуговые предпочтения в послевоенные годы. в последнее десятилетие советского периода. Современные формы отдыха. | |||
| Тема 3. «Отдых» и «развлечение» как основные составляющие рекреационного досуга | Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называют перекрещивающимися. Специфические особенности отдыха. Взаимоотношения между отдыхом и развлечением. Классификация отдыха: по составу отдыхающих, по продолжительности, по ативности. Свободная товарищеская беседа, как форма отдыха. Любительское и художественное исполнительство, развлекательные зрелища, спорт, как специфические виды отдыха. Досуговое общение как один из компонентнов свободного времени. Рекреационные потребности досуга человека. Технологии организации отдыха и развлечений. Оптимальный объём досуговой рекреации. Значение и роль специальных организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха. Национальные и региональные традиции, немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха. | |||
| Тема 4. Психолого-педагогические основы рекреации | Понятия «рекреация» и «отдых». Понятия «активного» и «пассивного» отдыха. Рекреативные технологии воспитания. Уровни рекреативной деятельности. Отношение рекреации к досугу. Рекреации как отдых, как сфера компенсации. Основные методы, применяемым в организации рекреативной деятельности молодежи. | |||
| Тема 5. Рекреативные функции досуга | Рекреативная функция, способствующая полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил. Функции рекреации в досуговых программах. Рекреалогия как функция досуга. Исторические предпосылки становления и развития рекреалогии. Рекреалогия как наука и учебный предмет. Ее междисциплинарная сущность. Основные понятия рекреалогии, их подробная характеристика. Аналитическая оценка соотношения между рекреацией и другими понятиями: свободное время, отдых, досуг, реабилитация, физическая культура, спорт, физическая рекреация и здоровый образ жизни. Детализированная характеристика рекреационных систем и подсистем (условий рекреационной деятельности), их взаимодействие. Основные принципы и концепции рекреалогии, их разновидности: гуманоцентрированные (медицинская, социологическая, социокультурная, антропоэкологическая, деятельная), экономоцентрированные (политэкономическая, техноэкономическая, натуроцентрированная). Взаимосвязь рассматриваемых концепций. Рекреационные потребности и функции. Основные формы рекреации. Типизация рекреационных занятий и деятельности. Общая характеристика технологии конструирования (моделирования) и проведения циклов рекреационных занятий различных типов и видов. Аттрактивность и эффективность различных видов и циклов рекреационных занятий. Особенности рекреационной и туристической деятельности при изменении природных и социокультурных условий. Основные модели рекреалогии и механизмы их оптимизации. Комфортология как ветвь рекреологии. Субъективная и объективная оценки удовлетворенности уровнем комфорта. | |||
Модуль II . Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга | |||||
| Тема 1. Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности | История оздоровления. Культ красоты человеческого тела в исторических предпосылках. Валеология – наука о правильном и здоровом образе жизни. Три аспекта здоровья: физическое, психо-эмоциональное, социальное. Понятие здорового образа жизни. Категории образа жизни человека. Мотивации лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни. Система здорового образа жизни. Понятие предшествующее здоровому образу жизни (БАД). Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта. Современные оздоровительные программы. Фитнес и активный отдых. Веллнес –технологии, как состояния физического и душевного благополучия. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. | |||
| Тема 2. Физическая рекреация | Укрепление физического и психического здоровья. Перемена вида и характера деятельности. Аспекты физической рекреации. Признаки, составляющие основное содержание физической рекреации Организованные формы физической рекреации. Формы занятий физическими упражнениями. Концепция физической рекреации основанной на закономерностях восстановления работоспособности и таких категориях, как "деятельность","адаптация". Формы физической рекреации. Понимание физической рекреации как вида физической культуры. | |||
| Тема 3. Технологии индивидуального, группового, семейного туризма | Понятие туризма. Виды туризма. Определения видов туризма в федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года. Рекреационные ресурсы как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта. Развития рекреационного туризма. Четыре основные составляющие: капитал, технологии, кадры, рекреационные ресурсы реализации туристического бизнеса в условиях рынка. Условное разделение рекреационных ресурсов: на природные и социально-экономические (социально-культурные). Четыре группы туристов, как покупателей туристского продукта, по В.А. Квартальному. Индивидуальные потребители туристских услуг. Особенности организованных покупателей. Содержание процесса обслуживания и продажи туристского продукта. | |||
Модуль III . Модуль I. Технологии организации отдыха и развлечений в учреждениях социально-культурной сферы | |||||
| Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. | 2/0 | 6/2 | 6/12 | 14/14 |
| Тема 2. Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности | 4/2 | 6/0 | 4/14 | 14/16 |
| Тема 3. «Отдых» и «развлечение» как основные составляющие рекреационного досуга | 2/0 | 6/2 | 6/12 | 14/14 |
| Тема 4. Психолого-педагогические основы рекреации | 2/0 | 4/0 | 6/12 | 12/12 |
| Тема 5. Рекреативные функции досуга | 4/0 | 6/2 | 4/12 | 14/14 |
Итого: | 68/70 | ||||
Модуль II. Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга | |||||
| Тема 1. Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности | 2/0 | 6/2 | 6/19 | 14/21 |
| Тема 2. Физическая рекреация | 4/0 | 6/2 | 6/19 | 16/21 |
| Тема 3. Технологии индивидуального, группового, семейного туризма | 2/2 | 6/0 | 6/19 | 14/21 |
Итого: | 44/63 | ||||
Модуль III . Игровые технологии социально-культурной деятельности | |||||
| Тема 1. Содержание и сущность игровой деятельности | 4/0 | 4/2 | 6/12 | 14/14 |
| Тема 2. Анимационные социокультурные технологии | 2/2 | 6/0 | 6/12 | 14/14 |
| Тема 3. Рекреативный потенциал праздника | 4/0 | 4/2 | 4/12 | 12/14 |
| Тема 4. Мультимедийные социокультурные технологии | 2/2 | 6/0 | 6/12 | 14/14 |
| Тема 5. Технологии организации фестивальных и конкурсных форм | 2/0 | 6/2 | 5/12 | 13/14 |
Итого: | 67/70 | ||||
Индивидуальная работа | 1/0 | ||||
Зачет, экзамен | 36/13 | ||||
ИТОГО: | 36/8 | 72/16 | 71/179 | 216/216 |
Модуль I.
Технологии организации отдыха и развлечений в учреждениях социально-культурной сферы
Модуль II .
Модуль III .
Примерная тематика контрольных работ
1. Рекреативный потенциал праздника.
2. Социально-культурный корпоративный отдых.
3. Технологии социально-культурной анимации и рекреации.
4. Психолого-педагогические основы рекреации.
5. Проектирование рекреативно - анимационных программ.
6. Теория и практика рекреации и анимации за рубежом.
7. Сценарно-режиссёрские основы постановки культурно-досуговых программ.
8. Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности. Региональный аспект.
9. Технологии индивидуального, группового туризма
10. Организация семейного туризма.
11. Учет особенностей аудитории в процессе создания и реализации культурно-досуговых программ в условиях рынка.
12. Искусство и новые технологии.
13. Содержание деятельности современных аниматоров.
14. Мультимедийные технологии в социокультурной сфере.
15. Мультимедия и интернет.
16. Международное сотрудничество в области мультимедия.
17. Мультимедийные ресурсы и средства разработки мультимедиа: назначение, особенности, использование.
18. Технологические аспекты организации и постановки социально-культурных программ.
19. Технология организации фестивалей.
20. Массовые спортивно-художественные представления.
21. Коммуникативное пространство праздника.
22. Зрелищные формы времени и искусство зрелища.
23. Режиссура праздников и зрелищ.
8. Примерная тематика курсовых работ:
1. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики.
2. Социокультурная деятельность как самоуправляемая система.
3. Организационные условия внедрения информационных технологий в структуру управления организации.
4. Модели управления социокультурной деятельностью.
5. Государственное регулирование поддержки и развития культурной деятельности: зарубежный и отечественный опыт.
6. Определение приоритетов развития сферы культуры в современной России.
7. Организационная структура управления учреждениями СКС.
8. Социокультурное программирование в управленческих технологиях.
9. Привлечение и аккумулирование средств из различных источников (фандрейзинг).
10. Технология разработки региональных культурных программ.
11. Бизнес-планирование в учреждениях СКС.
12. Технология планирования деятельности учреждений социокультурной сферы.
13. Планирование деятельности учреждений социокультурного профиля на примере...
14. Программирование как технологический метод управления социокультурными процессами
15. Учет и отчетность в деятельности учреждений социально-культурной сферы.
16. Контроль в управлении учреждением культуры.
17. Контроль как функция менеджмента в социально-культурной сфере (на примере учреждения культуры)
18. Информационные системы в социокультурном менеджменте.
19. Методы управления сопротивлением нововведению персонала учреждений социально-культурной сферы.
20. Организационная культура и фирменный стиль учреждений социокультурной сферы.
21. Планирование персонала в учреждениях социально-культурной деятельности.
22. Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности.
23. Технология управления персоналом в социокультурном учреждении.
24. Профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельности.
25. Персонал и специалисты в сфере культуры, требования к их компетентности, формы подготовки.
26. Формы управленческих отношений в коллективах учреждений социально-культурной сферы.
27. Стимулирование персонала в учреждениях клубного типа.
28. Мотивация как функция менеджмента в социально-культурной сфере.
29. Стили руководства в управленческой деятельности руководителя социально-культурной деятельности.
30. Стиль работы руководителя в учреждениях социально-культурной сферы.
31. Управленческие функциональные решения в деятельности учреждений социально-культурной деятельности.
32. Оценка эффективности труда менеджеров и специалистов.
33. Организация деятельности учреждений культуры на примере...
34. Стили управления в учреждениях социокультурной сфере (на примере)
35. Принятие управленческих решений в организациях СКС (на примере)
36. Лидерство в организации: истоки, процесс, навыки и стили деятельности
37. Особенности подбора персонала в учреждении социально-культурного профиля ( на примере)
38. Особенности рациональной организации труда на предприятиях СКС ( на примере)
39. Эффективность делового общения в СКС
40. Управление конфликтами в клубных учреждения (на примере)
41. Приемы повышения эффективности делового общения при проведении переговоров (на примере)
42. Особенности мотивации персонала в учреждениях социально-культурной сферы (на примере)
43. Эффективность принятия управленческих решений в СКС (на примере)
44. Движение и профессиональное развитие персонала в учреждениях клубного типа (на примере)
45. Эффективность управления персоналом в организациях СКС (на примере)
46. Организация и управление культурно-спортивным комплексом (на примере)
47. Организация и менеджмент в индустрии развлечений ( на примере)
48. Организационная культура: генезис, специфика создания и поддержания (на примере)
49. Особенности управления процессами труда в социально-культурной сфере ( на примере)
50. Зарубежный опыт управления в СКС.
51. Самоменеджмент современного руководителя СК учреждения. ( на примере)
52. Особенности организации труда руководителя туристского предприятия( на примере)
53. Конфликты в коммуникациях персонала и стратегии их разрешения( на примере)
54. Обеспечение эффективной работоспособности персонала в туристской организации. (на примере)
55. Управление стрессами в социокультурном учреждении (на примере)
56. Эффективное использование рабочего времени руководителем фирмы (на примере)
Темы определяются по согласованию с руководителем курсовой, научными интересами студента и возможностями практической реализации и не могут быть ограничены представленными рамками.
Образовательные технологии
№ п/п | № семестра | Виды учебной работы | Образовательные технологии |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Лекция | проблемная, визуализация, интерактивная | |
| Семинар/Практическое занятие | Семинары-дискуссии, анализ профессионально-значимых ситуаций, ролевая игра, кейс-технология, тренинг, визуализация. | |
| Самостоятельная работа студентов | Рейтинговая система аттестации | |
| Зачет/Экзамен/ | Рейтинговая система аттестации |
10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценка знаний студентов по дисциплине «Технологические основы социально-культурной деятельности (рекреативные технологии)» производится на основе модульно-рейтинговой системы. Все знания, умения и практические навыки, приобретенные студентами в ходе обучения, оцениваются по 100-балльной шкале. За период обучения, чтобы быть допущенным к итоговой аттестации (экзамену), студенту необходимо набрать не менее 60 баллов, которые складываются из суммы баллов, получаемых студентом по каждой теме за выполнение обязательных видов работ. Обязательные виды работ: посещение лекций, ответы на семинарах, участие в дискуссиях, подготовка докладов, сообщений, рефератов, выполнение контрольных работ, участие в подготовке и проведении игр по теме «Игровые технологии», а также подготовка и участие в итоговом мероприятии для студентов и преподавателей кафедры менеджмента социально-культурной деятельности «Предновогодний вечер».
Критерии оценок: степень владения темой, знания фактического материала, логичность суждений, умение грамотно аргументировать точку зрения (ответ), обоснованность выводов.
Объем реферата – не менее 7-10 печатных страниц формата А4, список литературы должен включать не менее 10 первоисточников.
Промежуточный контроль оценки знаний проводится преподавателем в ходе каждого модуля в виде контрольного задания (работы), теста.
Количество набранных баллов уменьшается, если студент допускает пропуски лекционных и семинарских занятий, нарушает сроки выполнения учебных заданий, систематический отказ отвечать на занятиях. При отсутствии у студента необходимого количества баллов для допуска к итоговой аттестации (экзамену), преподаватель может поручить студенту выполнить дополнительное задание.
Игровые технологии СКД
Шкала соответствия баллов и оценок:
0-59 баллов | «незачет», не допуск к экзамену |
60-75 баллов | «зачет», допуск к экзамену |
76-85 баллов | «хорошо» |
86-100 баллов | «отлично» |
Индивидуальная работа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
_______________________ / Акулич Е.М. /
__________ _____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины | Технологические основы социально-культурной деятельности (рекреативные технологии) |
По направлению подготовки | 071800.62 Социально-культурная деятельность |
По профилю подготовки | менеджмент социально-культурной деятельности |
Институт | социокультурного сервиса и информационных технологий |
Кафедра | культурологии и социально-культурных технологий |
Квалификация (степень) выпускника | бакалавр |
Тюмень — 2014
Разработчик:
Кандидат культурологии, доцент Л.Ю. Антонова
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Культурологии и социально-культурных технологий »
« _____» ____________ 2014., протокол № _____
Зав. кафедрой ________________/ Акулич Е.М. /
Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии _________________________________
« _____» ____________ 2014., протокол № _____
Председатель______________/ Антонова Л.Ю. /
Индекс по учебному плану |
Цикл
Компонент
Форма Обучения |
Курс | семестр | Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма Итогового Контроля | ||||||
Всего часов | Аудиторных часов | Лекции | Семинарские (практически) занятия | Лабораторные занятия | Курсовая, контрольная работа (проект) | Самостоятельная работа | ||||
Очная | 3 | 6 | 108 | 54 | 18 | 36 | 53 | Индивидуальная работа 1, зачет | ||
4 | 7 | 108 | 54 | 18 | 36 | 18 | Экзамен 36, курсовая работа | |||
Заочная | 3 | 6 | 108 | 8 | 4 | 4 | 96 | Зачет 4, контрольная работа | ||
4 | 7 | 108 | 16 | 4 | 12 | 83 | Экзамен 9, курсовая работа |
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель: знакомства будущих бакалавров культуры в области профессиональной деятельности с особенностями рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности, выработки у студентов навыков анализа деятельности и перспектив развития организации отдыха и развлечений для населения.
Задачи:
- Предоставить студенту, обучающемуся специалисту (бакалавру, магистру) в области управления культурой развернутые, системные знания о сущности развлекательных (восстановительных) технологиях и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- Развить у студентов общекультурные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО).
- Ознакомить студентов с динамикой развития рекреационно-развлекательной деятельности, организацией рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
- Рассмотреть рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта.
- Выявить и проанализировать рекреативный потенциал праздников, конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ на конкретного человека, группу людей и общество в целом.
- Сформировать системное представление о технологии организации отдыха и развлечений.
- Проанализировать технологии индивидуального, группового, семейного туризма.
- Ознакомить студентов с психофизиологическими и социокультурными особенностями рекреации.
- Сформировать у студентов социальную значимость будущей профессиональной работы в организациях и учреждениях отрасли культуры и искусства.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина входит в состав в базовой части профессионального цикла дисциплин. Дисциплина «Реклама в социально-культурной сфере» обеспечивает взаимосвязь таких управленческих дисциплин как «Маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере», «Культуротворческие технологии», «Основы культурной политики», «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности». Полученные студентами знания способствуют более глубокому изучению смежных профилирующих дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1);
- быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2);
- быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценического оборудования учреждений культуры (ПК-6);
- быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форма массовой социально-культурной деятельности (ПК-13);
- быть готовым к участию в апробации и внедрении новых технологий социально-культурной деятельности (ПК-23);
- быть способным к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных) (ПК-26);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- понятийный и терминологический аппарат учебной дисциплины;
- зарождение досуговых форм, формы проведения досуга различных сословий российского общества;
- социальную сущность досуга;
- принципы и функции социально-культурной деятельности;
- виды социально-культурных институтов;
- направления и формы взаимодействия социальных институтов в сфере свободного времени;
- виды средств массовой информации и основные сферы их влияния;
- состояние социокультурной ситуации в регионе.
уметь:
- ориентироваться в историко-культурном пространстве, определять цели, задачи, принципы организации различных форм социально-культурной деятельности населения;
- разрабатывать содержание социально-культурных (культурно-просветительных, культуроохранных, культурно-досуговых, рекреативных, реабилитационных) программ;
- определять результативность социально-культурной деятельности.
владеть:
- методами организации социально-культурной деятельности, руководства деятельностью учреждений культуры, методами разработки и реализации социально-культурных программ и технологий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачётных единиц (216 ч.).
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестр | |
6 | 7 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 108/24 | 54/8 | 54/16 |
В том числе: | |||
Лекции | 36/8 | 18/4 | 18/4 |
Практические занятия, мелкогрупповые занятия | |||
Семинары | 72/16 | 36/4 | 36/12 |
Лабораторные работы, индивидуальные занятия | |||
Самостоятельная работа (всего) | 71/179 | 53/96 | 18/83 |
В том числе: | |||
Курсовой проект (работа) | /* | /* | |
Реферат | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Индивидуальная работа | 1/0 | 1/0 | |
Контрольная работа | /* | /* | |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен, контрольная работа) | 36/13 | 0/4 зачет | 36/9 экзамен |
Общая трудоемкость –216 час (6 зач. ед.) |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов (модулей) дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Модуль I. Технологии организации отдыха и развлечений в учреждениях социально-культурной сферы | ||
| Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. | Задачи курса. Понятия отдых (рекреация), рекреативных досуг, рекреативные технологии. Виды деятельности учреждений культуры и искусства в организации отдыха и развлечений. Структура курса. Особенности модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Рекомендуемая литература по курсу. |
| Тема 2. Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности | Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности. Психофизиологические и социокультурные особенности рекреации. Потребности в отдыхе и развлечениях. Формирования национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России. Формы деревенского досуга на Руси. Городские вечеринки второй половины XIX века. Перестройки досугово-бытовой сферы городов по европейским образцам во времена Петра I. Массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Отношение к отдыху и развлечению в советский период. Досуговые предпочтения в послевоенные годы. в последнее десятилетие советского периода. Современные формы отдыха. |
| Тема 3. «Отдых» и «развлечение» как основные составляющие рекреационного досуга | Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называют перекрещивающимися. Специфические особенности отдыха. Взаимоотношения между отдыхом и развлечением. Классификация отдыха: по составу отдыхающих, по продолжительности, по ативности. Свободная товарищеская беседа, как форма отдыха. Любительское и художественное исполнительство, развлекательные зрелища, спорт, как специфические виды отдыха. Досуговое общение как один из компонентнов свободного времени. Рекреационные потребности досуга человека. Технологии организации отдыха и развлечений. Оптимальный объём досуговой рекреации. Значение и роль специальных организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха. Национальные и региональные традиции, немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха. |
| Тема 4. Психолого-педагогические основы рекреации | Понятия «рекреация» и «отдых». Понятия «активного» и «пассивного» отдыха. Рекреативные технологии воспитания. Уровни рекреативной деятельности. Отношение рекреации к досугу. Рекреации как отдых, как сфера компенсации. Основные методы, применяемым в организации рекреативной деятельности молодежи. |
| Тема 5. Рекреативные функции досуга | Рекреативная функция, способствующая полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил. Функции рекреации в досуговых программах. Рекреалогия как функция досуга. Исторические предпосылки становления и развития рекреалогии. Рекреалогия как наука и учебный предмет. Ее междисциплинарная сущность. Основные понятия рекреалогии, их подробная характеристика. Аналитическая оценка соотношения между рекреацией и другими понятиями: свободное время, отдых, досуг, реабилитация, физическая культура, спорт, физическая рекреация и здоровый образ жизни. Детализированная характеристика рекреационных систем и подсистем (условий рекреационной деятельности), их взаимодействие. Основные принципы и концепции рекреалогии, их разновидности: гуманоцентрированные (медицинская, социологическая, социокультурная, антропоэкологическая, деятельная), экономоцентрированные (политэкономическая, техноэкономическая, натуроцентрированная). Взаимосвязь рассматриваемых концепций. Рекреационные потребности и функции. Основные формы рекреации. Типизация рекреационных занятий и деятельности. Общая характеристика технологии конструирования (моделирования) и проведения циклов рекреационных занятий различных типов и видов. Аттрактивность и эффективность различных видов и циклов рекреационных занятий. Особенности рекреационной и туристической деятельности при изменении природных и социокультурных условий. Основные модели рекреалогии и механизмы их оптимизации. Комфортология как ветвь рекреологии. Субъективная и объективная оценки удовлетворенности уровнем комфорта. |
Модуль II . Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга | ||
| Тема 1. Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности | История оздоровления. Культ красоты человеческого тела в исторических предпосылках. Валеология – наука о правильном и здоровом образе жизни. Три аспекта здоровья: физическое, психо-эмоциональное, социальное. Понятие здорового образа жизни. Категории образа жизни человека. Мотивации лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни. Система здорового образа жизни. Понятие предшествующее здоровому образу жизни (БАД). Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта. Современные оздоровительные программы. Фитнес и активный отдых. Веллнес –технологии, как состояния физического и душевного благополучия. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. |
| Тема 2. Физическая рекреация | Укрепление физического и психического здоровья. Перемена вида и характера деятельности. Аспекты физической рекреации. Признаки, составляющие основное содержание физической рекреации Организованные формы физической рекреации. Формы занятий физическими упражнениями. Концепция физической рекреации основанной на закономерностях восстановления работоспособности и таких категориях, как "деятельность","адаптация". Формы физической рекреации. Понимание физической рекреации как вида физической культуры. |
| Тема 3. Технологии индивидуального, группового, семейного туризма | Понятие туризма. Виды туризма. Определения видов туризма в федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года. Рекреационные ресурсы как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта. Развития рекреационного туризма. Четыре основные составляющие: капитал, технологии, кадры, рекреационные ресурсы реализации туристического бизнеса в условиях рынка. Условное разделение рекреационных ресурсов: на природные и социально-экономические (социально-культурные). Четыре группы туристов, как покупателей туристского продукта, по В.А. Квартальному. Индивидуальные потребители туристских услуг. Особенности организованных покупателей. Содержание процесса обслуживания и продажи туристского продукта. |
Модуль III . Дата: 2019-03-05, просмотров: 250. |