Общая трудоемкость –216 час (6 зач. ед.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ / Акулич Е.М. /

__________ _____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины Технологические основы социально-культурной деятельности (рекреативные технологии)  
По направлению подготовки 071800.62 Социально-культурная деятельность  
По профилю подготовки  менеджмент социально-культурной деятельности  
Институт социокультурного сервиса и информационных технологий  
Кафедра культурологии и социально-культурных технологий
Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Тюмень — 2014


Разработчик:

Кандидат культурологии, доцент                                                       Л.Ю. Антонова

 

      Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Культурологии и социально-культурных технологий »

          

« _____» ____________ 2014., протокол № _____

 

 

                                         Зав. кафедрой ________________/ Акулич Е.М. /

 

 

      Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии _________________________________

          

« _____» ____________ 2014., протокол № _____

 

                                         Председатель______________/ Антонова Л.Ю. /

 


Индекс по учебному плану



Цикл

Компонент

Базовая часть вариативная часть  по выбору студента Б3.Б.7.1 Профессиональный цикл *

Форма

Обучения

Курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

Итогового

Контроля

Всего часов Аудиторных часов Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Курсовая, контрольная работа (проект) Самостоятельная работа

Очная

3 6 108 54 18 36 53 Индивидуальная работа 1, зачет
4 7 108 54 18 36 18 Экзамен 36, курсовая работа

Заочная

3 6 108 8 4 4 96 Зачет 4, контрольная работа
4 7 108 16 4 12 83 Экзамен 9, курсовая работа

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: знакомства будущих бакалавров культуры в области профессиональной деятельности с особенностями рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности, выработки у студентов навыков анализа деятельности и перспектив развития организации отдыха и развлечений для населения.

 

Задачи:

- Предоставить студенту, обучающемуся специалисту (бакалавру, магистру) в области управления культурой развернутые, системные знания о сущности развлекательных (восстановительных) технологиях и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

- Развить у студентов общекультурные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО).

- Ознакомить студентов с динамикой развития рекреационно-развлекательной деятельности, организацией рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

- Рассмотреть рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта.

-  Выявить и проанализировать рекреативный потенциал праздников, конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ на конкретного человека, группу людей и общество в целом.

- Сформировать системное представление о технологии организации отдыха и развлечений.

- Проанализировать технологии индивидуального, группового, семейного туризма.

- Ознакомить студентов с психофизиологическими и социокультурными особенностями рекреации.

- Сформировать у студентов социальную значимость будущей профессиональной работы в организациях и учреждениях отрасли культуры и искусства.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в состав в базовой части профессионального цикла дисциплин. Дисциплина «Реклама в социально-культурной сфере» обеспечивает взаимосвязь таких управленческих дисциплин как «Маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере», «Культуротворческие технологии», «Основы культурной политики», «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности». Полученные студентами знания способствуют более глубокому изучению смежных профилирующих дисциплин.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1);

- быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2);

- быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценического оборудования учреждений культуры (ПК-6);

- быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форма массовой социально-культурной деятельности (ПК-13);

- быть готовым к участию в апробации и внедрении новых технологий социально-культурной деятельности (ПК-23);

- быть способным к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных) (ПК-26);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

знать:

- понятийный и терминологический аппарат учебной дисциплины;

- зарождение досуговых форм, формы проведения досуга различных сословий российского общества;

- социальную сущность досуга;

- принципы и функции социально-культурной деятельности;

- виды социально-культурных институтов;

- направления и формы взаимодействия социальных институтов в сфере свободного времени;

- виды средств массовой информации и основные сферы их влияния;

- состояние социокультурной ситуации в регионе.

уметь:

- ориентироваться в историко-культурном пространстве, определять цели, задачи, принципы организации различных форм социально-культурной деятельности населения;

- разрабатывать содержание социально-культурных (культурно-просветительных, культуроохранных, культурно-досуговых, рекреативных, реабилитационных) программ;

- определять результативность социально-культурной деятельности.

владеть:

- методами организации социально-культурной деятельности, руководства деятельностью учреждений культуры, методами разработки и реализации социально-культурных программ и технологий.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачётных единиц (216 ч.).

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

6 7
Аудиторные занятия (всего) 108/24 54/8 54/16
В том числе:      
Лекции 36/8 18/4 18/4
Практические занятия, мелкогрупповые занятия      
Семинары 72/16 36/4 36/12
Лабораторные работы, индивидуальные занятия      
Самостоятельная работа (всего) 71/179 53/96 18/83
В том числе:      
Курсовой проект (работа)   /* /*
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы      
Индивидуальная работа 1/0 1/0  
Контрольная работа   /* /*
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен, контрольная работа) 36/13 0/4 зачет 36/9 экзамен

 

Модуль I.

Технологии организации отдыха и развлечений в учреждениях социально-культурной сферы

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Задачи курса. Понятия отдых (рекреация), рекреативных досуг, рекреативные технологии. Виды деятельности учреждений культуры и искусства в организации отдыха и развлечений. Структура курса. Особенности модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Рекомендуемая литература по курсу.
Тема 2. Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности. Психофизиологические и социокультурные особенности рекреации. Потребности в отдыхе и развлечениях. Формирования национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России. Формы деревенского досуга на Руси. Городские вечеринки второй половины XIX века. Перестройки досугово-бытовой сферы городов по европейским образцам во времена Петра I. Массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Отношение к отдыху и развлечению в советский период. Досуговые предпочтения в послевоенные годы. в последнее десятилетие советского периода. Современные формы отдыха.  
Тема 3. «Отдых» и «развлечение» как основные составляющие рекреационного досуга Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называют перекрещивающимися. Специфические особенности отдыха. Взаимоотношения между отдыхом и развлечением. Классификация отдыха: по составу отдыхающих, по продолжительности, по ативности. Свободная товарищеская беседа, как форма отдыха. Любительское и художественное исполнительство, развлекательные зрелища, спорт, как специфические виды отдыха. Досуговое общение как один из компонентнов свободного времени. Рекреационные потребности досуга человека. Технологии организации отдыха и развлечений. Оптимальный объём досуговой рекреации. Значение и роль специальных организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха. Национальные и региональные традиции, немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха.  
Тема 4. Психолого-педагогические основы рекреации Понятия «рекреация» и «отдых». Понятия «активного» и «пассивного» отдыха. Рекреативные технологии воспитания. Уровни рекреативной деятельности. Отношение рекреации к досугу. Рекреации как отдых, как сфера компенсации. Основные методы, применяемым в организации рекреативной деятельности молодежи.
Тема 5. Рекреативные функции досуга Рекреативная функция, способствующая полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил. Функции рекреации в досуговых программах. Рекреалогия как функция досуга. Исторические предпосылки становления и развития рекреалогии. Рекреалогия как наука и учебный предмет. Ее междисциплинарная сущность. Основные понятия рекреалогии, их подробная характеристика. Аналитическая оценка соотношения между рекреацией и другими понятиями: свободное время, отдых, досуг, реабилитация, физическая культура, спорт, физическая рекреация и здоровый образ жизни. Детализированная характеристика рекреационных систем и подсистем (условий рекреационной деятельности), их взаимодействие. Основные принципы и концепции рекреалогии, их разновидности: гуманоцентрированные (медицинская, социологическая, социокультурная, антропоэкологическая, деятельная), экономоцентрированные (политэкономическая, техноэкономическая, натуроцентрированная). Взаимосвязь рассматриваемых концепций. Рекреационные потребности и функции. Основные формы рекреации. Типизация рекреационных занятий и деятельности. Общая характеристика технологии конструирования (моделирования) и проведения циклов рекреационных занятий различных типов и видов. Аттрактивность и эффективность различных видов и циклов рекреационных занятий. Особенности рекреационной и туристической деятельности при изменении природных и социокультурных условий. Основные модели рекреалогии и механизмы их оптимизации. Комфортология как ветвь рекреологии. Субъективная и объективная оценки удовлетворенности уровнем комфорта.  

Модуль II .

Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга

Тема 1. Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности История оздоровления. Культ красоты человеческого тела в исторических предпосылках. Валеология – наука о правильном и здоровом образе жизни. Три аспекта здоровья: физическое, психо-эмоциональное, социальное. Понятие здорового образа жизни. Категории образа жизни человека. Мотивации лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни. Система здорового образа жизни. Понятие предшествующее здоровому образу жизни (БАД). Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта. Современные оздоровительные программы. Фитнес и активный отдых. Веллнес –технологии, как состояния физического и душевного благополучия. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
Тема 2. Физическая рекреация Укрепление физического и психического здоровья. Перемена вида и характера деятельности. Аспекты физической рекреации. Признаки, составляющие основное содержание физической рекреации Организованные формы физической рекреации. Формы занятий физическими упражнениями. Концепция физической рекреации основанной на закономерностях восстановления работоспособности и таких категориях, как "деятельность","адаптация". Формы физической рекреации. Понимание физической рекреации как вида физической культуры.  
Тема 3. Технологии индивидуального, группового, семейного туризма Понятие туризма. Виды туризма. Определения видов туризма в федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года. Рекреационные ресурсы как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта. Развития рекреационного туризма. Четыре основные составляющие: капитал, технологии, кадры, рекреационные ресурсы реализации туристического бизнеса в условиях рынка. Условное разделение рекреационных ресурсов: на природные и социально-экономические (социально-культурные). Четыре группы туристов, как покупателей туристского продукта, по В.А. Квартальному. Индивидуальные потребители туристских услуг. Особенности организованных покупателей. Содержание процесса обслуживания и продажи туристского продукта.  
 

Модуль III .

Модуль I.

Технологии организации отдыха и развлечений в учреждениях социально-культурной сферы

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. 2/0 6/2 6/12 14/14
Тема 2. Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности 4/2 6/0 4/14 14/16
Тема 3. «Отдых» и «развлечение» как основные составляющие рекреационного досуга 2/0 6/2 6/12 14/14
Тема 4. Психолого-педагогические основы рекреации 2/0 4/0 6/12 12/12
Тема 5. Рекреативные функции досуга 4/0 6/2 4/12 14/14
Итого: 68/70
 

Модуль II.

Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга

Тема 1. Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности 2/0 6/2 6/19 14/21
Тема 2. Физическая рекреация 4/0 6/2 6/19 16/21
Тема 3. Технологии индивидуального, группового, семейного туризма 2/2 6/0 6/19 14/21
Итого: 44/63
 

Модуль III .

Игровые технологии социально-культурной деятельности

Тема 1. Содержание и сущность игровой деятельности 4/0 4/2 6/12 14/14
Тема 2. Анимационные социокультурные технологии 2/2 6/0 6/12 14/14
Тема 3. Рекреативный потенциал праздника 4/0 4/2 4/12 12/14
Тема 4. Мультимедийные социокультурные технологии 2/2 6/0 6/12 14/14
Тема 5. Технологии организации фестивальных и конкурсных форм 2/0 6/2 5/12 13/14
Итого: 67/70
Индивидуальная работа 1/0
  Зачет, экзамен       36/13
ИТОГО: 36/8 72/16 71/179 216/216

Модуль I.

Технологии организации отдыха и развлечений в учреждениях социально-культурной сферы

 
Тема 2. Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности  
  1. Понятие и сущность рекреационно-развлекательной деятельности.
  2. История развития рекреационно-развлекательной сферы в России.
  3. Современные развлекательные технологии.
  6/2
Тема 3. «Отдых» и «развлечение» как основные составляющие рекреационного досуга  
  1. Формирование сферы отдыха и развлечений.
  2. Виды и формы отдыха и развлечений.
  3. Организация отдыха и развлечений в учреждениях социально-культурной сферы.
  6/2
Тема 4. Психолого-педагогические основы рекреации
  1. Соотношение понятий «рекреация» и «отдых».
  2. Рекреация как сфера компенсации.
  3. Рекреативные технологии воспитания.
  10/0
Тема 5. Рекреативные функции досуга
  1. Характеристика функций досуга
  2. Рекреалогия как функция досуга
  3. Комфортология как ветвь рекреологии.
  6/2  

Модуль II .

Модуль III .

Примерная тематика контрольных работ

1. Рекреативный потенциал праздника.

2. Социально-культурный корпоративный отдых.

3. Технологии социально-культурной анимации и рекреации.

4. Психолого-педагогические основы рекреации.

5. Проектирование рекреативно - анимационных программ.

6. Теория и практика рекреации и анимации за рубежом.

7. Сценарно-режиссёрские основы постановки культурно-досуговых программ.

8. Технологии  аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности. Региональный аспект.

9. Технологии индивидуального, группового туризма

10. Организация семейного туризма.

11. Учет особенностей аудитории в процессе создания и реализации культурно-досуговых программ в условиях рынка.

12. Искусство и новые технологии.

13. Содержание деятельности современных аниматоров.

14. Мультимедийные технологии в социокультурной сфере.

15. Мультимедия и интернет.

16. Международное сотрудничество в области мультимедия.

17. Мультимедийные ресурсы и средства разработки мультимедиа: назначение, особенности, использование.

18. Технологические аспекты организации и постановки социально-культурных программ.

19. Технология организации фестивалей.

20. Массовые спортивно-художественные представления.

21. Коммуникативное пространство праздника.

22. Зрелищные формы времени и искусство зрелища.

23. Режиссура праздников и зрелищ.

 

8. Примерная тематика курсовых работ:

1. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики.

2. Социокультурная деятельность как самоуправляемая система.

3. Организационные условия внедрения информационных технологий в структуру управления организации.

4. Модели управления социокультурной деятельностью.

5. Государственное регулирование поддержки и развития культурной деятельности: зарубежный и отечественный опыт.

6. Определение приоритетов развития сферы культуры в современной России.

7. Организационная структура управления учреждениями СКС.

8. Социокультурное программирование в управленческих технологиях.

9. Привлечение и аккумулирование средств из различных источников (фандрейзинг).

10. Технология разработки региональных культурных программ.

11. Бизнес-планирование в учреждениях СКС.

12. Технология планирования деятельности учреждений социокультурной сферы.

13. Планирование деятельности учреждений социокультурного профиля на примере...

14. Программирование как технологический метод управления социокультурными процессами

15. Учет и отчетность в деятельности учреждений социально-культурной сферы.

16. Контроль в управлении учреждением культуры.

17. Контроль как функция менеджмента в социально-культурной сфере (на примере учреждения культуры)

18. Информационные системы в социокультурном менеджменте.

19. Методы управления сопротивлением нововведению персонала учреждений социально-культурной сферы.

20. Организационная культура и фирменный стиль учреждений социокультурной сферы.

21. Планирование персонала в учреждениях социально-культурной деятельности.

22. Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности.

23. Технология управления персоналом в социокультурном учреждении.

24. Профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельности.

25. Персонал и специалисты в сфере культуры, требования к их компетентности, формы подготовки.

26. Формы управленческих отношений в коллективах учреждений социально-культурной сферы.

27. Стимулирование персонала в учреждениях клубного типа.

28. Мотивация как функция менеджмента в социально-культурной сфере.

29. Стили руководства в управленческой деятельности руководителя социально-культурной деятельности.

30. Стиль работы руководителя в учреждениях социально-культурной сферы.

31. Управленческие функциональные решения в деятельности учреждений социально-культурной деятельности.

32. Оценка эффективности труда менеджеров и специалистов.

33. Организация деятельности учреждений культуры на примере...

34. Стили управления в учреждениях социокультурной сфере (на примере)

35. Принятие управленческих решений в организациях СКС (на примере)

36. Лидерство в организации: истоки, процесс, навыки и стили деятельности

37. Особенности подбора персонала в учреждении социально-культурного профиля ( на примере)

38. Особенности рациональной организации труда на предприятиях СКС ( на примере)

39. Эффективность делового общения в СКС

40. Управление конфликтами в клубных учреждения (на примере)

41. Приемы повышения эффективности делового общения при проведении переговоров (на примере)

42. Особенности мотивации персонала в учреждениях социально-культурной сферы (на примере)

43. Эффективность принятия управленческих решений в СКС (на примере)

44. Движение и профессиональное развитие персонала в учреждениях клубного типа (на примере)

45. Эффективность управления персоналом в организациях СКС (на примере)

46. Организация и управление культурно-спортивным комплексом (на примере)

47. Организация и менеджмент в индустрии развлечений ( на примере)

48. Организационная культура: генезис, специфика создания и поддержания (на примере)

49. Особенности управления процессами труда в социально-культурной сфере ( на примере)

50. Зарубежный опыт управления в СКС.

51. Самоменеджмент современного руководителя СК учреждения. ( на примере)

52. Особенности организации труда руководителя туристского предприятия( на примере)

53. Конфликты в коммуникациях персонала и стратегии их разрешения( на примере)

54. Обеспечение эффективной работоспособности персонала в туристской организации. (на примере)

55. Управление стрессами в социокультурном учреждении (на примере)

56.  Эффективное использование рабочего времени руководителем фирмы (на примере)

 

Темы определяются по согласованию с руководителем курсовой, научными интересами студента и возможностями практической реализации и не могут быть ограничены представленными рамками.

 

Образовательные технологии

№ п/п № семестра Виды учебной работы Образовательные технологии
1 2 3 4
  Лекция проблемная, визуализация, интерактивная  
  Семинар/Практическое занятие Семинары-дискуссии, анализ профессионально-значимых ситуаций, ролевая игра, кейс-технология, тренинг, визуализация.
  Самостоятельная работа студентов Рейтинговая система аттестации
  Зачет/Экзамен/ Рейтинговая система аттестации

10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценка знаний студентов по дисциплине «Технологические основы социально-культурной деятельности (рекреативные технологии)» производится на основе модульно-рейтинговой системы. Все знания, умения и практические навыки, приобретенные студентами в ходе обучения, оцениваются по 100-балльной шкале. За период обучения, чтобы быть допущенным к итоговой аттестации (экзамену), студенту необходимо набрать не менее 60 баллов, которые складываются из суммы баллов, получаемых студентом по каждой теме за выполнение обязательных видов работ. Обязательные виды работ: посещение лекций, ответы на семинарах, участие в дискуссиях, подготовка докладов, сообщений, рефератов, выполнение контрольных работ, участие в подготовке и проведении игр по теме «Игровые технологии», а также подготовка и участие в итоговом мероприятии для студентов и преподавателей кафедры менеджмента социально-культурной деятельности «Предновогодний вечер».

Критерии оценок: степень владения темой, знания фактического материала, логичность суждений, умение грамотно аргументировать точку зрения (ответ), обоснованность выводов.

Объем реферата – не менее 7-10 печатных страниц формата А4, список литературы должен включать не менее 10 первоисточников.

Промежуточный контроль оценки знаний проводится преподавателем в ходе каждого модуля в виде контрольного задания (работы), теста.

Количество набранных баллов уменьшается, если студент допускает пропуски лекционных и семинарских занятий, нарушает сроки выполнения учебных заданий, систематический отказ отвечать на занятиях. При отсутствии у студента необходимого количества баллов для допуска к итоговой аттестации (экзамену), преподаватель может поручить студенту выполнить дополнительное задание.

 

Игровые технологии СКД

Содержание и сущность игровой деятельности 0-3 0-6 - -- – 1   0-10 Анимационные социокультурные технологии 0-3 0-2 - 0-2 – 1   0-8 Рекреативный потенциал праздника 0-3   0-4 0-2   1   0-10 Мультимедийные социокультурные технологии. 0-3 0-2 0-2 -   1   0-8 Технологии организации фестивальных и конкурсных форм 0-3 0-2 0-2 0-2   1   0-10 Мероприятие «Новый год»             0-10 0-10 Всего: 33 18 14 14 10 14 10 100

 

Шкала соответствия баллов и оценок:

0-59 баллов «незачет», не допуск к экзамену
60-75 баллов «зачет», допуск к экзамену
76-85 баллов «хорошо»
86-100 баллов «отлично»

 

Индивидуальная работа

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ / Акулич Е.М. /

__________ _____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины Технологические основы социально-культурной деятельности (рекреативные технологии)  
По направлению подготовки 071800.62 Социально-культурная деятельность  
По профилю подготовки  менеджмент социально-культурной деятельности  
Институт социокультурного сервиса и информационных технологий  
Кафедра культурологии и социально-культурных технологий
Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Тюмень — 2014


Разработчик:

Кандидат культурологии, доцент                                                       Л.Ю. Антонова

 

      Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Культурологии и социально-культурных технологий »

          

« _____» ____________ 2014., протокол № _____

 

 

                                         Зав. кафедрой ________________/ Акулич Е.М. /

 

 

      Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии _________________________________

          

« _____» ____________ 2014., протокол № _____

 

                                         Председатель______________/ Антонова Л.Ю. /

 


Индекс по учебному плану



Цикл

Компонент

Базовая часть вариативная часть  по выбору студента Б3.Б.7.1 Профессиональный цикл *

Форма

Обучения

Курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

Итогового

Контроля

Всего часов Аудиторных часов Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Курсовая, контрольная работа (проект) Самостоятельная работа

Очная

3 6 108 54 18 36 53 Индивидуальная работа 1, зачет
4 7 108 54 18 36 18 Экзамен 36, курсовая работа

Заочная

3 6 108 8 4 4 96 Зачет 4, контрольная работа
4 7 108 16 4 12 83 Экзамен 9, курсовая работа

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: знакомства будущих бакалавров культуры в области профессиональной деятельности с особенностями рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности, выработки у студентов навыков анализа деятельности и перспектив развития организации отдыха и развлечений для населения.

 

Задачи:

- Предоставить студенту, обучающемуся специалисту (бакалавру, магистру) в области управления культурой развернутые, системные знания о сущности развлекательных (восстановительных) технологиях и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

- Развить у студентов общекультурные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО).

- Ознакомить студентов с динамикой развития рекреационно-развлекательной деятельности, организацией рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

- Рассмотреть рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта.

-  Выявить и проанализировать рекреативный потенциал праздников, конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ на конкретного человека, группу людей и общество в целом.

- Сформировать системное представление о технологии организации отдыха и развлечений.

- Проанализировать технологии индивидуального, группового, семейного туризма.

- Ознакомить студентов с психофизиологическими и социокультурными особенностями рекреации.

- Сформировать у студентов социальную значимость будущей профессиональной работы в организациях и учреждениях отрасли культуры и искусства.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в состав в базовой части профессионального цикла дисциплин. Дисциплина «Реклама в социально-культурной сфере» обеспечивает взаимосвязь таких управленческих дисциплин как «Маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере», «Культуротворческие технологии», «Основы культурной политики», «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности». Полученные студентами знания способствуют более глубокому изучению смежных профилирующих дисциплин.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1);

- быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2);

- быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценического оборудования учреждений культуры (ПК-6);

- быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форма массовой социально-культурной деятельности (ПК-13);

- быть готовым к участию в апробации и внедрении новых технологий социально-культурной деятельности (ПК-23);

- быть способным к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных) (ПК-26);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

знать:

- понятийный и терминологический аппарат учебной дисциплины;

- зарождение досуговых форм, формы проведения досуга различных сословий российского общества;

- социальную сущность досуга;

- принципы и функции социально-культурной деятельности;

- виды социально-культурных институтов;

- направления и формы взаимодействия социальных институтов в сфере свободного времени;

- виды средств массовой информации и основные сферы их влияния;

- состояние социокультурной ситуации в регионе.

уметь:

- ориентироваться в историко-культурном пространстве, определять цели, задачи, принципы организации различных форм социально-культурной деятельности населения;

- разрабатывать содержание социально-культурных (культурно-просветительных, культуроохранных, культурно-досуговых, рекреативных, реабилитационных) программ;

- определять результативность социально-культурной деятельности.

владеть:

- методами организации социально-культурной деятельности, руководства деятельностью учреждений культуры, методами разработки и реализации социально-культурных программ и технологий.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачётных единиц (216 ч.).

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

6 7
Аудиторные занятия (всего) 108/24 54/8 54/16
В том числе:      
Лекции 36/8 18/4 18/4
Практические занятия, мелкогрупповые занятия      
Семинары 72/16 36/4 36/12
Лабораторные работы, индивидуальные занятия      
Самостоятельная работа (всего) 71/179 53/96 18/83
В том числе:      
Курсовой проект (работа)   /* /*
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы      
Индивидуальная работа 1/0 1/0  
Контрольная работа   /* /*
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен, контрольная работа) 36/13 0/4 зачет 36/9 экзамен

 

Общая трудоемкость –216 час (6 зач. ед.)

5.  Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов (модулей) дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела

Модуль I.

Технологии организации отдыха и развлечений в учреждениях социально-культурной сферы

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Задачи курса. Понятия отдых (рекреация), рекреативных досуг, рекреативные технологии. Виды деятельности учреждений культуры и искусства в организации отдыха и развлечений. Структура курса. Особенности модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Рекомендуемая литература по курсу.
Тема 2. Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности. Психофизиологические и социокультурные особенности рекреации. Потребности в отдыхе и развлечениях. Формирования национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России. Формы деревенского досуга на Руси. Городские вечеринки второй половины XIX века. Перестройки досугово-бытовой сферы городов по европейским образцам во времена Петра I. Массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Отношение к отдыху и развлечению в советский период. Досуговые предпочтения в послевоенные годы. в последнее десятилетие советского периода. Современные формы отдыха.  
Тема 3. «Отдых» и «развлечение» как основные составляющие рекреационного досуга Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называют перекрещивающимися. Специфические особенности отдыха. Взаимоотношения между отдыхом и развлечением. Классификация отдыха: по составу отдыхающих, по продолжительности, по ативности. Свободная товарищеская беседа, как форма отдыха. Любительское и художественное исполнительство, развлекательные зрелища, спорт, как специфические виды отдыха. Досуговое общение как один из компонентнов свободного времени. Рекреационные потребности досуга человека. Технологии организации отдыха и развлечений. Оптимальный объём досуговой рекреации. Значение и роль специальных организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха. Национальные и региональные традиции, немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха.  
Тема 4. Психолого-педагогические основы рекреации Понятия «рекреация» и «отдых». Понятия «активного» и «пассивного» отдыха. Рекреативные технологии воспитания. Уровни рекреативной деятельности. Отношение рекреации к досугу. Рекреации как отдых, как сфера компенсации. Основные методы, применяемым в организации рекреативной деятельности молодежи.
Тема 5. Рекреативные функции досуга Рекреативная функция, способствующая полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил. Функции рекреации в досуговых программах. Рекреалогия как функция досуга. Исторические предпосылки становления и развития рекреалогии. Рекреалогия как наука и учебный предмет. Ее междисциплинарная сущность. Основные понятия рекреалогии, их подробная характеристика. Аналитическая оценка соотношения между рекреацией и другими понятиями: свободное время, отдых, досуг, реабилитация, физическая культура, спорт, физическая рекреация и здоровый образ жизни. Детализированная характеристика рекреационных систем и подсистем (условий рекреационной деятельности), их взаимодействие. Основные принципы и концепции рекреалогии, их разновидности: гуманоцентрированные (медицинская, социологическая, социокультурная, антропоэкологическая, деятельная), экономоцентрированные (политэкономическая, техноэкономическая, натуроцентрированная). Взаимосвязь рассматриваемых концепций. Рекреационные потребности и функции. Основные формы рекреации. Типизация рекреационных занятий и деятельности. Общая характеристика технологии конструирования (моделирования) и проведения циклов рекреационных занятий различных типов и видов. Аттрактивность и эффективность различных видов и циклов рекреационных занятий. Особенности рекреационной и туристической деятельности при изменении природных и социокультурных условий. Основные модели рекреалогии и механизмы их оптимизации. Комфортология как ветвь рекреологии. Субъективная и объективная оценки удовлетворенности уровнем комфорта.  

Модуль II .

Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга

Тема 1. Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности История оздоровления. Культ красоты человеческого тела в исторических предпосылках. Валеология – наука о правильном и здоровом образе жизни. Три аспекта здоровья: физическое, психо-эмоциональное, социальное. Понятие здорового образа жизни. Категории образа жизни человека. Мотивации лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни. Система здорового образа жизни. Понятие предшествующее здоровому образу жизни (БАД). Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта. Современные оздоровительные программы. Фитнес и активный отдых. Веллнес –технологии, как состояния физического и душевного благополучия. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
Тема 2. Физическая рекреация Укрепление физического и психического здоровья. Перемена вида и характера деятельности. Аспекты физической рекреации. Признаки, составляющие основное содержание физической рекреации Организованные формы физической рекреации. Формы занятий физическими упражнениями. Концепция физической рекреации основанной на закономерностях восстановления работоспособности и таких категориях, как "деятельность","адаптация". Формы физической рекреации. Понимание физической рекреации как вида физической культуры.  
Тема 3. Технологии индивидуального, группового, семейного туризма Понятие туризма. Виды туризма. Определения видов туризма в федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года. Рекреационные ресурсы как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта. Развития рекреационного туризма. Четыре основные составляющие: капитал, технологии, кадры, рекреационные ресурсы реализации туристического бизнеса в условиях рынка. Условное разделение рекреационных ресурсов: на природные и социально-экономические (социально-культурные). Четыре группы туристов, как покупателей туристского продукта, по В.А. Квартальному. Индивидуальные потребители туристских услуг. Особенности организованных покупателей. Содержание процесса обслуживания и продажи туристского продукта.  
 

Модуль III .

Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.