Объективная психология В.М.Бехтерева
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927), разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, тем не менее не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии. Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении.

Принцип механической причинности, с его точки зрения, опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения, можно рассмотреть как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии. В таком стремлении связать психическую деятельность с энергетическими законами, в частности с законом сохранения энергии, Бехтерев не был одинок.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. В своей книге «Основы общей рефлексологии» (1923) он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

В Психоневрологическом институте Бехтерева был заложен опыт строго объективного исследования ребенка – его поведения, мимики, речи. Исследовались и соответствие психических процессов внешним раздражителям, настоящим и прошлым, а также наследственные особенности детей. Рефлексологический подход к детскому развитию и рефлексологические методы исследования были чрезвычайно распространены в 10– 20-е гг. XX столетия, заменяя подчас собственно психологические методы исследования душевной жизни детей.

Наибольшее значение имели разработанные Бехтеревым рефлексологические методы изучения младенцев. Первая попытка такого исследования была осуществлена им в 1908 г., им же был разработан и обоснован метод генетического рефлексологического исследования, который он считал одним из важнейших достижений своей школы.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Как бы ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда подчеркивал, что все они концентрировались вокруг одной цели – изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Бехтерев фактически развивал те же мысли, что и представители появлявшейся в то время на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теорий личности – гуманистической.

Билет 15

Программы построения психологической науки во второй половине 19 века

Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии, но и всей европейской науки. Этот период характеризуется во всей Европе возрастанием появившегося в первой половине века интереса к естественно-научным проблемам. Развивающаяся техника и потребности производства показали первостепенную важность всех знаний, касающихся материальной природы. Рост промышленного производства, интенсификация общественной потребности в научных знаниях, интеграция усилий ученых разных специальностей в комплексном решении конкретных проблем способствовали повсеместному развитию естественных наук.

     Ламетри Жюльен ОфредеВ свою очередь, успехи физики и химии дали могучий толчок всему комплексу анатомо-физиологических наук, способствовали прогрессу медицины, психиатрии, биологии. Патологическая анатомия и гистология достигли необычайного расцвета, прежде всего благодаря работам Вирхова. Бурно развивалась наука о развитии зародыша - эмбриология, и одновременно стали на очередь вопросы генетики и эволюции во всех областях знания. Достижения в познании живой материи способствовали интенсификации интереса и к самому человеку как объекту познания. Многим казалось, что мечты Декарта (Хрестомат. 9.1) и Ламетри - объяснить животный организм от начала до конца как механистическую систему близки к полному осуществлению.

     Все это происходило на фоне и значительных политических изменений. К середине XIX в. Франция потеряла свое лидирующее положение в Европе. Объединение Германии под эгидой Пруссии, проводимое Бисмарком, привело к тому, что именно Германия становится главной индустриальной, экономической и военной силой в Европе. Закономерным следствием усиления Германии было то, что немецкая наука и образование также развивались бурными темпами и, в свою очередь, оказывали все большее влияние на развитие европейской науки. Очень скоро центр европейской науки перемещается в Германию. И если XVIII и первая половина XIX вв. прошли под знаменем французской науки, то во второй половине XIX в. приоритет, по крайней мере в области естественно-научного знания, получил немецкую направленность. Естественно-научные концепции и методы все более активно применяются в смежных с психологической проблематикой областях. Эксперимент как метод познания все глубже проникает в разные области знания. Утверждение идеи о мозге и нервной системе как материальной основе психики, развитие и распространение материалистических идей в области философского познания мира и человеко знания, интерес ученых-естественников к психологической проблематике способствовали формированию идеи о том, что и при изучении психических явлений следует более широко и активно использовать методологию и методы естественных наук. Важным и необходимым условием при этом являлось то, что к середине XIX в. сами естественные науки достигли такого уровня развития, что их результаты могли быть активно восприняты другими научными дисциплинами В таких областях знания, как нервно-мышечная физиология, физиология органов чувств, анатомия и физиология головного мозга, физическая оптика и акустика, астрономия и биология, психиатрия и неврология были получены результаты, позволяющие более объективно подойти к пониманию и исследованию психических явлений, в частности решать задачи:

изучения психических проявлений человека на основе экспериментальной методологии при планировании и проведении исследований;

использования в психологических исследованиях приборных (аппаратурных) методик и экспериментальных процедур, позволяющих количественно измерить психические феномены;

применения математических методов при обработке полученных эмпирических данных;

использования достижений смежных научных дисциплин (в первую очередь физиологии) при интерпретации полученных результатов. Все это послужило одновременно и предпосылкой, и основанием формирования экспериментальных разделов психологии; способствовало повышению объективности и доказательности психологических исследований, превращению психологии в конечном итоге в самостоятельную область экспериментального научного знания, со своим предметом, совокупностью методов и проблематикой.

Метод интроспекции и его вариации в психологии

Интроспекция – это субъективный метод в психологии, который базируется на самонаблюдении сознания. Это своего рода самоанализ, в котором мы не стремимся к осуждению. В этом интроспекция отличается от угрызений совести. Сложно переоценить важность интроспекции в психологии. Ведь только с ее помощью удается воспринимать реальность такой, какой она есть. Это стандарт и проводник при объективном анализе поведения человека. Суть интроспекции Метод интроспекции, по убеждению А. Бергсона, основан на метафизике. Так перед нами открываются пути нашего сознания и интуиции. На этот метод самонаблюдения опирается ретроспективная философия для того, чтобы достичь рефлекторного освобождения содержимого сознания и установления иерархии ощущений в общей структуре личности. Но при этом излишнее копание в сознании, то есть чрезмерная склонность к интроспекции, может стать причиной подозрительного отношения к миру, что довольно часто встречается у психастеников. Также замена реального и объективного мира внутренним миром присуща шизофреникам. 50 вещей, которые не стоит носить, если вам за тридцать 14 способов узнать об отношении кота к себе Зачем кошки несут убитых животных домой Понятие сознания по Декарту В природе человека проявляются два независимых и противоположных начала: тело и душа. Эти начала проистекают из двух различных субстанций: протяженной и немыслящей материи и непротяженной и мыслящей души. В соответствии с таким убеждением Декарт ввел два новых термина: сознание как выражение духовной субстанции и рефлекс, который отвечает за управление действия тела. Именно у Декарта впервые оформляется то самое понятие сознания, которое в дальнейшем становится центральным в психологии до конца 19-го века. Однако Декарт избегал употребления слова «сознание», а заменял его термином «мышление». При этом мышление для него – это все то, что происходит внутри человека так, что мы воспринимаем его как само собой разумеющееся. Следовательно, благодаря Декарту появился метод интроспекции в психологии, понятие самоотражения сознания в самом себе. Виды интроспекции В психологии различают систематическую, аналитическую интроспекцию, интроспективную психологию и феноменологическое самонаблюдение. Систематическая интроспекция изучает стадии мыслительного процесса на основе ретроспективного отчета. Этот метод разработан в Вюрцбургской школе. Аналитический метод интроспекции был создан в школе Э. Титченера. Он основан на стремлении разделения чувственного образа на отдельные составные элементы. Феноменологическая интроспекция – это одно из направлений гештальтпсихологии. Этот метод описывает психические феномены в целостности и непосредственности для наивных испытуемых. Феноменологический метод использовался в описательной психологии В. Дильтея, а в дальнейшем его применяли и в гуманистической психологии. Психологический метод самонаблюдения Интроспекция – это самонаблюдение, основная цель которого заключается в том, чтобы путем особого анализа вычленить непосредственные переживания из всех связей внешнего мира. Этот метод хронологически является первым в психологической науке. Своим появлением он обязан картезиан-ско-локковскому пониманию предмета психологии. 10 привычек хронически несчастливых людей Какие растения нельзя держать в доме? 15 красавиц, изуродовавших себя пластическими операциями Проблема самонаблюдения Интроспекция в психологии – это метод, признанный не только главным в области изучения человеческого сознания, но и являющийся практически методом, позволяющим анализировать непосредственное поведение человека.

Билет 16

Становление российской психологии до революции

В дореволюционной России существовали психологические теории как идеалистического, так и материалистического направления. В государственных учебных учреждениях господствовала субъективная идеалистическая психология.

В то же время сильными были и материалистические традиции в психологии, заложенные в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Этими учёными были открыты новые механизмы нервной деятельности, лежащие в основе поведения животных и человека. В своих работах они отстаивали объективный принцип изучения психической деятельности, отвергая субъективный подход как не научный.

В послереволюционной период возникли новые психологические теории, в основе которых лежали идеи рефлекторной те-ории. Так, К. Н. Корнилов разрабатывал "реактологию", М. Я. Басов - теорию поведения, В.М. Бехтерев - "рефлексологию". В работах других ученых использовались элементы бихевиоризма, гештальтизма и психоанализа.

В 1936 г. после постановления ЦК ВКПБ "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" все существовавшие психологические теории были объявлены ненаучными, буржуазными.

С этого времени советская психология стала развиваться исключительно только на основе Марксизма-Ленинизма и философии диалектического материализма. Это обстоятельство оказало как положительное, так и отрицательное влияние на развитие советской психологии. Это повлияло на разработку тех теоретических положений, которые легли в основу всех психологических исследований в последующее время.

Первое основополагающее теоретическое положение заключалось в том, что психика рассматривалась как свойство высокоорганизованной материи - мозга, заключающееся в отражении окружающей действительности. Такое понимание сущности психики, с одной стороны, давало возможность правильно объяснять назначение психики, а с дру-

гой стороны, исключало даже возможность постановки вопроса о существовании психики независимо от человека.

Второе положение заключалось в том, что формы проявления психической деятельности причинно обусловлены. Принцип детерминизма, который был провозглашен философами-материалистами, давал возможность научно объяснить психику и поведение человека и животных в зависимости от условий существования: у животных - био-логическими условиями, у человека - социальными. Однако при конкретном объяснении психики человека, в соответствии с идеологическими установками, приоритет отдавался не общечеловеческим, а классовым условиям существования, в связи с чем считалось, что психология господствующих классов не совместима с психологией угнетенных, и что между ними существуют непримиримые противоречия.

Третье положение гласило, что развитие психики происхо-дит не спонтанно (самопроизвольно), а в результате деятельности человека.

Эмпирическое познание психики в трудах Ф.Бэкона

Эмпиризм (от греч. еmpeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувствительного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теорий). Согласно другому определению, эмпиризм - это любое из двух взаимосвязанных учений, одно из которых касается понятий, а другое – знаний. Суть первого учения состоит в том, что большинство, если не все, понятия, в конечном счете, происходят из опыта; суть второго – большинство, если не все, знания проистекают из опыта в том смысле, что для их обоснования необходимо обращение к опыту. Ни одна из этих доктрин не подразумевает другую. Некоторые эмпирики допускали априорное, или независимое от опыта, знание, но отрицали существование априорных понятий. С другой стороны, почти никто из эмпириков, убежденных в существовании априорных понятий, не отвергал существование априорного знания. Представителями классического эмпиризма являются Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Родоначальником английского материализма и эмпиризма Нового времени был Френсис Бэкон (1561-1626). Как материалист и основоположник гносеологического принципа эмпиризма, Бэкон критикует средневековую схоластику и, по существу направляет свою философию против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, по его мнению, мешало развитию естественных наук и умножало бессилие человека. Бэкон подчеркивал огромное значение развития естествознания, но для этого нужно было научиться правильному мышлению, а значит освободиться от «идолов», т.е. заблуждений, которые обволакивают ум человека и мешают познанию природы, препятствуют правильному человеческому мышлению. Знание рассматривалось Бэконом как источник могущества людей. Вся основа его философии была практически направлена на то, чтобы дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. Бэкон считал, что степень господства человека над силами природы зависит от уровня развития его знаний. Опыт у Бэкона лишь первая ступень познания, вторая его ступень – это разум, который производит логическую обработку данных чувственного опыта. Истинный ученый, - считает Бэкон, - подобен пчеле, которая «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению».

Билет 17

Проблема сознания в современной науке и перспективы его создания (на примере искусственного интеллекта)

Многие споры вокруг проблемы "кибернетика и мышление" имеют эмоциональную подоплеку. Признание возможности искусственного разума представляется чем-то унижающим человеческое достоинство. Однако нельзя смешивать вопросы возможности искусственного разума с вопросом о развитии и совершенствовании человеческого разума. Разумеется, искусственный разум может быть использован в негодных целях, однако это проблема не научная, а скорее морально-этическая.

Однако развитие кибернетики выдвигает ряд проблем, которые все же требуют пристального внимания. Эти проблемы связаны с опасностями, возникающими в ходе работ по искусственному интеллекту.

Первая проблема связана с возможной потерей стимулов к творческому труду в результате массовой компьютеризации или использования машин в сфере искусств. Однако в последнее время стало ясно, что человек добровольно не отдаст самый квалифицированный творческий труд, т.к. он для самого человека является привлекательным.

Вторая проблема носит более серьезный характер и на нее неоднократно указывали такие специалисты, как Н. Винер, Н. М. Амосов, И. А. Полетаев и др. Состоит она в следующем.

Уже сейчас существуют машины и программы, способные в процессе работы самообучаться, т.е. повышать эффективность приспособления к внешним факторам. В будущем, возможно, появятся машины, обладающие таким уровнем приспособляемости и надежности, что необходимость человеку вмешиваться в процесс отпадет. В этом случае возможна потеря самим человеком своих качеств, ответственных за поиск решений. Налицо возможная деградация способностей человека к реакции на изменение внешних условий и, возможно, неспособность принятия управления на себя в случае аварийной ситуации. Встает вопрос о целесообразности введения некоторого предельного уровня в автоматизации процессов, связанных с тяжелыми аварийными ситуациями. В этом случае у человека, "надзирающим" за управляющей машиной, всегда хватит умения и реакции таким образом воздействовать на ситуацию, чтобы погасить разгорающуюся аварийную ситуацию. Таковые ситуации возможны на транспорте, в ядерной энергетике. Особо стоит отметить такую опасность в ракетных войсках стратегического назначения, где последствия ошибки могут иметь фатальный характер. Несколько лет назад в США начали внедрять полностью компьютеризированную систему запуска ракет по командам суперкомпьютера, обрабатывающего огромные массивы данных, собранных со всего света. Однако оказалось, что даже при условии многократного дублирования и перепроверки, вероятность ошибки оказалась бы столь велика, что отсутствие контролирующего оператора привело бы к непоправимой ошибке. От системы отказались.

Программа построения психологии как самостоятельной науки И.М.Сеченова

Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен выдающимся отечественным физиологом И. М. Сеченовым (1829-1905). В своих работах он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.

Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т. е. по схеме рефлекса. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т. п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса.

Открытие Сеченовым так называемых тормозных центров — локализованных в таламической области мозга нервных центров, раздражение которых способствовало задержке двигательной активности человека. Тем самым было показано, что функционально мозг осуществляет и регулирует не только процессы возбуждения, но и торможения. Это был настоящий переворот и в физиологии, и в психологии. В частности, для психологов появлялась реальная возможность естественно-научного объяснения процесса волевой регуляции, поскольку признак волевого поведения — умение противостоять раздражителям, сдерживать нежелательные импульсы. И Сеченов экспериментально показал, что за эту форму поведения человека отвечают соответствующие нервные центры мозга. Именно мозг человека стал выступать той субстанцией, которая не только возбуждается под воздействием внешних воздействий (об этом говорили и предшественники Сеченова), но которая еще и управляет нашим реагированием на эти воздействия. Тем самым закладывался принципиальной иной подход в понимании роли и места мозгового субстрата в протекании психической деятельности человека.

Во-вторых, Сеченов дал новую трактовку и самому понятию "рефлекс". Для Сеченова рефлекс не просто некая механическая и чисто физиологическая реакция — это сложнейший целостный акт, связывающий организм со средой и выступающий механизмом регуляции психической деятельности.

В-третьих, психические осознаваемые процессы соотносились ученым с центральным звеном рефлекса, именно оно обеспечивает интеграцию "психических деятельностей". Сеченов, в отличие от субъективно понимавших психику философов и психологов, рассматривал психическое (т. е. центральное звено рефлекса) в его органической связи с начальным и конечным звеньями. Тем самым он не допускал обособления психики ни от внешнего мира, ни от физиологических процессов. Таким образом, русский ученый утверждал в материалистической форме идеи психофизического и психофизиологического монизма в понимании сущности психических процессов. При этом он подчеркивал принципиальную несводимость психического к физиологическому.В-четвертых, Сеченов показал, что психическое, имея рефлекторную природу, неразрывно связано с мышечными движениями.Система взглядов Сеченова представляла собой оригинальную теоретическую программу естественно-научной перестройки психологии на основе использования объективных методов исследования.Предметом изучения психологии должно было стать происхождение психических деятельностей — ощущений разной модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли. Психология должна изучать не только область осознаваемых психических процессов (как это предлагал Вундт), но и анализировать все звенья единого и целостного психического акта.. Адекватным принципом изучения психики признавался генетический подход. Основным методом изучения психического должен стать физиологический, объективный метод.

Билет 18

Понятие бессознательного в глубинной психологии

В глубинной психологии бессознательное — особый функциональный компонент психики, инстанция, противостоящая сознанию и дополняющая его.

Представления о неосознаваемых сферах жизни души содержатся во многих традиционных учениях — «мир воображения» (арабский — алям-аль-миталь) в исламе, концепция трансцендентного «зрителя» (сущностного Я) в йоге, «сознания-хранилища» (в котором содержатся все «следы», оставленные прошлым опытом, и «семена» будущего опыта) в буддизме, учение Платона о познании как воспоминании (анамнесис) и многих др.

Концепция бессознательного впервые была чётко сформулирована Г. В. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).

В эпоху романтизма в противовес рационалистическим воззрениям Просвещения сложился своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества (Ф. В. Шеллинг, К. Г. Кару с и др.). Иррационалистическое учение о бессознательном, выдвинутое А. Шопенгауэром, было развито далее Э.

Гартманом, который возвёл бессознательное в ранг универсального принципа, лежащего в основе бытия.

Поведение как предмет психологических исследований

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.

Внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки — вот перечень явлений, относимых к поведению. Они интересны психологам, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния и содержание сознания, свойства личности.

В начале 20 века в психологии произошло очень важное, можно сказать, революционное событие, соизмеримое с началом новой, экспериментальной психологии В. Вундта. Американский психолог Дж. Уотсон в статье “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913) заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название “бихевиоризм” (от англ. behaviour — поведение). Уотсон понимал поведение как систему реакций и подчеркивал, что нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает в качестве единицы поведения знаменитую формулу: S—R (стимул — реакция).

В качестве задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по S предсказывать R, а по R заключать о S.

Дж. Уотсон был убежден в том о, что бихевиористы смогут объяснить с помощью связки S—R все поведение человека и даже общества. Различие между поведением человека и животного он рассматривал только с точки зрения сложности.

Наиболее старым и универсальным законом поведения в рамках бихевиористической модели является «закон эффекта» Э.Торндайка (1898), заключающийся в том, что связь между стимулом и реакцией будет усиливаться, если за реакцией следует подкрепление. При изучении процессов социального научения, сложного человеческого поведения трудно «увидеть» непосредственное подкрепление. Особую роль здесь играют «обобщенные» подкрепители (например, деньги) или, более тонкие – человеческие взаимоотношения (внимание, уважение, одобрение других).

Билет 19

Общественно-историческая природа психики человека

Качественные особенности психики человека, которые выделили его из животного мира, возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания. А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее “объективные устойчивые свойства”, “вне зависимости от отношений к ней субъекта”. В этом определении подчеркивается “объективность”, т. е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения. Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мысли А. Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле “объективно”.

В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда. Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными.

В условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности — биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат. В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица — действие. В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. “открыть” для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву. Для успешного выполнения действия необходимо развитие “беспристрастного” типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов и познание “объективных устойчивых свойств” этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания — речи и языка. Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий.

Понятие неосознаваемого в психологии

Для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Бессознательное или неосознаваемое - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация - это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.

Итак, все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы (рис. 1) [1].

В первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий - входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние - состояние «свободной головы» - и означает отсутствие сознательного контрол

Билет 20

Эмпиризм Джона Локка. Критика теории врожденных идей

Учение о существовании врожденных идей, т. е. понятий и суждений, несущих в себе знания, а также врожденных принципов, указывающих, как надо себя вести, было во времена Локка основой идеалистических концепций внечувственного и вообще внеэмпирического знания, равно как и основой представлений о существовании особой духовной субстанции как седалища врожденных идей. Вся первая книга «Опыта о человеческом разумении» посвящена начатой уже Гоббсом и Гассенди критике теории врожденных идей. Эта теория разделялась многими современниками Локка и в то же время уходила своими корнями в далекую древность. Уже в платоновских диалогах “Федон”, “Федр” и “Менон” была развита концепция познания как “воспоминания”. Платон утверждал, что душа “способна вспомнить то, что прежде ей было известно”, ибо души “до того, как им довелось оказаться в человеческом образе, существовали вне тела и уже тогда обладали разумом”, и отсюда происходит “припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу...”. Со времен античности учение о врожденных идеях было сращено всегда если не с идеей предсуществования душ, то с утверждениями об их нематериальности вследствие интимной связи с прозорливым божественным началом -- их творцом и высшим источником присущих им знаний.

Локк направил свою критику нативизма против так называемых кембриджских платоников и их оксфордских сторонников, а также вообще близких к ним философов и богословов, которые в той или иной мере опирались на средневековую неоплатоническую традицию (Р. Кэдворт, Г. Мор, Дж. Гленвиль, Р. Карпентер, Р. Саут, Д. Серджент, Дж. Смит, Э. Стиллингфлит, М. Хейл). Прежде всего эти мыслители настаивали на врожденности моральных принципов, Локк тоже начинает с критики этического нативизма. Но Локк атакует также гносеологический нативизм сторонников Декарта. Конечно, и у Декарта, и у Лейбница врожденные идеи были не только реликтом средневекового миросозерцания, но и проявлением их великой веры в мощь человеческого разума, однако это не дезориентировало материалиста Локка в определении направленности его критического пафоса. Во всех случаях это была критика в адрес идеализма.

Суждения о врожденности знаний чувственных качеств Локк считает противоречащими разуму и опыту. Необоснованны, по его мнению, и положения о врожденности понятий, суждений и принципов. Локк опровергает аргументацию сторонников подобных утверждений, основанную на мнимом факте “общего согласия” людей, зыбкой “очевидности” законов логики и аксиом математики, на непрочных надеждах обнаружить врожденные идеи в “не замутненном” внешним опытом сознании детей, которые были изолированы от общества, а кроме того, в сознании необразованных людей и представителей неразвитых народностей. В своей критике Локк умело использует данные медицины, детской психологии и этнографии, отчеты путешественников и мемуарную литературу. Сторонники нативизма больше всего рассуждали о врожденности идеи бога и его заповедей, и именно эту идею Локк решительно отвергает, отнеся понятие о боге к числу сложных, довольно поздно образованных идей.

Он обращает внимание на то, что сохранить веру во врожденность идеи бога и связанных с нею понятий особенно выгодно тем, кто, ссылаясь на небесное провидение, желает править людьми якобы от имени верховного владыки “Обладать авторитетом диктатора принципов и наставника неоспоримых истин и понуждать других на веру принимать за врожденный принцип все, что может служить целям учителя,-- это немалая власть человека над человеком”. Намек Локка явно относился к феодальным церковным и светским кликам, которые использовали нативизм и для пропаганды свирепой нетерпимости. Критика Локком теории врожденных идей была отправным пунктом его педагогической концепции.

Отвергая актуальное наличие врожденных знаний в сознании ребенка, Локк не отрицал, однако, врожденности потребностей, стремлений и аффектов, в том числе таких, которые позднее стали называть инстинктами, и таких, которые образуются у еще не родившегося ребенка под влиянием внешних воздействий, проникающих через тело матери. Не отрицает Локк и врожденности некоторых иных особенностей поведения. Современная нам наука признает все эти и другие им подобные явления и объемлет их общим понятием унаследованной и в этом смысле заложенной в структурах нервной системы программы поведения, в которой естественно усмотреть наличие информативного содержания. Информативный момент имеется уже во врожденных потребностях и влечениях, но все это не может поставить под сомнение факт исторической правоты Локка в его споре по поводу “врожденных” законов логики, исходных догм религии и принципов морали.

Функционализм, понятие, природа и свойства сознания

Функционализм - Направление психологии, в котором основным предметом исследования является то, посредством каких психических функций и как индивид приспосабливается к изменчивой среде, а также поиск способов повышения эффективности такого приспособления.

Предмет рассмотрения Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.

Теоретические положения Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия».Учение об эмоциях: показывает, что «условия» - это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания\

Практика Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой. Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

Вклад в психологию Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.

Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение.

Во многом идеи функционализма подхватил бихевиоризм.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 259.