Научная деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальнойи личностной.Поэтому можно сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна. Временные изменения затрагивают все аспекты жизни.
C течением времени и развитием науки, возникновением нового знания изменялось понимание предмета психологии.
В Когнитивной — познавательные ресурсы, которые меняют строй мышления.
В личностной — открытие к-либо ученым чего-то нового (Декарт — механизм рефлекса)
В социальной — зависимость строя мышления от общественного бытия и сознания.
Прогресс научного знания заключается в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом.
Научное знание – это знание причин явлений, факторов, которые их порождают, что относится ко всем наукам, в том числе и к психологии.
Основные этапы развития психологиикак науки.
I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).
II этап – психология как наукао сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).
III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в.
Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап– современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Логика развития— ведущий фактор влияния на развитие психологии (П)
связана с: - изменением ее (психологии) предмета и методов исследования психики
- влиянием смежных с психологией наук,
- развитием принципов и категорий П
(Два других фактора - социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого)
Начиная с VII-VI вв. до н.э. Ориентация на философию, и уровень развития философских знаний
в III в. до н.э.
- изменение философских интересов: в центре познания - общие законы природы или общества
Главный вопрос - особенности психики человека, содержании его души
Многое связывало в то время психологию также с математикой, биологией, медициной и педагогикой.
Математика играла большую роль в психологии:
-один из важнейших факторов ее превращения в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала),
- значимым параметром психического развития как такового (например, развития логического мышления )
Выделяют 3 важнейших методологических принципа П
детерминизма системности развития
Принцип развития
утверждает: психика развивается --> наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Один из наиболее распространенных псих. методов — генетический.
Определяет психические виды развития
филогенетический онтогенетический
(развитие психики в процессе становления человеческого рода) ( в процессе жизни ребенка)
теория рекапитуляции (про жесткую связь между Фило и Онто), т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития
Потом доказали, что такой жесткой связи не существует! развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать.
Процесс псих. развития нелинеен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка.
стороныпсихического развития:
(имеющие этапы и закономерности)
Р. личности
Р. интеллекта
Р. социальное
Категории (проблемы, которые составляют предмет и содержание П)
мотив образ деятельность личность общение переживание
Экзистенциальная психология
направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.
Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй, является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя[6]. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира[7]:
Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 334.