Гуманистическая психология, ее достижения и неудачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов

Причины появления:

1) 50-60-е гг. – изменение массового Сознания

- Неудовлетворенность механистическим и материалистическим характером западной культуры  КОНТР-КУЛЬТУРА ХИППИ.

- Изменение базовых ценностей: ориентация на реализацию личности, вера в возможность совершенствования человека.

2) Разочарование в традиционных психологических направлениях

1) бихевиоризм – узкий, искусственно созданный, предельно обедненный взгляд на человека (сопоставление с животными). Как следствие - дегуманизация – отсутствие человеческого в человеке.

2) психоанализ – акцент на патологии, недостаточное внимание к сознанию.

Гуманистическая психология - попытка открыть новый взгляд на проблему ч-ка.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм, с психологической точки зрения, предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. С этической же точки зрения, гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Принципы:

1- Человек – особая сущность, сознание выделяет его из окр. мира и определяет его уникальность (исследования на животных непригодны для понимания человека).

2- Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.

3- Убежденность в целостном характере природы человека. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

4- Изначальный позитивизм челловеческих. качеств. Человек изначально добр, в крайнем случае – нейтрален (негативные проявления – это рез-т воздействия окружения). Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.

5- Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью. Следует сделать акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.

6- Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт. Необходимо изучать все факторы и обстоятельства жизни индивида в непосредственном взаимодействии с ним – Гумм. психология – это антиэкспериментальная психология (нельзя экспериментировать над человеком). Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

Из этих принципов гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:

— ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек.

— отношения между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга.

— каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Абрахам Маслоу (1908-1970) Под влиянием Вертхеймера стал изучать псих. здоровых людей, которым удалось достичь САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (СА) – наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала ч-ка

 вывод: человек обладает врожденным стремлением к СА – это наивысшая чел. потребность, потребность в самосовершенствовании. Инертность и бюрократия об-ва подавляют индивидуальность, как следствие - переживание страха неизвестности и ответственности, поэтому не все достигают СА.

Основные взгляды

1) Человек – единое, уникальное, организованное целое.

2) Природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна.

3) Разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не обусловлены влиянием врожденных пороков человечества.

4) Природой в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного развития и самосовершенствования.

5) Наиболее отличительной и универсальной характеристикой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к творчеству может утратиться в результате «окультуривания» или подчинения человека нормам, господствующим в обществе.

6) Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.

7) Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и организованы в иерархическую систему.

1. В основании этой иерархической пирамиды — физиологические потребности

2. выше — потребности безопасности и защиты

3. еще выше — потребности принадлежности и любви

4. далее — потребности самоуважения;

5. а завершают пирамиду потребности самоактуализации или личного самоусовершенствования.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 353.