Этапы развития психики в филогенезе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существуют две истории развития психики.

1. Филогенез – историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции (история развития различных видов организмов).

2. Онтогенез – развитие индивида, развитие психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни.

Рассмотрим сначала основные ступени филогенеза(исторического развития психики).

I этап. А.Н. Леонтьев в своей книге «Проблемы развития психики» показал, что первый этап развития психики – это стадия элементарной сенсорной психики.

Для животных, у которых такая психики, окружающий мир представлен не в виде предметов в их отношениях друг к другу (как для высших животных, в том числе и для человека), а в виде таких отдельных особенностей, элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей.

В качестве типового примера такого отражения только некоторых, но зато жизненно важных особенностей предметов и явлений А.Н. Леонтьев рассматривает поведение паука.

Как только какое-нибудь насекомое попадает в паутину, паук сразу же направляется к нему и начинает опутывать его своей ниткой. Исследования показали, для паука важна только одна примета – вибрация, которую производят крылышки насекомого и которая передается по паутине. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве. Пауку «безразлично» все остальное, лишь бы была вибрация.

Можно продолжить опыт. Дотронуться до паутины камертоном, который звучит. В ответ паук начнет двигаться к камертону, взберется на него, опутает паутиной и начнет наносить удары своими конечностями. Вывод: для паука, все что вибрирует – еда.

Таким образом, для животных с элементарной сенсорной психикой характерно инстинктивное поведение.

Инстинкт – это такие действия живого существа, которые не требуют обучения. Животное «как бы знает» от рождения, что ему делать. В применении к человеку инстинкт – это действия, которое человек производит как бы автоматически, еще не подумав об этом (отстранение руки от пламени костра, махание руками при попадании в воду).

Инстинкты всегда интересовали человека. Необычайная сложность поведения муравьев, пчел, перелет птиц, строительство плотин бобрами – все это вызывало мысль о разуме у животных. Люди в древние времена стремились разгадать тайну инстинктов.

Инстинкт – 1) своеобразная твердая программа, которая действует только тогда, когда все внешние условия сохранены и звенья ситуации последовательны; 2) стереотипные, шаблонные, автоматизированные действия, основанные на безусловных рефлексах.

II этап эволюции психики – стадия перцептивной психики (воспринимающей).

Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в формы отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных предметов и их соотношений друг с другом. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы – центральной нервной системы.

Вместе с инстинктами в поведении таких животных основную роль начинают играть навыки, освоенные в процессе жизни каждым отдельным существом.

Навык – освоение в процессе жизненного опыта своих индивидуальны для каждого животного форм поведения, основанных на условных рефлексах.

На высших этапах поведение этих животных обретает особенности, свидетельствующие о простейшем интеллекте. Окружающий мир постоянно задает животному неожиданные задачи и для их решения (если не решать – погибнуть) в процессе эволюции возник более точный способ приспособления – навык.

III этап развития психики – стадия интеллекта (высший уровень поведения). Особенности «разумного» поведения животного:

– отсутствие длительных проб и ошибок, правильное действие возникает сразу;

– вся операция проходит как целостный беспрерывный акт;

 

– найденное правильное решение всегда будет использовано животным в аналогичных ситуациях;

– использование животным других предметов для достижения цели.

Такие действия, по словам Леонтьева А.И. становятся двухфазными: 1) подготовка (выбор палки обезьяной); 2) осуществление (подтягивание палкой банана).

Для выполнения этого действия необходимо выявить связь предметов, отношения друг с другом, увидеть результаты своих действий. Это и есть III этап. Но используют ли обезьяны приспособления в природных условиях? Англичанка Д. Гудал изучала поведения шимпанзе в Африке и сделала следующие выводы:

– животные используют то, что случайно попадается им на глаза (человек же приспособления создает специально);

– предмет, которым пользовалась только что обезьяна, после достижения ею цели теряет для нее интерес и значение в любой другой ситуации (человек же планирует его дальнейшее использование),

– животные ощущают потребность в новизне.

Таким образом, в психике животных мы находим немало существующих предпосылок, на базе которых в особых условиях возникло человеческое сознание.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 276.