Свойства психических явлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билет 1

Билет 2

                              Классификация психических явлений

Основные виды психических явлений

Все существующие психические явления очень тесно взаимосвязаны, но их можно разделить на основные группы:

процессы психические;

психические свойства личности;

состояния психические.

Это традиционная классификация психических явлений. При этом психические процессы рассматриваются в качестве базовых явлений, а свойства человеческой личности и состояния психические в качестве временных, типологических модификаций психических процессов. В совокупности все имеющиеся психические явления образуют целостную отражательно-регуляционную деятельность. Психические процессы Психические процессы являются отдельными целостными актами отражательно-регуляционной деятельности. Определенный психический процесс имеет собственный объект отражения, свои регуляционные особенности и протекает в соответствии со своими закономерностями. На базе психических процессов формируются психические образы.

Психический процесс — это активное взаимодействие объекта отражения и субъекта, система особых действий, которые направлены на познание объекта и реализацию взаимодействия с ним

Психические процессы делятся на виды:

познавательные,

волевые,

эмоциональные.

Совокупность волевых, познавательных, эмоциональных процессов составляют психическую деятельность индивида.

Психическим состоянием называется своеобразие психической деятельности временное, которое определяется ее содержанием, а также отношением самого человека к данному содержанию. Психическое состояние является текущей модификацией человеческой психической деятельности и представляет собой стойкую интеграцию психических проявлений индивида при конкретном взаимодействии с действительностью.

Проявляется психическое состояние в общем функциональном уровне психической активности, который зависит от деятельности человека в определенный момент и особенностей его личности. Психические состояния можно разделить на следующие виды: мотивационные, базирующиеся на потребностях установки, то есть на желаниях, интересах, страсти, влечении; состояния организованности сознания, проявляющиеся в разных уровнях работоспособности и внимательности; эмоциональные, подразумевающие эмоциональную тональность ощущений, эмоциональный отклик на окружающую реальность, настроение, эмоциональные состояния конфликтного характера; волевые, включающие состояния инициативности, решительности, целеустремленности, настойчивости.

Отдельно выделяются пограничные психические состояния человека:

Реактивные, включая шоковые и ступорные состояния;

Неврозы;

Акцентуации характера;

Психопатии;

состояния задержки психического развития.

Психические свойства личности Психическими свойствами личности называются типичные для определенного человека специфические особенности его психики и осуществления психических процессов. К психическим свойствам относятся: темперамент;

Направленность личности, то есть ее интересы, потребности,

Мировоззрение и идеалы;

Способности;

Характер.

Недостатки традиционной классификации Необходимо отметить, что традиционная классификация психических явлений, идущая от Канта, хотя и является основой построения традиционной психологии, имеет свои недостатки. Данной классификации присуще искусственное обособление психических процессов от типологических свойств личности и психических состояний. В действительности же познавательные, эмоциональные и волевые процессы являются определенными психическими возможностями личности, а психические состояния текущим своеобразием этих возможностей.

 

«Ментальная механика» и «Ментальная химия» новые проблемы эмпирической психологии сознания

Идеи ассоцианизма получили наивысшую популярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли.

Механика психики

Первые состояния сознания – ощущения. Производные от них – идеи (вторичные состояния сознания.

Чувственные данные и ассоциативный механизм их связи – заложены в сознании от природы.

Ассоциации – способ совпадения или соприкосновения идей. Приложимы только к ним, не затрагивают чувственных данных.

Идеи – копии ощущений. Из простых идей с помощью ассоциаций появляются сложные.

Закон ассоциаций: смежность и близость во времени или в пространстве.

Одновременные и последовательные ассоциации различаются по силе.

Сила зависит от 2х условий: ясности и повторения идей.

Психическая жизнь человека – соприкосновение идей. Доступна только внутреннему наблюдению.

 

 Сын Джеймса – Джон Стюарт Милль (1806-1873) – критиковал механистический взгляд отца.

 

Если для его отца образцом точного знания являлась механика, то сын находился под влиянием успешно развивавшейся в тот период химии. При этом он разделял идеи субъективного идеализма.

Говорил о "ментальной (психической) химии", т.е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания. (Ярошевский)

Главная задача психологии: изучать законы возникновения и ассоциации идей как элементов сознания.

Свойства души нельзя вывести из свойств элементов, как вода не имеет свойств водорода и кислорода.

Исходные явления сознания, ассоциируясь, дают новое психическое состояние.

Законы ассоциаций:Сходство, Смежность, Частота, Интенсивность

Ощущения:

Наличные (скоротечные и изменчивые)

Возможные (постоянные) – составляют для нас внешний мир.

Ассоциативные законы – основа взаимопереходов наличных ощущений в возможные и обратно.

 

Методология Милля:

 

Тезисы:

 

 Имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим;

Эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Ставя вопрос о создании особой эмпирической "науки об уме", Д.С.Милль отражал назревшую историческую потребность

                                                              

Билет 3

Принцип развития

утверждает: психика развивается --> наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Один из наиболее распространенных псих. методов — генетический.

Определяет психические виды развития

филогенетический онтогенетический

(развитие психики в процессе становления человеческого рода) ( в процессе жизни ребенка)

теория рекапитуляции (про жесткую связь между Фило и Онто), т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития

Потом доказали, что такой жесткой связи не существует! развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать.

Процесс псих. развития нелинеен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка.

стороныпсихического развития:

(имеющие этапы и закономерности)

Р. личности

Р. интеллекта

Р. социальное

Категории (проблемы, которые составляют предмет и содержание П)

мотив образ деятельность личность общение переживание

Экзистенциальная психология

направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй, является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя[6]. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира[7]:

Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.

Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.

Понимание времени

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека[9]. Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее[10].

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и других, в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации[11].

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии некоторые эмоции, в частности такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании[18].

В частности, тревога согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее[19].

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях)[20]:

отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;

вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют собой, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их;

вина сепарации от природы в целом, или иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека

 Билет 4

Билет 5

Билет 6

Билет 7

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Философские,

Религиозные,

магические представления;

интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии;

социально-психологические стереотипы;

Билет 11

Житейская психология.

Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях. Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.

Терпима к противоречиям.

Например, эти пословицы противоречивы: "Учение — свет, а не ученье — тьма". "Век живи, век учись, — дураком умрёшь".

Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна.

Научная психология.

Основана на научном подходе.

Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях.

Стремится конструктивно разрешать противоречия.

Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки.

Билет 12

Билет 13

Билет 14

Билет 1

Свойства психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

 

1) психические процессы;

 

2) психические состояния;

 

3) психические свойства личности.

 

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

 

Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

 

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

 

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

 

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

 

Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

 

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

 

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

 

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

 

3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

 

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Понятие гештальта. Законы образования и развития гештальтов

Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором все законы восприятия контактируют между собой, используя определенные принципы: близость; замкнутость; общая зона; схожесть; смежность; целостность.

Пocтулaт №1. O пpeгнaтнocти Пpeгнaтнocть – этo «coдepжaтeльнocть в кpaткocти», пepeдaющaя нeбoльшими oбpaзaми пoлный cмыcл пpoиcxoдящeгo coбытия. B этoм пocтулaтe утвepждaeтcя o пpeдпoчтитeльнocти чeлoвeчecким мoзгoм пpocтoты oбpaзa в мoдeли, пpeдcтaвлeннoй к вocпpиятию. Иными cлoвaми, мoзг чeлoвeкa cтpeмитcя к пpeoбpaзoвaнию в бoлee пpocтыe фopмы (мoдeли), пpeдcтaвлeнныe к coзepцaнию и oблaдaющиe cлoжнoй и бoльшoй opгaничнoй cтpуктуpoй. Пpимepoм дeйcтвия этoгo зaкoнa гeштaльт мoжeт пocлужить вocпpиятия уникумoм aбcтpaкции в изoбpaзитeльнoм иcкуccтвe.

Пocтулaт №2. O нeпpepывнocти

Heпpepывнocть – этo мexaнизм, пocpeдcтвoм кoтopoгo чeлoвeк мoжeт пoлучить инфopмaцию из внe. B этoм пocтулaтe утвepждaeтcя, чтo глaзa, кaк инcтpумeнт зpитeльнoгo вocпpиятия гpуппиpуют пpeдмeты, кoтopыe индивид видит, кaк цeлocтную кapтину. Пpимepoм мoжнo cчитaть coпocтaвлeниe пpeдмeтoв пo цвeту, paзмepу, фopмe и типу.

Пocтулaт №З. O cxoжecти Cxoжecть – этo вocпpиятиe и пocтpoeниe oбъeктoв, вcтpeчaющиxcя чeлoвeкoм пo oдинaкoвым или кoнгpуэнтным paзмepaм, фopмe и цвeтaм. B этoм зaкoнe гeштaльтa нaблюдaeтcя cxoжecть c пocтулaтoм №2. Пpимepoм мoжeт пocлужить дизaйн cтpaницы интepнeт-caйтa.

Пocтулaт №4. Oб ocнoвнoм фoкуce Ocнoвнoй фoкуc – этo утвepждeниe o нecxoжecти oбъeктoв мeжду coбoй в визуaльнoм пpocтpaнcтвe. Этoт зaкoн дepжитcя нa coзнaнии чeлoвeкa в тoм, чтo мoжнo дoлгoe вpeмя paccмaтpивaть нecoпocтaвимыe coздaния, иcпoльзуя oтличия пpeдмeтoв дpуг oт дpугa.

Пocтулaт №5. O близocти Близocть – этo визуaльнaя вoзмoжнocть чeлoвeкoм измepять paccтoяниe мeжду пpeдмeтaми, oцeнивaeмыe мoзгoм, кaк гpуппa.

Пocтулaт №6. Oб изoмopфнoм cooтвeтcтвии Изoмopфнoe cooтвeтcтвиe – этo пcиxoлoгичecкoe пoнятиe, включaющee в ceбя тeopeтичecкую cвязь пepeживaний пpoцeccoв нeпocpeдcтвeннoгo coзepцaния oднooбpaзныx фopм и coдepжaний, пpoиcxoдящиx в гoлoвe (мoзгe) чeлoвeкa. Teм caмым этoт зaкoн гeштaльтa oпpeдeляeт, кaк чeлoвeк мoжeт интepпpeтиpoвaть тo чтo видит, cлышит и пoнимaeт c тeм, чтo oн жeлaeт coзepцaть и вocпpинимaть. Пpимepoм этoгo явлeния мoжeт быть cвeтoфop нa дopoгe, кoтopый нa ужe пoдcoзнaтeльнoм уpoвнe мoтивиpуeт индивидa к oпpeдeлённoму дeйcтвию.

Пocтулaт №7. Oб oбщeй зoнe Oбщaя зoнa тaкoгo гeштaльтa – этo пcиxoлoгичecкoe пoнятиe, xapaктepизующee coвoкупнocть пpeдмeтoв, нaxoдящиxcя в oднoм пpocтpaнcтвe, пoпaдaющиx пoд взop «paзoм», в eдиный мoмeнт. Oн глacит, чтo вce oкpужaющиe в oдин мoмeнт вpeмeни oбъeкты нaxoдятcя в eдинoнaпpaвлeннoм движeнии, coздaвaя пpи этoм впeчaтлeниe oбъeдинённocти мeжду coбoй. Пpимepoм этoгo пocтулaтa мoжнo cчитaть мoбильный тeлeфoн или любoй дpугoй гaджeт нeбoльшoгo paзмepa.

Пocтулaт №8. O пpoдoлжeнии в иллюзии Пpoдoлжeниe в иллюзии — этo пcиxoлoгичecкoe пoнятиe, xapaктepизующee плaвный пepexoд зpитeльнoгo вocпpиятия oбpaзa, выpaжaющeгocя в coздaнии вooбpaжaeмoй peaльнocти Пpимepoм мoжнo cчитaть букву «П» из тpёx линий, к кoтopoй вooбpaжeниeм чeлoвeкa дocтpaивaeтcя нeдocтaющaя линия дo oбpaзoвaния гeoмeтpичecкoй фигуpы «пpямoугoльник». Cлeдoвaтeльнo, в дaннoм пpимepe oтpaжeнa paбoтa мoзгa индивидa, иллюcтpиpующaя пpoдoлжeниe в дoпoлнeнии нeдocтaющeй инфopмaции. Блaгoдapя cтpoйнocти пocтpoeния пocтулaтoв, мoжнo нaгляднo увидeть гeштaльт-тeopию вocпpиятия в дeйcтвии.

                                                                

Билет 2

                              Классификация психических явлений

Основные виды психических явлений

Все существующие психические явления очень тесно взаимосвязаны, но их можно разделить на основные группы:

процессы психические;

психические свойства личности;

состояния психические.

Это традиционная классификация психических явлений. При этом психические процессы рассматриваются в качестве базовых явлений, а свойства человеческой личности и состояния психические в качестве временных, типологических модификаций психических процессов. В совокупности все имеющиеся психические явления образуют целостную отражательно-регуляционную деятельность. Психические процессы Психические процессы являются отдельными целостными актами отражательно-регуляционной деятельности. Определенный психический процесс имеет собственный объект отражения, свои регуляционные особенности и протекает в соответствии со своими закономерностями. На базе психических процессов формируются психические образы.

Психический процесс — это активное взаимодействие объекта отражения и субъекта, система особых действий, которые направлены на познание объекта и реализацию взаимодействия с ним

Психические процессы делятся на виды:

познавательные,

волевые,

эмоциональные.

Совокупность волевых, познавательных, эмоциональных процессов составляют психическую деятельность индивида.

Психическим состоянием называется своеобразие психической деятельности временное, которое определяется ее содержанием, а также отношением самого человека к данному содержанию. Психическое состояние является текущей модификацией человеческой психической деятельности и представляет собой стойкую интеграцию психических проявлений индивида при конкретном взаимодействии с действительностью.

Проявляется психическое состояние в общем функциональном уровне психической активности, который зависит от деятельности человека в определенный момент и особенностей его личности. Психические состояния можно разделить на следующие виды: мотивационные, базирующиеся на потребностях установки, то есть на желаниях, интересах, страсти, влечении; состояния организованности сознания, проявляющиеся в разных уровнях работоспособности и внимательности; эмоциональные, подразумевающие эмоциональную тональность ощущений, эмоциональный отклик на окружающую реальность, настроение, эмоциональные состояния конфликтного характера; волевые, включающие состояния инициативности, решительности, целеустремленности, настойчивости.

Отдельно выделяются пограничные психические состояния человека:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 552.