Билет 1
Билет 2
Классификация психических явлений
Основные виды психических явлений
Все существующие психические явления очень тесно взаимосвязаны, но их можно разделить на основные группы:
процессы психические;
психические свойства личности;
состояния психические.
Это традиционная классификация психических явлений. При этом психические процессы рассматриваются в качестве базовых явлений, а свойства человеческой личности и состояния психические в качестве временных, типологических модификаций психических процессов. В совокупности все имеющиеся психические явления образуют целостную отражательно-регуляционную деятельность. Психические процессы Психические процессы являются отдельными целостными актами отражательно-регуляционной деятельности. Определенный психический процесс имеет собственный объект отражения, свои регуляционные особенности и протекает в соответствии со своими закономерностями. На базе психических процессов формируются психические образы.
Психический процесс — это активное взаимодействие объекта отражения и субъекта, система особых действий, которые направлены на познание объекта и реализацию взаимодействия с ним
Психические процессы делятся на виды:
познавательные,
волевые,
эмоциональные.
Совокупность волевых, познавательных, эмоциональных процессов составляют психическую деятельность индивида.
Психическим состоянием называется своеобразие психической деятельности временное, которое определяется ее содержанием, а также отношением самого человека к данному содержанию. Психическое состояние является текущей модификацией человеческой психической деятельности и представляет собой стойкую интеграцию психических проявлений индивида при конкретном взаимодействии с действительностью.
Проявляется психическое состояние в общем функциональном уровне психической активности, который зависит от деятельности человека в определенный момент и особенностей его личности. Психические состояния можно разделить на следующие виды: мотивационные, базирующиеся на потребностях установки, то есть на желаниях, интересах, страсти, влечении; состояния организованности сознания, проявляющиеся в разных уровнях работоспособности и внимательности; эмоциональные, подразумевающие эмоциональную тональность ощущений, эмоциональный отклик на окружающую реальность, настроение, эмоциональные состояния конфликтного характера; волевые, включающие состояния инициативности, решительности, целеустремленности, настойчивости.
Отдельно выделяются пограничные психические состояния человека:
Реактивные, включая шоковые и ступорные состояния;
Неврозы;
Акцентуации характера;
Психопатии;
состояния задержки психического развития.
Психические свойства личности Психическими свойствами личности называются типичные для определенного человека специфические особенности его психики и осуществления психических процессов. К психическим свойствам относятся: темперамент;
Направленность личности, то есть ее интересы, потребности,
Мировоззрение и идеалы;
Способности;
Характер.
Недостатки традиционной классификации Необходимо отметить, что традиционная классификация психических явлений, идущая от Канта, хотя и является основой построения традиционной психологии, имеет свои недостатки. Данной классификации присуще искусственное обособление психических процессов от типологических свойств личности и психических состояний. В действительности же познавательные, эмоциональные и волевые процессы являются определенными психическими возможностями личности, а психические состояния текущим своеобразием этих возможностей.
«Ментальная механика» и «Ментальная химия» новые проблемы эмпирической психологии сознания
Идеи ассоцианизма получили наивысшую популярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли.
Механика психики
Первые состояния сознания – ощущения. Производные от них – идеи (вторичные состояния сознания.
Чувственные данные и ассоциативный механизм их связи – заложены в сознании от природы.
Ассоциации – способ совпадения или соприкосновения идей. Приложимы только к ним, не затрагивают чувственных данных.
Идеи – копии ощущений. Из простых идей с помощью ассоциаций появляются сложные.
Закон ассоциаций: смежность и близость во времени или в пространстве.
Одновременные и последовательные ассоциации различаются по силе.
Сила зависит от 2х условий: ясности и повторения идей.
Психическая жизнь человека – соприкосновение идей. Доступна только внутреннему наблюдению.
Сын Джеймса – Джон Стюарт Милль (1806-1873) – критиковал механистический взгляд отца.
Если для его отца образцом точного знания являлась механика, то сын находился под влиянием успешно развивавшейся в тот период химии. При этом он разделял идеи субъективного идеализма.
Говорил о "ментальной (психической) химии", т.е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания. (Ярошевский)
Главная задача психологии: изучать законы возникновения и ассоциации идей как элементов сознания.
Свойства души нельзя вывести из свойств элементов, как вода не имеет свойств водорода и кислорода.
Исходные явления сознания, ассоциируясь, дают новое психическое состояние.
Законы ассоциаций:Сходство, Смежность, Частота, Интенсивность
Ощущения:
Наличные (скоротечные и изменчивые)
Возможные (постоянные) – составляют для нас внешний мир.
Ассоциативные законы – основа взаимопереходов наличных ощущений в возможные и обратно.
Методология Милля:
Тезисы:
Имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим;
Эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Ставя вопрос о создании особой эмпирической "науки об уме", Д.С.Милль отражал назревшую историческую потребность
Билет 3
Принцип развития
утверждает: психика развивается --> наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Один из наиболее распространенных псих. методов — генетический.
Определяет психические виды развития
филогенетический онтогенетический
(развитие психики в процессе становления человеческого рода) ( в процессе жизни ребенка)
теория рекапитуляции (про жесткую связь между Фило и Онто), т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития
Потом доказали, что такой жесткой связи не существует! развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать.
Процесс псих. развития нелинеен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка.
стороныпсихического развития:
(имеющие этапы и закономерности)
Р. личности
Р. интеллекта
Р. социальное
Категории (проблемы, которые составляют предмет и содержание П)
мотив образ деятельность личность общение переживание
Экзистенциальная психология
направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.
Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй, является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя[6]. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира[7]:
Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
Понимание времени
Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека[9]. Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее[10].
Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и других, в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации[11].
Понимание экзистенциальных эмоций
В экзистенциальной психологии некоторые эмоции, в частности такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании[18].
В частности, тревога согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее[19].
Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях)[20]:
отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют собой, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их;
вина сепарации от природы в целом, или иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.
Согласно М. Боссу, вообще следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека
Билет 4
Билет 5
Билет 6
Билет 7
Билет 8
Билет 9
Билет 10
Философские,
Религиозные,
магические представления;
интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии;
социально-психологические стереотипы;
Билет 11
Житейская психология.
Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях. Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.
Терпима к противоречиям.
Например, эти пословицы противоречивы: "Учение — свет, а не ученье — тьма". "Век живи, век учись, — дураком умрёшь".
Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна.
Научная психология.
Основана на научном подходе.
Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях.
Стремится конструктивно разрешать противоречия.
Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки.
Билет 12
Билет 13
Билет 14
Билет 1
Свойства психических явлений
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).
3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Понятие гештальта. Законы образования и развития гештальтов
Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором все законы восприятия контактируют между собой, используя определенные принципы: близость; замкнутость; общая зона; схожесть; смежность; целостность.
Пocтулaт №1. O пpeгнaтнocти Пpeгнaтнocть – этo «coдepжaтeльнocть в кpaткocти», пepeдaющaя нeбoльшими oбpaзaми пoлный cмыcл пpoиcxoдящeгo coбытия. B этoм пocтулaтe утвepждaeтcя o пpeдпoчтитeльнocти чeлoвeчecким мoзгoм пpocтoты oбpaзa в мoдeли, пpeдcтaвлeннoй к вocпpиятию. Иными cлoвaми, мoзг чeлoвeкa cтpeмитcя к пpeoбpaзoвaнию в бoлee пpocтыe фopмы (мoдeли), пpeдcтaвлeнныe к coзepцaнию и oблaдaющиe cлoжнoй и бoльшoй opгaничнoй cтpуктуpoй. Пpимepoм дeйcтвия этoгo зaкoнa гeштaльт мoжeт пocлужить вocпpиятия уникумoм aбcтpaкции в изoбpaзитeльнoм иcкуccтвe.
Пocтулaт №2. O нeпpepывнocти
Heпpepывнocть – этo мexaнизм, пocpeдcтвoм кoтopoгo чeлoвeк мoжeт пoлучить инфopмaцию из внe. B этoм пocтулaтe утвepждaeтcя, чтo глaзa, кaк инcтpумeнт зpитeльнoгo вocпpиятия гpуппиpуют пpeдмeты, кoтopыe индивид видит, кaк цeлocтную кapтину. Пpимepoм мoжнo cчитaть coпocтaвлeниe пpeдмeтoв пo цвeту, paзмepу, фopмe и типу.
Пocтулaт №З. O cxoжecти Cxoжecть – этo вocпpиятиe и пocтpoeниe oбъeктoв, вcтpeчaющиxcя чeлoвeкoм пo oдинaкoвым или кoнгpуэнтным paзмepaм, фopмe и цвeтaм. B этoм зaкoнe гeштaльтa нaблюдaeтcя cxoжecть c пocтулaтoм №2. Пpимepoм мoжeт пocлужить дизaйн cтpaницы интepнeт-caйтa.
Пocтулaт №4. Oб ocнoвнoм фoкуce Ocнoвнoй фoкуc – этo утвepждeниe o нecxoжecти oбъeктoв мeжду coбoй в визуaльнoм пpocтpaнcтвe. Этoт зaкoн дepжитcя нa coзнaнии чeлoвeкa в тoм, чтo мoжнo дoлгoe вpeмя paccмaтpивaть нecoпocтaвимыe coздaния, иcпoльзуя oтличия пpeдмeтoв дpуг oт дpугa.
Пocтулaт №5. O близocти Близocть – этo визуaльнaя вoзмoжнocть чeлoвeкoм измepять paccтoяниe мeжду пpeдмeтaми, oцeнивaeмыe мoзгoм, кaк гpуппa.
Пocтулaт №6. Oб изoмopфнoм cooтвeтcтвии Изoмopфнoe cooтвeтcтвиe – этo пcиxoлoгичecкoe пoнятиe, включaющee в ceбя тeopeтичecкую cвязь пepeживaний пpoцeccoв нeпocpeдcтвeннoгo coзepцaния oднooбpaзныx фopм и coдepжaний, пpoиcxoдящиx в гoлoвe (мoзгe) чeлoвeкa. Teм caмым этoт зaкoн гeштaльтa oпpeдeляeт, кaк чeлoвeк мoжeт интepпpeтиpoвaть тo чтo видит, cлышит и пoнимaeт c тeм, чтo oн жeлaeт coзepцaть и вocпpинимaть. Пpимepoм этoгo явлeния мoжeт быть cвeтoфop нa дopoгe, кoтopый нa ужe пoдcoзнaтeльнoм уpoвнe мoтивиpуeт индивидa к oпpeдeлённoму дeйcтвию.
Пocтулaт №7. Oб oбщeй зoнe Oбщaя зoнa тaкoгo гeштaльтa – этo пcиxoлoгичecкoe пoнятиe, xapaктepизующee coвoкупнocть пpeдмeтoв, нaxoдящиxcя в oднoм пpocтpaнcтвe, пoпaдaющиx пoд взop «paзoм», в eдиный мoмeнт. Oн глacит, чтo вce oкpужaющиe в oдин мoмeнт вpeмeни oбъeкты нaxoдятcя в eдинoнaпpaвлeннoм движeнии, coздaвaя пpи этoм впeчaтлeниe oбъeдинённocти мeжду coбoй. Пpимepoм этoгo пocтулaтa мoжнo cчитaть мoбильный тeлeфoн или любoй дpугoй гaджeт нeбoльшoгo paзмepa.
Пocтулaт №8. O пpoдoлжeнии в иллюзии Пpoдoлжeниe в иллюзии — этo пcиxoлoгичecкoe пoнятиe, xapaктepизующee плaвный пepexoд зpитeльнoгo вocпpиятия oбpaзa, выpaжaющeгocя в coздaнии вooбpaжaeмoй peaльнocти Пpимepoм мoжнo cчитaть букву «П» из тpёx линий, к кoтopoй вooбpaжeниeм чeлoвeкa дocтpaивaeтcя нeдocтaющaя линия дo oбpaзoвaния гeoмeтpичecкoй фигуpы «пpямoугoльник». Cлeдoвaтeльнo, в дaннoм пpимepe oтpaжeнa paбoтa мoзгa индивидa, иллюcтpиpующaя пpoдoлжeниe в дoпoлнeнии нeдocтaющeй инфopмaции. Блaгoдapя cтpoйнocти пocтpoeния пocтулaтoв, мoжнo нaгляднo увидeть гeштaльт-тeopию вocпpиятия в дeйcтвии.
Билет 2
Классификация психических явлений
Основные виды психических явлений
Все существующие психические явления очень тесно взаимосвязаны, но их можно разделить на основные группы:
процессы психические;
психические свойства личности;
состояния психические.
Это традиционная классификация психических явлений. При этом психические процессы рассматриваются в качестве базовых явлений, а свойства человеческой личности и состояния психические в качестве временных, типологических модификаций психических процессов. В совокупности все имеющиеся психические явления образуют целостную отражательно-регуляционную деятельность. Психические процессы Психические процессы являются отдельными целостными актами отражательно-регуляционной деятельности. Определенный психический процесс имеет собственный объект отражения, свои регуляционные особенности и протекает в соответствии со своими закономерностями. На базе психических процессов формируются психические образы.
Психический процесс — это активное взаимодействие объекта отражения и субъекта, система особых действий, которые направлены на познание объекта и реализацию взаимодействия с ним
Психические процессы делятся на виды:
познавательные,
волевые,
эмоциональные.
Совокупность волевых, познавательных, эмоциональных процессов составляют психическую деятельность индивида.
Психическим состоянием называется своеобразие психической деятельности временное, которое определяется ее содержанием, а также отношением самого человека к данному содержанию. Психическое состояние является текущей модификацией человеческой психической деятельности и представляет собой стойкую интеграцию психических проявлений индивида при конкретном взаимодействии с действительностью.
Проявляется психическое состояние в общем функциональном уровне психической активности, который зависит от деятельности человека в определенный момент и особенностей его личности. Психические состояния можно разделить на следующие виды: мотивационные, базирующиеся на потребностях установки, то есть на желаниях, интересах, страсти, влечении; состояния организованности сознания, проявляющиеся в разных уровнях работоспособности и внимательности; эмоциональные, подразумевающие эмоциональную тональность ощущений, эмоциональный отклик на окружающую реальность, настроение, эмоциональные состояния конфликтного характера; волевые, включающие состояния инициативности, решительности, целеустремленности, настойчивости.
Отдельно выделяются пограничные психические состояния человека:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 595.