Право ЕС - самостоятельная правовая система, которая служит нормативной основой для осуществления всесторонней интеграции в экономической, политической, духовно-культурной и других сферах общественной жизни между странами европейского континента, объединенными в организацию Европейский Союз (государствами — членами ЕС)
Юридическая сущность
Юридическая сущность права ЕС определяет его место в системе юридических норм. Юридическая сущность права ЕС менялась на разных этапах его развития. Исторически первым источником права ЕС послужил Договор об учреждении ЕОУС, т.е. международный (межгосударственный) договор. Соответственно, право ЕС зародилось и на первых этапах являлось преимущественно международно-правовым феноменом, составной частью международного (публичного) права.
В сходных выражениях определял юридическую сущность права ЕС (сначала – права ЕЭС и других Европейских сообществ) судебный институт этой организации – Суд Европейского Союза (первоначально Суд Европейских сообществ). В одном из своих главных прецедентных решений начала 1960-х гг. он провозгласил ЕЭС "новым правопорядком международного права, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права, хотя и в ограниченных сферах" (дело Ван Гент эн Лоос).
Таким образом, отделившись от международного права, право ЕС не слилось целиком и с внутригосударственным правом. Оно выступает сейчас как самостоятельная правовая система со своими источниками, формами правотворчества и правоприменения, специфическими механизмами защиты юридических норм от нарушений.
В связи с этим Суд ЕС к началу 1990-х гг. (еще до подписания ДЕС) изменил свою характеристику юридической сущности Европейских сообществ и их правовой системы: "[учредительные] договоры создали новый правопорядок, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права в как никогда ранее широких сферах, и субъекты которого состоят не только из государств-членов, но и их граждан».
"Следует напомнить в первую очередь, что Договор о ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая выступает составной частью правовых систем государств-членов ...субъектами этой правовой системы выступают не только государства- члены, но и их граждане"(дело Франковича). Ссылки на принадлежность права ЕС к международному правопорядку, как видно, из решений Суда ЕС исчезают, что отражает объективные изменения, происходящие в реальной жизни. Также в делах Косты и Франковича указано, что право ЕС – составная часть национальных правовых систем
В настоящее время аналогичные оценки юридической сущности права ЕС как правовой системы, отличной от международного права, можно встретить и в решениях органов конституционной юстиции государств – членов ЕС. Например, Конституционный совет Франции в решении от 20 декабря 2007 г. по делу о ратификации Лиссабонского договора прямо указал, что правопорядок ЕС является "отличным от международного правопорядка" (distinct de l'ordre juridique international), т.е. не должен считаться частью международного публичного права [5] .
Юридическая сущность права ЕС определяется не только тем, что это самостоятельная правовая система, но и тем, что это система особая.
Особенность нрава ЕС проявляется и в другой его черте. Как новая правовая система право ЕС возникает и развивается на базе накопленных веками правовых традиций государств-членов, впитывает в себя их достижения. Поскольку же в ЕС входят страны, относящиеся к разным "правовым семьям" (континентальной и англосаксонской), правовая система ЕС представляет собой синтез традиций как романо-германского, так и общего права (влияние первого в целом сильнее).
Как особой правовой системе праву ЕС также присущи специфические методы правового регулирования. Они дополняют в праве ЕС методы, присущие всем правовым системам современного мира (методы управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и диспоитивный методы; коллизионный метод).
· Поскольку право ЕС формируется на фундаменте сложившихся ранее национальных правовых систем государств-членов и направлено на приведение их к общему знаменателю, важнейшим методом правового регулирования ЕС выступает метод гармонизации (сближения)национальных законодательств, т.е. установление единообразных правил поведения в конкретной сфере общественной жизни.
· Термин "гармонизация" или его синонимы и близкие по значению слова ("сближение", реже "координация") может включаться и в название издаваемых институтами ЕС правовых актов, например: Директива 98/59/ЕС Совета от 20 июля 1998 г. о сближении законодательств государств-членов в отношении сокращений штатов, Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе
o Степень единообразия, достигаемая в результате гармонизации национальных законодательств на уровне ЕС, бывает различна. В одних случаях правовые акты ЕС ограничиваются установлением общих минимальных стандартов, которые государствам-членам разрешается повышать в своем внутреннем законодательстве, например, в области трудового права или уголовной ответственности за ряд преступлений. Такой вид гармонизации принято называть "минимальной гармонизацией".
o В других случаях ЕС устанавливает очень детальные правила, которые практически не оставляют возможности государствам-членам для самостоятельного нормотворчества: "полная" или "тотальная" гармонизация (англ. total harmonization; франц. harmonisation totale).
· Если же ЕС издает нормативный акт прямого действия, который заменяет собой законы государств-членов в конкретной сфере, то такую высшую степень обеспечения единообразия принято называть унификацией[11].
· Кроме метода гармонизации (включая унификацию), в праве ЕС получил распространение метод взаимного признания. В рамках этого метода правовым нормам и действиям на их основе, совершенным на территории одного государства-члена, придается обязательная сила на территории остальных государств-членов. Примерами использования этого метода являются, например, законодательство ЕС о взаимном признании судебных и внесудебных решений по гражданским и уголовным делам, о признании трудовых стажей работников-мигрантов в целях назначения пенсии и т.д.
· Наконец, все более широкое распространение в современном праве ЕС получает метод, называемый методом "двадцать восьмого режима"[13]. Как и гармонизация, метод "двадцать восьмого режима" предусматривает установление на уровне ЕС единообразных правил поведения в определенной сфере общественной жизни.
o Суть метода "двадцать восьмого режима" состоит в том, что гражданам и юридическим лицам, особенно тем, кто участвует в трансграничных отношениях, разрешается выбирать для себя вместо национальных единообразный европейский правовой режим, установленный на уровне ЕС в целом. Например, гражданин или юридическое лицо, желающие зарегистрировать товарный знак, могут сегодня сделать это по национальному законодательству (национальный товарный знак). Однако в качестве альтернативы они имеют право зарегистрировать в специальном учреждении ЕС товарный знак ЕС, который автоматически будет пользоваться охраной во всех государствах-членах.
o Аналогичным образом юридические лица в ЕС могут по-прежнему учреждаться в национальных организационно-правовых формах. Однако хозяйствующие субъекты на основании специальных законодательных актов ЕС могут воспользоваться европейскими организационно-правовыми формами (например, европейским акционерным обществом или европейским кооперативным обществом). Юридическое лицо, созданное в европейской форме, получает право перемещать свое местонахождение по всей территории ЕС, что может быть особенно интересно транснациональным корпорациям.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы относительно юридической сущности права Европейского Союза:
Социальная сущность права ЕС – основа правовой интеграции, средством регулирования интеграционных процессов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 605.