Фонды обязательного медицинского страхования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

НПА:

1) Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 года.

2) «Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» утверждена Постановлением Правительства от 11 сентября 1998 года.

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Основными задачами фонда являются:

- финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на
медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и
создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи,
предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования;

- аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности
системы обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Основными задачами фонда являются:

1) обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

2) обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе
обязательного медицинского страхования;

3) обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;

4) достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного
медицинского страхования;

5) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

 

Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи содержит перечень медицинских услуг. Например, скорая медицинская помощь, стационарная помощь при патологии беременности, родах и абортах.

Базовая программа реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами (участниками) обязательного медицинского страхования.

 

11. Бюджеты всех уровней как основные источники финансирования социальной защиты

НПА:

1) Конституция РФ (ст.72),

2) Бюджетный кодекс РФ(ст.84).

 

Бюджет - это необходимый атрибут государственности. Он представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации). В условиях становления рыночной экономики особую роль играет социальная направленность бюджета, т.е. бюджетное финансирование социальных программ.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития - это система научно обоснованным представлений о направлениях социально-экономического развитии России, основанных на законах рыночного хозяйства. Его результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. В последние т оды был принят ряд Концепций тех или иных направлений социальной политики, например, Национальный план действий в интересах детей, Концепция улучшения положения женщин в России и др. также Программы социального развития (Федеральную программу содействия занятости населения на 1998-2000 гг. и др.). Концепция социально-экономического развития определяется в законе как система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Программа социально-экономического развития - это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития России и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Прогнозы социально-экономического развития России разрабатываются Правительством на долгосрочную (до 10 лет), среднесрочную (от 3 до 5 лет) и краткосрочную (на год) перспективу исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала страны и т.д. Они включают в себя количественные показатели качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, систем образования, здравоохранения и социального обеспечения. В программах социально-экономического развития должны быть обязательно отражены основные направления социальной политики.

Анализ выполнения программ социально-экономического развития России содержится в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию, в котором также уточняются задачи на будущий год. Одновременно с проектом федерального бюджета Правитель во представляет Государственной Думе следующие документы и материалы: итоги социально-экономического развития России за прошедший период текущего года, прогноз на предстоящий год, перечень основных социально-экономических проблем (задач), на реализацию которых направлена политика Правительства в предстоящем году, перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию и т.д. Все они подлежат обязательному учету при обсуждении и утверждении федерального бюджета на следующий год. Как известно, каждый бюджет составляется по доходам и расходам.

В самом общем смысле, источником доходов бюджета является национальный доход. В советский период через бюджет происходило перераспределение более 65% национального дохода страны. Сейчас этот показатель намного меньше, что в известной мере определяется созданием внебюджетных фондов и усилением самостоятельности регионов. Однако принцип перераспределения доходов по-прежнему остался основным в системе социальной защиты. Следует подчерк­нуть, что он не может и не должен быть доведен до абсурда, иначе среди определенных категорий населения сформируется устойчивая психология социального иждивенства. Кроме того, чрезмерное увле­чение перераспределением может повлечь за собой серьезные сбои в развитии экономики, в мотивации труда и т.д. В частности, с такими проблемами столкнулась в последние годы Швеция.

Государство взяло на себя роль опекуна низкодоходной группы и раздает в скудных размерах услуги и льготы...

При формировании доходной части бюджетов мы сталкиваем различного рода налоговыми льготами как для юридических, так и для физических лиц. Эти льготы сами по себе являются мерами социальной защиты. Таковы, например, льготы по подоходному налогу для чернобыльцев, льготы по земельному налогу для военнослужащих и др.

Состав расходов бюджета определяется функциями государства. В сегодняшних условиях социальная функция российского государства должна занимать центральное место в его деятельности. Поэтому объем бюджетного финансирования социальных программ, расходов на социальные нужды, т.е. на выплату пособий, компенсаций, повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, повышение размеров денежного содержания военнослужащих, государственных служащих, судей, работников правоохранительных органов и т.д., достаточно велик. Вместе с тем нельзя сказать, что эти Финансовые мероприятия кардинально меняют уровень обеспечения семей с детьми, студентов, работников образования, науки, здраво­охранения и т.д. Бюджетный кодекс предусматривает, что бюджеты должны составляться с учетом минимальных государственных соци­альных стандартов. Это государственные услуги, предоставление ко­торых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. В тех случаях, когда средств бюджета не хватает для финансиро­вания тех или иных государственных расходов, в том числе - соци­альных мероприятий, вводится механизм секвестра расходов. Он за­ключается в пропорциональном снижении государственных расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, кроме защищен­ных. Стоит подчеркнуть, что большинство "социальных" статей бюджета являются защищенными, поэтому механизм секвестра при­меняться не может.

Если федеральными органами власти принят нормативный акт, приводящий к уменьшению доходов или увеличению расходов бюд­жетов субъектов федерации, должны быть выплачены компенсацион­ные возмещения из федерального бюджета. Очень серьезной пробле­мой является распределение финансовой нагрузки по социальным мероприятиям между бюджетами разных уровней. Так, например, Федеральным законом "О ветеранах" предусмотрено, что расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федера­ции; порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов федерации. В соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ежемесячное пособие на ребенка выплачивается за счет средств бюджетов субъектов федерации, этом указанные средства учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и выделяются целевым назначением. Реальная ситуация такова: из федерального бюджета средства на реализацию этого закона не выделяются, поэтому все расходы несут региональные бюджеты. Таким образом, возможность расширения льгот для этой категории населения на уровне субъекта федерации утрачивается. К сожалению, перечень примеров можно было бы продолжить.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. была утверждена Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ 1999-2001 годах, которая предусматривает распределение финансовой нагрузки между бюджетами различных уровней, в том числе в сфере социальной защиты. Так, например, компенсация внебюджетным со­циальным фондам выплаты пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, не может возлагаться на нижестоящие бюджеты. Расходы на обеспечение социальной защиты населения финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. Очевидно, подход должен быть таким: если социальные гарантии и льгот устанавливаются на федеральном уровне, то и расходы должны обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.

В системе местного самоуправления вопросы финансирования социальных мероприятий должны решаться по-другому, потому что они попадают в группу так называемых делегированных полномочий. Так, в соответствии со ст. 106 Закона Омской области о местном самоуправлении органы государственной власти Омской области принимают меры создания условий по обеспечению реализации органами местного управления государственных социальных стандартов, которые устанавливаются не ниже уровня федеральных. Областные социальные стандарты устанавливаются Законодательным Собранием Омской области, их основе устанавливаются нормативы бюджетной обеспеченности иные финансовые нормативы для территорий местного самоуправления в области. В случаях, когда областные социальные стандарты не могут быть обеспечены закрепленными за местными бюджетами доходными источниками, органы государственной власти области передают органам местного самоуправления иные доходные источники, отнесенные законодательством к доходам областного бюджета. Органы местного самоуправления обеспечивают уровень удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже минимальных областных социальных стандартов и в случае выполнения обязательств органами государственной власти несут ответственность перед населением за их соблюдение.

 

Проблемы:

1) Недостаточность бюджетного финансирования.

2) Межбюджетные отношения

- через бюджет осуществляется перераспределение доходов,

- ст. 72 К-и: с/з—совместная сфера ведения РФ и субъектов РФ,

- ст. 84 БК РФ,

- Закон от 1995 года «О ветеранах».

 








Дата: 2019-03-05, просмотров: 191.