Понятие социальной защиты. Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная защита

Право социального обеспечения: предмет, метод, система.

 

В этом вопросе право социального обеспечения понимается как отрасль российского права.

Отрасли, которые располагаются на стыке частного и публичного права—это социальное право. 

С/з—не комплексное социальное право, т.к. в любой отрасли нормы посвящены с/з.

Социальное право—это массив правовых норм, разной отраслевой принадлежности, которые взаимодействуют между собой для обеспечения эффективного регулирования отношений в области с/з населения.

Критерий выделения отношений, входящих в состав права социального обеспечения:

1. Сторона ПО—граждане; другая сторона—государство в лице соответствующих государственных органов, но субъектом может быть не только государство, субъекты могут быть разнообразными.

2. Алиментарные—связаны с жизненным обеспечением в случаях, предусмотренных в законе; государство должно предоставлять обеспечение бесплатно, безэквивалентно, т.е. не в обмен на затраченный труд.

3. С/о осуществляется за счёт специальных фондов (раньше—фонды социального обеспечения), создаваемых государством и управляемых им.

Коррективы:

1) Не только государство, субъекты многообразны.

2) Алиментарность утрачивает своё значение, т.к. обеспечение осуществляется за счёт ресурсов, которые сформированы из средств самих граждан.

3) Этот признак получил дальнейшее развитие—внебюджетные фонды.

Метод правового регулирования.

1. Характер положения субъектов. Нет ни подчинённости, ни автономности субъектов (заявительный принцип—гражданин должен обратиться в соответствующий орган).

2. Основания возникновения правоотношений(либо договор, либо иной акт), а в собесе возникают на основе сложного юридического состава(например, пособие по беременности и родам—требуется значительное количество документов, а не только наличие самого события рождения). Договоры тоже имеют место—страхование, социальное обслуживание, возмездное оказание медицинских услуг.

3. Характер юридических последствий для субъектов правоотношений в большинстве случаев носит позитивный характер, в исключительных случаях последствия могут быть неблагоприятными, если субъект нарушил свои обязанности (например, гражданин предъявил ложные документы для получения пособий). Санкции, как правило, правовосстановительные.

 

Пенсионный фонд РФ.

 

НПА:

1) Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года

2) НК РФ

 

Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании» Пенсионный фонд РФ признан страховщиком по обязательному пенсионному страхованию

Пенсионный фонд был образован на основании Постановления Верховного Совета РСФСР ОТ 22.12.1990, Фонд социального страхования - на основании Указа Президента от 07.08.1992, Фонд занятости - на основании Закона "О занятости населения РСФСР", а Фонд обязательного медицинского страхования - на основании Закона "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР".

Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд составляют для ра­ботодателей-организаций 28%, а для организаций, занятых в производ­стве сельскохозяйственной продукции, - 20,6% по отношению к начис­ленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по догово­рам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также по авторским договорам (раньше перечень этих договоров был гораздо уже и включал в себя только договоры подряда и поручения). Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. был утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР. К работодателям приравниваются лица, выплачивающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, и предметом которых является выполнение работ и оказание услуги; использующие произведение автора на основании авторского договора, кооперативы, в том числе сельскохозяйственные в отношении их членов. В частности, страховые взносы не начисляются на:

выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск, сохраняемый на период трудоустройства средний заработок;

пособия по государственному социальному страхованию;

льготы и компенсации гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы;

суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей;

материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании соответствующих решений органов государственной власти или местного самоуправления, иностранных государств и т.д.;

материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имуществу увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких и виды выплат;

суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых организацией в пользу работников по договорам добровольного медицинского страхования, заключаемых на срок не менее 1 года, договора добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей, условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам ПФР и если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным в связи с окончанием срока их действия или досрочным расторжением;

суммы страховых платежей работодателей, не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее 5 лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления инвалидности или достижения пенсионного возраста, при условии отсутствия задолженности по платежам в ПС и т. д.

Для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, частных детективов, охранников, нотариусов, аудиторов крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования тариф составляет 20,6% от дохода от их деятельности.

От уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются обществен­ные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов этих организаций и численность работающих инвалидов и пенсионеров составляет не менее 50% от общей численности рабо­тающих. В случае, если численность работающих инвалидов и пен­сионеров составляет менее 50% от общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых взносов применяется в части вы­плат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров независимо от источников финансирования.

Порядок уплаты страховых взносов работодателями и граждана­ми в Пенсионный фонд Российской Федерации был утвержден По­становлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с после­дующими изменениями и дополнениями). Работодатели и другие ли­ца, обязанные в силу закона уплачивать страховые взносы, должны зарегистрироваться в качестве плательщиков в местных отделениях ПФР. Работодатели уплачивают взносы один раз в месяц в срок, ус­тановленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В та­ком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Специальный нормативный акт регулирует порядок уплаты страховых взносов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми и семейными общинами народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования: они уплачивают страховые взносы с доходов, полученных за истекший год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разность между годовым доходом и расходами для его получения. Доходы, полученные в натуральной форме учитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по рыночным ценам, действующим на момент полу­чения дохода.  

За отказ от регистрации в качестве плательщика взносов взыскивается 10% причитающейся к уплате суммы. Штраф в таком же размере взыскивается за непредставление в установленный срок расчетной ведомости. Финансовые санкции применяются к работодателям в бесспорном порядке, а к остальным плательщикам - в судебном.

1 апреля 1996 г. был принят Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", который существенно расширяет перечень обязанностей не только работодателей, но и Пенсионного фонда. Федеральный закон от 5 мая 1997 г. внес изменения, связанные с введение персонифицированного учета, в Положение о ПФР, порядок уплат страховых взносов в ПФР и Закон о государственных пенсиях. Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального персонифицированного учета о застрахованных лицах для целей государственного пен­сионного страхования.

Пенсионный фонд открывает на каждое за страхованное лицо индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет содержит сведения, необходимые при назначении пенсии: продолжительность общего и специального трудового стажа, сумму заработка каждый месяц страхового стажа, который учитывается при назна­чении пенсии и др. Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному страховое свидетельство государ­ственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и иные данные.

Застрахованное лицо имеет право получать сведения, со­держащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в органах ПФР бесплатно один раз в год; бесплатно получать от работодателя копии сведений о себе, представленных в ПФР в целях персонифицирован­ного учета, в случае несогласия с этими сведениями обращаться с за­явлениями об их исправлении в ПФР или в суд. Обязанностями за­страхованного лица являются прохождение регистрации в органах ПФР в качестве плательщика страховых взносов (если они самостоя­тельно обеспечивают себя работой), получение страхового свидетель­ства и предъявление его по требованию работодателя, работников ПФР и органов социальной защиты, незамедлительно сообщать об утрате страхового свидетельства и об изменении сведений, содержа­щихся в индивидуальном лицевом счете; представлять по требованию органов ПФР документы, подтверждающие указанные сведения. Без­условно, введение персонифицированного учета в системе государст­венного пенсионного страхования в большей степени отвечает рыночным принципам и позволяет исключить возможность получения "незаработанных" пенсий.

Кроме страховых взносов, источниками формирования ПФР являются ассигнования из федерального бюджета на выплату пенсий военослужащим и приравненным к ним категориям, чернобыльцам, родителям погибших военнослужащих, проходивших службу по призыву, участникам Великой Отечественной войны и вдовам погибших в войну военнослужащих, на пересылку и доставку пенсий накладные расходы при этом составляют 7,9 процента). Федераль­ном Законом от 28 октября 1998 г. предусматривается финансирование за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с включением в трудовой стаж периодов, не сопровождающихся уплатой страховых взносов в ПФР. Средства на эти цели ежемесячно перечисляются в ПФР из федерального бюджета в порядке авансирования. Использование страховых взносов на финансирование указанных выше пенсий, а также на доставку и пересылку пенсий допускается лишь в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом ПФР на очередной финансовый год. Государственный фонд занятости населения возмещает ПФР расходы в связи с назначением «досрочных» пенсий безработным. Возможны также добровольные взносы в Пенсионный фонд. Собранные средства направляются на выплату пенсий, оказание органами социальной защиты материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материальное обеспечение его деятельности и др.

ПФР должен обеспечивать не только целевой сбор, аккумуляцию страховых взносов, финансирование указанных расходов, но и капитализацию собранных средств.

 

Размер пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего составляет 200% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего составляет 150% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

 

 

— По ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» —

 

Пенсия по случаю потери кормильца назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших), состоявшие на их иждивении.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие военной травмы; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

1) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел) - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

2) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;

3) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

4) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

 

Право на пенсию на льготных условиях имеют:

1) жены лиц, умерших вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 50-летнего возраста, а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.

2) родители лиц, умерших (погибших) вследствие военной травмы, за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих, размерах:

1) семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, - 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

2) семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, - 30% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.

 

Размер пенсии

За выслугу 20 лет - 50% соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.

За общий трудовой стаж 25 лет - 50% соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет -1% этих сумм.

 

В выслугу лет для назначения пенсии засчитываются, военная служба; служба в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсиив льготном исчислении.

 

Пенсии за выслугу лет, назначаемые лицам, являющимся инвалидами, увеличиваются:

1) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, - на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, предусмотренного п. «а» ст. 23 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности;

2) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны, - на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, предусмотренного п. «б» ст. 23 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности, при условии, если им не устанавливается надбавка к
пенсии в большем размере в соответствии с п. «в» ст. 17 этого закона.

 


Социальные пенсии.

НПА:

1) ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 года.

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

- инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», либо на пенсию по инвалидности, предусмотренную Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

- дети-инвалиды;

- дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению;

- граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

 

Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере(ст.18 ФЗ):

- гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей, - 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом размеры социальной пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), и социальной пенсии детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, не могут быть менее 470 рублей в месяц;

- инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, - 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (т.е. от 900 рублей);

- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, - 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.

 

Размер пенсии.

1. Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются в следующих суммах:

1) при III степени—900 рублей в месяц,

2) при II степени—450 рублей в месяц,

3) при I степени—225 рублей в месяц.

2. Лица, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности определяется в следующих суммах:

1) при III степени—

при наличии одного такого члена семьи—1050 рублей в месяц,

при двух таких членов семьи—1200 рублей в месяц,

при наличии трёх и более таких членов семьи—1350 рублей в месяц.

2) при II степени—

при наличии одного такого члена семьи—600 рублей,

при наличии двух таких членов семьи—750 рублей,

при наличии трёх и более таких членов семьи—900 рублей.

3) при I степени—

при наличии одного такого члена семьи—375 рублей,

при наличии двух таких членов семьи—525 рублей,

при наличии трёх и более таких членов семьи—675 рублей.

 

Размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

СЧ = ПК/(ТхК),

ПК—сумма расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, учтённого на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии;

Т—количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчёта страховой части пенсии;

К—отношение нормативной продолжительности страхового стажа(в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам;

Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180.

 

Размер накопительной части трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

НЧ = ПН/Т

НЧ—накопительная часть трудовой пенсии,

ПН—сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтённая в специальной части его индивидуального лицевого счёта по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается накопительная часть трудовой пенсии.

Т—количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчёта накопительной части пенсии.

 

Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ

П—размер трудовой пенсии по инвалидности,

БЧ—базовая часть трудовой пенсии по инвалидности,

СЧ—страховая часть трудовой пенсии по инвалидности,

НЧ—накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности.

 

Сумма базовой и страховой части трудовой пенсии по инвалидности не может быть меньше 660 рублей.

 

ИНДЕКСАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. + Базовая часть индексируется по достижении пенсионером возраста 80 лет, количества нетрудоспособных членов семьи.

Размер страховой части трудовой пенсии индексируется в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с предыдущим пунктом;

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с предыдущими пунктами;

 

Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период и не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период.

В случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в РФ и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации указанной части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

Размер накопительной части трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

 

Пособие при карантине

выдается, если рабочий или служащий был отстранен от работы органами санитарно-эпидемиологической службы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших его.

Если рабочий или служащий вследствие заболевания туберкулезом или профессионального заболевания временно нетрудоспособен на своей работе, но может без нарушения нормального хода лечения выполнять другую работу, то он временно переводится на эту работу. Если новая работа, на которую работник временно переведен, оплачивается ниже, чем его прежняя работа, то пособие выдается по больничному листку за все время перевода, но не более чем за 2 месяца. Пособие исчисляется по общим правилам, но выдается в таком размере, чтобы вместе с заработком по выполняемой работе оно не превышало полного заработка до перевода. Пособие во всех случаях не должно превышать того пособия, которое полагалось бы рабочему или служащему, если бы он не был переведен на другую работу.

При помещении в стационар протезно-ортопедического предприятия пособие выдается за все время нахождения в стационаре и за время проезда в стационар и обратно.

НПА:

1)

 

Работникам с повременной оплатой труда, для исчисления пособия берется месячный оклад или тарифная ставка с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых на день наступления нетрудоспособности. Среднедневной заработок определяется путем деления суммы заработка на число всех рабочих дней по графику в месяце нетрудоспособности. Общая сумма пособия определяется путем умножения дневного заработка на число рабочих дней, пропущенных в данном месяце вследствие нетрудоспособности.

Заработок для исчисления пособия для работников со сдельной оплатой труда определяется за
последние 2 месяца, предшествовавшие первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность. .

Когда работник проработал на предприятии менее 2 месяцев, применяется пропорциональное исчисление: для исчисления пособия берется заработок с учетом премий за время со дня поступления на работу до дня наступления нетрудоспособности. Работникам, состоявшим на работе, но в силу каких-либо причин не работавшим полностью в течение одного из двух месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, для исчисления, пособия берется заработок за тот месяц, в котором он фактически работал, и среднемесячная премия. Если он не работал в течение обоих месяцев, то пособие исчисляется из заработка за отработанные дни в месяце нетрудоспособности. При отсутствии заработка по уважительной причине и в этом месяце пособие исчисляется из тарифной ставки.

В составе заработка, из которого исчисляется пособие, учитываются все виды выплат, на которые начисляются страховые взносы на социальное страхование по основному месту работы, в том числе:

1) доплаты за совмещение;

2) доплаты за руководство бригадой;

3) все премии, предусмотренные действующей в организации системой оплаты труда.

Все виды выплат, подлежащие учету при определении среднемесячного заработка, включаются в заработок по времени, за которое они начислены, а не по времени их получения.

Премии, кроме ежемесячных, вознаграждение по итогам работы за год и вознаграждение за выслугу лет учитываются в среднемесячном размере, определяемом путем деления их общей суммы, начисленной в предшествующем году, на 12. Вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет во всех случаях прибавляется к среднемесячному заработку в размере 1/12 .

Не включается в состав заработка: оплата сверхурочных работ; оплата совместительства; заработная плата, сохраняемая за время простоев, отпусков, военных и учебных сборов; единовременные премии и премии из специальных фондов, а также другие выплаты единовременного характера.

 


Непрерывный трудовой стаж.

 

НПА:

1) Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» утверждены Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года.

 

 

Непрерывный трудовой стаж—это продолжительность последней непрерывной работы в организации, а при соблюдении установленных законодательством условий также и на другом предприятии

Пособие на ребёнка.

 

НПА:

1) ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 года.

2) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года.

 

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Ежемесячное пособие на ребенка не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

 

Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в размере 70 рублей (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).

Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на 100 % на детей одиноких матерей, на 50 % на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Граждане, имеющие детей, при обращении в органы социальной защиты населения по месту жительства граждан с детьми за назначением ежемесячного пособия на ребенка сведения о доходах семьи указывают в заявлении в письменной форме. Требование иных сведений о доходах не допускается.

Уведомление о назначении ежемесячного пособия на ребенка или об отказе в назначении указанного пособия должно быть направлено заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства граждан с детьми в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения. При проведении дополнительной проверки окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения.

Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.

 

Волеизъявление.

Проблемы:

1) Содержание волеизъявления,

2) Способ закрепления и выражения воли умершего.

 

Каждый человек может при жизни дать согласие на:

а) патологоанатомическое вскрытие,

б) захоронение рядом с другими умершими(или на определённом месте),

в) кремацию,

г) изъятие органов и тканей после смерти(для трансплантации, для учебных целей)—действует презумпция согласия на изъятие органов и тканей.

Порядок выражения и закрепления воли:

- В устной форме в присутствии свидетелей,

- В письменной форме.

Кто будет искать свидетелей в случае внезапной смерти(врачи задают вопрос об изъятии органов).

Письменная форма тоже плоха: мало ли куда он спрятал бумажку.

Вообще человек не привык ещё за 10 лет после советских времён чем-либо распоряжаться, в т.ч. и своим телом.

● Нужно перейти к нотариальному удостоверению воли.

В некоторых странах в удостоверениях личности отмечают, согласен ли человек на трансплантацию после смерти или нет.

Ещё одна проблема—кто будет исполнять волю умершего.

Человек в своём волеизъявлении может указать кому он доверяет исполнение своей воли.

Если такое лицо отказывается исполнить волю—закон содержит перечень субъектов, которые должны исполнить волю. Этот перечень ранжирован. Эти лица из перечня должны выразить мотивированный отказ.

Если эти люди отказались, этим может заняться другое лицо, которое может и желает организовать похороны. Иначе этим займётся служба по организации похоронного дела.

В случае отсутствия согласия на трансплантацию самого умершего, вернее отсутствие волеизъявления по этому поводу, то такое согласие могут дать другие лица, указанные в законе(например, родственники).

А если воля противоречит закону или здравому смыслу.

В законе указано, что воля может быть исполнена при наличии возможностей.

 

Общественные работы.

 

НПА:

1) ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года.

2) Положение «Об организации общественных работ», утверждённое Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 года.

 

 Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально-полезную направ­ленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Целями их организации являются:

-  осуществление потребностей в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер;

предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

сохранение мотивации к труду у лиц, длительное время не ра­ботающих или не имеющих опыта работы.

К основным видам общественных работ могут относиться: озеле­нение территорий, подсобные работы при строительстве жилья и объектов культурно-бытового назначения, ирригационные работы, строительство дорог и коммуникаций, отдельные виды неквалифи­цированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, обслуживание пассажирского транспорта, проведение мероприятий общественно-культурного значения и т. д.

Обществен­ные работы организуются органами исполнительной власти субъек­тов федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов занятости. В соответствии со ст. 24 Закона о занятости общественные работы организуются в административном порядке в организациях, находящихся в собственности субъектов фе­дерации или в муниципальной собственности, в других организациях - на основании договоров. В подзаконном нормативном акте отсут­ствует четкость при решении этого вопроса: предусматривается, что отношения между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации общественных работ, в которых фиксируются их права и обязанности, количество создаваемых рабочих мест, место проведения работ, сроки начала и окончания, уровень оплаты труда, порядок финансирования и т. д. Для подготовки предложений по организации общественных работ органы занятости анализируют си­туацию на рынке труда, выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах, собирают информацию и т. д. После приня­тия соответствующего решения органы занятости направляют граж­дан, зарегистрированных в целях поиска работы, для участия в этих работах, информируют безработных об условиях участия в общест­венных работах, о льготах, предоставляемых организациями. При необходимости, на случай чрезвычайных ситуаций, массового ростом безработицы, могут быть приняты специальные программы развития общественных работ. Финансирование общественных работ произ­водится за счет средств организаций, в которых они осуществляются и привлечения при необходимости средств субъектов федерации и Фонда занятости.

Предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, могут быть предоставлены соответствующие налоговые льготы, выделены дотации и субсидии.

Участие граждан в общественных работах допускается только на основании их добровольного согласия, с соблюдением норм трудового законодательства. С ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев. Преимущественным правом на его заключение пользуются безработные граждане, не получающие пособия по без­работице либо состоящие на учете в органах занятости свыше 6 месяцев. Лица, зарегистрированные в органах занятости, также имеют право на участие в общественных работах. Направление органов занятости является основанием для приема на работу таких лиц. В случае предложения постоянной работы, временной подходящей работы и при наличии других уважительных причин указанные договоры подлежат расторжению. Предложение участвовать в общественный работах, по общему правилу, не может расцениваться как предложение подходящей работы. Участие в общественных работах включается в общий трудовой стаж, но при подборе подходящей работы не учитывается, что соответствует ст. 4 Закона о занятости.

В Положении установлено, что если при организации обществен­ных работ учитываются возрастные и иные особенности граждан, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства, то она считается подходящей для лиц, впервые ищущих работу, отказавшихся повысить квалификацию, длительное время безработных (более 18 месяцев состоящих на учете в органах занятости или более 3-х лет не работавшие), для об­ратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ. На наш взгляд, требуется более четкое определение специального правила о подходящей работе в Законе о занятости. В ч. 3 ст. 4 необходимо указать, что подходящей считается оплачиваемая работа, в том числе работа временного характера и общественная. Оплата труда граж­дан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством. В период участия граждан из числе безработных в общественных работах за счет средств фонда занято­сти им устанавливаются доплаты к заработку в размере причитавше­гося им пособия по безработице. При этом со дня заключения дого­вора максимальный период предоставления доплат в суммарном исчислении не должен превышать 6 месяцев. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании.

 

Трудоустройство.

 

НПА:

1) ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года.

2) Постановление Правительства РФ «О лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ» от 14.06.2002 года.

3) Положение об оказании гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности», утверждённое Постановлением Минтруда РФ от 21.07.1997 года.

 

Трудоустройство - это оказание содействия в поиске подходя­щей работы, направление и устройство на работу незанятых граждан, осуществляемое специально уполномоченными государственными и иными органами и организациями.

В узком смысле слова, т.е. при посредничестве службы занятости.

Служба занятости формирует 2 банка данных: 1) вакансии от работодателей и 2) сведения о гражданах, ищущих работу. + выдаёт направления к работодателю на собеседование.

Постановление Правительства от 14.06.2002 года «О лицензировании деятельности по трудоустройству граждан РФ за границей».

 

Функции трудоустройства незанятых граждан осуществляются органами занятости. Они ведут учет свободных рабочих мест, созда­вая банки данных о вакансиях на предприятиях и в организациях района, города. Трудоустройство осуществляется по направлению органов занятости, которые могут быть обязательными для работо­дателей (например, направление инвалида в счет квоты рабочих мест) или рекомендательными. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на; равных основаниях с гражданами, направленными органами службы занятости. При приеме на работу гражданина, направленного служ­бой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает направление с указанием дня приема на работу. В случае отказа в прие­ме на работу гражданина, направленного службой занятости, рабо­тодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа я возвращает направление гражданину.

Специальными нормативными актами регулируется трудоустройства российских граждан за границей. Оно может осуществляться только ор­ганизациями, получившими лицензию в Федеральной миграционной службе РФ. Под деятельностью, подлежащей лицензированию, понима­ется любая деятельность организации, направленная на осуществление трудовой эмиграции граждан России за границу. Организация, полу­чившая лицензию, обязана выполнять следующие условия:

- регистрация граждан, предоставление анкет для формирования банков данных кандидатов являются бесплатными; не допускается получение отчислений от заработной платы трудоустроенных за рубежом граждан;

- не допускается взимание любых видов предоплаты за содейст­вие в трудоустройстве до заключения гражданином трудового договора с иностранным работодателем;

- не допускается продажа адресов иностранных работодателей и фирм содействия занятости без предварительного решения с ними вопроса о возможности трудоустройства российских граждан и т. д.

Несоблюдение перечисленных условий влечет за собой приостановле­ние действия лицензии, лишение лицензии, отказ от ее выдачи или про­дления и применение других мер, направленных на обеспечение безопас­ности российских граждан при поисках работы за рубежом.

 

Пособие по безработице.

 

НПА:

1) ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года.

Реабилитация инвалидов.

 

НПА:

1) «Положение об учреждениях МСЭ», утверждённое Постановлением правительства от 13.08.1996 года.

2) Положение «О порядке признания гражданина инвалидом» от 13.08.1996 года.

3) Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалида», утверждённое Постановлением Минтруда РФ от 14.12.1996 года.

 

Реабилитация инвалидов - это система медицинских, психологи­ческих, педагогических, социально-экономических мероприятий, на­правленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Ее целью является вос­становление социального статуса инвалида, достижение им матери­альной независимости и его социальная адаптация. Она включает в себя:

медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

профессиональную реабилитацию. Сюда входят профессиональ­ная ориентация, профессиональное образование, профессионально-производственная адаптация и трудоустройство.

социальную реабилитацию, которая предполагает социально-средовую и социально-бытовую реабилитацию.

 

Реабилитационные услуги и технические средства предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме, но при определенных условиях может возмещаться их стоимость.

Учреждение государственной службы медико-социальной экспер­тизы в случае признания лица инвалидом в течение месяца разраба­тывает и утверждает индивидуальную программу реабилитации, кото­рая в 3-дневный срок направляется в орган социальной защиты насе­ления. Примерное положение об индивидуальной программе реаби­литации инвалида (далее - ИПР) было утверждено пост. Министер­ства труда о социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. Она представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, на­правленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, пси­хофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. В ИПР опреде­ляются виды, формы рекомендуемых инвалиду реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения и исполнителя. ИПР составляется и реализуется только при наличии согласия инвалида или его законного представителя и выдается на руки инвалиду в виде единой формы (карты) установленного образца. Если инвалид или его законный представитель отказываются подписать ИПР, она при­общается к акту освидетельствования и не выдается. Она является; обязательной для исполнения всеми государственными и муници­пальными органами, организациями независимо от форм собственности.

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида реабилитационных услуг или от реализации программы в целом. Но это освобождает соответствующие органы и организации от ответственности за ее исполнение и не дает нрава инвалиду на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

ИПР может содержать как мероприятия, оплачиваемые за счет средств федерального бюджета или фондов обязательного медицинского страхования и предоставляемые инвалиду бесплатно, так и ме­роприятия, в оплате которых принимают участие сам гражданин, какие-либо организации или иные физические лица.

Объем реабилитационных мероприятий не может быть меньше того, что установлен федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

 

Категории ветеранов

С учетом заслуг при защите Отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливают­ся следующие категории ветеранов(5 штук):

ветераны великой Отечественной войны;

ветераны боевых действий на территориях других государств;

ветераны военной службы;

ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов;

ветераны труда.

В рамках этих категорий осуществляется дальнейшее деление. Так, в категории "ветеран войны" выделены:

- участники войны;

- лица, работавшие в годы войны в пределах границ действующих фронтов;

лица, работавшие в городе Ленинграде в период его блокады;

труженики тыла.

Перечень категорий, относящихся к числу ветеранов боевых действий на территориях других государств, также не является исчерпывающим. В законе предусмотрено, что Правительство РФ определяет порядок и условия отнесения других лиц к этой категории ветераном объем их прав и льгот. Причем это должно быть сделано по истечении 6 месяцев с начала участия граждан в боевых действиях и не позднее 1 месяца с момента их окончания. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в Приложении к закону. Изменения в него могут вноситься Государственной Думой. Он состоит из 3 разделов. В самом тексте Перечня указывается, что на лица, принимавшие участие в войнах и боевых действиях в государствах, на территориях и в обороне городов, предусмотренных в разделах 1 и 2, распространяется действие статей 2 и 4 закона о ветеранах, а на лиц, принимавшие участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе 3 - действие статей 3 и 4.

Ветераны военной службы - это военнослужащие всех родов и войск, всех министерств, где предусмотрена военная служба, который

7) награждены орденами или медалями либо удостоены почетных званий СССР или РФ;

8) награждены ведомственными знаками отличия и имеют право на пенсию за выслугу лет, в том числе уволенные в запас или отставку, также ставшие инвалидами вследствие военной травмы.

Ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судом (правоохранительных органов) - это работники соответствующий органов, которые:

9) награждены орденами или медалями либо удостоены почетных званий СССР или РФ;

10) имеют ведомственные знаки отличия и одновременно с этим пра­во на пенсию за выслугу лет или по старости.

Ветеранами труда признаются две категории лиц. Первая из них определяется по схеме, изложенной выше. Ко второй относятся лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте ц период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 - для женщин.

Кроме указанных, закон выделяет такую категорию, как инвали­ды Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территори­ях других государств.

 

Порядок присвоения звания "ветеран "

Льготы, предусмотренные законодательством, предоставляются только по предъявлении удостоверений единого образца, установ­ленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством РФ. Возможны две процедуры: 1) обращение за подтверждением права на льготы, когда удосто­верение уже есть. 2) обращение за документом, подтверждающим присвоение звания "ветеран" и право на льготы.

В законе есть определенное несоответствие с точки зрения опреде­ления понятия "ветеран" и моментом возникновения права на льго­ты. Так, ветеранами труда являются лица, имеющие трудовые заслуги и трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслу­гу лет (ст. 7), а в ст. 22 предусматривается, что ветеранам труда при выходе на пенсию в качестве мер социальной защиты предоставляют­ся соответствующие льготы. Но ведь иметь стаж и выйти на пенсию - это разные вещи. Если толковать закон буквально, то можно сначала получить звание ветерана труда и только после выхода на пенсию приобрести право на льготы. Недостаточно четкая формулировка правовой нормы порождает проблемы на практике. Так, некоторые граждане сочли, что право на льготы возникает со дня вступления закона в силу. Верховный Суд РФ разъяснил, что право на льготы, предоставленные законом о ветеранах, возникает с момента обращения данной категории лиц за их получением с предъявлением удосто­верения установленного образца. Если же в выдаче удостоверения было отказано и отказ впоследствии признан судом необоснованным либо гражданин не имел возможности получить удостоверение по независящим от него причинам (отсутствие бланков, образцов удо­стоверений и т.п.), то моментом возникновения права на получение льгот следует считать дату первоначального обращения гражданина в орган, на который возложена выдача удостоверений.

Интересным представляется и тот факт, что ветеранам правоохра­нительных органов и военной службы по достижении возраста, даю­щего право на пенсию по старости, предоставляется право на льготы, установленные для ветеранов труда. А право на льготы, установленные законом именно для указанных категорий ветеранов, они имеют при условии, если у них есть право на пенсию за выслугу лет (военнослужащие) или на пенсию по старости или за выслугу лев (ветераны правоохранительных органов).

Социальная защита судий.

 

НПА:

1) Закон РФ «О статусе судий в РФ» от 26 июня 1992 года.

 

Система социальной защиты судий(ст.20 ФЗ):

1. Дополнительные отпуска,

2. Жилищные льготы,

3. Льготы по медицинскому и лекарственному обслуживанию, санаторно-курортному лечению,

4. Льготы в сфере транспортного обслуживания,

5. Предоставление ежемесячного содержания в случае выхода в отставку,

6. Материальное обеспечение судий в случае инвалидности и материальное обеспечение членов его семьи в случае потери кормильца,

7. Государственное социальное страхование судий:

Жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

  

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

- гибели(смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья,— его наследникам в размере 15-тилетней заработной платы.

- причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью,— в размере 3-хлетней заработной платы судьи.

- причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью,— в размере годовой зарплаты судьи.

 

Льготы

  

Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года.

1) Санаторно-курортное лечение,

2) Ортопедическое обеспечение,

3) Медицинское обслуживание(лекарственное обеспечение),

4) Льготы по оплате проезда,

5) Коммунальные и бытовые льготы,

6) Льготы в области социального обеспечения(например, стаж в кратном размере).

Льготы действуют для граждан, которые получают пенсии или являются инвалидами—это косвенное пенсионное обеспечение.

Вопрос к экзамену: Какие льготы предоставляются вне зависимости от назначения пенсии?

Ответ:

- право на внеочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности—беспроцентную ссуду;

- бесплатную консультацию адвокатов, связанную с реабилитацией.

 

Социальная защита

Понятие социальной защиты. Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение»

 

Термин "социальная защита населения" появился в общественно-политической практике сравнительно недавно. В 1991 г. Министерст­во социального обеспечения было преобразовано в Министерство социальной защиты населения, были расширены его функции и пол­номочия, изменилась структура и т.д. Однако во многом изменение названия было лишь сменой вывески.

В широком смысле с/з—это

1) система мер, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни.

 Уровень жизни:

- денежные доходы населения,

- материальные блага и услуги,

- охрана здоровья и состояния здоровья,

- воспитание, образование, культура, нравственность.

2) практическая деятельность по социальной политике.

Социальная политика—это целенаправленное воздействие государства, органов МС, предпринимателей и организаций на существующую систему. Они улучшают условия труда и быта широких слоёв населения.

Понятие "социальное обеспечение" является более узким по сравнению с понятием "социальная защита", поэтому определять социальную защиту как социальное обеспечение в широ­ком смысле не совсем корректно, потому что помимо социального обеспечения в неё входят и другие элементы (социальная помощь и поддержка, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. д.).

С/з должна не только бороться с неблагоприятными ситуациями, но и предупреждать их.

Выводы:

1. Разнородный характер социального риска обуславливает правовое регулирование с/з различными отраслями.

2. Если основы системы с/о являются государственными, то с/з предоставляется не только государством, но и ОМСУ, предпринимателями, ОГВ, и кроме того самими гражданами в системе с/з.

Государство предоставляет социальную поддержку на минимальном уровне.

Социальная защита—система мер, направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию послед­ствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достой­ного уровня и качества жизни.

Кроме указанных понятий, сегодня используются и такие, как со­циальная помощь и социальная поддержка.

Социальная помощь - это услуги и выплаты, которые предостав­ляются гражданам за счет средств бюджетов различных уровней по результатам обследования благосостояния и направлены на его отно­сительное повышение.

 

2. Система социальной защиты населения в РФ.

 

Система социальной защиты населения может быть рассмотрена в нескольких аспектах.

Прежде всего, ее можно расценивать как совокупность взаимоот­ношений между обществом и гражданами по поводу предотвращения и ликвидации последствий социально-рисковых ситуаций посредст­вом обеспечения достойного уровня и качества жизни. Эти взаимоот­ношения складываются между субъектами-получателями социальной помощи или возмещения и субъектами, их предоставляющими. Со­держание этих связей составляют права и обязанности субъектов. Та­кой подход к определению системы социальной защиты связан с тео­рией правоотношения, поскольку социальная защита представляет собой в этом смысле не что иное, как систему правоотношений. Объектами рассматриваемых правовых связей выступают пенсии, посо­бия, натуральные услуги и т.д.

Возможна также классификация форм и средств социальной защи­ты по различным основаниям. В зависимости от субъекта-адресата социальной защиты можно выделить общие, специальные и исключи­тельные формы и средства. Общие адресованы всем гражданам без исключения и представляют собой защиту от общесоциальных видов риска (обеспечение безопасности инвестирования, защита сбережений и т.д.). Специальные (категориальные) формы обеспечивают защиту от специальных форм социального риска тех или иных категорий на­селения (например, защита наемных работников, защита пенсионе­ров, семей с детьми и т.д.). Исключительные формы предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.).

В зависимости от наличия промежуточного звена в системе пре­доставления помощи или обеспечения можно выделить прямую и опосредованную социальную защиту. Прямая предоставляется непо­средственно гражданам (выплата пенсий, пособий, социальное об­служивание и т.д.). Опосредованной социальная защита является в случаях предоставления налоговых льгот или освобождений пред­приятиям и организациям, предоставление регионам целевых субси­дий на социальные нужды из федерального бюджета и т.д. Социаль­ная защита может быть активной или пассивной, в зависимости от того, предполагается ли самостоятельная деятельность гражданина по повышению своего жизненного уровня. Примером активной соци­альной защиты является трудоустройство при посредничестве служ­бы занятости, участие в общественных работах и др., пассивной - вы­плата пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.

Социальная защита может быть индивидуальной и коллективной. Первая форма имеет место, если соответствующие меры направлены на поддержку конкретного человека, вторая—если субъектом-адресатом является коллектив или группа граждан.

В зависимости от оснований предоставления различают договор­ные и внедоговорные формы социальной защиты: первые из них пре­доставляются по договору, вторые - в силу закона. К первым отно­сятся коллективные и индивидуальные трудовые договоры и согла­шения, некоторые виды гражданско-правовых сделок, ко вторым -назначение пенсий, помощь лицам, пострадавшим от репрессий, и т.д.

Система социальной защиты выполняет несколько важнейших функций:

- превентивную (предупреждения социально-рисковых ситуаций). Примерами реализации этой функции являются меры по обеспе­чению занятости; защите сбережений граждан; предотвращению чрезвычайных ситуаций разного рода и т. д.;

- обеспечительную. Если не удалось предотвратить наступление неблагоприятных социально-экономических последствий, госу­дарство принимает на себя обязательства по материальной под­держке граждан: выплачивает пенсии, пособия, предоставляет различные виды социальных услуг. Реализация этой функции осуществляется методами, которые традиционно охватываются системой социального обеспечения;

- компенсационную. В тех случаях, когда гражданину был причинен материальный или моральный вред в связи с незаконными дейст­виями государственных органов, возникает необходимость его возмещения. Так, в системе социальной защиты граждан, постра­давших от воздействия радиации в результате аварии на Черно­быльской атомной электростанции, выделяется комплекс мер компенсационного характера: возмещается стоимость имущества, оставленного на зараженных территориях; выплачиваются денеж­ные компенсации за вред, причиненный здоровью, и др.

3. Нормативные источники социальной защиты

 

Нормативными источниками социальной защиты являются нор­мативные акты и договоры, содержащие в себе нормы, определяющие порядок, условия и гарантии осуществления социальной защиты. В эту систему входят международные договоры России, Конвенции и Рекомендации международных организаций, Конституция Россий­ской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов, законы и подзаконные нормативные акты, коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры (контракты).

Составной частью российской правовой системы являются обще­признанные принципы и кормы международного права. Если между­народным договором установлены иные правила, чем предусмотрен­ные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). Федеральный закон о международных догово­рах устанавливает, что договоры, касающиеся прав и свобод граж­дан, подлежат обязательной ратификации. В качестве примера при­ведем Соглашение о пенсионном обеспечении граждан государств-участников СНГ, договоры о выводе российского контингента из стран Балтии, предусматривающие гарантии социальной защиты во­еннослужащих и членов их семей, и т.д. Среди нормативных актов международного права прежде всего следует назвать Конвенции и Рекомендации Международной Организации труда (например, Кон­венция № 157 об обеспечении прав трудящихся с семейными обязан­ностями и др.).

Конституция в ст. 7 называет Россию социальным государством и закрепляет открытый перечень гарантий социальной защиты. Анало­гичные нормы содержатся в Уставе Омской области (ст. 4).

Кодифицированные законы как источники социальной зашиты - это прежде всего ТК РФ, КоАП, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др. В числе обычных законов можно назвать законы о государственных пенсиях, о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвали­дов, о занятости и многие другие.

Среди подзаконных нормативных актов выделяются указы Пре­зидента (об обязательном трудоустройстве отдельных категорий граждан при ликвидации предприятий, о социальной поддержке студентов, обучающихся за рубежом, и др.), постановления Правитель­ства (об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф и др.), постановления Минтруда, указания Министерства социальной защиты населения, указания Федеральной службы заня­тости и т.д.

В качестве нормативных источников социальной защиты высту­пают также нормативные акты субъектов федерации, как законода­тельные, так и подзаконные. В частности, в Омской области приняты законы о благотворительной деятельности, об охране здоровья граж­дан, постановления главы областной администрации (губернатора) о введении в действие на территории области Закона о ветеранах и др. Органы местного самоуправления принимают нормативные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления адресной соци­альной помощи, деятельности муниципальных центров социального обслуживания и т. д. В связи с развитием договорных методов регулирования социально-трудовых отношений большую группу источ­ников составляют коллективные договоры и соглашения, а также ин­дивидуальные трудовые договоры (контракты).

Значительна роль в регулировании социальной защиты актов су­дебных органов, прежде всего постановлений Конституционного Су­да России и постановлений Пленума Верховного Суда России.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 399.