Общеправовой классификатор отраслей законодательства не упоминает о такой отрасли, как законодательство о социальной защите. Очевидно, одной из причин такого положения дел служит разнородный характер социального риска. В классификаторе есть такие отрасли, как законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании, о трудоустройстве и обеспечении занятости, об охране здоровья и др. Нормы о социальной защите "разбросаны" по нормативным актам, которые в классификаторе относятся к различным отраслям. Так, вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных с военной службы, включены в законодательство об обороне; вопросы правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (в том числе - их социальная защита), регулируются уголовно-исполнительным законодательством. Между тем, многие специалисты сегодня признают за указанными общественными отношениями определенную специфику, порождающую возможность их отнесения к сфере социального законодательства В.А. Уткин отмечает: "К предмету уголовно-исполнительного права примыкают отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания. Такие отношения, строго говоря, не являются уголовно-исполнительными и, на наш взгляд, представляют собой предмет формирующегося в России социального законодательства".
Отрасли законодательства не характеризуются предметом правового регулирования. Общественные отношения по социальной защите в единстве могли бы составлять некий массив, относительно обособленный от других. Это приводит к выводу о неприменимости данной теоретической конструкции к указанной сфере общественных отношений.
Определение системы норм, регулирующих отношения социальной защиты, как новой комплексной отрасли права, несомненно, заслуживает обсуждения. "Комплексные отрасли права выглядят едва ли не самым загадочным явлением в системе права. Загадкой, в частности, является, их стойкое неприятие со стороны правоведов. Однако отсутствие таких отраслей может свидетельствовать лишь о неразвитости соответствующих социальных сфер, о чем остается только сожалеть". Вместе с тем, многие выдающиеся ученые, например, Ю.К. Толстой, О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский, В.К. Райхер и другие, поддерживали идею основных и комплексных отраслей права. "Становление и развитие комплексных отраслей в системе нашего права происходит скорее вопреки, чем благодаря теоретическим усилиям правоведов. Своим существованием комплексные отрасли обязаны лишь объективным тенденциям в развитии системы права", подчеркивает В. Н. Протасов и выделяет социальные и методологические предпосылки для более эффективного изучения проблемы комплексных отраслей, К первым из них он относит фактическое формирование и существование комплексных отраслей (экологического, хозяйственного, банковского и др.), а ко вторым - внедрение в теорию права системного подхода.
С.С. Алексеев выделяет два вида отраслей права: главные, профилирующие (государственное, административное, гражданское, уголовное и процессуальные отрасли) и неглавные, специальные самостоятельные отрасли права. Главные, фундаментальные отрасли формируются относительно быстро и в последующем составляют остов системы права, другие отрасли формируются в процессе боле длительного развития, первоначально - в рамках уже существующий отраслей. Он признает существование и комплексных правовых образований, в том числе отраслей. Их формирование он связывает с принятием комплексных актов, затрагивающих целые сферы социальной жизни или их участки. "Причем если такого рода компоновка юридически разнородного материала осуществлена не путем простого корпоративного его сосредоточения в одном документе, а путем кодификации и, следовательно, обогащения содержания права, введения в правовую ткань новых специфических системных нормативных обобщений, то в результате могут сложиться новые, относительно самостоятельные правовые образования".
Комплексные отрасли отличаются от самостоятельных тем, что, во-первых, не имеют единого однородного предмета, во-вторых, состоят из норм, взятых из разных отраслей, в-третьих, пользуются методами основных отраслей, в-четвертых, не занимают никакого места в правовой системе. "Юридические нормы, входящие в комплексные образования, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях, и на них распространяются общие положения соответствующих основных отраслей".
Предмет комплексной отрасли представляет собой "локальную социальную систему, ориентированную на решение определенных социальных задач", специфика метода комплексной отрасли проявляется в том, что здесь применяются особые, свойственные только ей комбинации "исходных, типовых приемов юридического регулирования". Комплексные отрасли образуются в системе права по предметному, неюридическому принципу. "Юридические особенности данной общности выражены не в специфических отраслевых методе и механизме регулирования, а в некоторых особых принципах, общих положениях, отдельных специфических приемах регулирования, свидетельствующих о существовании специального, хотя и не видового юридического режима".
Можно ли рассматривать нормы о социальной защите как комплексную отрасль права? Скорее всего, на этот вопрос следует ответить отрицательно. Если подходить широко к понятию "социальная защита", то нормы практически всех отраслей права будут включены эту новую отрасль. В самом деле, нормы, направленные на обеспечение достойного уровня жизни, на предотвращение неблагоприятных социальных последствий, содержатся почти во всех отраслях права. Некоторые из норм международного права, закрепленные в актах Международной Организации труда, а также в международных договорах Российской Федерации, должны будут выступать в качестве элементов права социальной защиты. В частности, можно назвать Конвенцию МОТ № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (1981 г.), Конвенции № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция № 138 о минимальном возрасте приема на работу и др.
В новую комплексную отрасль должны будут войти институты и нормы гражданского права, связанные с обеспечением социальной защиты: опека, попечительство и патронаж, договоры банковского вклада, пожизненного содержания с иждивением, страхования, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.д., нормы жилищного права, определяющие порядок бесплатного или с частичной оплатой предоставления жилья для неимущих, инвалидов и некоторых других категорий населения, внеочередного и первоочередного улучшения жилой площади и др., нормы семейного права, регулирующие алиментные обязанности родителей по отношению к несовершеннолетним детям и совершеннолетних, трудоспособных детей по отношению к престарелым нетрудоспособным родителям, порядок лишения родительских прав, усыновления и пр.
Нормы трудового права, которые могли бы выступать в качестве элементов права социальной защиты, достаточно разнообразны (гарантии и компенсации, специальные правила по охране труда и льготы для некоторых категорий работников, социальные гарантии для лиц наемного труда и др.). Они могут быть закреплены как в централизованном порядке, так и на уровне коллективных договоров и соглашений, а также в индивидуальных трудовых договора(контрактах).
Нормы публично-правовых отраслей также можно было бы включить в систему права социальной защиты. В первую очередь следует назвать государственное право, закрепляющее конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечение трудовых и социальных прав депутатов представительных органов власти, предусматривающее порядок и условия реабилитации репрессированный по политическим мотивам народам и отдельных граждан, регулирующее правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев и др. Административное право содержит нормы об управлении социальной защитой, о социальных гарантиях для государственных служащих и т.д., финансовое право - о налоговых льготах для граждан организаций, о внебюджетных социальных фондах, о расходовании средств бюджетов всех уровней на социальные цели и т.д. Уголовное право предусматривает ответственность за нарушение социальных прав граждан. Уголовно-исполнительное право закрепляет основные правила содержания заключенных, обеспечение для них нормальных жизненных условий и т.д. Процессуальные отрасли права устанавливают порядок разрешения конкретных юридических дел, связанных с нарушением прав и законных интересов граждан в социальной сфере.
Такой подход совершенно неприменим, более того, он попросту бессмыслен. Вся система права в целом комплексно воздействует на те или иные сферы общественных отношений, но это не означает, что функциональная направленность правовых норм делает необходимым изменение их отраслевой принадлежности и способна повлиять на построение правовой системы.
Таким образом, курс "Социальная защита населения в РФ" расценивается нами лишь как учебная дисциплина, в рамках которой рассматриваются преимущественно социально-обеспечительные аспекты этой системы. В необходимых случаях обращаясь к нормам различных отраслей права, мы ставим перед собой цель совершенствовать профессиональную подготовку студентов-юристов.
Пенсионный фонд РФ.
НПА:
1) Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года
2) НК РФ
Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании» Пенсионный фонд РФ признан страховщиком по обязательному пенсионному страхованию
Пенсионный фонд был образован на основании Постановления Верховного Совета РСФСР ОТ 22.12.1990, Фонд социального страхования - на основании Указа Президента от 07.08.1992, Фонд занятости - на основании Закона "О занятости населения РСФСР", а Фонд обязательного медицинского страхования - на основании Закона "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР".
Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд составляют для работодателей-организаций 28%, а для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, - 20,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также по авторским договорам (раньше перечень этих договоров был гораздо уже и включал в себя только договоры подряда и поручения). Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. был утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР. К работодателям приравниваются лица, выплачивающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, и предметом которых является выполнение работ и оказание услуги; использующие произведение автора на основании авторского договора, кооперативы, в том числе сельскохозяйственные в отношении их членов. В частности, страховые взносы не начисляются на:
выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск, сохраняемый на период трудоустройства средний заработок;
пособия по государственному социальному страхованию;
льготы и компенсации гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы;
суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей;
материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании соответствующих решений органов государственной власти или местного самоуправления, иностранных государств и т.д.;
материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имуществу увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких и виды выплат;
суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых организацией в пользу работников по договорам добровольного медицинского страхования, заключаемых на срок не менее 1 года, договора добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей, условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам ПФР и если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным в связи с окончанием срока их действия или досрочным расторжением;
суммы страховых платежей работодателей, не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее 5 лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления инвалидности или достижения пенсионного возраста, при условии отсутствия задолженности по платежам в ПС и т. д.
Для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, частных детективов, охранников, нотариусов, аудиторов крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования тариф составляет 20,6% от дохода от их деятельности.
От уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов этих организаций и численность работающих инвалидов и пенсионеров составляет не менее 50% от общей численности работающих. В случае, если численность работающих инвалидов и пенсионеров составляет менее 50% от общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых взносов применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров независимо от источников финансирования.
Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации был утвержден Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Работодатели и другие лица, обязанные в силу закона уплачивать страховые взносы, должны зарегистрироваться в качестве плательщиков в местных отделениях ПФР. Работодатели уплачивают взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Специальный нормативный акт регулирует порядок уплаты страховых взносов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми и семейными общинами народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования: они уплачивают страховые взносы с доходов, полученных за истекший год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разность между годовым доходом и расходами для его получения. Доходы, полученные в натуральной форме учитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по рыночным ценам, действующим на момент получения дохода.
За отказ от регистрации в качестве плательщика взносов взыскивается 10% причитающейся к уплате суммы. Штраф в таком же размере взыскивается за непредставление в установленный срок расчетной ведомости. Финансовые санкции применяются к работодателям в бесспорном порядке, а к остальным плательщикам - в судебном.
1 апреля 1996 г. был принят Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", который существенно расширяет перечень обязанностей не только работодателей, но и Пенсионного фонда. Федеральный закон от 5 мая 1997 г. внес изменения, связанные с введение персонифицированного учета, в Положение о ПФР, порядок уплат страховых взносов в ПФР и Закон о государственных пенсиях. Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального персонифицированного учета о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд открывает на каждое за страхованное лицо индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет содержит сведения, необходимые при назначении пенсии: продолжительность общего и специального трудового стажа, сумму заработка каждый месяц страхового стажа, который учитывается при назначении пенсии и др. Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и иные данные.
Застрахованное лицо имеет право получать сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в органах ПФР бесплатно один раз в год; бесплатно получать от работодателя копии сведений о себе, представленных в ПФР в целях персонифицированного учета, в случае несогласия с этими сведениями обращаться с заявлениями об их исправлении в ПФР или в суд. Обязанностями застрахованного лица являются прохождение регистрации в органах ПФР в качестве плательщика страховых взносов (если они самостоятельно обеспечивают себя работой), получение страхового свидетельства и предъявление его по требованию работодателя, работников ПФР и органов социальной защиты, незамедлительно сообщать об утрате страхового свидетельства и об изменении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете; представлять по требованию органов ПФР документы, подтверждающие указанные сведения. Безусловно, введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования в большей степени отвечает рыночным принципам и позволяет исключить возможность получения "незаработанных" пенсий.
Кроме страховых взносов, источниками формирования ПФР являются ассигнования из федерального бюджета на выплату пенсий военослужащим и приравненным к ним категориям, чернобыльцам, родителям погибших военнослужащих, проходивших службу по призыву, участникам Великой Отечественной войны и вдовам погибших в войну военнослужащих, на пересылку и доставку пенсий накладные расходы при этом составляют 7,9 процента). Федеральном Законом от 28 октября 1998 г. предусматривается финансирование за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с включением в трудовой стаж периодов, не сопровождающихся уплатой страховых взносов в ПФР. Средства на эти цели ежемесячно перечисляются в ПФР из федерального бюджета в порядке авансирования. Использование страховых взносов на финансирование указанных выше пенсий, а также на доставку и пересылку пенсий допускается лишь в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом ПФР на очередной финансовый год. Государственный фонд занятости населения возмещает ПФР расходы в связи с назначением «досрочных» пенсий безработным. Возможны также добровольные взносы в Пенсионный фонд. Собранные средства направляются на выплату пенсий, оказание органами социальной защиты материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материальное обеспечение его деятельности и др.
ПФР должен обеспечивать не только целевой сбор, аккумуляцию страховых взносов, финансирование указанных расходов, но и капитализацию собранных средств.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 285.