Международная подсудность устанавливает, подпадает ли под компетенцию национальных судов конкретного государства разрешение правового спора, осложненного иностранным элементом. В отличие от международной, территориальная подсудность относится всегда к конкретному суду, в который обратился истец. Каждое государство само определяет, какие споры относятся к компетенции его судов (гражданско-процессуальное законодательство).
В правовых системах предусматриваются три основных способа определения международной подсудности:
· по признаку гражданства сторон: суд того государства компетентен рассматривать спор, гражданином которого является одна из сторон (Франция, Италия и др.);
· по закону места жительства ответчика (Германия, Швейцария, Япония и др.);
· по признаку «фактического присутствия» ответчика (Англия, США и др.).
Этот способ определения международной подсудности, распространенный в странах общего права, при предъявлении персональных исков требует фактического присутствия ответчика на территории соответствующего государства для личного вручения ему судебной повестки, которая является началом процесса в собственном смысле слова. В целях предъявления вещно-правового иска фактическое присутствие толкуется как нахождение имущества (собственности) ответчика.
Одной из самых сложных проблем международного гражданского процесса является конфликт юрисдикции.
Он может проявляться в двух вариантах:
· отрицательный конфликт — два и более государств отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции;
· положительный конфликт — два и более государств претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам.
Правила о международной подсудности представляют собой наилучший способ разрешения конфликта юрисдикции. Конфликт юрисдикции необходимо отличать отконфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором — по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.
Виды международной подсудности:
· исключительная международная подсудность — спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства;
· альтернативная международная подсудность — стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;
· договорная международная подсудность — определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.
Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон.
Соглашение, в котором стороны выбирают суд определенного государства для рассмотрения возникшего спора либо спора, который может возникнуть в будущем, называется пророгационным соглашением. Наряду с пророгационными соглашениями (где указывается выбор в пользу судов определенного государства) стороны могут заключить дерогационные соглашения, в которых указывается на исключение судов определенного государства рассматривать спор.
В России все суды общей юрисдикции наделены полномочиями рассматривать споры, осложненные иностранным элементом. Правила установления международной подсудности установлены в главе 44 ГПК РФ и в гл. 32 АПК РФ. Основное правило для ее установления — это территориальная подсудность по месту жительства в РФ гражданина-ответчика или по месту нахождения на территории Российской Федерации организации-ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК РФ). К перечню дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам, относятся:
· дела о праве на недвижимость, находящуюся на территории Российской Федерации;
· дела по спорам из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории Российской Федерации;
· дела о расторжении браков российских граждан с иностранцами, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации;
· любые споры по делам, возникающим из публичных правоотношений;
· отдельные категории дел особого производства (ст. 403 ГПК РФ).
Положение о международной подсудности российским арбитражным судам устанавливает общее правило о том, что ответчик должен находиться или иметь место жительства либо имущество на территории РФ
74 Процессуальное положение иностранных лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и иностранного государства) в российских судах.
Процессуальное положение иностранных лиц в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ, в ГПК РФ (Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее также в настоящем разделе - иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями., АПК РФ (Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.), ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. (Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,), которые устанавливают принцип национального режима.
Изъятие из принципа национального режима может быть установлено только в порядке реторсий, вводимых Правительством РФ по отношению к лицам тех государств, в судах которых ограничиваются процессуальные права российских лиц.
Реторсия— ответное ограничение, устанавливаемое Правительством Российской Федерации в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.
Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется их личным законом (Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства). Физическое лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью по своему личному закону, в Российской Федерации может быть признано процессуально дееспособным, если это соответствует российскому законодательству (п. 3 ст. 399 ГПК РФ).
В Арбитражном законодательстве закреплено требование о том, что иностранные участники процесса должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 254 АПК РФ).
Процессуальное положение государства как участника гражданского процесса основано на его иммунитете. Предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решения суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом (п. 1 ст. 401 ГПК РФ). Положения ст. 251 АПК РФ(Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации, федеральным законом.) основаны преимущественно на доктрине функционального иммунитета. Здесь четко обозначено, что иностранное государство пользуется иммунитетом, если выступает только как суверен.
Практически во всех государствах закреплено право иностранцев на судебную защиту и свободный доступ в суды. Однако в некоторых государствах (Франция, Испания, Австрия, Польша, Чехия и т.д.) существует институт судебного залога для иностранцев, т.е. возложение на истца-иностранца обязанности предоставить обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик в случае отказа истца от иска или проигрыша им процесса.
Аналогичные правила закрепляются в ст. 254 АПК РФ, которая устанавливает, что иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды России по правилам подведомственности и подсудности для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международными договорами РФ.
Иностранец может вести дела в суде лично или через представителя. В силу того, что в российском праве нет института обязательного судебного представительства, представителями иностранных граждан в суде могут быть любые российские или зарубежные граждане, которые имеют надлежащим образом оформленную доверенность. В качестве представителей иностранных граждан могут также выступать консулы.
75 Исполнение иностранных судебных поручений.
Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.
Судебное поручение это вид правовой помощи, обязанность оказания которой фиксируется в международных соглашениях и национальных законах. Основные формы правовой помощи, предоставляемой в порядке выполнения иностранных судебных поручений: составление засвидетельствования, переписка, вручение документов, предоставление вещественных доказательств, допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства.
Международные договоры с участием Российской Федерации устанавливают особые процедуры направления судебных поручений. К таким договорам относятся:
· Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.;
· Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г.34;
· Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
· Гаагская конвенция 1954 г. предусматривает, что судебные поручения передаются консулом запрашивающего государства властям, указанным запрашиваемым государством (для Российской Федерации поручения передаются дипломатическим путем)
С 30 июня 2001 г. для России действует Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г. Она заменила в отношениях между ее участниками соответствующие положения Гаагской конвенции 1954 г. Гаагская конвенция 1970 г. предусматривает, что судебное поручение посылается в другое государство на языке этого государства в переводе или на английском, или французском языках. В ст. 3 Конвенции дается перечень реквизитов, которые судебное поручение должно содержать.
В Конвенции есть правило, которого не было в Конвенции 1954 г.: когда направляется судебное поручение, можно попросить сообщить о дате и месте выполнения этого судебного поручения и запросить возможность присутствовать при выполнении этого судебного поручения.
Конвенция предусматривает, что дипломатические и консульские представители тоже могут получать вот эти доказательства за границей. Что касается собственных граждан, то они их могут вызывать и получать у них соответствующие сведения. Более того, предусматривается, что они могут допрашивать, получать доказательства по делу даже от не граждан своего государства, но для этого им необходимо получить разрешение компетентного органа.
Отказать в исполнении судебного поручения можно только в двух случаях: если данный орган не компетентен, не может выполнять таких действий, и если это угрожает безопасности этого государства. Даже в том случае, если суды одного государства претендуют на исключительную подсудность по данному делу, это не может быть основанием для отказа в исполнении судебного поручения.
Так, в соответствии со ст. 8 Минской конвенции при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение должно применять законодательство своей страны. Вместе с тем, по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы государства последнего, если только они не противоречат законодательству запрашиваемого государства.
Согласно ст. 407 ГПК РФ поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
1. исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
2. исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
Статья 256 АПК РФ содержит дополнительное основание для отказа в исполнении поручения – не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
76 Признание документов, выданных в иностранном государстве. Гаагская конвенция об отмене легализации, 1961 г. Апостиль: форма и содержание.
Правовыми режимами подтверждения юридической силы иностранных документов являются:
— национальный режим - принятие документов без каких-либо дополнительных требований при условии их надлежащего и заверенного перевода;
— режим легализации;
— режим апостилирования;
— специальный режим.
Национальный режим — иностранные документы приравниваются к внутренним, если они не требуют принудительного исполнения.
В некоторых двусторонних договорах России о правовой помощи закреплено, что официальные документы, происходящие из одного государства, принимаются на территории другого без легализации.
Легализация (консульское или дипломатическое заверение) - совершение действий, придающих документу юридическую силу. т.е. действие, посредством которого публичное должностное лицо свидетельствует достоверность документа.
В основном говорят о двух путях легализации Документа: «консульская легализация» и «апостилирование».
Кратко остановимся на первом из них.
1. Консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.
2. Консульское должностное лицо легализует официальные документы, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания.
Легализация удостоверяет подлинность подписи, полномочия подписавшего лица, в определенных случаях - действительность печати или штампа
· Апостилирование (упрощенная легализация) осуществляется уполномоченным органом в стране происхождения документа, который приобретает юридическую силу на территории стран - участников Гаагской конвенции об отмене требования легализации иностранных официальных документов (1961 г.) (Великобритания, ФРГ, Китай, Россия, США, Франция, Япония).
Конвенция устанавливает правило: вместо операций по оформлению легализации требуется выполнение единственной формальности - проставление органами, выдавшими документ, апостиля (удостоверительной надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников).
Апостиль - штамп, соответствующий требованиям Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 1961, проставляемый компетентным органом на российском официальном документе или на отдельном листе, скрепляемом с этим документом, и удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ
Текст апостиля должен содержать следующие реквизиты:
- Наименование государства, выдавшего апостиль
- Фамилия лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ
- Должность лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ
- Наименование учреждения, печатью/штампом которого скреплён документ, удостоверяемый апостилем
- Название города, в котором проставлен апостиль
- Дата проставления апостиля
- Название органа, проставившего апостиль
- Номер апостиля
- Печать/штамп учреждения, проставившего апостиль
- Подпись должностного лица, проставившего апостиль
Заголовок апостиля обязательно должен содержать в верхней части надпись на французском языке «Apostille».
Апостиль может быть составлен как на одном из официальных языков Конвенции (французский либо английский), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль.
Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст. 5). Содержание документа органом, проставляющим апостиль, не подтверждается и не проверяется.
Замена легализации проставлением апостиля касается только официальных документов (исчерпывающий перечень в Конвенции)
Апостиль не проставляется на документах, совершенных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также на документах, имеющих прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
Общие правила проставления апостиля в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28.11.2015 N 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» (вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования – 27 мая 2016)
Государства-участники обязаны назначить органы, компетентные на проставление апостиля (ст. 6).
Согласно проекту Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня компетентных органов, уполномоченных на проставление апостиля в Российской Федерации»
Специальный режим. Гаагская конвенция 1961 г. не препятствует применению международных соглашений, которые устанавливают более либеральный режим признания иностранных документов.
Проставление апостиля не требуется, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации
в 1961 г. в Гааге была подписана Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов иопределяющая порядок проставления апостиля для стран-участниц Конвенции.
Упрощения легализации в соответствии с вышеназванной Конвенцией заключается в следующем:
-Каждое из договаривающихся государств освобождает от консульской легализации документы, на которые распространяется Гаагская Конвенция и которые должны быть представлены на его территории.
-Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
- Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа
- Документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции (!).
- Каждое договаривающееся государство назначает с учетом их официальных функций те органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля, о чем уведомляет министерство иностранных дел Нидерландов (В РФ к числу таких органов относятся Министерство обороны; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Министерство юстиции и его территориальные органы; органы записи актов гражданского состояния).
- ВАЖНО, чтобы форма и содержание апостиля соответствовали утвержденным Конвенцией, а именно: апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен иметь форму квадрата со стороной не менее 9 сантиметров и полностью соответствовать образцу:
77 Признание и исполнение решений иностранных судов в России.
государства признают иностранные судебные решения при наличии договора о правовой помощи, некоторые государств допускают такое признание на основе взаимности, и в крайне редких случаях допускается признание при отсутствии международного договора и взаимности.
В отношении иностранных судебных решений требуется признание и исполнение. Только признание возможно по делам неимущественного характера. Исполнение же требуется по делам имущественного характера.
Решения иностранных судов признаются и исполняются на территории РФ при наличии международного договора с соответствующим государством.
Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения должно быть подано в суд субъекта Федерации по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, то по месту нахождения его имущества. Если решение принято по спору, вытекающему из предпринимательских или иных экономических отношений, то ходатайство подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации.
После того, как иностранное судебное решение поступает в суд, судья обязан вызвать должника по делу и выяснить у него некоторые обстоятельства (его личность, не нарушены ли были его процессуальные права, знал ли он о рассмотрении иностранным судом соответствующего дела, имел ли он возможность на защиту, т. е. имел ли он возможность послать отзыв по данному делу или присутствовать на заседании суда; не было ли вынесено по тем же основаниям между теми же лицами решение какого-нибудь суда в Российской Федерации).
Суд не рассматривает дело по существу, он выносит определение об исполнении иностранного решения, после чего иностранное решение будет исполняться на территории Российской Федерации, как решение российского суда, то есть выдается исполнительный лист, и соответствующие действия осуществляются по этому исполнительному листу.
Вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений посвящен разд. III Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г. Под термином «решения» применительно к международному гражданскому процессу в этих документах понимаются «решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств».
В признании и в выдаче разрешения на принудительное исполнение решений в соответствии с указанными конвенциями может быть отказано в случаях, если:
· решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;
· сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;
· рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в Российской Федерации;
· имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
· исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации либо противоречит публичному порядку Российской Федерации;
· истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.
Статья 413 ГПК РФ регулирует признание решений иностранных судов. Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо по месту его жительства или месту нахождения в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа возражения относительно признания этого решения. Возражения заинтересованного лица относительно признания решения иностранного суда рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений.
В странах — членах Европейского Союза в настоящее время действует режим признания и исполнения иностранных судебных решений согласно соответствующим постановлениям ЕС, а для некоторых из них — режим, предусмотренный ст. 25—49Брюссельской конвенции о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г.86 В соответствии с этим международно-правовым документом любое заинтересованное лицо вправе подать заявление о признании и исполнении соответствующего решения в компетентный судебный орган государства — участника Конвенции. Получив такое ходатайство, суд не вправе пересматривать решение по существу. Он обязан лишь проверить отсутствие формальных оснований, дающих суду право не исполнять такое решение. В числе таких оснований Конвенция называет, в частности: противоречие решения публичному порядку государства исполнения; неуведомление надлежащим образом ответчика о судебном разбирательстве; противоречие решения другому судебному акту, вынесенному по спору между теми же сторонами судом государства исполнения, и т. д.
В странах континентального права иностранные судебные решения признаются на основе получения экзекватуры, т.е. разрешения местного суда на исполнение решения иностранного суда. В выдаче экзекватуры может быть отказано по различным обстоятельствам, среди которых: не уведомление ответчика о процессе, противоречие решения публичному порядку. В Германии основанием для отказа также является отсутствие взаимности, во Франции – отсутствие юрисдикции у иностранного суда либо нарушение международного публичного порядка или императивных норм.37
В государствах общего права (Великобритании, США) иностранное судебное решение является основой для самостоятельного иска и служит доказательством обоснованности требований истца. Обычно для таких дел применяется упрощенная процедура судебного разбирательства.
78 Международный коммерческий арбитраж: понятие, юридическая природа, виды. Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем.
Термин «Международный коммерческий арбитраж» применяется в нескольких значениях.
· он означает механизм разрешения споров, вытекающих из внешнеэкономических сделок.
· им обозначается орган, созданный для рассмотрения таких споров.
· как состав арбитража: несколько арбитров (обычно три) или единоличный арбитр.
Международный коммерческий арбитраж– вид третейского судопроизводства, рассматривающий и разрешающий коммерческие споры между хозяйствующими субъектами, складывающиеся в процессе их внешнеэкономической деятельности.
Вопрос о правовой природе арбитража, арбитражного соглашения до сих пор остается спорным в теории и практике международного частного права. В настоящее время в юридической литературе существуют 4 теории правовой природы МКА:
1. ДОГОВОРНАЯ.
2. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ.
3. СМЕШАННАЯ. Эта теория признается российскими учеными, согласно ей МКА сочетает в себе правовые и процессуальные элементы. Выбор суда, его создание и функционирование закрепляются в коммерческом гражданско-правовом договоре, который называется арбитражным соглашением (оговоркой). Процессуальная сторона заключается в том, что МКА действует на основании специальных правовых норм (регламентов), т.е. на основе норм процессуального права. Исполнение решений МКА происходит на основании норм процессуального законодательства стран места исполнения. Эта теория по сути была поддержана Институтом международного права на 44 сессии в 1952 г.
4. АВТОНОМНАЯ.
К положительным чертам МКА можно отнести:
· нежелание передавать споры на рассмотрение в национальный суд другого государства
· упрощенная и максимально деформализованная процедура
· недопустимость обжалований решений по существу
· более короткие сроки рассмотрения
· благоприятная обстановка в суде
· конфиденциальность, ведь споры разрешают обычно в закрытых заседаниях, а не в открытых, как в государственных судах
· возможность с большей легкостью исполнить решение МКА.
· создание позитивной судебной практики и появление необходимых прецедентов правоприменения;
· наличие возможностей для выбора оптимального варианта организации третейского суда, формирование списка арбитров и т.д
· для государственных судов зачастую характерно медленное, дорогостоящее, политически мотивированное рассмотрение дел и предвзятость в пользу скорее крупных, чем малых и средних предприятий.
· соблюдение баланса интересов сторон
· квалифицированность арбитров
Однако можно отметить и недостатки МКА:
В МКА перед тем, как что-либо существенное может быть осуществлено, необходимо избрать состав суда. Это невыгодно с точки зрения применения мер обеспечения иска, так как не все суды могут их применить
МКА существует в настоящее время в двух видах:
· институционный (постоянно действующий)
· изолированный – арбитраж ad hoc(созданный для данного случая, на один раз).
Институционный арбитраж– это постоянно действующий орган, имеющий свой аппарат, положение о нем регламент, на основании которых он работает, и в ряде случаев реестр (список) арбитров. Подобные органы создаются преимущественно при национальных торговых (торгово-промышленных) палатах, биржах, ассоциациях и др. организациях. Современные авторы отмечают имеющую в настоящее время институционализацию арбитража. Среди институционных арбитражей в мире наибольшей славой пользуются Арбитражный суд МТП в Париже, Арбитражный институт торговой палаты г. Стокгольма, Международный арбитраж Американской арбитражной ассоциации, Лондонский арбитраж Ллойда, Лондонский международный третейский суд и другие. Большую роль в рассмотрении споров с участием российских организаций играет МКАС при ТПП РФ.
Различают постоянно действующие арбитражи общей компетенции и специализированные (МАК, НУАФОР и др.), а также закрытые и открытые арбитражи (в зависимости от того, ограничена ли возможность подавать иски членством в данной организации).
Арбитраж ad hocобразуется сторонами для рассмотрения конкретного спора и прекращает свое существование по окончании разбирательства. Стороны при определении процедуры арбитража пользуются практически полной свободой, детально согласовывая правила процедуры, но они могут избрать в качестве основы деятельности любой уже существующий регламент.
МКАС разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам.
При отсутствии какого-либо указания сторон МКАС применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.
Во всех случаях МКАС принимает решения в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.
Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. устанавливает правило: МКА применяет коллизионное право места проведения арбитража (презумпция «кто выбрал арбитраж, тот выбрал право»).
Место проведения арбитража определяется либо соглашением сторон, либо местом жительства суперарбитра (исходя из общей презумпции «кто выбрал суд, тот выбрал право»)
79 Понятие, форма и виды арбитражных соглашений. Автономность арбитражного соглашения.
Одним из основополагающих принципов международного коммерческого арбитража является принцип добровольного обращения к арбитражному разбирательству. Арбитраж начинается с взаимного волеизъявления сторон на передачу их спора на рассмотрение специальному негосударственному органу.
Под арбитражным соглашениемследует понимать соглашение, в силу которого стороны передают правовой спор на разрешение третейского (арбитражного) суда.
Выделяют два вида арбитражных соглашений:
· компромисс (третейская запись)
· арбитражная оговорка, являющаяся одним из положений так называемого основного соглашения (например, договора купли-продажи, договора подряда, агентского соглашения и т.д.).
Разница между этими видами заключается в том, что арбитражная оговорка касается будущих споров, которые могут и не возникнуть, в то время как компромисс или третейская запись, по сути, представляет собой взаимное согласие сторон прибегнуть к арбитражу, чтобы разрешить уже возникшее противоречие.
Ряд авторов относят к отдельному виду арбитражного соглашения арбитражный договор, определяя его как самостоятельное соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем или в связи с каким-либо конкретным контрактом, или группой контрактов, заключенных между этими сторонами.
Принцип автономности (самостоятельности) арбитражного соглашения означает, что:
· вопрос о действительности арбитражного соглашения разрешается отдельно и независимо от факта действительности или недействительности договора, в котором оно содержится. Если одна из сторон ссылается на недействительность основного договора по какому-либо из оснований (несоблюдение формы или введение в заблуждение и т. д.), арбитры или суд будут рассматривать вопрос о действительности арбитражного соглашения отдельно. Недействительность основного договора не влечет автоматически недействительность включенной в него арбитражной оговорки. Если в данной ситуации арбитражное соглашение будет признано действительным, то арбитражный суд уполномочен разрешить требование о признании сделки недействительной;
· в силу особого содержания арбитражное соглашение может регулироваться правом, отличным от права, применимого к существу спора. Стороны в силу автономии воли могут указать право, которое будет применимо к их арбитражному соглашению. Правом, применимым к арбитражному соглашению, регулируется ряд вопросов, таких как вопрос о его действительности, эффекте, толковании и сфере. За рамками права, применимого к арбитражному соглашению, остаются вопросы дееспособности сторон (в данном случае, помимо общей дееспособности, стороны должны обладать «специальной» дееспособностью заключать арбитражное соглашение) и вопросы о возможности для данного правоотношения быть предметом арбитражного разбирательства. Если стороны не определяют право, применимое к их арбитражному соглашению, то такое право будет определено судом или арбитражем.
Для того чтобы международный коммерческий арбитраж принял спор к своему рассмотрению, прежде всего необходимо, чтобы арбитражное соглашение было заключено в той форме, в какой закон места проведения арбитражного разбирательства этого требует.Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. в п. 2 ст. 7 также закрепил общепринятое в мировой практике требование к арбитражному соглашению, установив необходимость заключения его в письменной форме. Арбитражное соглашение может быть также заключено путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в котором одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.
80 Международный коммерческий арбитраж в России. Рассмотрение споров в Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ.
Ведущие арбитражные институты в России:
· МКАС В России Международный коммерческий арбитражный центр (МКАЦ) - один из старейших и авторитетных арбитражных центров, пользующихся доверием как российских, так и зарубежных коммерсантов.
· Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ.
· Санкт-Петербургский международный коммерческий арбитраж.
· Коммерческий арбитраж при Московской ТПП.
· Третейский суд саморегулируемой организации “Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).
Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 года (в ред. 2008 г.). Местонахождением МКАС является г. Москва.
МКАС рассматривает 2 группы споров – по предметному критерию и по субъектному составу. В соответствии с § 2 Регламента компетенция МКАС определяется следующим образом.
В МКАС могут по соглашению сторон передаваться:
· споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;
· споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.
Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение МКАС, включают, в частности,
· отношения по купле-продаже (поставке) товаров,
· выполнению работ,
· оказанию услуг,
· обмену товарами и (или) услугами,
· перевозке грузов и пассажиров,
· торговому представительству и посредничеству,
· аренде (лизингу), научно-техническому обмену,
· обмену другими результатами творческой деятельности,
· сооружению промышленных и иных объектов,
· лицензионным операциям, инвестициям,
· кредитно-расчетным операциям, страхованию,
· совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.
МКАС рассматривает споры при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора.
Кроме того, МКАС принимает к своему рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров.
Назначение арбитров:
Арбитры избираются или назначаются в соответствии с Регламентом из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС.
При выполнении своих функций арбитры беспристрастны и независимы. Они не являются представителями сторон, участвующих в деле.
Начало разбирательства:
Арбитражное разбирательство начинается подачей искового заявления в МКАС. Датой подачи искового заявления считается день его вручения МКАС, а при отправке искового заявления по почте - дата штемпеля почтового ведомства места отправления.
Содержание искового заявления:
В исковом заявлении указываются:
· наименование, почтовые адреса, номера телефонов, факсов и адреса электронной почты сторон;
· требования истца;
· обоснование компетенции МКАС;
· изложение фактических обстоятельств, на которых основаны исковые требования;
· подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
· обоснование исковых требований с учетом применимых норм права;
· цена иска;
· расчет суммы каждого требования;
· перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.
Исковое заявление подписывается полномочным лицом с документальным подтверждением его полномочий.
Если это следует из соглашения сторон, в исковое заявление включаются сведения по формированию состава арбитража, в частности об избранном истцом арбитре и запасном арбитре.
Арбитражное разбирательство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны и их представители должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами, не допускать злоупотребления этими правами и соблюдать установленные сроки их осуществления.
Арбитражное разбирательство дела ведется на русском языке. По соглашению сторон МКАС может провести арбитражное разбирательство и на другом языке. Документы, касающиеся арбитражного разбирательства, представляются сторонами на языке арбитражного разбирательства, или на языке контракта, или на языке, на котором стороны вели между собой переписку. Письменные доказательства представляются на языке оригинала.
Срок разбирательства дела:
МКАС принимает меры к тому, чтобы разбирательство дела было завершено в срок не более 180 дней со дня образования состава арбитража. Президиум МКАС может в случае необходимости по просьбе состава арбитража или по собственной инициативе продлевать указанный срок.
Конфиденциальность:
Арбитры, докладчики, назначенные составом арбитража эксперты, МКАС и его сотрудники, ТПП РФ и ее сотрудники обязаны не разглашать ставшую им известной информацию о спорах, разрешаемых МКАС, которая может нанести ущерб законным интересам сторон.
Применимое право:
МКАС разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам.
При отсутствии какого-либо указания сторон МКАС применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.
Во всех случаях МКАС принимает решения в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.
Слушание дела может быть устным или на основе письменных материалов.
Слушание дела проводится при закрытых дверях. С разрешения состава арбитража и с согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не участвующие в арбитражном разбирательстве. Сторона может просить о слушании дела в ее отсутствие.
В 2010 году введено новое правило, согласно которому сторона вправе обратиться с просьбой об участии в слушании дела посредством использования систем видеоконференцсвязи. Такая просьба рассматривается составом арбитража с учетом обстоятельств дела, мнения другой стороны и наличия технических возможностей.
О слушании дела составляется протокол, который должен содержать:
· наименование МКАС;
· номер дела;
· место и дату слушания;
· наименование спорящих сторон;
· и т.д.
81 Признание и исполнение иностранных арбитражных решений.
Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений. Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, 1958 г.
Разбирательство дела в МКАС прекращается либо вынесением окончательного решения, либо мировым соглашением сторон (при этом МКАС может по просьбе сторон зафиксировать достигнутое урегулирование в форме арбитражного решения на согласованных условиях), либо вынесением постановления о прекращении разбирательства, если по делу не принимается окончательное решение.
Если стороны в ходе арбитражного процесса пришли к мировому соглашению, то оно может быть зафиксировано в виде арбитражного решения на согласованных условиях (ст. 30 российского Закона). Такое мировое соглашение получает возможность признания и приведения в исполнение в качестве арбитражного решения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Судебный контроль. Целью контроля в МКА является недопущение «выхода в свет» арбитражных решений, вынесенных с серьезными нарушениями, прежде всего процессуального характера. Результатом осуществления контроля может явиться отмена (полностью или в части) такого арбитражного решения судом в том месте, где оно было вынесено, что, в свою очередь, влечет обычно невозможность его признания и приведения в исполнение во всех других странах – участницах Нью-Йоркской конвенции.
Основания для отменыарбитражного решения в нашей стране очень сходны с основаниями отказа в признании и приведении его в исполнение, о которых речь пойдет дальше.
Признание арбитражных решений- это признание вытекающих на них определенных правовых последствий. Основное из них - признание за арбитражным решением свойства исключительности, состоящего в том, что в суде не может быть предъявлен новый иск тем же истцом к тому же ответчику о том же предмете и по тому же основанию, если против судебного рассмотрения возражает ответчик;
Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнение. Однако в некоторых случаях достаточно, чтобы решение было только признано.
В разных странах действует разный порядок приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, но все их можно свести к четырем основным моделям:
· депонирование, или регистрация, решения в суде или ином компетентном органе, после чего оно может быть исполнено, как если бы оно было решением местного суда;
· исполнение арбитражного решения непосредственно, без его депонирования или регистрации;
· обращение в суд с просьбой о признании и исполнении решения (экзекватура);
· предъявление в суд иска на основании арбитражного решения как свидетельства наличия долгового обязательства, которое подлежит судебной защите. К последнему способу прибегают только тогда, когда не имеется возможности применить ни один другой способ.
Наиболее часто на практике встречается третья модель – процедура, известная под названием экзекватурирования. Она применяется и в Российской Федерации.
В широком смысле слова экзекватурирование- это процедура, обычно судебная, имеющая целью придание арбитражному решению исполнительной силы, т.е. способности быть приведенным в исполнение с применением, в случае необходимости, принудительных мер со стороны государственных органов по отношению к обязанному лицу или его имуществу. При системе экзекватурирования обычно компетентная инстанция после рассмотрения в упрощенном производстве исправности решения и без судебного разбирательства с участием сторон выдает исполнительный документ - приказ об исполнении по просьбе заинтересованной стороны
Исполнение иностранного арбитражного решенияосуществляется в соответствии с правом той страны, на территории которой оно исполняется.
Положения закона 1993 г. полностью соответствуют международным соглашениям, участником которых является РФ. Сторона, ходатайствующая о приведении в исполнение решения должна представить должным образом заверенное подлинное арбитражное решение.
В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе той стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентным органам по месту, где испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что:
· стороны в арбитражном соглашении были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны;
· сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве;
· указанное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения;
· состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или при отсутствии такового не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж;
· решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентным органом страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется (п. 1 ст. V) (45).
В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентный орган страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, найдет, что:
· объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны;
· признание и приведение в исполнение этого решения противоречит публичному порядку этой страны (п. 2 ст. V).
Принудительное исполнениепроизводится на основании исполнительного листа арбитражным судом, вынесшим определение. Иностранное арбитражное решение может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок, не превышающий 3 лет со дня вступления в законную силу. Исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение 6 месяцев.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.