1. Международная фаза заявки.
- Подача международной заявки (МЗ) в НЦИС РБ.
- Международный поиск. По выбору заявителя международная заявка направляется на проведение международного поиска в один из Международных поисковых органов, установленных ВОИС.
- Международная публикация, осуществляемая Международным Бюро ВОИС. Международное бюро ВОИС публикует заявку через 18 месяцев с даты приоритета, но за дополнительную плату заявитель может ходатайствовать о более ранней публикации.
- Международная предварительная экспертиза. Данная стадия не является обязательной и проводится по отдельному ходатайству заявителя.
2. Региональная фаза заявки. (наступает не позже 31 месяца с даты приоритета)
- Вступление международной заявки в региональную фазу (перевод заявки на один из языков стран ЕС, уплата пошлины, назначение европейского патентного поверенного, ходатайство о проведении экспертизы).
- Экспертиза заявки (с учетом международного отчета о поиске или заключения международной предварительной экспертизы)
- Выдача патента, публикация.
- Подача возражения третьим лицам, рассмотрение его в ЕПВ, решение.
- Уплата ежегодных пошлин.
64 Международная регистрация товарных знаков. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, 1891 г. Договор о законах по товарным знакам, 1994 г.
Возможны два способа регистрации ТЗ в иностранных государствах: 1) При подаче пакета документов в Патентное ведомство (национальное или региональное) каждого отдельного государства. Придется оплатить услуги переводчика, соблюсти сроки оформления, установленные законодательной базой каждой зарубежной страны, и заплатить патентным поверенным, нанятым в этих государствах. Но при этом не требуется иметь в наличии национальную регистрацию знака. 2) При использовании механизма Мадридского протокола для защиты торговой марки на территории иностранных государств. Пакет документов подается в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (МБ ВОИС, или по-английски WIPO, по-французски OMPI). Для этого нужно иметь национальную регистрацию ТЗ, но зато оформляется одна заявка, отсутствует необходимость привлекать переводчиков и патентных поверенных, а также соблюдать отдельные требования для каждой страны.
регистрации знаков от 14 апреля1891 г. в редакции Стокгольмского акта 1967 г. Мадридское соглашениеучреждает Специальный союз по международной регистрации знаков (Мадридский союз).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Соглашения граждане и юридические лица стран-участниц могут обеспечить во всех других странах-участницах охрану своих знаков, уже зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро ВОИС. Заявки подаются не напрямую, а через ведомство страны происхождения. Страной происхождения считается страна Мадридского союза, где заявитель имеет действительное, а не фиктивное промышленное или торговое предприятие; если он не имеет такого предприятия в стране Союза —страна Союза, где он имеет местожительство; если он не имеет местожительства в стране Союза —страна его гражданства, если он является гражданином страны Союза
Датой регистрации считается дата подачи заявки на международную регистрацию в стране происхождения при условии, что Международное бюро получило заявку в течение двух месяцев, считая с этой даты подачи. Если заявка не была получена в указанный срок, Международное бюро регистрирует заявку по дате ее фактического получения. О каждой регистрации Международное бюро незамедлительно сообщает ведомствам стран-участниц. Зарегистрированные знаки публикуются в периодическом журнале, издаваемом Международным бюро. Дата международной регистрации может использоваться для отсчета сроков конвенционного приоритета, причем соблюдение установленных п. D ст. 4 Парижской конвенции формальностей не является в таком случае обязательным для лиц, желающих воспользоваться конвенционным приоритетом.
Охрана в соответствии с Соглашением распространяется автоматически на территории всех государств-участников, кроме тех, которые сделали специальное заявление о территориальном ограничении в соответствии. На них охрана распространяется только в случае, если владелец знака при его регистрации специально указал в заявке страны, сделавшей такое заявление.
Национальные ведомства государств-участников могут отказать в предоставлении на своей территории охраны знаку, прошедшему международную регистрацию, но только в тех случаях, когда такой отказ допускается Парижской конвенцией в отношении знаков, заявленных для национальной регистрации.
Например, если данный знак уже зарегистрирован в этом государстве другим лицом и имеет более раннюю дату приоритета, нежели знак, прошедший международную регистрацию. О таком отказе национальное ведомство должно уведомить Международное бюро с указанием мотивов в срок не позднее одного года с даты международной регистрации. Бюро, в свою очередь, пересылает один из экземпляров такого уведомления заявителю, которому предоставляются такие же возможности оспорить отказ в предоставлении охраны, как если бы знак был заявлен в соответствующей стране непосредственно.
Международная регистрация рассматривается как заменяющая предшествующие национальные регистрации того же знака на имя того же владельца или его правопреемника без ущерба для прав, возникших ранее на основании национальных регистрации.
Срок действия международной регистрации составляет 20 лет с момента додачи заявки и может быть продлен каждый раз на 20 лет при условии уплаты необходимых пошлин. В течение первых пяти лет своего действия международная регистрация зависима от национальной. Если охрана знака в стране происхождения по какой-либо причине прекратилась, автоматически прекращается и возникшая на основе международной регистрации охрана в других странах. По истечении же срока в пять лет с даты международной регистрации такая регистрация становится независимой от национального знака.
Договор о законах по товарным знакам был заключен 27 октября 1994 г. на дипломатической конференции в Женеве и вступил в силу 1 августа 1996 г. Россия присоединилась к Договору 11 мая 1998 г. Целью заключения указанного Договора является гармонизация национальных законов о товарных знаках стран-участниц. Договор применяется:
- к знакам, состоящим из визуальных обозначений, при условии, что только те из Договаривающихся Сторон, которые принимают к регистрации объемные знаки, обязаны распространять действие Договора на такие знаки;
- к знакам, относящимся к товарам (товарные знаки) или услугам (знаки обслуживания) или к товарам и услугам.
Договор не применяется:
- к голографическим знакам и знакам, не состоящим из визуальных обозначений, в частности к звуковым и обонятельным знакам;
- к коллективным, сертификационным и гарантийным знакам.
Договор практически не содержит материальных норм законодательства о товарных знаках, а основная часть его положений касается процедурных вопросов регистрации товарных знаков и знаков обслуживания патентными ведомствами.
В ст. 3 Договора формулируются требования к заявке, которая должна содержать все или некоторые из следующих указаний или элементов:
- заявление о регистрации;
- имя и адрес заявителя;
- название государства, гражданином которого является заявитель, если он является гражданином какого-либо государства; название государства, в котором он имеет местожительство, при наличии такового; название государства, на территории которого заявитель имеет действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие, при наличии такового;
- организационно-правовую форму юридического лица и название государства, а при необходимости - территориальной единицы в составе такого государства, в соответствии с законодательством которого учреждено указанное лицо, если заявитель является юридическим лицом;
- имя и адрес поверенного, если заявитель имеет такового;
- адрес для переписки;
- заявление, испрашивающее приоритет ранее поданной заявки, если заявитель хочет воспользоваться правом такого приоритета;
- заявление, испрашивающее охрану, возникающую в результате экспонирования товаров и (или) услуг на выставке, если заявитель хочет воспользоваться преимуществом такой охраны;
- заявление об использовании стандартных символов (букв и цифр), если заявитель хочет, чтобы знак был зарегистрирован и опубликован с использованием стандартных символов;
- заявление об испрашивании охраны цвета в качестве отличительного элемента знака, а также название цвета или цветов, на которые испрашивается охрана;
- заявление, если знак является объемным;
- одно или несколько изображений знака;
- транслитерацию знака или определенных его частей;
- перевод знака или определенных его частей;
- названия товаров и (или) услуг, для которых испрашивается регистрация знака, сгруппированных по классам Ниццкой классификации;
- подпись заявителя или его поверенного;
- заявление о намерении использовать знак в соответствии с требованиями законодательства договаривающейся стороны
Статья 5 Договора устанавливает требования к определению даты подачи заявки. Согласно указанной статье в качестве даты подачи заявки может быть установлена дата получения ведомством договаривающейся стороны следующих указаний и элементов на языке или языках, принятых ведомством:
- явного или подразумеваемого указания того, что испрашивается регистрация знака;
- указаний, позволяющих идентифицировать заявителя;
- указаний, достаточных для установления контакта по почте с заявителем или его поверенным;
- достаточно четкого изображения знака, регистрация которого испрашивается в заявке;
- перечня товаров и (или) услуг, для которых испрашивается регистрация;
- заявления о намерении использовать знак в соответствии с требованиями законодательства договаривающейся стороны.
ст. 7 Договора предусмотрены условия разделения заявки и разделения регистрации.
Согласно п. (1) указанной статьи любая заявка, в которой перечислено несколько товаров и (или) услуг, так называемая первоначальная заявка, может быть разделена заявителем или по его просьбе на две или несколько заявок (выделенные заявки) путем распределения между такими заявками товаров и (или) услуг, перечисленных в первоначальной заявке.
Разделение заявки может быть осуществлено:
- до принятия ведомством решения о регистрации знака;
- во время процедуры, связанной с рассмотрением возражения против решения ведомства зарегистрировать знак;
- во время процедуры, связанной с обжалованием решения о регистрации знака.
65 Право, подлежащее применению к отношениям по наследованию.
Нормы права, регулирующие наследственные отношения, осложнённые иностранным элементом, составляют в системе российского международного частного права самостоятельный раздел Особенной части. К источникам таких норм относятся:
ГК РФ (ст.1224, общие положения раздела VI ГК);
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате;
Консульский устав РФ 2010 г.;
региональные Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская 1993 г. и Кишинёвская 2002 г.);
двусторонние договоры РФ о правовой помощи;
Консульские конвенции РФ и ряд др. нормативных актов, которые будут называться в ходе лекции. К сожалению, Россия не участвует в универсальных международных конвенциях по вопросам наследственного права.
В соответствии с п. 1 ст. 1224 ГК отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Иное предусмотрено в части 2 п.1 ст.1224. В этой части имеется две коллизионные нормы. Первая из них двусторонняя, она определяет применимое право в отношении наследования недвижимого имущества. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны,где находится это имущество. Вторая коллизионная норма – односторонняя, она определяет применимое право в отношении наследования недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в РФ. Таким правом будет российское право. Таким образом, п.1 ст.1224 содержит три коллизионные нормы – две двусторонних и одну одностороннюю. Статья 1224 свидетельствует о том, что в России применяется раздельная коллизионная система определения применимого права в отношении недвижимого и движимого имущества, двойственный наследственный статут.
В связи с этим возникает необходимость юридической квалификации таких понятий как «недвижимое имущество» и « место жительства» наследодателя.
Квалификация понятия недвижимого и движимого имущества. В соответствии с п.2 ст.1205 ГК принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится. (lexreisitae). Большинство стран проводит такую классификацию по праву страны суда (lexfori). В праве разных стран существуют различия в определении недвижимого имущества.
Все правовые системы относят к недвижимым вещам землю и непосредственно связанные с нею и неотделимые от неё вещи: здания, сооружения, деревья и т.п., однако существует множество различий в деталях. Так, во Франции принято самое широкое представление о недвижимости. Кроме традиционных объектов к недвижимым объектам относят зверей в лесу, скот, сельскохозяйственные машины и орудия на ферме, машины, оборудование, сырьё на предприятии др., установленные на недвижимость вещные права (сервитуты, узуфрукт, ипотека).1
В Англии, если денежное обязательство обеспечено смешанным обеспечением (залог недвижимости и денежное обеспечение) и они содержатся в одном документе, то право кредитора считается недвижимым имуществом.2
Российское право относит к недвижимым вещам, подлежащим государственной регистрации, воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, космические объекты (ст.130 ГК). Иногда некоторые виды имущества, рассматриваемые в российском праве как движимые вещи, могут рассматриваться в иностранном праве как недвижимые и наоборот. Так, квалификация предприятия как недвижимости (ст.132 ГК) редко встречается в мировой практике. Доля в уставном капитале общества, внесённая в виде квартиры, дома и других недвижимых вещей, рассматривается российским правом как обязательственное право требования (движимое имущество), в то время как в странах общего права (Англия, США) – это недвижимое имущество.
Квалификация понятия «места жительства».В соответствии со ст.1187 ГК это понятие квалифицируется по российскому праву. Согласно ст. 20 ГК местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Временное пребывание иностранца в гостинице или санатории на территории России не может рассматриваться как место жительства применительно к ст. 1224 ГК. При оформлении российской визы подтверждается временный характер пребывания иностранца на территории России.
В постановлении Конституционного Суда от 15 января 1998 г № 2-П Суд признал противоречащей Конституции РФ правоприменительную практику рассмотрения органами внутренних дел и судами места жительства только как факта, подтверждённого регистрацией.
Понятие места жительства (домициль) в разных странах имеет неодинаковое содержание. Англия предоставляет судьям в данном вопросе широкую свободу усмотрения. Практически в отношении британских подданных, родившихся от домицилированных в Англии родителей, всегда действует трудно опровержимая презумпция, что они сохраняют свой британский домицилий происхождения, несмотря на длительное проживание за границей.3И наоборот, некоторые иностранцы, десятилетиями проживающие в Англии, не признаются лицами, домицилированными в Англии.
Способность лица к составлению и отмене завещания, форма завещания или акта его отмены. Пункт 2 ст. 1224 ГК устанавливает специальные коллизионные правила выбора применимого права в отношении двух вопросов, касающихся завещания, причём одинаково как в отношении движимого, так и недвижимого имущества. К этим вопросам относятся:
Способность лица к составлению и отмене завещания;
Форма завещания или акта его отмены.
К обоим вопросам применяется право страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта.
Что касается формы завещания или акта его отмены, законодатель предусмотрел дополнительные, субсидиарные привязки. Завещание или акт его отмены не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет
требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо
требованиям российского права.
66 Наследственные права иностранцев в России и российских граждан за рубежом. Наследование выморочного имущества.
Наследственные права иностранных граждан в России. В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г.5иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Иностранцам в России предоставлен национальный режим, в том числе в области наследственных отношений. В международных конвенциях (статьи 44 и 47 Минской и Кишинёвской конвенций) и в двусторонних договорах о правовой помощи РФ имеются статьи, прямо указывающие на принцип равенства граждан Договаривающихся государств в области наследственных отношений.
Так, в соответствии со ст. 38 Договора о правовой помощи России с Польшей устанавливается: «Граждане одной Договаривающейся стороны могут получать на территории другой Договаривающейся стороны имущество и другие права путём наследования по закону и по завещанию на тех же условиях и в том же объёме, как и граждане этой Стороны.
Граждане одной Договаривающейся стороны могут давать распоряжения на случай смерти в отношении имущества, находящегося на территории другой Договаривающейся стороны».
Возможность ограничения наследственных прав иностранцев в России в отношении отдельных видов имущества связана с ограничением права собственности иностранцев на эти виды имущества. Так, согласно ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г.6иностранные граждане и лица без гражданства не могут приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность, а только на праве аренды. Наследники таких земель должны произвести их отчуждение (ст.5,11).
Наследственные права российских граждан за границей. Положение о консульском учреждении РФ, утв. Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. в числе основных задач консульских учреждений предусматривает осуществление в пределах своей компетенции функций в отношении наследственных прав российских граждан с соблюдением законодательства страны пребывания.
Консул принимает меры к охране оставшегося после смерти российского гражданина его заграничного имущества. Действия консула определяются соглашением РФ с государством пребывания консула или практикой, установившейся во взаимоотношениях РФ с этой страной. Если вся наследственная масса передаётся консулу, чтобы он поступил с нею согласно закону его страны, то консул руководствуется российским законодательством.
Консульские конвенции обычно предусматривают, что консул должен уведомляться о смерти граждан своей страны. Тогда же ему сообщаются сведения о наследственном имуществе. Если гражданин находился на территории консульского округа временно, консулу передаются деньги и вещи, которые умерший имел при себе. Если консулу станет известно об открывшемся наследстве в пользу проживающих в России российских граждан, он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и возможных наследниках в МИД РФ. Согласно ряду консульских конвенций компетентные органы власти государства пребывания должны извещать консула об открытии наследства в стране пребывания, когда наследником является гражданин представляемого государства. В соответствии с рядом конвенций российский консул может представлять интересы российских граждан без особой доверенности в судах и других организациях страны пребывания. Консул выполняет и ряд других функций, касающихся наследования. В рамках доверенных ему нотариальных функций он вправе заверять завещания. Консульский устав РФ от 5 июля 2010 г.7изымает из нотариальной компетенции должностных лиц консульских учреждений выдачу свидетельств о праве на наследство. В соответствии со ст.39 Консульского устава РФ признаны утратившими силу пункты 3, 4, 12-15 части первой ст.38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г.8Права наследования, возникшие на основании иностранных законов, полностью признаются в РФ. Российское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении получения российскими гражданами наследственных сумм из-за границы.
67 Заключение браков российских граждан с иностранцами (лицами без гражданства) в РФ: условия вступления в брак; форма брака. Коллизионное регулирование расторжения брака.
Само понятие брака доктриной различных государств толкуется по-разному: брак-договор, брак-статус, брак-партнёрство. Сравнительно недавно в ряде государств получили распространение однополые союзы в виде допускаемых законодательством партнёрств и даже легальных браков – в большинстве стран Северной Европы (Дании, Норвегии, Исландии, Нидерландов, Швеции), Бельгии, Германии, Каталонии, Франции.9В современном мире получили распространение свободные союзы без официальной регистрации фактических брачных отношений. В ряде стран юридические последствия таких союзов регулируются правом (Израиль, Швеция, штат Нью-Гемпшир США, Боливия, Гватемала, Венесуэла и др.)10
Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.