Совершенствование системы управления внешним долгом позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать и поддерживать размеры внешнего долга и его составляющих в рамках, обеспечивающих минимизацию рисков и приемлемый уровень экономической безопасности страны.
Совершенствование системы управления внешним долгом можно реализовать по нескольким основным направлениям:
совершенствование статистической отчетности по учету валового внешнего долга в части других секторов для повышения качества анализа и управления;
совершенствование системы индикаторов, включая оптимизацию с учетом национальных особенностей показателей (интегральных и упреждающих индикаторов), разработку дифференцированных уровней их критичности с учетом политики социально–экономического развития страны;
сокращение сроков обмена статистической информацией и подготовки аналитических документов;
углубление анализа, в том числе построение моделей оценки рисков, проведение стресс– тестирования портфеля долговых инструментов при экономических потрясениях;
внедрение единой компьютерной системы учета внешнего долга;
создание условий для расширения использования операций с производными финансовыми инструментами, в том числе сделок по хеджированию рисков внешних заимствований;
привлечение международных финансовых организаций для анализа (аудита) системы управления внешним долгом и определения дальнейших направлений ее совершенствования.
Реализация стратегии управления внешним долгом национальной экономики (далее — Стратегия), используя обозначенные принципы и учитывая риски внешнего долга, включает в себя выполнение макроэкономических, организационных и правовых условий.
Сложившиеся подходы к построению институциональных моделей управления долгом в целом (внешним и внутренним в совокупности), адаптируемые под конкретные нужды, например, для управления только внешним или только внутренним долгом, можно сгруппировать следующим образом.
Традиционный подход предполагает сохранение функций управления долгом исключительно за министерством финансов или их делегирование независимым единицам в составе министерства финансов, несущего конечную ответственность.
Другой подход предусматривает распределение указанной функции между министерством финансов и центральным банком.
Альтернативный подход появился в мировой практике с конца 1980-х гг. и предусматривает делегирование полномочий по заимствованию независимым органам — агентствам по управлению внешним долгом.
Первый и второй подходы объединяет одна общая принципиальная черта — управление внешним долгом строится на основе традиционных институтов государственного управления с выделением приоритетов в области управления государственным (внутренним и внешним) долгом. Относительно третьего подхода следует отметить, что, как показала практика, независимые агентства сами по себе не гарантируют автоматического создания эффективной системы управления.
С целью улучшения структуры внешнего долга Республики Беларусь в качестве дополнительного направления организационного обеспечения Стратегии следует назвать более активное применение современных финансовых технологий и рыночных методов управления внешним долгом через оптимизацию стоимостной и срочной структуры, снижение объема внешнего долга и платежей по его обслуживанию, таких, как операции конверсии внешнего долга в другие активы. Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — валюту государства, облигации, акции, товары и т. п. Для Беларуси наиболее приемлемыми могут быть следующие варианты.
Долг в обмен на экспорт позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал, которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам, и могут способствовать росту экономики в целом. Товарные поставки в погашение задолженности дают для государства дополнительный эффект по сравнению с прямым денежным погашением долга.
Долг в обмен на собственность, как правило, производится в рамках программы приватизации и предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий, привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно оценить стоимость отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для Беларуси курсу. Необходимо также определить доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.
Долг в обмен на налоги предполагает законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики республики. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.
Выплата процентных платежей в местной валюте предполагает их осуществление по привлекательному для кредиторов курсу. При этом перевод денег в счет процентных платежей производится на специальные инвестиционные счета в отечественных банках. А средства с этих счетов могут направляться только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от указанных инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум через год).
Долг в обмен на наличные подразумевает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и происходит экономия на будущих процентных выплатах. Процедура данной операции в следующем: Правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк), и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента приобретенные им долги.
Таким образом, для улучшения ситуации в области управления внешним долгом Республики Беларусь необходимо решение всех перечисленных вопросов организационного обеспечения Стратегии, включая:
● создание специализированного агентства по управлению валовым внешним долгом, на которое были бы возложены некоммерческие функции, связанные с планированием и определением Стратегии в сфере внешнего долга нашей страны;
● организацию единой системы учета и интегрированной информационной базы по внешнему долгу;
● разработку и координацию политики в отношении привлечения новых заимствований и повышения эффективности их использования;
● создание условий для развития внутреннего финансового рынка, поиск дополнительных источников финансирования;
● выстраивание эффективных схем взаимодействия с различными группами кредиторов (например, в рамках кредитования импортно-экспортных операций, реализации проектов производственной кооперации и создания совместных предприятий);
● внедрение современных финансовых технологий и методов управления внешним долгом, таких, как конверсия внешних долгов в другие активы по принципам свопов;
● досрочное погашение внешнего долга с целью сокращения затрат по его обслуживанию;
● реструктуризацию внешнего долга;
● увеличение доли рыночной части государственного внешнего долга
Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.