УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы:

· безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

· единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;

· согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

· снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

· оптимальность – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

· гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Различают обслуживание внутреннего государственного долга (выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения) и обслуживание внешнего государственного долга (уплата процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам).

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относят:

· конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;

· консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;

· унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

· отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

· аннулирование – полный отказ государства от своих обязательств.

 

 

Внутренний государственный долг - долговые обязательства государства, которые возникли перед собственными резидентами.

Для покрытия бюджетного дефицита и прочих целей государство постоянно привлекает временно свободные денежные средства физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности.

Взаимоотношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, называются государственным кредитом. Общая сумма привлеченных госкредитов на определенную дату образовывает государственный долг Республики Беларусь.

Различаются понятия:

· внешний государственный долг,

· внутренний государственный долг.

Если в качестве кредиторов выступают иностранные субъекты хозяйствования, граждане и правительства других стран, то речь идет о внешнем государственном долге.

Величина внутреннего долга является показателем состояния экономики: чем выше сумма задолженности, тем сильнее кризисные явления в экономике страны. Однако, рост внутреннего государственного долга не может обанкротить страну в отличие от внешнего, так как управлять внутренней задолженностью государство может при помощи нескольких рычагов:

· сокращение бюджетных расходов - это самый эффективный путь покрытия дефицита бюджета и уменьшения внутреннего государственного долга, но зачастую и невозможный;

· увеличение налоговых сборов, как основного источника наполнения бюджета;

· дополнительная эмиссия с целью проведения контролируемой инфляции;

· реструктуризация долгов с помощью рефинансирования старых кредитов.

Основными источниками внутреннего государственного долга в Беларуси являются:

· кредиты НацБанка Республики Беларусь,

· государственные займы в виде ценных бумаг,

· государственные гарантийные обязательства.

Элементы управления государственным долгом:

1) Первичным аспектом управления государственным долгом является определение закон ом о республика нском бюджете на очередной финансовый год лимитов внутреннего и внешнего государственного долга с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере

2) Изначальным аспектом управления государственным долгом в контексте его наличия является учет внутреннего и внешнего государственного долга.

· В соответствии со ст. 62 БК в Республике Беларусь осуществляется учет внешнего государственного долга и действует единая система регистрации внешних государственных займов. Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов.

· Ст. 64 БК определяет, что учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления. Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов. Местные исполнительные и распорядительные органы не несут ответственности по долгам других местных исполнительных и распорядительных органов.

· В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

3) В соответствии с п. 1 ст. 57 БК под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь. Погашениегосударственного долга Республики Беларусь предполагает уплату, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга (п. 2 ст. 57 БК).

· Республика Беларусь несет безусловные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь. Государственный долг Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.

· Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления, предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

· В случае возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, над объемом средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Министерство финансов информирует об этом Правительство Республики Беларусь, которое незамедлительно представляет Президенту Республики Беларусь предложения об уточнении показателей республиканского бюджета на очередной финансовый год.

· Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов.

4) Поступление в республиканский бюджет средств от государственных заимствований, кроме займов, привлеченных резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, подлежит отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

· Погашение государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления и случаев осуществления Правительством Республики Беларусь платежей по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь, подлежит отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

· Исполнение гарантий Правительством Республики Беларусь подлежит отражению в составе расходов республиканского бюджета.

· Ст. 60 и 63 БК предусматривают отдельные аспекты правового регулирования обслуживания и погашения внешнего и внутреннего государственного долга.

· В случае невозможности выполнения Республикой Беларусь финансовых обязательств по государственному долгу она прибегает к реструктуризации, под которой понимается основанное на соглашении с заимодавцем прекращение долговых обязательств Республики Беларусь, составляющих государственный долг Республики Беларусь, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами Республики Беларусь, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Беларусь.

· Порядок и условия реструктуризации долговых обязательств перед республиканским бюджетом по платежам, выполненным Правительством Республики Беларусь в связи с исполнением гарантийных обязательств по займам (кредитам), определены Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)». Реструктуризация задолженности по займу (кредиту) перед республиканским бюджетом осуществляется на основе платности, срочности и возвратности.

· Для контроля за формированием и обслуживанием внешнего государственного долга используются различные показатели. Нормативными значениями для основных из них являются:

· $ отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение – 220%);

· $ отношение внешнего долга к валовому внутреннему s продукту (критическое значение – 50%);

· $ отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критическое значение – 25%).

· Республика Беларусь на международном рынке ссудных капиталов участвует не только как заемщик, но и как кредитор, в связи, с чем ст. 69-70 БК предусмотрены нормативно-правовые основы предоставления государственных кредитов Республикой Беларусь.

· Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь является исключительной прерогативой Республики Беларусь, которое осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

· Долговые обязательства иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь как кредитором формируют долг иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь.

· В случае предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются:

· $ предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь;

· $ программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь.

Для смягчения последствий государственного внутреннего долга для страны Правительство должно принимать действенные меры по его управлению:

· погашение государственных займов, включая выплату процентов по ним, надо производить за счёт запланированных бюджетных средств или за счёт доходов от выпуска новых займов;

· не допускать, чтобы процентная ставка по государственным ценным бумагам была больше темпов роста ВВП, так как всё большая доля ВВП будет уходить на обслуживание государственного долга;

· проводить рефинансирование государственного долга: выпускать новые государственные займы для погашения процентов по старым долгам;

· в случае необходимости изменять прежние сроки погашения финансовых обязательств правительства, переводя краткосрочные обязательства в долгосрочные;

· обеспечивать максимизацию налоговых поступлений в бюджет и т.д.

Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. №2328-XII "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь"

Статья 5. Управление внутренним государственным долгом

Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств.

Управление внутренним государственным долгом осуществляется Кабинетом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 196.