Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы:
· безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
· единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;
· согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
· снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
· оптимальность – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
· гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
Различают обслуживание внутреннего государственного долга (выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения) и обслуживание внешнего государственного долга (уплата процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам).
С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относят:
· конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;
· консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;
· унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;
· отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;
· аннулирование – полный отказ государства от своих обязательств.
Внутренний государственный долг - долговые обязательства государства, которые возникли перед собственными резидентами.
Для покрытия бюджетного дефицита и прочих целей государство постоянно привлекает временно свободные денежные средства физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности.
Взаимоотношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, называются государственным кредитом. Общая сумма привлеченных госкредитов на определенную дату образовывает государственный долг Республики Беларусь.
Различаются понятия:
· внешний государственный долг,
· внутренний государственный долг.
Если в качестве кредиторов выступают иностранные субъекты хозяйствования, граждане и правительства других стран, то речь идет о внешнем государственном долге.
Величина внутреннего долга является показателем состояния экономики: чем выше сумма задолженности, тем сильнее кризисные явления в экономике страны. Однако, рост внутреннего государственного долга не может обанкротить страну в отличие от внешнего, так как управлять внутренней задолженностью государство может при помощи нескольких рычагов:
· сокращение бюджетных расходов - это самый эффективный путь покрытия дефицита бюджета и уменьшения внутреннего государственного долга, но зачастую и невозможный;
· увеличение налоговых сборов, как основного источника наполнения бюджета;
· дополнительная эмиссия с целью проведения контролируемой инфляции;
· реструктуризация долгов с помощью рефинансирования старых кредитов.
Основными источниками внутреннего государственного долга в Беларуси являются:
· кредиты НацБанка Республики Беларусь,
· государственные займы в виде ценных бумаг,
· государственные гарантийные обязательства.
Элементы управления государственным долгом:
1) Первичным аспектом управления государственным долгом является определение закон ом о республика нском бюджете на очередной финансовый год лимитов внутреннего и внешнего государственного долга с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере
2) Изначальным аспектом управления государственным долгом в контексте его наличия является учет внутреннего и внешнего государственного долга.
· В соответствии со ст. 62 БК в Республике Беларусь осуществляется учет внешнего государственного долга и действует единая система регистрации внешних государственных займов. Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов.
· Ст. 64 БК определяет, что учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления. Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов. Местные исполнительные и распорядительные органы не несут ответственности по долгам других местных исполнительных и распорядительных органов.
· В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
3) В соответствии с п. 1 ст. 57 БК под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь. Погашениегосударственного долга Республики Беларусь предполагает уплату, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга (п. 2 ст. 57 БК).
· Республика Беларусь несет безусловные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь. Государственный долг Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.
· Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления, предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
· В случае возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, над объемом средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Министерство финансов информирует об этом Правительство Республики Беларусь, которое незамедлительно представляет Президенту Республики Беларусь предложения об уточнении показателей республиканского бюджета на очередной финансовый год.
· Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов.
4) Поступление в республиканский бюджет средств от государственных заимствований, кроме займов, привлеченных резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, подлежит отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.
· Погашение государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления и случаев осуществления Правительством Республики Беларусь платежей по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь, подлежит отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.
· Исполнение гарантий Правительством Республики Беларусь подлежит отражению в составе расходов республиканского бюджета.
· Ст. 60 и 63 БК предусматривают отдельные аспекты правового регулирования обслуживания и погашения внешнего и внутреннего государственного долга.
· В случае невозможности выполнения Республикой Беларусь финансовых обязательств по государственному долгу она прибегает к реструктуризации, под которой понимается основанное на соглашении с заимодавцем прекращение долговых обязательств Республики Беларусь, составляющих государственный долг Республики Беларусь, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами Республики Беларусь, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Беларусь.
· Порядок и условия реструктуризации долговых обязательств перед республиканским бюджетом по платежам, выполненным Правительством Республики Беларусь в связи с исполнением гарантийных обязательств по займам (кредитам), определены Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)». Реструктуризация задолженности по займу (кредиту) перед республиканским бюджетом осуществляется на основе платности, срочности и возвратности.
· Для контроля за формированием и обслуживанием внешнего государственного долга используются различные показатели. Нормативными значениями для основных из них являются:
· $ отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение – 220%);
· $ отношение внешнего долга к валовому внутреннему s продукту (критическое значение – 50%);
· $ отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критическое значение – 25%).
· Республика Беларусь на международном рынке ссудных капиталов участвует не только как заемщик, но и как кредитор, в связи, с чем ст. 69-70 БК предусмотрены нормативно-правовые основы предоставления государственных кредитов Республикой Беларусь.
· Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь является исключительной прерогативой Республики Беларусь, которое осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.
· Долговые обязательства иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь как кредитором формируют долг иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь.
· В случае предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются:
· $ предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь;
· $ программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь.
Для смягчения последствий государственного внутреннего долга для страны Правительство должно принимать действенные меры по его управлению:
· погашение государственных займов, включая выплату процентов по ним, надо производить за счёт запланированных бюджетных средств или за счёт доходов от выпуска новых займов;
· не допускать, чтобы процентная ставка по государственным ценным бумагам была больше темпов роста ВВП, так как всё большая доля ВВП будет уходить на обслуживание государственного долга;
· проводить рефинансирование государственного долга: выпускать новые государственные займы для погашения процентов по старым долгам;
· в случае необходимости изменять прежние сроки погашения финансовых обязательств правительства, переводя краткосрочные обязательства в долгосрочные;
· обеспечивать максимизацию налоговых поступлений в бюджет и т.д.
Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. №2328-XII "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь"
Статья 5. Управление внутренним государственным долгом
Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств.
Управление внутренним государственным долгом осуществляется Кабинетом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.