ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

До приобретения независимости все мероприятия республиканского и местного значения финансировались исключительно за счет средств бюджетов всех уровней. С помощью государственных внебюджетных фондов государство стремиться более эффективно и целесообразно использовать свои денежные средства.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (пп. 1.27 ст. 2 БК).

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью всей бюджетной системы Республики Беларусь, поэтому те принципы, на которых базируется эта система, целиком и полностью определяют сущность государственных внебюджетных фондов, они вписываются в бюджетную систему страны, т.к. и цели, и задачи бюджетов и внебюджетных фондов одни и те же.

Право создания государственных внебюджетных фондов принадлежит Президенту Республики Беларусь и (или) Национальному собранию Республики Беларусь, если иное не будет установлено Президентом.

При образовании (создании) государственного внебюджетного фонда должны быть определены:

- источники их образования;

- порядок формирования этих фондов;

- порядок использования государственных внебюджетных фондов.

Правовой режим государственных внебюджетных фондов определяется ежегодно принимаемыми законами о бюджете на текущий год, хотя правовой статус многих из них определен соответствующим нормативным правовым актом (например, Закон Республики от 23 декабря 1991 г. № 1339-XII «О дорожных фондах в Республике Беларусь»).

Распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.

Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и Бюджетным кодексом. Проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год. После утверждения проекта государственных внебюджетных фондов Правительством, он в соответствии с законодательством представляется для рассмотрения Президенту Республики Беларусь. Если же в соответствии с законодательством о конкретном государственном внебюджетном фонде установлено, что такой фонд утверждается Президентом Республики Беларусь, он после рассмотрения проекта утверждает этот фонд.

Если же законодательством предусмотрено, что какой-то внебюджетный фонд должен утверждаться законом, в таком случае Президент Республики Беларусь вносит проект закона о государственном внебюджетном фонде в Палату представителей Национального собрания одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год принимаются Палатой представителей до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и далее рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.

В бюджетах государственных внебюджетных фондов доходы и расходы предусматриваются в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Сбор доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и контроль за их поступлением осуществляются распорядителями средств, соответствующих государственных внебюджетных фондов. Средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах.

При создании внебюджетных фондов может быть установлен как дефицит, так и профицит. Это допускается нормами законодательства, которое призвано регулировать деятельность и определять правовой статус конкретного государственного внебюджетного фонда. В нормативном правовом акте об образовании порядка существования, определенного государственного внебюджетного фонда должны быть указаны предельный размер дефицита и источники его финансирования. В случае установления профицита его размер также должен быть установлен этим же нормативным правовым актом.

Размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Органы государственного казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Порядок зачисления, распределения и механизм возврата доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, порядок финансирования расходов, предусмотренных в бюджетах государственных внебюджетных фондов, порядок оплаты обязательств, принятых получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, порядок передачи средств бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме межбюджетных трансфертов другим бюджетам, порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация и осуществление единой методологии учета исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливаются Министерством финансов.

Распорядители средств бюджетов государственных внебюджетных фондов составляют и представляют в Министерство финансов сводную бухгалтерскую отчетность.

Составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и Бюджетным кодексом.

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются распорядителями средств этих фондов в форме проектов законодательных актов и до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносятся в установленном порядке на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь:

- в течение пяти рабочих дней направляет проекты законодательных актов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год в Комитет государственного контроля Республики Беларусь для подготовки заключений об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;

- представляет проекты законодательных актов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год Президенту Республики Беларусь.

В случаях утверждения отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проекты таких законов.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь проводит проверку отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, готовит соответствующие заключения, используя материалы и результаты проведенных проверок, и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным финансовым годом, вносит их на рассмотрение Президента Республики Беларусь, а также направляет их в Правительство Республики Беларусь.

При рассмотрении проектов законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклады Премьер-министра Республики Беларусь или его представителей об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год и заключения Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год рассматриваются Парламентом Республики Беларусь.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется распорядителями средств этих фондов, а также органами, обеспечивающими контроль за исполнением республиканского бюджета.

Незаконное получение, нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, а также использование средств указанных фондов с нарушением бюджетного законодательства влекут применение ответственности, предусмотренной Бюджетным кодексом за незаконное получение, нецелевое использование средств бюджета, а также использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства. Незаконное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства средств из бюджетов государственных внебюджетных фондов влекут приостановление или ограничение финансирования расходов за счет средств указанных фондов либо взыскание в бесспорном порядке в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда полученных средств с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату взыскания за каждый день с даты их получения по дату возмещения (взыскания). В случае добровольного возмещения незаконно полученных, использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства средств из бюджетов государственных внебюджетных фондов начисление процентов производится в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату их уплаты за каждый день с даты их получения по дату уплаты.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.