Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский или местные бюджеты, взимаемый с организаций и физ. лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их гос. органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнит и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу спец разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.
Признаки сбора.
1. Сбор носит компенсационный характер, т.е. его уплата призвана компенсировать затраты органа публичной власти, произведенным при реализации, соответствующей гос. услуги в виде юридически значимых действий.
2. Сбор является индивидуально возмездным платежом – уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, статус, разрешение. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, оно вправе требовать от гос. определенных действий, в том числе и через суд.
3. вступление в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица относительно обязательный характер. Обязательным сбор становится только после того, как потенциальный плательщик сбора обратится к гос. органу с просьбой совершить в отношении этого лица определенные юр действия.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ.
Реализация всех функций налогов в их единстве обеспечивается наличием различных видов налогов, охватывающих широкий круг плательщиков.
1) По степени компетенции органов государственной власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.
Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом и (или) Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней.
По действующему законодательству к ним, в частности, относятся:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы ;
3. налог на прибыль ;
4. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
5. подоходный налог с физических лиц;
6. налог на недвижимость;
7. земельный налог ;
8. экологический налог ;
9. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
10. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
11. оффшорный сбор ;
12. гербовый сбор ;
13. консульский сбор ;
14. государственная пошлина ;
15. патентные пошлины ;
Таможенные пошлины и таможенные сборы.
Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом (Закон о республиканском бюджете на очередной бюджетный год), который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты.
С момента вступления Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в силу перечень местных налогов будет определяться ст. 9:
1. налог за владение собаками;
2. курортный сбор ;
Сбор с заготовителей.
2) По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль , налог на недвижимость.
В свою очередь, прямые налоги подразделяются на:
реальные налоги – это налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственно объект налогообложения.
личные налоги – это налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика ( подоходный налог с граждан, налог на прибыль с организаций).
Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, представляет собой реального плательщика – носителя налога.
3) По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов:
1. налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц);
2. налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности);
3. смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).
4) В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.
1. налоги общего назначения (абстрактные налоги) пользуются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основополагающие налоговые платежи, взимаемые на территории определенного государства ( налог на прибыль , подоходный налог , налог на недвижимость).
2. целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки республиканский дорожный фонд и др.).
5) В зависимости от источника уплаты различают:
1. налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь);
2. налоги, уплачиваемые с дохода (прибыли) ( подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций);
3. налоги, относящиеся на себестоимость (экологический налог , земельный налог ).
6) По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.
При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.
Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относятся, например, налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.