ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СБОРА (ПОШЛИНЫ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский или местные бюджеты, взимаемый с организаций и физ. лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их гос. органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнит и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу спец разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.

Признаки сбора.

1. Сбор носит компенсационный характер, т.е. его уплата призвана компенсировать затраты органа публичной власти, произведенным при реализации, соответствующей гос. услуги в виде юридически значимых действий.

2. Сбор является индивидуально возмездным платежом – уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, статус, разрешение. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, оно вправе требовать от гос. определенных действий, в том числе и через суд.

3. вступление в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица относительно обязательный характер. Обязательным сбор становится только после того, как потенциальный плательщик сбора обратится к гос. органу с просьбой совершить в отношении этого лица определенные юр действия.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ.

Реализация всех функций налогов в их единстве обеспечивается наличием различных видов налогов, охватывающих широкий круг плательщиков.

1) По степени компетенции органов государственной власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом и (или) Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней.

По действующему законодательству к ним, в частности, относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы ;

3. налог на прибыль ;

4. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

5. подоходный налог с физических лиц;

6. налог на недвижимость;

7. земельный налог ;

8. экологический налог ;

9. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

10. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

11. оффшорный сбор ;

12. гербовый сбор ;

13. консульский сбор ;

14. государственная пошлина ;

15. патентные пошлины ;

Таможенные пошлины и таможенные сборы.

Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом (Закон о республиканском бюджете на очередной бюджетный год), который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты.

С момента вступления Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в силу перечень местных налогов будет определяться ст. 9:

1. налог за владение собаками;

2. курортный сбор ;

Сбор с заготовителей.

 

2) По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль , налог на недвижимость.

В свою очередь, прямые налоги подразделяются на:

реальные налоги – это налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственно объект налогообложения.

личные налоги – это налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика ( подоходный налог с граждан, налог на прибыль с организаций).

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, представляет собой реального плательщика – носителя налога.

3) По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов:

1. налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц);

2. налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности);

3. смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

4) В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

1. налоги общего назначения (абстрактные налоги) пользуются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основополагающие налоговые платежи, взимаемые на территории определенного государства ( налог на прибыль , подоходный налог , налог на недвижимость).

2. целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки республиканский дорожный фонд и др.).

5) В зависимости от источника уплаты различают:

1. налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь);

2. налоги, уплачиваемые с дохода (прибыли) ( подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций);

3. налоги, относящиеся на себестоимость (экологический налог , земельный налог ).

6) По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относятся, например, налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.