Составление проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год имеет легально-целевую установку определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц (п. 1 ст. 83 БК).
Главная задача составления проектов республиканского и местных бюджетов – это определение объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.
Составление проекта бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов республиканского и местных бюджетов производится Министерством финансов Республики Беларусь и местными финансовыми органами.
Все стадии составления бюджета:
1) Уведомление о порядке и сроках составления проекта бюджета.
При этом составление проекта республиканского бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года, т.е. Министерство финансов по поручению Правительства доводит до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканских и местных бюджетов.
Порядок и сроки составления проекта местного бюджета устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами.
2) Разработка прогнозов и программ развития.
Министерства финансов, Министерство экономики, Национального Банка Республики Беларусь ежегодно осуществляет разработку:
· прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь;
· параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь;
· основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу;
· а также других материалов, необходимых для составления проектов бюджетов.
Важное организационно-прогностическое значение для составления проектов бюджетов на этапе анализа имеют среднесрочная финансовая программа (ст. 86 БК) и бюджетные программы (ст. 87 БК), которые позволяют в процессе разработки концептуальных документов четко определить социально-экономические ориентиры развития страны.
Среднесрочная бюджетная программа представляет собой документ, содержащий данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и стратегии приоритетных направлений расходов бюджета в пределах имеющихся ресурсов на среднесрочную перспективу.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается в целях:
· информирования государственных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития бюджетно- налоговой сферы;
· оценки финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
· выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
· отслеживания долгосрочных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается на три года, из которых:
первый год – год, на который составляется бюджет;
следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.
Исходной базой для формирования среднесрочной финансовой программы является бюджет на текущий год. Среднесрочная финансовая программа ежегодно корректируется с учетом уточненных прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь. При этом плановый период сдвигается на один год вперед.
К бюджетным программам относятся программы, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов. Бюджетная программа включает в себя комплекс мероприятий (заданий), увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, обеспечивающий реализацию поставленных программой задач для достижения цели программы. Перечень бюджетных программ ежегодно утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
3) Организационные мероприятия (аналитическая работа).
Составлению проектов бюджета предшествует разработка соответствующих организационных мероприятий:
· ожидаемое исполнение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и его составных частей за текущий финансовый год;
· производится анализ статистических расчетных данных по развитию экономики Республики Беларусь;
· систематизируются данные для учета в проекте бюджета принятые законодательные и нормативные акты об изменениях налогового и иного законодательства, поручения Президента, постановления Правительства.
На основании проделанной работы делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет , планирование расходов осуществляется исходя из расчетов, предоставленных Министерствами, ведомствами и иными организациями, которые находятся на бюджетном финансировании.
Исходя из этого, Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов.
Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированности бюджета, Министерством финансов предоставляются Совету Министров, а финансовыми органами – местным Советам депутатов.
Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированность по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты предоставляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты на основании которых определяются нормативы отчислений от регулируемых доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета.
4) Разработка проекта бюджета министерством финансов и предоставление его правительству Республики Беларусь.
Министерство финансов разрабатывает проект республиканского бюджета на очередной финансовый год, который в форме проекта закона вместе с расчетами, аналитическими и другими материалами вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.
5) Предоставление проекта бюджета Президент у (соответствующему исполнительному органу).
Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президент у Республики Беларусь.
При подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с п. 1 ст. 88 БК составляются следующие документы и материалы, которые впоследствии, одновременно с вышеуказанным проектным документом, представляются в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь:
основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу;
оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год;
пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год;
расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год;
основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;
справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
сведения о государственном долге Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств;
Дата: 2019-03-05, просмотров: 250.