Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 78 БК являются:
1. Президент Республики Беларусь;
2. Парламент Республики Беларусь;
3. Правительство Республики Беларусь;
4. местные Советы депутатов;
5. местные исполнительные и распорядительные органы;
6. органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
7. Национальный банк Республики Беларусь;
8. иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
9. распорядители и получатели бюджетных средств;
10. банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.
Хотя раздел и называется «участники бюджетного процесса и их правомочия», Бюджетный кодекс регламентирует весьма ограниченно правомочия только бюджетных организаций, распорядителей и получателей бюджетных средств.
Главный распорядитель бюджетных средств:
для республиканского бюджета – самостоятельный получатель средств из республиканского бюджета, определенный ведомственной бюджетной классификацией Республики Беларусь;
для местного бюджета – государственный орган, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, определенные ведомственной классификацией соответствующего бюджета, имеющие право распределять бюджетные средства между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств – государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между подведомственными бюджетополучателями.
Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) – бюджетное учреждения или иное юридическое лицо, имеющее право на получение средств из бюджета на основании действующего законодательства, решения соответствующего органа либо договора. Данные средства бюджета, которые предусмотрены бюджетной росписью, именуются бюджетными ассигнованиями.
Из дефиниции бюджетного процесса вытекает, что основная деятельность по осуществлению всех стадий бюджетного процесса возложена на государственные органы, к числу которых относятся следующие госорганы:
1) Президент Республики Беларусь, который в соответствии с Конституцией и законодательными актами принимает самое активное участие во всех стадиях бюджетного процесса;
2) Парламент, которому принадлежит право (в то же время это и конституционная обязанность) утверждать республиканский бюджет и утверждать отчет о его исполнении, то есть превращать проект республиканского бюджета в закон о республиканском бюджете. Кроме того, Парламенту принадлежит право обсуждения проекта республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
3) Правительство Республики Беларусь наделено полномочиями (и в то же время обязанностью) по осуществлению трех стадий - составление проекта бюджета, исполнение и составление отчета о его исполнении;
4) местные Советы депутатов имеют те же, что и Парламент полномочия, но только по местным бюджетам всех уровней бюджетной системы;
5) аналогичные полномочиям Правительства Республики Беларусь полномочия принадлежат местным исполнительным и распорядительным органам по местным бюджетам областного и базового уровня;
6) органы Комитета государственного контроля имеют опосредованное отношение к бюджетному процессу, которое заключается в том, что им принадлежит право контроля не только в области бюджетных отношений, но во всей жизни нашего государства. Важнейшим направлением контрольной деятельности Комитета государственного контроля и его органов на местах является контроль за точным и полным исполнением бюджетов всей бюджетной системы. Кроме того, в соответствии с Законом от 1 июля 2010 г. № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» Комитет обязан давать свое заключение об отчете о исполнении республиканского бюджета;
7) Национальный банк Республики Беларусь имеет такое же опосредованное отношение к бюджетному процессу. Национальный банк осуществляет расчетные отношения по счетам, на которые зачисляются бюджетные средства, а также контроль за осуществлением таких расчетов всеми банками банковской системы Республики Беларусь. В некоторой степени причастной к бюджетному процессу является обязанность Национального Банка Республики Беларусь до 1 апреля предоставить Министерству финансов параметры важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь – для составления проекта республиканского бюджета. Таким предоставлением ограничивается участие Национального банка в составлении проекта республиканского бюджета;
8) к иным государственным органам прежде всего необходимо отнести Министерство финансов и его органы на местах. Оно заслуживает того, чтобы в перечне госорганов – субъектов бюджетного процесса указать его после Совета Министров Республики Беларусь. Основную рабочую нагрузку по осуществлению всех стадий бюджетного процесса (кроме утверждения бюджета и утверждения отчета о его исполнении) несет именно Министерство финансов. Об этом прямо свидетельствует ряд статей Бюджетного кодекса, в которых фигурирует Министерство финансов;
9) Министерство экономики имеет опосредованное отношение к стадии составления проекта республиканского бюджета. В соответствии с п. 4 ст. 83 БК Министерство экономики обязано предоставить Министерству финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь.
Другие министерства и иные органы государственного управления не осуществляют регулирование бюджетных отношений и не осуществляют бюджетный процесс.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.