БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных поступлений и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможны без использования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков. Этой цели служит специальная бюджетная классификация, которая является одним из способов объединения близких по содержанию статей бюджетных показателей. Классификация наглядно показывает, как тратит государство денежные средства на выполнение своих задач и функций.

В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетная классификация Республики Беларусь – систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Бюджетная классификация включает:

· классификацию доходов;

· классификацию расходов, включающую функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;

· классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

· классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Стабильность бюджетной классификации обеспечивается особым режимом ее изменения.                                                   В частности, ст. 10 Бюджетного кодекса определяет, что акты законодательства, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Республики Беларусь, не должны содержать положений, ее изменяющих. Изменения бюджетной классификации, которая установлена гл. 4 Бюджетного кодекса, может быть установлена путем внесения изменений и дополнений в эти статьи.

Бюджетная классификация имеет важное организующее и правовое значение.

Являясь важнейшим инструментом системы принятия властных решений, бюджетная классификация, прежде всего, четко выделяет целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура республиканского бюджета, позволяющая определить приоритеты в деятельности государства и путем бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.

Бюджетная классификация обеспечивает адресное выделение бюджетных средств. Это достигается посредством организационной структуры республиканского бюджета, отражающей распределение средств по конкретным распорядителям – министерствам и ведомствам.

Кроме того, детальная классификация налоговых и иных доходов бюджетов позволяет облегчить проведение контроля за поступлением бюджетных доходов. Также облегчается проблема сопоставимости бюджетов всех уровней в целях их взаимодействия.

В бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку это нормативный акт, приобретающий определенную юридическую силу, лежащий в основе составления и исполнения бюджетов.

Таким образом, научно построенная бюджетная классификация позволяет четко распределить и учитывать доходы и расходы бюджета, последовательно проводить курс финансовой и социально-экономической политики страны.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.