Особенности современной системы экономических и финансовых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне.
Микроуровень
Деят-ть хоз.субъектов на микроуровне характер-ся системой след показателей:
1.пок-ли финансовой устойчивости;
2.пок-ли ликвидности (платежеспособности);
3.пок-ли деловой активности;
4.пок-ли рентабельности.
Перечисленные группы показателей выступают в качестве инструмента объективной оценки фин-го состояния, планирования и управления.
1.Фин-ая устойчивость - это способность предпр-ия маневрировать средствами, фин-вая независимость. Это также определенное состояние счетов предпр-ия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Коэф-ты фин устойчивости:
Абсолютные пок-ли фин-ой устойчивости
*Наличие собственных оборотных средств СОС=стр.1300-стр. 1100
*Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат СД=СОС+стр.1400
*Общая величина основных источников формирования запасов и затрат
ОИ=СД + стр.1510
три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:
*Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств DСОС= СОС–З (S1)где З – запасы ( стр. 1210)
*Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов D СД=СД – З (S2)
*Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов DОИ=ОИ–З (S3)
Далее применяется трехмерный показатель ситуации (трехмерный вектор):
S(S1,S2,S3):S(1,1,1)–абсолютная устойчивость;S(0,1,1)–нормальная устойч-сть;S(0,0,1) – неустойчивое (предкризисное) фин-ое состояние.S(0,0,0)–кризисное фин-ое состояние
Относительные пок-лей фин-ой устойч-ти
Коэф-нт | Что показывает |
По бух-му балансу
Оптимальное значения
(стр.1300-стр. 1100)/стр. 1200
≥ 0,1
(стр.1300-стр. 1100)/стр. 1210
≥ 0,6-0,8
(стр.1300-стр. 1100)/ стр.1300
≥ 0,2-0,5
стр.1100/стр. 1300
стр.1400/(стр. 1300+стр.1400)
(стр.1150+стр. 1210)/стр.1600
> 0,5
стр.1300/стр. 1600
> 0,5
Сколько заемных средств привлекла орг-ция на 1 руб.,вложенный в активы собственных средств. Превышение указанной границы означает зависимость орг-ии от внешних источников средств, потерю фин-ой уст-сти.
(стр.1400+стр. 1510)/стр.1300
Пок-ли деловой активности
*Коэф оборачиваемости активов-отражает скорость оборота совокуп-го капитала предпр-ия:Коа = Чистая выручка от реализации продукции / Среднегодовая стоимость активов;
*Коэф оборач-сти оборотных средств-характеризует отношение выручки (валового дохода) от реализации продукции, без учета НДС и акцизного сбора к сумме оборотных средств предпр-ия. Уменьшение этого коэф-та свидетельствует о замедлении оборота оборотных средств.
*Коэф оборач-сти ДЗ-показывает, сколько раз за год обернулись средства, вложенные в расчеты. Кодз = Чистая выручка от реализации продукции / Среднегодовая сумма ДЗ;
*Коэф оборач-сти КЗ-показывает расширение или снижение коммерч-го кредита, предоставленного предприятию. Рост коэф-та означает увеличение скорости оплаты задолженности предпр-ия, снижение-рост покупок в кредит. Кокз = Чистая выручка от реализации продукции / Среднегодовая сумма КЗ.
*Коэф оборач-сти материальных запасов-отражает число оборотов товарно-материальных запасов предприятия за анализируемый период. Комз=Чистая выручка от реализации продукции / Среднегодовая стоимость запасов;
*Коэф оборач-ти ОС (фондоотдача) рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости ОС. Он показывает эффективность использования основных средств предпр-я.
*Коэф оборач-сти собственного капитала-рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой величине собств-го капитала предпр-ия и характеризует эффективность использ-ия собств-го капитала предпр-ия.
4.Пок-ли рентабельности
*коэф рентаб-сти всего капитала: позволяет сделать общий вывод о том, насколько хорошо идут дела у предпр-ия. Т.о, оценивают сразу все ресурсы компании. Крк=(чистая прибыль/итог баланса)х100%;
*коэф рентаб-сти произв-ва: Если высокий-деят-ть эффективна. Если же при этом вы получаете низкую прибыль,значит, у вас слишком большие непроизводственные расходы.
Крп=(выручка от продаж/себестоимость всей продукции–1)x100%;
*коэф рентаб-сти продаж: отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Он играет важную роль, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами.
Крпр=(чистаяприбыль/выручка)х100%;
*коэф рентаб-сти оборотных активов: Чем выше, тем быстрее «крутятся» деньги, материалы и прочее,а значит, чаще поступает выручка и проще получать краткосрочные займы и кредиты.Кроа=(чистая прибыль/оборотные активы)х100%;
*коэф рентаб-ти внеоборотных активов: демонстрирует, с какой отдачей орг-ция использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения.
Крва=(чистая прибыль /внеоборотные активы)х100%.
Макроуровень
1.Валовой нац-ый продукт (ВНП) – это совокупная стоимость товаров и услуг, созданная общественными предпр-ями как внутри страны, так и за рубежом. ВНП = Продукция отечеств-ых предпр-ий внутри страны + Продукция отеч-ых производителей за рубежом.
2.Валовой внутр-ий продукт (ВВП) – это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны как отечеств-ыми, так и зарубежными фирмами.
ВВП =Произвоство внутри страны=Производство иностранными предпр-ями внутри страны + Продукция отечественных предпр-ий внутри страны
3.Чистый нац-ный продукт ЧНП = ВНП-амортизационные отчисления.
4.Нац-ый доход –показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени.НД = ЧНП–косвенные налоги с предпринимателей
5.Личный доход (ЛД) – сумма доходов, реально получаемых населением после вычета из НД вкладов населения в соц-ую систему страхования, налогов на прибыль корпорации и нераспред-ой прибыли.
6. Личный располагаемый доход ЛРД = ЛД – индивидуальные налоги
7. Национальное богатство (НБ)-совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располагает общество на определенную дату.
8.Уровень доходов населения- это совокупность всех материальных средств, которые работники, служащие и иные лица получают за труд в той или иной сфере как результат их экон-ой деят-ти.
9.Прожиточный минимум-минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в России. Это стоимость условной потребительской корзины.
Исследования особенностей и закономерностей развития предприним-их структур, эффективность управления развитием их деят-тью зависят от системы статистического обеспечения, которая включает источники статистической информации, систему показателей деят-ти предпринимат-их структур, методы ее анализа, моделирования и прогнозирования.
Комплексно исследовать и оценивать показатели деят-сти предприним-ва можно при наличии своевременной, качественной и достоверной инф-ции. Наиболее важными требованиями к статистической инф-ции являются точность и актуальность.
Основными источниками статистической информации для анализа предприн-ой деят-ти и обоснования управленческих решений явл-ся:- статистическая и фин-ая отчетность субъектов предприн-ва:* форма 1- предпринимательство «Отчет про основные показатели деят-сти предприятия»,*форма 1- годовое (краткое) «Отчет про основные показатели деят-сти предприятия», *форма 1-м «Баланс субъекта млого предприн-тва»,*форма 2-м «Отчет о финансовых результатах», *форма № 1-потребление «Исследование потребления продуктов и услуг в производстве продукции (работ и услуг):
Основные формы отчетности, характеризующие предприн-ую деят-сть:*Форма 1- предпринимательство (годовая) «Отчет об основных показателях деят-сти предприятия» (Приложение А), *Форма 1-предпринимательство (краткая) «Отчет об основных показателях деят-сти предприятия» (Приложение Б),*Форма № 1- потребление «Обследование потребления
продуктов и услуг в производстве продукции (работ, услуг)» (годовая)(Приложение Е)
Для отслеживания структурных изменений в экономике составляется отчетность, которая является унифицированной для субъектов предпринимательства всех видов деятельности. Субъекты предпринимательства юридические и физические лица-предприниматели отчитываются по форме №1 «Предпринимательство»
Малые субъекты предпринимательства отчитываются по форме 1-предпринимательство (краткое). Структура данной формы отчетности включает следующие разделы: структурные изменения и др. события, которые произошли в отчетном году, распределение уставного капитала предприятия между основателями (участниками), численность работников, отработанное время и фонд оплаты труда штатних работников, показатели деятельности предприятия, запасы, методы оценки выбытия запасов.
Также субъекты предпринимательства заполняют следующие основные формы финансовой отчетности: форма № 1 «Баланс», форма № 2 «Отчет о финансовых результатах», форма № 3 «Отчет о движении денежных средств», форма № 4 «Отчет о собственном капитале», форма № 5 «Примечания».
К обобщенным данным официальной статистики следует отнести: отчеты государственных органов статистики о развитии субъектов предпринимательства по регионам, видам экономической деят-ти и организационно-правовым формам хозяйствования в динамике, представлены в бюллетенях и др.
По данным рассмотренных источников информации рассчитывается система статистических показателей, которая позволяет анализировать основные показатели деятельности субъектов предпринимательства.
Налоговая система.
Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права обществ-ых отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
Налоговая система РФ представляет собой большую экономико-правовую систему.
Правовой основой нал-ой системы явл-ся законодат-во о налогах и сборах, а также таможенное законод-во, образующие в совокупности нормативную модель нал-ой системы. Последняя включает систему налогообложения и собственно систему налогов, а также ее модификации в виде специальных налоговых режимов применительно к особенностям объекта налогообложения и особенностям налогоплательщика.
Элементами налоговой системы явл-ся: • система налогов, пошлин и сборов; • система налогового законодательства; • система научных знаний в области налогообложения; • совокупность созданных налоговых органов.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из: НК РФ,федеральных законов о налогах и (или) сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных НПА о налогах и (или) сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Местное законодательство состоит из НПА, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ. НК устанавливает не только систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет, но также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.
Налоговые правоотношения отличаются от др-их фин-ых и административных правоотношений, имея особые объекты и субъекты. Объекты налоговых правоотношений -материальные блага юр-их лиц и физ-их лиц, с которых в установленном законом порядке взимаются налоги, сборы, пошлины. Субъекты налоговых правоотношений – гос-ые налоговые органы, налогоплательщики (юр и физ лица) и налоговые представители (агенты). Основные принципы правового регулирования нал-ых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения.
Бюджетная система.
Согласно БК РФ бюджетная система РФ-это основанная на экон-их отношениях и гос-ном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федер-го бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос-ых внебюджетных фондов. Бюджетное устройство страны определяется ее гос-ым устройством. В Россия три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Все они являются самостоятельными частями бюджетной системы страны. Каждый из бюджетов служит фин-ой базой для деят-ти соответ-щих органов гос-ой власти или местного самоуправления.
Все действующие на территории РФ бюджеты представляют в совокупности бюджетную систему. В качестве основы бюджетного устройства в БК РФ (ст.28) закреплены принципы:*Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законод-тво подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов и расходов. *Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответ-ими представительными органами гос-ой власти и местного самоуправления, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств.
Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления.
Бюджетные отношения в гос-ве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюдж-го права явл-ся бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
Бюджетное право является важнейшей частью финансового права.
Общую часть бюдж-го права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деят-ти органов гос-го управления и местного самоупр-ия в бюдж-ой сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.
Субъектами бюджетных правоотношений являются:*государство;*национально-гос-ные и административно-территор-ые образования;*представительные и исполнительные органы гос-ой и местной власти;*организации-получатели бюджетных средств.
К бюджетным правоотношениям относятся:*отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов гос-ых внебюдж-ых фондов, осуществления гос-ных и муниципальных заимствований, регулирования гос-го и муниципального долга;*отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.
Основы банковского дела
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) под угрозой наказания. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб. - для физических лиц (500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб. - для физических лиц (1 500 000 руб. - для юридических лиц). Особо крупным размером считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб. - для физических лиц (2 500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 руб. - для физических лиц (7 500 000 руб. - для юридических лиц).
Уголовное наказание может быть наложено только судом.
Налоговая ответственность
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность.
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).
Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).
Вопрос 28. Правила определения налоговой базы
1. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
2. В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой.
4. Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
6. Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
Содержание и операции бухгалтерского финансового и управленческого учетов.
Управленческий учёт прежде всего создаётся для того, чтобы оперативно принимать решения, связанные с деятельностью фирмы. Информация управленческого учёта предоставляется только внутренним пользователям, руководителям, сотрудникам финансовых служб, для внешних пользователей (например, акционеров и кредиторов) эта информация может быть закрыта.
Управленческий учёт может также оперировать прогнозами, электронной информацией, не подтверждённой первичными документами и другими возможными данными.
Финансовый учет- это информация о текущих расходах по основным направлениям этих расходов, доходах фирмы, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о размерах финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.п. В основе финансового учета лежит известный балансовый метод, применяемый путем регистрации хозяйственных фактов и событий при помощи двойной записи на счетах.По большому счету финансовый учет воплотил в себе традиционный бухгалтерский учет, освобожденный от формирования не свойственной ему информации для внутрихозяйственного управления (под которым принято подразумевать внутрихозяйственный расчет).
Основная задача финансового учета- это достоверность учета финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния. К финансовому учету в большей части относятся вопросы прошлой деятельности, которые предназначены для составления внешней отчетности предприятия.
Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами (первичными учетными документами), на основании которых ведется бухгалтерский учет. На основе первичных документов составляются сводные учетные документы.
Прежде всего бухгалтерский учет отражает имеющееся у организации имущество (активы) и источники его формирования (включая собственный капитал и обязательства). Эти источники всегда противостоят активам и называются пассивами. Уравнивая активы с пассивами, можно использовать балансовый метод обобщения информации. позволяющий получить две различные группировки одного и того же хозяйственного комплекса (имущества организации). Такая двойственная характеристика объектов учета обеспечивает их соизмерение и получение на этой основе новой информации.
38. Правила, принципы и стандарты ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной ФЗ «О б/у».
Принципы: 1. Принцип имущественной обособленности. Имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств его собственников и др. предприятий и в отчетности организации отражается только то имущество, которое законодательно признается ее собственностью.
2. Принцип непрерывности деятельности предприятия. Предприятие будет продолжать свою деятельность (в обозримом будущем) и не планируется существенно сокращать масштабы деятельности или самоликвидироваться, и обязательства будут погашаться в установленный срок.
3. Принцип последовательность применения учетной политики. Принятые организацией способы и приёмы ведения учета будут применяться последовательно из года в год. Постоянство обеспечивается соблюдением одних и тех же процедур составления отчетности от одного отчетного периода до др.
4. Принцип начисления и соответствия – фундаментальный принцип. Доходы и расходы признаются предприятием по мере производственного и иного использования хозяйственных ресурсов, но не на дату фактического получения доходов и выплаты денежных средств или иных эквивалентов.
5. Принцип осмотрительности осторожности экономических субъектов. Этот принцип определяет тактику поведения организации по отношению к возможному риску; прибыли должны быть приняты к б/у тогда, когда они фактически получены.
6. Принцип двойной записи.
7. Принцип объективности. Каждый факт хозяйственной деятельности регистрируется в б/у только в том случае, если есть документ, подтверждающий его совершение и только тогда бухгалтерская информация может считаться объективной.
8. Принцип существенности (значимости). Бухгалтерская информация признается существенной, если она может повлиять на принятие экономических решений пользователями.
9. Принцип периодичности. Жизненный цикл действующего предприятия разбивается на условные отрезки времени (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
10. Принцип стоимостной оценки. В б/у регистрируются только те факты хозяйственной деятельности, которым можно дать денежную оценку. Все показатели бухгалтерской отчетности представлены в денежном измерителе.
1. бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях;
2. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной группе организаций;
3. бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4. бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета;
5. основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после се окончания и содержать обязательные реквизиты. Порядок передачи первичных документов и сроки их передачи определяются утвержденным графиком документооборота;
6. обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете;
7. формирование учетной политики организации осуществляется в соответствии с допущениями и требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008).
В ПБУ 1/2008 установлены следующие допущения:
- имущественной обособленности организации,
- непрерывности деятельности,
- последовательности применения учетной политики
- временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
39. Планы счетов бухгалтерского учета.
По Плану счетов бухгалтерского учета бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. Он обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Счета — это группировка сведений об определенных объектах бухучета, которая происходит на основании использования принципа двойной записи (то есть данные одновременно фиксируются по дебету первого счета и кредиту другого). Если на счете показывается имущество предприятия, то он называется активным. Это счета для отражения основных средств, материалов, денежных средств, товаров, готовой продукции, расходов и т. д. Для такого типа счетов характерно следующее: остаток средств показывается по дебету (актив), прирост происходит по дебету, снижение по кредиту счета, итоговый остаток считается путем сложения остатка на начало и оборота по дебету счета и вычитанием из их суммы кредитового оборота. Пассивные счета необходимы для фиксирования сведений по источникам создания средств предприятия. Это счета учета уставного, резервного и добавочного капитала и т. д. а также займов. Для этих счетов характерно следующее: остаток показывается по кредиту, прирост происходит по кредиту, а снижение по дебету счета, итоговый остаток рассчитывается путем вычитания из суммы начального остатка и кредитового оборота движения по дебету счета. Кроме этого также используются активно-пассивные счета, они дополнительно могут делиться на: Счета, где остаток может находиться как по кредиту, так и по дебету счета сразу. Это в обычно счета отражения расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом, бюджетом и т. д. Счета, где остаток может только активным или только пассивным. В первую очередь к ним относятся счета учета финансовых результатов.
Последний план счетов бухгалтерского учета был введен в действие Приказом Минфина в 2000 году.
Содержание и последовательность проведения комплексного экономического анализа.
Развитие рыночных отношений и новых методов хозяйствования, основанных на различных формах собственности, вызывает необходимость комплексного анализа деятельности предприятия.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия – это совокупность аналитических процедур, позволяющих сделать всестороннюю оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с заданной целевой функцией в рамках обоснования решений оперативного, тактического и стратегического характера.
Сущность комплексного экономического анализа составляет характеристика основных показателей хозяйственной деятельности, полученная в результате комплексного исследования, т.е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все или многие аспекты хозяйственных процессов, и содержащая обобщающие выводы о результатах деятельности предприятия на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).
При выполнении комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности выделяют следующие этапы:
-Представление объекта исследования как системы, для которой определяют цели и условия функционирования (как уже отмечалось выше – объектом исследования является хозяйственная деятельность предприятия. При проведении комплексного экономического анализа хозяйственная деятельность предприятия рассматривается как система, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции);
-разработка качественных характеристик экономики предприятия, т.е. системы синтетических и аналитических показателей;
-составление общей схемы системы, установление главных компонентов, функций и взаимосвязей, а также разработка схемы подсистем, показывающей соподчинение элементов;
-определение основных взаимосвязей и факторов, дающих количественные характеристики;
-построение модели системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах;
-объективная оценка результатов хозяйственной деятельности и комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства.
Главное в комплексном анализе – это увязка отдельных разделов или блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов, и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.
Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы:
Блок 1 Анализ показателей технико-организационного уровня внешнеэкономических, социальных и природных условий производства;
Блок 2. Анализ показателей использования основных производственных средств
Блок 3. Анализ показателей использования материальных ресурсов;
Блок 4. Анализ показателей использования труда;
Блок 5. Анализ показателей продажи продукции;
Блок 6. Анализ показателей себестоимости продукции;
Блок 7. Анализ показателей величины и структуры авансированного капитала
Блок 8. Анализ показателей прибыли и рентабельности продукции
Блок 9. Анализ показателей капиталоотдачи или деловой активности предприятия
Блок 10. Анализ показателей рентабельности активов предприятия
Блок 11. Анализ показателей финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Сначала дается предварительная характеристика хозяйственной деятельности по системе важнейших показателей, затем анализируются факторы и причины, определяющие эти показатели, выявляются внутрихозяйственные резервы эффективности использования материальных ресурсов, труда и заработной платы, основных фондов, объема, качества и структуры продукции, рентабельности хозяйственной деятельности ит.д. Затем на основе этого дается обобщающая оценка эффективности работы предприятия.
Взаимосвязь показателей блока 1 и блоков 2,3,4 носит, как правило, стохастический характер. Показателей технико-организационного уровня и других условий производства много, но из-за разнообразия этих условий производства нет обобщающего показателя Поэтому прямую связь этих показателей с показателями интенсификации использования производственных ресурсов трудно выявить, хотя теоретический анализ указывает на определенную зависимость показателей интенсификации ресурсов от показателей технико-организационного уровня и других условий производства. Для количественной характеристики этой зависимости применяют методы корреляционно-регрессионного анализа.
Взаимосвязь показателей всех остальных блоков носит в основном детерминированный характер, что можно выразить формулами и расчетами.
Кроме этого в процессе проведения комплексного экономического анализа строится логико-методологическая схема, соответствующая внутренним связям показателей и факторов, что открывает возможности для применения математических методов и ЭВМ.
Рис. 4 Бюджетная классификация
См.также: Расходы бюджета
Порядок исполнения бюджетов
Исполнение бюджетов представляет собой едва ли не важнейший элемент бюджетных отношений. На этой стадии бюджетного процесса и происходит, по сути, сбор в бюджет запланированных на конкретный финансовый год налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны, – распределение имеющихся (собранных) бюджетных средств между их получателями, в результате которого и осуществляется запланированное финансирование деятельности государства и органов местного самоуправления (в лице их органов и структур).
В большинстве стран мира в настоящее время исполнение бюджетов осуществляется одним из следующих образов:
- кредитно-банковским способом;
- казначейским способом;
- казначейско-банковским способом.
Каждая из приведенных систем исполнения бюджетов имеет свои особенности, недостатки и достоинства.
При этом исполнение бюджетов по доходам заключается в следующем:
- перечислении и зачислении доходов на единый счет бюджета;
- распределении в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
- возврате излишне уплаченных и излишне взысканных с налогоплательщиков в бюджет сумм доходов;
- учете доходов бюджета и составлении отчетности о доходах соответствующего бюджета.
В свою очередь, по расходам бюджеты исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Поэтому основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:
- составление и утверждение бюджетной росписи;
- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Таким образом, сама процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
Кроме того, необходимо отметить, что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.
Бюджетный учет представляет собой вид бухгалтерского учета, он организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации. Здесь же следует обратиться к краткому рассмотрению отчетности об исполнении бюджета. Согласно нормам ст. 241 БК РФ отчетность об исполнении бюджета бывает четырех видов:
- оперативная;
- ежеквартальная;
- полугодовая;
- годовая.
Задачи бюджетного учета
К основным задачам бюджетного учета относят:
· формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
· формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;
· обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;
· обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нормативные документы
В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.
Инструкция по бюджетному учету включает в себя:
· план счетов бухгалтерского учета в организациях;
· форму ведения бухгалтерского учета;
· способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов денежных средств, которые были получены за счет внебюджетных источников;
· формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
· методы оценки активов и обязательств;
· корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям.
Обязанности бухгалтерии
Бухгалтерия бюджетной организации, как правило, состоит из нескольких групп - финансовая, материальная, расчетов и др.
В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая подгруппа, подгруппа по учету основных средств, подгруппа по учету расчетных операций и др.).
Обязанности бухгалтерии заключаются в следующем:
· организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ;
· контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
· контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением в соответствии со сметами доходов и расходов;
· контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
· начисление и своевременная выплата заработной платы сотрудникам;
· учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
· проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
· составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;
· составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;
· обеспечение хранения документации.
Требования к ведению бюджетного учета
Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.
Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.
Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:
· любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
· отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;
· ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.
Бюджетный учет и отчетность
Выделяют несколько основных вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции. К таким отчетам относятся:
· отчет об исполнении бюджета;
· отчет о результатах деятельности;
· отчет о движении средств.
Указанные отчеты позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее.
Обычно ко всем этим документам прилагается также и пояснительная записка, в которой уточняется та или иная не совсем понятная информация.
Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.
План счетов бюджетного учета.
План счетов бюджетного учета - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.
План счетов, утвержденный Минфином России в составе Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина от 10 февраля 2006 года номер 25н, применяют бюджетные учреждения для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам полученным за счет финансирования, а так же операций по централизованному снабжению.
План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов.
Первый раздел - «Нефинансовые активы» - представляют собой счета для учета основных средств, непроизводственных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути.
Второй раздел - «Финансовые активы» - состоит из счетов для учета денежных средств учреждения и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности.
В третьем разделе - «Обязательства» - представлены счета для учета кредиторской задолженности учреждений.
В четвертом разделе - «Финансовые результаты» - представленные счета для учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов.
В пятом разделе - «Санкционирование расходов бюджетов» - сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях.
На забалансовых счетах учитывают ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно и пр.
Счета бюджетного учета имеют свою определенную структуру и в Инструкции номер 25н предусмотрены 26-разрядные счета бюджетного учета. Конкретно же они представляют собой код бюджетной классификации (20 знаков) плюс собственно коды счетов бюджетного учета (6 знаков). Номер счета Плана счетов бюджетного учета включает в себя 26 разрядов.
Все счета бухгалтерского учета сгруппированы в следующие разделы:
Структурный метод.
Данный метод основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.
Экспертный метод.
Использование экспертных оценок является необходимым условием исследования такого сложно, малоизученного явления как теневая экономика. Суть этого метода в следующем: сначала эксперт определяет, насколько можно доверять данным по какой-либо отрасли, виду преступной деятельности и т.п., а затем после сбора данных из обычных источников их автоматически досчитывают на определенную величину.
Смешанные методы.
Предполагают использование метода скрытых переменных и комплекса различных методов при оценке различных сфер теневой экономической деятельности. Основная идея метода заключается в построении модели, учитывающей большое число, как детерминантов, так и индикаторов теневой экономики, то есть величин, зависящих от ее объема. Сама теневая экономика рассматривается в качестве скрытой переменной, которая непосредственно не измеряется (метод скрытых переменных).
Методы открытой проверки.
Они обеспечивают выявление криминальной экономической деятельности лишь в той мере, в какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. Применение методов открытой проверки находится в компетенции специально созданных контролирующих органов. Ими выявляются и пресекаются нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, привил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п. Результаты, полученные при использовании методов открытой проверки, могут впоследствии использоваться в учетно-статистических целях.
Например, методами открытой проверки осуществляется оценка на основе открытых данных доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, а также злоупотребления доминирующим положением.
Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риски катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
Негативные процессы в экономике лежат в основе центробежных устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно- технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем, способствует нарастанию угрозы нарушения единства правового пространства страны и даже ее территориальной целостности.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных формирований, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма и регионального сепаратизма, религиозного экстремизма и создают благоприятные условия для возникновения конфликтов.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеральному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Единое правовое пространство страны размывается в результате отступления от принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми актами и нормами субъектов России, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях, что является фактором, отрицательно влияющим на состояние национальной безопасности страны.
Усилению негативных тенденций в оборонной сфере способствует затягивание процесса реформирования военной организации и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативно-правовой базы. На современном этапе это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах России, критически низком уровне их оперативной и боевой подготовки, недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой и приводит, в целом, к ослаблению оборонной безопасности Российской Федерации.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими сохранению преступности и коррупции, распространению политического экстремизма.
Терроризм в России обретает многоплановый характер и представляет серьезную угрозу безопасности государства. Международными террористами против России развязана открытая кампания по дестабилизации ситуации на Северном Кавказе и отторжению этого региона от России, что создает прямую угрозу территориальной целостности государства.
Основные ВНЕШНИЕ угрозы национальной безопасности России обусловлены следующими факторами:
· стремлением принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ;
· опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
· укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего, расширением НАТО на восток;
· возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз;
· продолжающимся распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;
· усилением центробежных процессов в СНГ;
· возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы России и внешних границ СНГ;
· территориальными притязаниями к России.
Совокупность этих факторов может представлять угрозу суверенитету и территориальной целостности России, включая возможность прямой военной агрессии против нее.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых военных действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники новых поколений могут привести к качественно новому этапу гонки вооружений и существенным образом повлиять на формы и способы военных действий.
В пограничной сфере угрозы безопасности и интересам России обусловлены:
· незавершенностью международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации и разграничения национальной территории с рядом сопредельных государств;
· расширением экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию;
· активизацией деятельности трансграничной организованной преступности по контрабанде материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищению природных ресурсов, а также зарубежных террористических организаций;
· нестабильностью обстановки в приграничных регионах России вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических, межконфессиональных и иных конфликтов.
Активизируется деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Имеют место также целенаправленные попытки вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.
Вопрос 74
Вопрос 75
Вопрос 76
Вопрос 77
Сплошное наблюдение
Несплошное наблюдение
Виды группировок
Выбор группировочного признака зависит от цели данной группировки и предварительного экономического анализа явления.
В зависимости от степени сложности массового явления и задач анализа - группировки могут производится по одному или нескольким признакам:
§ Если производится группировка только по одному признаку, то она называется простой.
§ Если по двум и более признакам, то такая группировка называется сложной или комбинационной.
В зависимости от решаемых задач различают типологические, структурные и аналитические группировки:
§ Типологическая группировка
§ Структурная группировка
§ Аналитическая (факторная) группировка
§ В процессе проведения экономического анализа, как правило, применяются два основных вида группировок: структурные и аналитические.
Структурные группировки используются с целью исследования состава и структуры совокупности данных, а также с целью изучения тех изменений в этой совокупности, которые имеют место в соответствии с выбранным изменяющимся признаком.
Аналитические же группировки используются для исследования взаимных связей, существующих между показателями, характеризующими рассматриваемую совокупность данных. В этих условиях один из показателей является обобщающим, результативным, а другие показатели рассматриваются как факторы, влияющие на обобщающий показатель.
Классификация
От группировок следует отличать классификацию. Классификация является основой группировок.
Классификацией называется систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия. Отличительной чертой классификации является то, что в основу ее кладется качественный признак.
Основные виды страхования.
Виды страхования по закону
Страхованию посвящена 48 глава Гражданского кодекса РФ.
Законодательство предусматривает четыре основных вида страхования:
Личное страхование
В личном страховании страхуются имущественные интересы, связанные с личностью, – жизнь, здоровье, трудоспособность.
Отдельных видов личного страхования множество, чаще всего применяется:
Имущественное страхование
Имущественное страхование направлено на защиту имущественных интересов личности, поэтому страховые случаи – это повреждение или утрата имущества либо полученный иным образом имущественный ущерб.
Выделяют:
- страхование транспорта (наземного, воздушного, водного);
- страхование недвижимости;
- страхование грузов широко применяется в коммерческой деятельности;
- страхование бизнеса и возможных убытков в процессе ведения коммерческой деятельности;
- страхование любого рода финансовых рисков;
- другое страхование имущества.
Страхование ответственности
Страхование ответственностиприменяется во многих сферах, где профессиональная ошибка может причинить значительный ущерб, – в медицине, среди перевозчиков, бизнесменов.
К страхованию ответственности относится:
Страхование бизнеса
Отдельным видом можно назвать страхование бизнесаи связанных с ним рисков. Страховой случай по договору может быть практически любым.
Чаще всего страхуется ущерб, который может быть причинен в следующих ситуациях:
Валютная система.
Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осущ валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экоперации. Бреттон-Вудская конференция (США), в которой участвовали 44 гос-ва, была проведена в 1944 году. Её основная задача — производить валютную ликвидность (с помощью золотых резервов, сырья, фина активов какой-то одной страны и т. д.), для того, чтобы международная торговля могла развиваться свободно.
В соотв с ФЗ «О ЦБ РФ» офиц д. ед. (валютой) РФ явл рубль -- законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.
Порядок приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами устанавливается Банком России в соотвс законами РФ.
Важным элементом валютной системы выступает валютный курс -- цена денежной единицы одной страны, выраженная в ден единицах других стран или в международных валютных единицах.
Основным принципом политики валютного курса является рыночное курсообразование с использованием режима плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меняющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на рос экономику. При этом меры политики валютного курса направлены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, накопление золотовалютных резервов, укрепление доверия к нац валюте, повышение привлекательности вложений в российские финансовые активы.
Офиц курсы иностранных валют к рублю устанавливает Банк России.
Валютными операциями считаются:
* операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с исп-ем в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в инвалюте;
* ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
* осуществление международных денежных переводов;
* расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ
Основным органом валютного регулирования в РФ является Банк России. Центральный банк РФ как орган валютного регулирования: * проводит все виды валютных операций; * определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; * уст правила проведения операций с валютой и цб, правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осущ валютных операций; * устанавливает порядок покупки и продажи инвалюты и др.
Банк России регулирует деятельность валютных бирж, в том числе устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами их деятельности, выдает лицензии валютным биржам.
Валютный контроль -- деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы, к которым относятся: Правительство РФ; органы валютного контроля (Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти); агенты валютного контроля (уполномоченные банки и организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти).
Валютные отношения.
Валютные отношения – общественные отношения, связанные с обращением валютных средств.
К участникам валютных отношений внутри страны принято относить:
• Центральный банк РФ; • Правительство РФ; • уполномоченные банки – банки и иные кредитные организации, получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций; • предприятия, осуществляющие экспортно-импортные операции; • валютные биржи; • институциональных инвесторов (инвестиционные, пенсионные фонды и т.д.); • валютные и брокерские фирмы; • физических лиц.
Внешние субъекты валютных отношений – это: • правительства иностранных государств; • международные валютно-финансовые организации; • зарубежные юридические и физические лица.
Объектом валютных отношений являются операции с валютой. Валютные отношения в зависимости от экономического содержания можно дифференцировать на:
• валютные отношения при совершении операций по купле-продаже валюты, а также инвестированию валютного капитала;
• валютные отношения при проведении международных расчетов;
• валютные отношения, связанные со страхованием товарно-финансовых операций;
• использование валюты как платежного средства и кредита;
• использование валюты для оказания экономической помощи.
Валютные отношения опосредуют внешнюю торговлю, производственную кооперацию, инвестиционное сотрудничество, кредитную деятельность, сделки покупки-продажи валюты и другие экономические отношения, а также культурные и социальные процессы, в которых задействованы валютные средства. Международные валютные отношения являются составной частью международных экономических отношений и представляют собой денежные отношения на мировых валютных рынках. Поэтому они тесно связаны с другими звеньями международных экономических отношений международной торговлей, разделением труда, интернационализацией факторов производства, экономической интеграцией и финансово-кредитными отношениями.
109. Сущность и содержание коррупции как социально-правового явления.
Коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися эк отношениями и регулирующими их нормами права.
Во-1х, развитие эк отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает эк деятельность пересекать правовые границы и функц-ть за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику эк деят-ти, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законод-ом ограничений;
Во-2ых, цели и формы удовл-я отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных эк отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осущ-ие криминальную эк деятельность, инициируют подкуп лиц, проф деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование.
Последствия коррупции всегда соц значимы. Как отмечает Л. Тимофеев, «люди в своем стремлении к частной выгоде разлагают, уничтожают общественный правовой порядок».
Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред гос интересам и причиняющих ущерб обществу.
К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся: - исп-ие гос служащим своего статуса вопреки интересам гос службы; - наличие умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; - непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам гос власти; - незаконный характер получаемых гос служащими благ и другие.
Провоцируют коррупц д факторы: несовершенство законод-ва и неадекватность законод базы существующей в стране соц-эконом и политической ситуации; размежевание на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность гос структур социального контроля, включая ПО; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы соц справедливости у граждан; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.
Стадии процесса
Ведение делопроизводства на предприятии предусматривает организацию работы с документами на всех стадиях их «жизненного цикла»:
· Создание и регистрация документов (документирование), включая организацию работы с проектами;
· Движение документов, включая процессы контроля исполнения и отправки из организации;
· Хранение документов (архивное дело).
Характеристики документопотока являются ключевой информацией для организации делопроизводства:
· Направление потока определяется пунктами отправления и назначения документа
· Объем потока характеризуется количеством документов, проходящих через его сечение в единицу времени
· Структура потока зависит от разновидности документов, их авторства и других признаков классификационного деления
· Режим потока определяется периодичностью движения документов через пункты обработки
Располагая информацией о характеристиках документопотоков можно приступать непосредственно к организации делопроизводства на предприятии.
Организация делопроизводства на предприятии может проводиться с учетом существующих и проверенных на практике форм работы с документами.
Формы организации делопроизводства различаются, в первую очередь, по критерию степени их централизации.
Централизованная форма. Данный вид организации делопроизводства возникает, когда все технологические операции по работе с документов сосредоточены в одном специализированном структурном подразделении (канцелярии, службы делопроизводства) или находятся в ведении ответственного сотрудника, как правило, секретаря организации. Данная форма организации делопроизводства позволяет выполнить весь цикл операций по обработке документов внутри одного отдела и является одним из наиболее рациональных подходов, т.к. снижает затраты и улучшает организацию труда за счет специализации и взаимозаменяемости специалистов службы делопроизводства. Регистрация документов Кроме того, при централизованной форме организации делопроизводства достигается единство организационного и методического руководства документационным обеспечением. Тем не менее, организовать такой подход к работе с документами можно лишь в небольших компаниях со сравнительно малым объемом документооборота.
Децентрализованная форма. Этот вид организации документационного обслуживания подразумевает создание службы для работы с документами внутри каждого отдела компании. Цикл операций с документами выполняется автономно для каждого структурного подразделения. Децентрализованная форма организации делопроизводства, как правило, используется в тех организациях, структура которых территориально разобщена. Кроме того, такой подход к делопроизводству может быть обусловлен специфическими особенностями документирования деятельности, например, необходимостью защиты информации или сравнительной автономностью подразделений компании.
Смешанная форма. Смешанная форма организации делопроизводства — это самый распространенный подход к обработке документов. Часть операций выполняется централизованно службой делопроизводства, а операции по созданию, систематизации и хранению документов делегируются структурным подразделениям компании. Возможна ситуация, когда одна и та же технологическая операция проводится централизованно для одних массивов документов и децентрализовано — для других. Подобное разделение массивов базируется на адресовании документов. Например, внутренние документы подразделения регистрируются по месту их создания.
Выбор формы организации делопроизводства, пожалуй, является одной из самых сложных задач при создании в компании соответствующей службы. Как правило, решение таких вопросов при организации делопроизводства на предприятии находится в ведении руководства учреждения. Степень централизации со временем может меняться, и эти перемены зависят от преобразований самой компании. Документом, регламентирующим выбранную форму организации делопроизводства, является инструкция по делопроизводству.
Главным правилом организации делопроизводства является оперативное прохождение документа по кратчайшему и максимально прямому маршруту с наименьшими временными затратами.
Особенности современной системы экономических и финансовых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне.
Микроуровень
Деят-ть хоз.субъектов на микроуровне характер-ся системой след показателей:
1.пок-ли финансовой устойчивости;
2.пок-ли ликвидности (платежеспособности);
3.пок-ли деловой активности;
4.пок-ли рентабельности.
Перечисленные группы показателей выступают в качестве инструмента объективной оценки фин-го состояния, планирования и управления.
1.Фин-ая устойчивость - это способность предпр-ия маневрировать средствами, фин-вая независимость. Это также определенное состояние счетов предпр-ия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Коэф-ты фин устойчивости:
Абсолютные пок-ли фин-ой устойчивости
*Наличие собственных оборотных средств СОС=стр.1300-стр. 1100
*Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат СД=СОС+стр.1400
*Общая величина основных источников формирования запасов и затрат
ОИ=СД + стр.1510
три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:
*Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств DСОС= СОС–З (S1)где З – запасы ( стр. 1210)
*Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов D СД=СД – З (S2)
*Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов DОИ=ОИ–З (S3)
Далее применяется трехмерный показатель ситуации (трехмерный вектор):
S(S1,S2,S3):S(1,1,1)–абсолютная устойчивость;S(0,1,1)–нормальная устойч-сть;S(0,0,1) – неустойчивое (предкризисное) фин-ое состояние.S(0,0,0)–кризисное фин-ое состояние
Относительные пок-лей фин-ой устойч-ти
Коэф-нт | Что показывает |
По бух-му балансу
Оптимальное значения
(стр.1300-стр. 1100)/стр. 1200
≥ 0,1
(стр.1300-стр. 1100)/стр. 1210
≥ 0,6-0,8
(стр.1300-стр. 1100)/ стр.1300
≥ 0,2-0,5
стр.1100/стр. 1300
стр.1400/(стр. 1300+стр.1400)
(стр.1150+стр. 1210)/стр.1600
> 0,5
стр.1300/стр. 1600
> 0,5
Сколько заемных средств привлекла орг-ция на 1 руб.,вложенный в активы собственных средств. Превышение указанной границы означает зависимость орг-ии от внешних источников средств, потерю фин-ой уст-сти.
(стр.1400+стр. 1510)/стр.1300
Дата: 2019-03-05, просмотров: 368.