Равновесие является одним из ключевых понятий экономической теории. Его можно определить как соответствие спроса и предложения при заданных параметрах экономической конъюнктуры.
При анализе частичного равновесия определяются равновесные цены и количества на некотором рынке при условии, что его воздействие на другие рынки отсутствует. При анализе общего равновесия изучается равновесие на рынке товаров и услуг, финансовом и ресурсном рынках, т.е. макроэкономическое равновесие на всех рынках одновременно.
Макроэкономика – эклектическая наука, так как ни одна из существующих экономических теорий не описывает всесторонне, исчерпывающе происходящие процессы и явления. Поэтому существует необходимость изучения различных подходов к исследованию макроэкономики и различных инструментов экономической политике.
1. Неоклассическое направление: основа – принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм сам устанавливает равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
а) Монетаризм: деньги – решающая пружина рыночной экономики; роль государства ограничивается поддержанием постоянных темпов роста денежной массы.
б) Экономика предложения: ориентация в государственной политике на предложение факторов производства через основной стимул – снижение налогов и предоставление льгот фирмам.
в) Теория рациональных ожиданий: хозяйственные агенты сами, без вмешательства государства, рационально улавливают перспективы на будущее и регулируют свои действия в принятии экономических решений, основываясь на всей имеющейся информации.
2. Кейнсианство: основа – эффективный спрос, который регулируется с помощью активной государственной кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Неокейнсианство – управление ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровня зарплаты и цен.
3. Институционально-социологическое направление: объектом исследования являются институты (корпорации, государства, профсоюзы). Экономика – система экономических и неэкономических отношений, складывающихся между ними.
35. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, причины, цели и границы.
Государство представляет собой мощную организацию, сплачивающую противоречие интересы, вырабатывающую и во многом осуществляющую стратегию развития общества.
Решающей экономической особенностью государства является то, что оно и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнёров не располагают никакие другие участники экономической деятельности. Их законные права устанавливаются государством.
Государственное регулирование экономики – система экономических и политических мер, осуществляемых государственными органами капиталистических стран.
Объективная возможность государственного регулирования появилась с достижением определённого уровняэкономического развития, концентрации производства и капитала.
Субъекты государственного регулирования – социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наёмные рабочие и хозяева предприятий, фермеры, земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, менеджеры, акционеры, государственные служащие и т. д.
Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, рынок, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для формального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики - это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; накопление капитала; платёжный баланс; цены, НИОКР, условия конкуренции; социальные отношения, (включая отношения между работодателями по найму, а также социальное обеспечение); подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда; внешнеэкономические связи.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула илиопасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Четыре экономические функции государства:
1) Прямой контроль,2)Общественное потребление,3)Государственное производство,4)Социальное обеспечение.
2) Прямой контроль. Воздействие гос-ва на экономику должно быть рекомендательным, побудительным, т.е. оно повести за собой в направлении выбранного варианта развития. Гос-во должно создавать экон. правила игры на основе познания объективных экон.законов и быть арбитром их выполнения. «Гос-во – ночной сторож…» А. Смит. Причина воздействия – индивидуальная собственность на ср-ва произ-ва. Главн. задача гос-ва – обеспечение экон.роста, не столько количественного, сколько качественного, безопасного. Механизмы Гос.воздействия:налоговая,финансовая, денежная,кредитная,банковская,правовая системы.
3) Общественное потребление. Благи общества:1)товары индивид.потребления; 2) общественные (государственные) блага. По отношению к ТИПам действуют 2 принципа:делимости и исключения. Все кто может и хочет приобретает блага и получает от них полезность, и наоборот. По отношению к общ. благам эти принципы не действуют. Источником финансирования общ.благ явл. налоги, взимаемые с населения, кот-ые должны уплачивать все, т.к. полезность, прямо или косвенно, получают все.
4) Госуд.произ-во. Некоторые общ.блага можно передать в частные руки (музеи, больницы, библиотеки), но с дотациями гос-ва. Государственным становится всё то, что частник не может произвести должным образом, либо не может произвести вообще, что не приносит ему прибыли, но приносит пользу общ-ву (связь, транспорт, почта).
5) Социальное обеспечение. 1) Эффект Робин Гуда. Соц.проблемы решаются при помощи перераспределения в форме: а) прогрессивного налогообложения, б) обязат. и добров. соц. страхования, в) песии, пособия, мин.з/п и мин. пенсии, соответствующие научно-обоснованному прожиточ.минимуму,г) индексация мин. з/п и мин. Пенсии, д) контроль за ценами монополий.2) Эффект иждивенчества.Соц. политика может приобрести форму «показного патернализма»-может появиться целое сословие иждивенцев от общества. 3) Эффект худого ведра.Необходимо минимимизировать потери при распределении ВВП, т.к. именно он явл-ся источником финансирования нац.политики. Все страны по доле перераспределения ВВП делятся: 1)Континентальная (германская)-Германия, Франция. Здесь на соц.нужды перераспр. 50% ВВП; 2)Англосаксонская-Великобритания, Канада, США. (45%), 3)Средиземноморская-Швеция, Дания,Голландия,Норвегия,Финляндия (60-65%). Англосаксонская – самая эффективная и комфортная. Здесь проводится политика:помогать нужно тем, кто не может помочь себе сам, остальные сами себе помогут. => соц.защита имеет 2 направления: 1)соц.помощь,2)соц.поддержка.
Государственная деятельность не должна переходить границы рыночного механизма, государство в развитых экономиках интегрируется в рыночную систему.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 417.